Аргументы на тему: Эгоизм и самолюбие (ЕГЭ по русскому). Появление самолюбивых героев в литературе XIX века Проблема эгоизма в произведениях литературы

Эгоизм как неотъемлемая часть человеческой сущности.

Доказать, что эгоизм – это не индивидуальная модель поведения, а обязательная составная человечности.

1)Собрать эмпирический и исторический материал по теме исследования;

2) Провести мысленный эксперимент;

3) Проанализировать полученные данные отдельно в каждом случае.

Были рассмотрены проявления эгоизма в обществе, раскрытие стереотипов связанных с эгоизмом, проведены мысленные эксперименты, рассмотрены возможные противоположности эгоизма на примере биографии известных людей.

Были проведены соц. опросы студентов Кировской и Пермской медицинских академий.

Результат: Стереотипы об эгоизме неоправданны и нелогичны. Само понятие эгоизм стало в обществе искажённым и неполным. Абсолютных противоположностей эгоизму нет.

На основе результатов исследования было установлено:

  • Эгоизм имеет свою природу
  • Любое проявление альтруизма является следствием эгоизма
  • Каждый человек эгоистичен по своей натуре

Что такое эгоизм? Толковый словарь Даля толкует это слово как «забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим…». Очень часто в понятие «эгоизм» включают ещё несколько терминов, например, корысть или себялюбие. Спрашивая людей, почти 90% сказали, что эгоизм - это себялюбие, но остальные отметили, что это способность думать только о себе.

(Прежде чем понять, что такое эгоизм, необходимо вспомнить: где мы его встречаем, когда им пользуемся, кому от этого плохо и почему это качество принято считать отрицательным.)

Как проявлял себя человеческий эгоизм в истории? Одним из самых знаменитых эгоистов считают Герострата. В 356 году до нашей эры Герострат сжёг знаменитый храм Артемиды, чтобы увековечить своё имя в истории. Можно ли назвать его эгоистом, если по его замыслу пользу он извлечёт только после смерти? Конечно, нет. Судя по летописям, Герострат был изощрённым нарциссом, но никак не выдающимся эгоистом. Здесь важно отметить отличие одного от другого: нарциссизм даёт человеку некую свободу действий, ставя его выше других, в отличие от эгоизма, где любое неправильное решение может только отдалить эгоиста от его основной цели.

Так, если оглянуться на протяжённую историю человечества, очень сложно найти каких-то выдающихся эгоистов, оставшихся в памяти. Всё потому, что все люди всегда действовали в собственных интересах. Поэтому, если спросить: «Кто был самым эгоистичным?», то это будет равноценно сказать: «Кто был самым человечным?».

Все так делают, но обществу это не нравится… По данным опроса 40% студентов считает, что эгоизм противоречит общественным ценностям, другие 40% считают наоборот, и оставшиеся 20% отмечают, что такое происходит не всегда. Но общественные ценности и личные интересы – вещи разные, и опрашиваемые вполне могут из-за личных обид на эгоизм назвать его общественно опасным, когда на самом деле он таким может и не являться. Люди не имеют ничего против своего собственного эгоизма, их куда больше раздражает эгоизм со стороны других людей, потому что иногда эта забота о себе идёт в ущерб блага другим. И ответ на такое поведение – осуждение со стороны общества. Осуждение – единственное, что придаёт морали вес и силу. Таким образом, эгоизм подвергается гонениям, только когда он стоит против интереса других. А так как на другие его проявления общество внимания не обращает, все давно забыли, что эгоизм – это не только безразличие к чужим интересам, но и неотъемлемая часть человеческой сущности.

Такая подмена понятий сыграла на руку немалому количеству правителей. Ни один солдат не пойдёт воевать просто так. Для этого нужна причина, а причин воевать у человека в избытке. Одна из проблем полководца – дезертирство. Посмотрев на войну изнутри, мало кто захочет на ней остаться. И, тем не менее, люди воевали, солдаты шли в бой. Всем сказали, что эгоизм – это плохо; и никто не хотел покидать военный строй, потому что иначе это было бы эгоизмом. В Первою мировую войну ни один солдат не был в ней заинтересован. Причины войны были в основном экономического и территориального характера, что относилось к главам государств. И, тем не менее, на войну было мобилизовано более 60 млн. человек. Решить проблему с дезертирством помогла пропаганда патриотизма, идущая в разрез с общепринятым эгоизмом. Достаточно посмотреть на лозунги 1914-1918 гг: «Во имя Родины вперёд богатыри!» или «Папа, а что ты делал во время Великой войны?» Солдаты воевали, потому что их эгоизм начали стыдить, и у них не осталось особого выбора, кроме как идти в бой мужчиной или остаться дома с чувством вины за свой эгоистичный поступок.

Данную мысль следует закончить словами Оскара Уальда: « Жить так, как вы хотите, это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.»

У каждого человеческого чувства, свойства есть, так сказать, свой предок, прообраз. Проще говоря, инстинкт. С появлением самосознания (человеческой души) все животные инстинкты приобрели новую форму. Инстинкт размножения превратился в любовь, родительский инстинкт в нежность, стадный инстинкт в коммуникабельность. Так и эгоизм имеет свою природу. Сам Шопенгауэр утверждал, что эгоизм является основной реальной пружиной поведения как животного, так и человека. Учёные испытывают потребность в познании, романтики – потребность в неизведанном, спортсмены – потребность в соревновании, борьбе. Люди могут заниматься совершенно разными вещами, работать на самых разных должностях, но у всех будет единая цель – удовлетворение собственных потребностей или эгоизм.

Спрашивая студентов, есть ли антоним к эгоизму вообще, 90% сказали, что есть, и все, как ни странно, называли альтруизм. Хотя альтруизм, который так часто ставится в противопоставление эгоизму, является лишь его следствием. В качестве примера можно привести биографию Флоренс Найтингел. Она была английской сестрой милосердия и общественным деятелем. Ни светская жизнь, ни семейное счастье не интересовали её так, как уход за больными. Она действительно любила свою работу и получала от неё удовольствие.(можно вставить её цитату ) Её праксические и альтруистические потребности были требовательнее остальных. Да, она помогала другим, но это было её решение, и действовала она, согласно своим желаниям. И даже здесь можно найти схожие черты с более привычным для нас эгоизмом. Профессия Найтингел шла против благ её семьи, но, тем не менее, сестра милосердия решила оставить свою семью, ради собственных потребностей.

Ещё одна общепринятая противоположность эгоизма – самопожертвование. Что заставит одного человека встать между пулей и другим человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести небольшой мысленный эксперимент. Допустим, перед вами выбор: сыграть в героя и спасти чью-то жизнь ценой своей или спасовать и отойти в сторону. Минусы первого варианта – вы, скорее всего, умрёте. Минусы второго – вас могут осудить за малодушие. В зависимости от настроения и мировоззрения, первый минус может превратиться в плюс. А во втором случае, вы остаётесь с виной за чью-то жизнь, что в перспективе тоже не радует.

Вредит ли эгоизм врачебной деятельности? Студентам-медикам в конце было задано три вопроса:

Рисунок 1. Мешает ли эгоизм быть хорошим врачом?

Рисунок 2. Мешает ли эгоизм быть квалифицированным врачом?

Рисунок3. Может ли хороший врач быть неквалифицированным?

Все участники ответили, что не может.

В первом и втором вопросе мнения сильно рознятся, в отличие от третьего, где понятия «хороший врач» и «квалифицированный врач» неразрывны. Данные второго вопроса поясняют первый: Эгоизм мешает стать хорошим врачом, потому что он мешает квалификации. Но когда студентов спрашивали, каким образом эгоизм мешает получению квалификации, то многих этот вопрос ставил в тупик. Все, кто отмечал эгоизм как помеху, отвечали машинально, не задумываясь, потому что такие ценности диктует им общество. Почему нашлись те, кто отвечал наоборот? Потому что они не дают обществу думать за них и понимают, что все люди – эгоисты, а те, кто не признают этого – лицемеры.

Подводя итог, нужно сказать, что под эгоистом, часто понимают человека, думающего только о себе. Но, думать только о себе – не означает не брать во внимание всех остальных людей. Иначе это было бы глупо и недальновидно, ведь от других людей напрямую зависит настроение и состояние любого эгоиста. Так что эгоизм – это неотъемлемая часть человеческой сущности, целью которой является удовлетворение всех потребностей конкретного человека, используя при этом любые средства, в том числе и интересы других людей.

Список литературы:

1. Электронный ресурс «Википедия» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгоизм (дата обращения 12.03.2016) Электронный ресурс «dic.academic.ru» Философская энциклопедия URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3745/ЭГОИЗМ (дата обращения 12.03.2016)

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

В сочинении имеются отсылки к рассказу О. Павловой.

Вариант 1

Эгоизм — это стремление человека поставить себя выше всех и, если ему это удаётся, то такому человеку кажется, что мир вертится только вокруг него. Это качество относит-ся к отрицательным, ведь за ним стоят нескромность, гор-дыня, иногда даже бессердечие.

В рассказе О. Павловой мы можем найти несколько персонажей-эгоистов.

Макс Смирнов, желая сострить, не стесняется передраз-нивать заикающегося Жукова. Для Кати Лебеде-вой привычно самовлюблённо восхищаться своей вышивкой. Несмотря на то что Макс — капитан школьной баскетбольной команды, а Катя красива и талантлива, они не вызывают симпатии у читателя.

А потому что эгоизм сводит на нет все добродетели чело-века, делая его неприятным, бездушным.

Вариант 2

Я считаю, что эгоизм — одно из самых неприятных ка-честв в человеке. Это самовлюблённость, жажда внимания и глупость вместе взятые. Эгоист не замечает людей вокруг, наоборот — он ждёт обожания, преклонения.

Давайте посмотрим, обратившись к предложенному тек-сту, какими неприятными могут быть проявления эгоизма.

Катя Лебедева настолько не сомневается в собственном превосходстве, что ни на секунду не допускает мысли о том, что Жуков напишет своё сочинение не о ней. Самовлюблён-ная девочка принимает его доброе отношение без благодар-ности, с «притворным недовольством». Наверня-ка именно о ней и написал Вовка: «Настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы».

Я, к сожалению, тоже бываю эгоистичной. Мне до сих пор стыдно за деньги, которые я брала долгое время у своей бабушки на мелкие расходы, пока мама не сказала мне, что бабуля экономит на себе, чтобы собрать мне эту сумму. А ведь я даже не подумала о том, что бабушкина пенсия со-всем маленькая.

У эгоистов, как я поняла даже из своего опыта, все ин-тересы ограничены собственным «я».

Вариант 3

Я думаю, эгоизм — это нежелание понимать, что в этом мире существует кто-то ещё, кроме тебя. Себялюбивый че-ловек считает себя умнее, лучше, достойнее других.

Эгоизм — качество, отличающее Катю Лебедеву из рас-сказа О. Павловой. Все считают её первой красавицей, ей легко даются предметы, но при этом она надменна, груба и нескромна: свою вышивку Катя называет восхитительной, хвастается ею. Согласитесь, такое поведение эгоистично.

Не лучше ведёт себя и Макс Смирнов: не стесняется пе-редразнивать заикающегося Жукова, ведёт себя вызывающе.

И только Вовка Жуков своим сочинением преподал урок всем тем, кто ведёт себя эгоистично в их классе.

Нет красоты в человеке, если он любит только себя и свои достижения.

Вариант 4

Эгоизм — это такое поведение человека, когда он думает только о себе и своих достоинствах. Эгоистам нередко свой-ственно самолюбование.

Обратимся к тексту О. Павловой, чтобы доказать эту мысль. Катя, умеющая хорошо вышивать, приносит свои работы в класс. Стараясь привлечь внимание всех к своим картинам, называет вышивки «прекрасным садом», восхи-щается ими, ищет подтверждения своим восторгам в реак-ции окружающих.

Её самомнение неприятно, но Катя этого не замечает. Кроме того, она уверена, что о её талантах обязательно рас-скажет влюблённый в неё Вова. Даже не дослушав его сочи-нение, она комментирует читаемое, чтобы лишний раз обра-тить на себя внимание.

Евгений Онегин из одноимённого романа А. С. Пушкина тоже эгоист, и себялюбие лишило его друга и искренней любви.

Эгоистичные люди, как правило, вызывают неприязнен-ные чувства.

Вариант 5

Эгоизм — это пренебрежительное отношение к другим и демонстрация своих мнимых и реальных достоинств. Эгои-сты любят только себя.

Докажем эту мысль примерами из текста О. Павловой. В классе, где учится девочка Катя, все давно заметили, что тихоня и троечник Жук влюблён в неё. Однако Катя унижа-ет его, демонстрируя своё пренебрежение. При-творное недовольство звучит и в её словах, когда Катя слу-шает сочинение Вовки, уверенная в том, что оно написано о ней. Материал с сайта

Зато свои работы девочка непременно подписывает, вос-хищается ими, хвастается, что будет организована выставка её «восхитительного сада». Катя пока не по-нимает, как несчастна в своём эгоизме: не способная полю-бить кого-либо другого, кроме себя, она обречена на одино-чество.

Впрочем, это закономерно: мало кому захочется общать-ся с человеком, которому интересен только он сам.

Вариант 6

Эгоизм — это отвратительное свойство человека считать себя лучше всех остальных. Эгоист, как правило, бездушен и самоуверен, он не считается с чувствами окружающих людей.

Так, в тексте О. Павловой неприятное впечатление ос-тавляет о себе Катя, хотя она хорошо поёт, рисует, вышива-ет. Однако её талантом не хочется восхищаться, потому что девочка это постоянно делает сама.

Решив, что она самая лучшая и ей всё позволено, девоч-ка легко оскорбляет одноклассника. Когда захо-дит речь о двустишии влюблённого мальчика, Катя презри-тельно кривится. Эта эгоистка осознаёт лишь собственную исключительность.

Чтобы всем хорошо жилось в обществе, каждый должен думать не только о себе, но и о других.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На вопрос эгоизм в литературе? в каких книгах это самый главный вопрос? заданный автором Mery лучший ответ это Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Эту проблему ставит в своем рассказе К. Акулинин. Автор описывает случай в поликлинике: главный герой Никитин долго стоял в очереди на прием к врачу и, когда ему это надоело, решил дать взятку, чтобы пройти без очереди. Однако сочувствие к другим людям, которые тоже ждали своей очереди, не позволило ему воспользоваться нечестно полученной привилегией. Автор выражает свое отношение к проблеме не напрямую, а через художественное повествование: человек не должен ставить свои интересы выше интересов других. В качестве литературного примера можно привести роман Достоевского «Преступление и наказание». По теории Раскольникова, интересы некоторых людей («право имеющих») выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить – сможет ли он ради своих целей переступить чрез человеческую жизнь. Однако он не смог вынести тяжести содеянного, не смог и воспользоваться украденным деньгами старухи-процентщицы. Герой поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - крестьянин Ермил Гирин – воспользовался своим положением старосты, чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько неприемлемо для него было пренебречь интересами другого человека. Несмотря на то, что люди иногда поступают безнравственно, ради своих целей переступая через других людей, им свойственно испытывать муки совести и раскаиваться в своих поступках. Главный герой романа “Евгений Онегин”, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений - человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, - пишет Белинский. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств.
Вряд ли у кого-либо вызовет возражение утверждение, что Грушницкий из «Героя нашего времени» - эгоист. Его эгоизм Чернышевский считал самым низким, фальшивым, выросшим на почве праздности. «В пример человека, у которого очень развиты мнимые, фантастические стремления, на самом деле совершенно ему чуждые, можно указать превосходное лицо Грушницкого… Этот забавный Грушницкий из всех сил хлопочет, чтобы чувствовать то, чего вовсе не чувствует, достичь того, чего ему в сущности вовсе не нужно. Он хочет быть ранен, он хочет быть простым солдатом, хочет быть несчастлив в любви, приходить в отчаяние и т. д., - он не может жить, не обладая этими обольстительными для него качествами и благами. но какою горечью поразила б его судьба, если б вздумала исполнить его желания! Он отказался бы навсегда от любви, если б думал, что какая бы то ни было девушка может не влюбиться в него. Он втайне мучится тем, что он ещё не офицер, не помнит себя от восторга, когда получает известие о желанном производстве, и с презрением бросает свой прежний костюм, которым на словах так гордился.
Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и ЭГОИЗМ. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен ему.

Эгоизм умерщвляет великодушие Достоевский

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека - представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого. Печорин - это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

Но самое главное, Печорин - эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное - удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…», - пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», - так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души. Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути - это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.