100-летию со дня рождения Алексея Кирилловича Кортунова — первого руководителя Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности посвящается.
Алексей Кириллович Кортунов родился 28 марта 1907 г. в г. Новочеркасске, там же окончил институт и аспирантуру. Вскоре после окончания был направлен на строительство доменной печи завода «Азовсталь» в г. Мариуполе.
В канун Великой Отечественной войны Алексей Кортунов работал в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ), где прошел сложный путь от инженера-механизатора до одной из самых ответственных должностей — начальника строительства аэродинамических объектов.
В первые дни войны Алексей Кортунов подал заявление об отправке на фронт, был зачислен слушателем Военно-инженерных курсов. В 1942 г. Алексей Кортунов — начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии, затем — командир 629-го орденов Красного знамени и Суворова III степени стрелкового полка, с которым дошел до Берлина.
За боевые заслуги Алексей Кириллович был отмечен высшей правительственной наградой — ему было присвоено звание Героя Советского Союза; удостоен многих правительственных наград, в том числе орденов «Александра Невского», «Суворова III степени», двух орденов Красного Знамени.
В 1946 г. Алексей Кортунов был назначен начальником военного сектора Управления советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 г. и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с работой в нефтяной и газовой промышленности: возглавлял Туймазинское территориальное строительное управление, в 1950 г. был назначен заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству, в 1953 г. переведен на должность начальника Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой), в декабре 1954 г. Алексей Кортунов — начальник Главнефтестроя, в 1955 г. — Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
С 1957 по 1972 гг. Алексей Кортунов возглавлял правительственные органы управления газовой промышленности страны: Главное управление по газовой промышленности при СМ СССР, Государственный комитет по газовой промышленности СССР, Министерство газовой промышленности СССР.
В сентябре 1972 г. правительство приняло решение об образовании Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Его руководителем стал А. К. Кортунов. Он быстро создал управленческий аппарат и четко организовал деятельность нового министерства. Однако состояние здоровья уже не позволяло ему часто выезжать на многочисленные стройки.
За годы деятельности Алексея Кортунова газовая отрасль достигла высоких результатов:
- под его руководством в короткие сроки были открыты крупные газовые месторождения — Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др.; введены в эксплуатацию первые промысловые установки на месторождении Медвежье;
- оперативно было организовано обустройство месторождений и строительство крупных магистральных газопроводов: Шебелинка — Москва, Ставрополь — Москва, Краснодарский край — Серпухов — Ленинград, Джаркак — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата, Карадаг — Тбилиси — Ереван, Бухара — Урал, Средняя Азия — Центр (4 нитки), СРТО — Торжок — Минск, Усть — Вилюй — Якутск и др. (почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов);
- прирост добычи газа в СССР составил 209 млрд куб. м;
- введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт;
- промышленные запасы газа возросли до 25 трлн куб. м;
- доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%;
- сформирована основная часть ЕСГ страны;
- заложена система надежного, бесперебойного снабжения «голубым топливом» отечественных и зарубежных потребителей;
- построены подземные хранилища газа;
- в Главгазе СССР была сформирована мощная научная и проектная базы, в состав которых включены 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Организованы новые научно-исследовательские организации — УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). В целях эффективного развития газовой отрасли комплексно использовался потенциал отраслевой, академической и вузовской науки;
- газовая отрасль вышла на мировой энергетический рынок;
- разработана программа импорта газа в районы страны, которые значительно удалены от отечественных газовых месторождений;
- создана индустрия скоростного трубопроводного строительства в стране;
- все виды отечественной техники для механизированного производства работ по сооружению магистральных газопроводов спроектированы также в период руководства Алексея Кортунова. На базе этих разработок впоследствии созданы комплексы машин для строительства магистральных газопроводов диаметром 1420 мм;
- качественно изменились кадры отрасли и состав управленческого персонала.
Алексей Кириллович Кортунов (15 (28 марта) 1907 года, г. Новочеркасск, Российская империя - 18 ноября 1973 года, г. Москва, РСФСР, СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).
Участник Великой Отечественной войны, командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 41-я армия Калининский фронт, позже 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), полковник, Герой Советского Союза (1945).
Биография
В 1931 году окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. В 1933 году успешно завершил учебу в аспирантуре при кафедре организации и механизации строительных работ.
Его трудовая биография началась с участия в возведении завода «Азовсталь» в Мариуполе, куда он попал по комсомольской путевке. Затем было строительство Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где он прошёл путь от инженера-механизатора до начальника строительства аэродинамических объектов.
После окончания войны с 1945 по 1948 годы - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 года - в запасе.
С 1948 года и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с нефтяной и газовой промышленностью:
- 1948-1950 - начальник Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя при Совете министров СССР.
- 1950 - заместитель Министра нефтяной промышленности СССР (по строительству).
- 1953 - начальник Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой).
- С декабря 1954 - начальник Главнефтепромстроя СССР.
- С февраля 1955 - заместитель Министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, два месяца спустя - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
- С мая 1955 - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
- 1957 - назначен начальником Главного управления газовой промышленности при СМ СССР (одновременно с октября 1961 по март 1963 - Министр СССР). Участник проекта создания Единой системы газоснабжения.
- С марта 1963 - председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - Министр СССР.
- С октября 1965 - Министр газовой промышленности СССР.
- С сентября 1972 - Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.
Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-73 гг. Депутат Верховного Совета СССР 6-8 созывов.
Память
- В 2003 году Российский Союз нефтегазостроителей учредил Золотую медаль имени А. К. Кортунова.
- Отмечалось 100-летие со дня рождения А. К. Кортунова.
Награды и звания
- Герой Советского Союза (24 марта 1945 года).
- Награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени (наградной лист на сайте Подвиг народа), Александра Невского, медалями.
1945 - 24 марта. П рисвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
1948 - Демобилизавался 1948 - Н ачальник Туймазинского территориально-строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР 1949 - Сафразьян Леон Богданович назначен Заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству 1950 - З аместитель министра нефтяной промышленности СССР 1955 - М инистр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР 1957 - Н ачальник Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР - министерства СССР 1961 - ХХ II 1963 - П редседатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - министерства СССР 1965 - М инистр газовой промышленности СССР 1966 - ХХ III съезд КПСС. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС 19 71 - ХХ IV съезд КПСС. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС 1972 - Сентябрь. М инистр газовой промышленности СССР 1973 - 18 ноября. Москва. Умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище 2003 - Москва. Российский Союз нефтегазостроителей учредил Золотую медаль имени А.К. Кортунова Награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Александра Невского, медалями
Проветривание московских мозгов
Кортунову за всю весну и лето, видимо, порядком надоело уговаривать и настраивать своих подчиненных на предстоящую работу на Медвежьем месторождении на Севере Тюменской области . Надоело "разворачивать" их лицом к стройке, которая была на контроле на самом верху.
Да и пора самому осмотреться на месте. А главное, увидеть людей и ощутить их настрой на предстоящую зиму. А в эти края, как известно, "только самолётом можно долететь ". Был разослан соответствующий приказ. И на Север загодя стало подтягиваться начальство. Иначе что докладывать?
Первыми авиарейсами только что открывшегося Пангодинского аэропорта cтало прибывать московское начальство. А вылетали они из подмосковного крохотного и почти секретного тогда аэродрома Мячково. Накануне Кортунов предупредил о полёте и велел быть готовыми с утра. Вылетали в понедельник, а потому народ в аэропорт прибыл прямо с собственных подмосковных дач.
В Москве в начале октября в разгаре было так называемое бабье лето . Стояла по летнему тёплая сухая погода. Природа дышала привлекательной спелостью и убаюкивающей зрелостью. Прибыли кто в чём. Большинство были, правда, в осенних туфлях, в китайских синих макинтошах и зеленых велюровых шляпах. Собственно и Кортунов был одет не лучше.
Но для него в самолёте помошник уже припрятал полный комплект одежонки военного летчика командного состава полярной авиации: меховой костюм с собачьми унтами, меховую шапку с шерстяным подшлемником, белоснежное и лёгкое трикотажное вязанное бельё из пуха гагары . Шустрый помошник Цветков, как водится, и себя не забыл.
Через пару часов свита Кортунова заметно заскучала, когда в иллюминаторы стал наблюдаться снежный покров. Сначала довольно редкий и клочковатый, но очень быстро, на подлёте к северному Уралу, ставший сплошным. Надеялись, что мороз, если и будет, но не сильный. Начало октября все-таки.
Перед самой посадкой в Пангодах Кортунов и его помошник ушли за кормовую брезентовую занавеску, где быстро переоделись. После посадки на дворе оказалось под минус 50! Посёлок строителей был рядом и Кортунов предложил пройтись пешком до ближайших домов. Мол, надо размяться. К домам подошли, а они стоят без отопления.
Внутри домов из-за сырости от невысохшего бруса пробирало до самого мозга костей. Когда же Алексей Кириллович предложил для экономии времени тут же на месте провести совещание, свита взмолилась. Министр направился к столовой, где уже порядочно народу набралось из местного начальства. Его спутники как пленные румыны понуро поплелись за ним. Они бы и рады бежать в припрыжку за легко шагавшим боссом. Да мороз не давал дышать. Даже мелкими глоточками...
Совещание прошло быстро и Кортунов улетел в Надым . Свиту с собой не взял. Вижу, говорит, что вы всё поняли, и вам надо остаться, чтобы исправить дела на месте. Так строительству было придано общесоюзное и первостепенное значение.
В Москву полетели так называемые "полевые" приказы и распоряжения... Все ресурсы заворачивались и переадресовывались на Тюмень , Воркуту и Лабытнанги, а там по воздуху на Пангоды, где их ждали как манну и впрямь небесную. А без такого результата возвращаться в Москву не рекомендовалось, скажем осторожно... Неровен час, ведь в Сибирь могут и доставить обратно...
Став полноправным красноармейцем , я был зачислен в 629-й полк 134-й дивизии, которой была придана штрафная рота. В беседе с прибывшим пополнением командир полка подполковник Алексей Кириллович Кортунов обратил на меня внимание. Узнав, что я бывший боксер, он сказал:Ну, тебе прямая дорога в разведку!
Здесь мне хочется сделать отступление и сказать, что Алексей Кириллович Кортунов, с которым меня столкнула судьба, был замечательной личностью, о нем надо бы написать отдельную книгу.
Одаренный инженер, Кортунов до войны жил и работал в Москве. Военного образования он не имел. С началом войны был призван и назначен на должность дивизионного инженера 134-й стрелковой дивизии. В ходе тяжелых боев на Калининском фронте части несли большие потери. Однажды в 629-м стрелковом полку погибло все командование. Заменять было некем. Командир дивизии полковник Е. В. Добровольский послал в полк находившегося рядом с ним на НП дивизионного инженера. Напутствовал: «Собери там все, что можно, продержись до вечера». Кортунов, от природы человек волевой, прекрасный организатор, сплотил бойцов. Полк отбил атаки врага, продержался до вечера и весь следующий день. Комдив подбадривал: «Молодец, Кортунов, продержись еще денек, пока подберем командира». Кортунов продержался неделю и больше. Когда в таких горячих боях человек умело прокомандовал полком почти месяц, надо ли его заменять? Так и оставили Алексея Кирилловича командиром полка. Он не раз отличался в боях, за что был отмечен командованием. Я помню, как его однажды повысили, назначив замкомдивом. Он пробыл на этой должности недолго. Очень скоро запросился назад: «С полком я вроде бы справляюсь, а выше не могу». Ему разрешили вернуться в родной полк. И он прекрасно им командовал до конца войны, заслужив многие награды, в том числе и высокое звание Героя Советского Союза.
Я уверен, Кортунов известен многим читателям как министр газовой промышленности СССР - он им был после войны восемнадцать лет, до последнего дня своей жизни. Он и после войны сделал много доброго и нужного для Родины, но это, как я уже сказал, тема для другой книги Газпром
Алексей Кириллович Кортунов родился 28 марта 1907 года в Новочеркасске в семье рабочего. Его отец Кирилл Петрович работал смазчиком на железной дороге. Мать Анна Авдеевна - потомственная казачка, вела домашнее хозяйство и воспитывала шестерых детей.
В 1931 году Алексей Кортунов окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, учился в аспирантуре Всесоюзного института гидротехники и мелиорации в г. Москве. Защитить диссертацию не успел - молодого и грамотного специалиста направляют на строительство металлургического завода «Азовсталь» в Мариуполе, а в 1936 году переводят на строительство Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в г. Жуковском.
Наступил 1941 год... Уже 23 июня начальник строительства аэродинамических объектов Алексей Кортунов подал заявление с просьбой направить его на фронт. Но получил ответ: «Строительство нового ЦАГИ - это тоже фронт». Стране нужны были квалифицированные рабочие и руководящие кадры в тылу. Позже он все-таки он добился отправки на фронт.
В сентябре 1942 года, после тяжелого боя, погиб командир 629-го стрелкового полка. Надо было срочно его заменить. Полковник Добровольский приказал дивизионному инженеру Кортунову отправиться в 629-й полк,134-ю стрелковую дивизию, собрать всех, кто там остался, и постараться во что бы то ни стало удержать занимаемый рубеж, пока не найдут нового командира. Кортунов собрал всех, кто был в живых, организовал оборону. Продержался несколько дней. Командир дивизии задумался: а надо ли теперь вообще искать замену Кортунову? И Алексей Кириллович был назначен штатным командиром полка, с которым он и прошел всю войну до самой Победы.
Командир полка любил и заботился о своих солдатах и офицерах. В дни затишья помогал восстановить им силы, отдохнуть. А в бою всегда был рядом с ними. В своих воспоминаниях Герой Советского Союза Владимир Васильевич Карпов, который прошел весь свой фронтовой путь в рядах этого стрелкового полка от рядового до начальника разведки, пишет: «...почти каждую ночь он посылал меня на смерть, вернее, на боевые задания, в ходе которых я мог быть убит. Отправлять меня на боевые задания было его командирской обязанностью. А выполнять эти задания было моим долгом войскового разведчика. Однажды, отдав мне приказ о предстоящем в эту ночь выходе в расположение врага, Кортунов вдруг умолк, недолго о чем-то подумал и сказал:
- Впрочем, сегодня не ходи на задание...
- Почему? - удивился я.
- У тебя сегодня день рождения, а я суеверный... Сегодня - не пойдёшь!
Это многое значит, когда командир помнит дату твоего рождения, особенно в те дни, когда ты сам ее запамятовал ».
Свою первую награду - орден Красного Знамени Алексей Кириллович Кортунов получил 19 марта 1943 года за умелое и грамотное командование полком в период наступления в районе города Белый, за мужество и смелость.
13 октября 1943 года Алексей Кириллович был награжден орденом Александра Невского. 13 августа 1943 года 629-й полк под решительным командованием Алексея Котрунова сделал главный прорыв вражеской обороны в районе хутора Починок и деревни Маецкое Пречистенского района Смоленской области. Полк продвинулся на 40 км, освободив от немцев более 30 населенных пунктов.
Алексей Кириллович был очень требователен к командирам и начальникам всех степеней. За это пользовался любовью и уважением всех в полку, от рядового бойца до старших офицеров. Ругал и наказывал, если какой-то командир не обеспечил солдат или проявил в своей работе халатность. Всегда был справедлив. Не забывал поощрять добрым словом и представлением к награде.
Свою высшую награду - звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда» - Алексей Кириллович Кортунов получил за форсирование реки Висла в июне 1944 года возле деревни Люциме...
«... в тяжелых условиях личный состав полка под героическим руководством тов. Кортунова принял всю тяжесть боев по отражению яростных контратак противника, которые в связи с выходом боеприпасов отбивались всеми имеющимися средствами вплоть до рукопашных схваток, но, несмотря на это, плацдарм, занятый утром, героически удерживался до похода основных сил дивизии и спецподразделений, тем самым полк обеспечил выполнение боевой задачи, поставленной командованием».
В тот момент всё меньше оставалось в живых наших защитников рубежа. Фашисты пошли в атаку, уже не скрываясь, во весь рост. Стреляли из минометов, потом пошли танки. С воздуха позиции отряда обстреливали и бомбили самолеты. Земля была перепахана минами, снарядами и бомбами. И тогда полковник Кортунов сказал в микрофон уцелевшей рации: «Прошу накрыть огнем „Катюш“ наши позиции! Вызываю огонь на себя!».
Немцы так и не прорвались к деревне Люциме. Ночью через Вислу переправились наши дивизии. У полковника Кортунова оставались в строю всего 42 человека...
Алексей Кириллович потом говорил: «Мы могли рисковать своими жизнями, но не плацдармом, не делом, которое нам поручено. Риск важен в любом деле. Но риск осмысленный, основанный на глубоком знании обстановки. Надежда остаться в живых была: мы зарылись в землю, хорошо окопались. И еще верили, что наши бьют точно. Ведь я сообщил все координаты ».
Из Подмосковья, где продолжал работать трест авиапромышленности, пришло письмо с поздравлением Алексея Кирилловича с присвоением почетного звания. Его товарищи писали: «Мы гордимся, что ты как представитель нашего строительного коллектива оправдал высокое доверие страны, ...желаем тебе успехов в борьбе с врагом и надеемся, что ты со своим полком, как ударный кулак нашей славной Красной Армии, отомстишь этим извергам человечества за все их злодеяния, причиненные нашей Родине».
За форсирование рек Западный Буг и Висла, за организацию боя и инициативу в борьбе против превосходящих сил противника полковник Кортунов 25 августа 1944 года был награжден орденом Суворова III степени.
Командир довел свой полк до Берлина. Знамя 629-го стрелкового полка со 126 пулевыми и осколочными пробоинами сдано на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил РФ. Потом Алексей Кириллович написал: «Под этим знаменем бойцы и офицеры прошли большой, героический путь. Полк не знал, что такое дрогнуть под натиском во много раз превосходящего по силам противника. В критический момент развернутое знамя мобилизовывало бойцов на подвиги, которые приводили к Победе, казалось, в безвыходном положении».
Когда такая отрасль, т.е. Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (Миннефтегазстрой - Роснефтегазстрой) было создано, то её Первым Министром стал Кортунов Алексей Кириллович. Назначение состоялось, хотя ему уже было 65 лет. Но тогда тоже так назначали. Только своих. И только проверенных в деле.
Кортунов Алексей Кириллович [р. 15 (28).03.1907, Новочеркасск],
советский государственный деятель, Герой Советского Союза (24.3.1945). Член КПСС с 1939.
Родился в семье рабочего.
Трудовую деятельность начал в 1922.
В 1931 окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт.
В 1936-41 на руководящей хозяйственной работе.
В 1941-48 в Советской Армии; участник Великой Отечественной войны 1941-45, полковник.
В 1948-50 начальник Туймазинского территориально-строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР.
В 1950-53 заместитель министра нефтяной промышленности СССР.
В 1953-55 на руководящей работе в том же министерстве.
В 1955-57 министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
В 1957-63 начальник Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР - министерства СССР.
В 1963-65 председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - министерства СССР.
В 1965-72 министр газовой промышленности СССР.
С сентября 1972 министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.
На 22-м (1961), 23-м (1966), 24-м (1971) съездах партии избирался кандидатом в члены ЦК КПСС.
Депутат Верховного Совета СССР 6-8-го созывов.
Награжден 4 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
Проветривание мозгов
Кортунову за всю весну и лето, видимо, порядком надоело уговаривать и настраивать своих подчиненных на предстоящую работу на Медвежьем месторождении на Севере Тюменской области. Надоело "разворачивать" их лицом к стройке, которая была на контроле на самом верху.
Да и пора самому осмотреться на месте. А главное, увидеть людей и ощутить их настрой на предстоящую зиму. А в эти края, как известно, "только самолётом можно долететь". Был разослан соответствующий приказ. И на Север загодя стало подтягиваться начальство. Иначе что докладывать?
Первыми авиарейсами только что открывшегося Пангодинского аэропорта cтало прибывать московское начальство. А вылетали они из подмосковного крохотного и почти секретного тогда аэродрома Мячково. Накануне Кортунов предупредил о полёте и велел быть готовыми с утра. Вылетали в понедельник, а потому народ в аэропорт прибыл прямо с собственных дач.
В Москве в начале октября в разгаре было так называемое бабье лето. Стояла по летнему тёплая сухая погода Природа дышала привлекательной спелостью и убаюкивающей зрелостью. Прибыли кто в чём. Большинство были, правда, в осенних туфлях, в китайских синих макинтошах и зеленых велюровых шляпах. Собственно и Кортунов был одет не лучше.
Но для него в самолёте помошник уже припрятал полный комплект одежонки военного летчика командного состава полярной авиации: меховой костюм с собачьми унтами, меховую шапку с шерстяным подшлемником, белоснежное и лёгкое трикотажное вязанное бельё из пуха гагары. Шустрый помошник, как водится, и себя не забыл.
Через пару часов свита Кортунова заметно поутихла, когда в иллюминаторы стал наблюдаться снежный покров. Сначала довольно редкий и клочковатый, но очень быстро, на подлёте к северному Уралу, ставший сплошным. Надеялись, что мороз, если и будет, но не сильный. Начало октября все-таки.
Перед самой посадкой в Пангодах Кортунов и его помошник быстро переоделись. После посадки на улице оказалось под минус 50! Посёлок строителей был рядом и Кортунов предложил пройтись пешком до ближайших домов. Мол, надо размяться. К домам подошли, а они стоят без отопления.
Внутри домов из-за сырости от невысохшего бруса пробирало до самого мозга костей. Когда Кортунов предложил для экономии времени тут же на месте провести совещание, народ взмолился. Когда дед пошёл к столовой, где уже порядочно народу набралось из местного начальства, его свита как пленные румыны понуро поплелась за ним. Они бы и рады бежать в припрыжку за легко шагавшим начальником. Да мороз не давал дышать. Даже мелкими глоточками.
Совещание прошло быстро и Кортунов улетел в Надым. Свиту с собой не взял. Вижу, говорит, что вы всё поняли и вам надо остаться, чтобы исправить дела на месте. Так строительству было придано общесоюзное и первостепенное значение. В Москву полетели приказы и распоряжения.
Все ресурсы заворачивались и переадресовывались на Тюмень, Воркуту и Лабытнанги, а там по воздуху на Пангоды, где их ждали как манну и впрямь небесную. А без такого результата возвращаться в Москву не рекомендовалось, скажем осторожно.