Новое здание протестантской церкви в австрии. Протестантские церкви Протестантские храмы

ПРОТЕСТАНТИЗМ

"...Неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе ..." Мартин Лютер.

История возникновения Протестантизма

В 1338 году вспыхнуло вооружённое восстание против феодалов и церкви. Руководил им Тайлер и священник Джон Болл . Духовным отцом восстания был священник и крупный богослов Джон Виклеф. Он считал, римский папа не имеет права на светскую власть, поскольку Христос говори, что царство Его не от мира сего. Он считал, что церковь может рассчитывать только на совершенно добровольную милостыню, но ни в коем случае не на принудительные платежи. В это время церковь полностью захватила монополию на чтение Библии и за чтение Библии строго наказывали. Виклеф поставил практическую задачу - дать мирянам Библию на родном языке. Он осуществил впервые общий перевод Библии на английский язык.

Идея Виклефа быстро распространилась в Европе. В Чехии их пропагандировал Ян Гус . Он доказывал, что церковь - это не только духовенство, но вообще все верующие, и что обособление духовенства от остальных верующих противоречит учению Христа. Он требовал, чтобы миряне и духовенство причащались одинаково. Гус требовал ликвидировать привилегированное положение духовенства, которое к этому времени было мощным классом феодалов. На стороне идей Гуса выступали не только крестьяне, но и дворяне. Находясь в ссылке, Гус осуществил перевод Библии на чешский язык. Гуса несколько раз отлучали от церкви. Затем в Констанце был созван Вселенский собор католической церкви, на который пригласили Гуса. Император гарантировал ему личную безопасность, и Гус отправился туда. Там он был немедленно схвачен и по постановлению собора сожжён на костре. Это явилось началом революционного движения, которое не затихало в продолжение двух десятилетий. Гуситы требовали подсудности духовенства светской власти, непричастности церкви к светской власти, права мирян проповедовать Евангелие.

Лютеранство. В 1512 году монах августинского ордена, священник и профессор богословия Мартин Лютер начал борьбу с католической церковью, целью которой было очищение учения Христа от ужасных наростов, которые создало духовенство. Лютер выступил против сверхдолжных заслуг церкви и практики отпущения грехов при помощи продажи индульгенций.

На Шпейерском сейме в 1529 году было вынесено решение в пользу папы и осуждена деятельность Мартина Лютера. Однако представители 14 немецких городов выступили с "Протестацией" против этого решения. Они и были впервые названы протестантами. Так, в 1529 году родился протестантизм.

Церковь обвинила Лютера в ереси. Его обязывали явиться в Рим держать ответ перед папой. Но он сумел избежать этой поездки благодаря поддержке саксонского курфюрста Фридриха III.

Вся общественно-политическая ситуация была таковой, что отстаиваемые Лютером требования поддерживали народные массы, бюргерство, дворянство, многие князья и саксонский курфюрст. Император Карл V был также против того, чтобы наказывать Лютера. Известен ответ Лютера тем, кто требовал от него отказа от своих требований: "На этом я стою, иначе – не могу".

Лютер в начальный период призывал к вооружённому выступлению против пап, кардиналов, епископов. В последующем он выступил против такого насилия: "Я не хотел бы, чтобы евангелие отстаивалось насилием и проливанием крови. Слово победило мир, благодаря слову сохранилась церковь, словом же она и возродится, а антихрист, как он добился своего без насилия, без насилия и падёт".

Духовенство уступало лютеранству постепенно. С 1521 по 1530 год было принято несколько решений рейхстага. В последнем решении впервые было сформировано протестанство.

Кальвинизм. Гуситские воины начались в Чехии, Лютер действовал в Германии. В Швейцарии действовал французский юрист и богослов Жан Кальвин . Он появился в Женеве в 1536 году, где уже шла борьба против католицизма. Спустя пять лет он уже был диктатором в этом городе вплоть до своей смерти в 1564 году. Разделавшись с католицизмом, он не пощадил и своего союзника по первому периоду борьбы, которого предал смерти на костре. Кальвин организовал жизнь в своём городе-государстве в виде церковной общины, в котором был предписан аскетический образ жизни. Не разрешалось петь светские песни, танцевать, наедаться досыта, пить, ходить в светлых костюмах. Полагалось ходить в церковь и исповедовать взгляды Кальвина. Сомневающихся предавали костру. Во главе духовной и одновременно светской общины стоял пастор (Кальвин) и совет пресвиторов.

Кальвинизм утвердился и в Англии. Кальвинизм был одной из форм протестанства. Англия полностью разорвала отношения с римским папой. Во главе англиканской церкви с 1534 года стал король Англии.

Пуританство. Центром пуританства стала Шотландия. Шла борьба между католичеством и кальвинизмом. Пуритане подвергались жестокому преследованию. Спасаясь, они эмигрировали в другие страны, особенно в Северную Америку. В Новой Англии первыми поселенцами были пуритане из Англии, которые искали религиозной свободы. Со временем пуританство в Англии сильно окрепло.

Гугеноты . Из Швейцарии протестанство проникло во Францию. Приверженцев Реформации во Франции стали называть гугенотами. Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года устроили католики против протестантов. Протестанты, тяготевшие к северу, в зверствах не отставали. Римский папа считал устроенную резню высшим благом.

Анабаптизм. Его опорой была городская беднота. Сторонники анабаптизма проповедовали истинное христианство, жизнь коммунами, как это было на самой заре христианства. "Одни празднуют воскресение, другие-нет... Они хотят также, чтобы люди против всякого зла боролись только молитвою, и не позволяют своим последователям носить оружие". Они выступали против угнетения человека человеком. Анабаптисты считали, что человек может сам без посредников общаться с Богом.

Протестанты считают, что Божественная Благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующий не подчиняется папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, "чистилище", отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы. Протестанты не признают Ветхого Завета. Но первая заповедь - вера в Единого Бога-оставалась главной.

Орден иезуитов. Католицизм отстаивал свои позиции с помощью ордена иезуитов, который был создан папой. В борьбе за своё господство как католическая, так и протестанская церкви очень широко использовали инквизиции . Орден иезуитов в XVIII веке достиг своего расцвета: иезуиты проникли во все страны мира: Индию, Южную Америку, Японию, Китай, Конго, Мадагаскар, Тибет, Северную Америку, Парагвай. В последнем у них было государство в государстве, где они правили в полном объёме в продолжении 160 лет. Позиции ордена в Европе были очень сильными, он располагал сетью учебных заведений. Только в 1773 году папа Климент XIV специальной буллой объявил о роспуске ордена.

Вначале Наполеон заключил союз с папой, но впоследствии всё кончилось отлучением Наполеона от церкви, с одной стороны, и пленением папы - с другой. После падения Наполеона папа вернулся в Рим. Но через некоторое время государство папы капитулировало под натиском войск итальянского короля. Оно перестало существовать. Но католическая церковь не потеряла свою силу. В Италии она владела полумиллионом гектаров плодороднейших земель. Ватикан постепенно переходил к развитию деятельности в новых условиях - открывал банки, сберегательные кассы, другие предприятия и учреждения, дающие хорошую прибыль. В 1814 года папа Пий VII восстановил орден иезуитов.

В XIX веке протестантизм распался постепенно на большое количество течений. Кроме лютеранства, кальвинизма и англиканства появились новые деноминации, такие как секты адвентистов, "армии спасения", "христианской науки", "свидетелей Иеговы" и др. Развились протестанские секты: баптизм (широко распространён в США), меннонитство, методизм, квакерство и др.

Баптизм. Имеется множество различных течений в баптизме. С 1905 года существует Всемирный союз баптистов. В 1833 году американский баптист В. Миллер провозгласил вероучение адвентизма. Основатель адвентизма ожидал вместе со своими единоверцами второе пришествие Христа в 1843-1844 годах. Адвентисты празднуют субботу вместо воскресенья. Это особое течение адвентистов-адвентисты "седьмого дня". Они распространены в различных странах. Существует Генеральная конференция адвентистов "седьмого дня". Одно из течений адвентистов, оформившееся в США в 1872 году, называлось вначале "последователи Библии", а впоследствии "Библейское и трактатное общество", «Башня стражи». После 1931 года это течение стало называться "Свидетели Иеговы".

Протестантизм - торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях - возражение, несогласие) - одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией.
В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.
Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого протестанта. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Основой своей веры протестанты, прежде всего считают, Библию - Книга Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.
Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия);

Книга Согласия 1580 года (Германия);

Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды);

Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.
Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

Пять тезисов протестантизма

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Вот пять тезисов протестантизма:
1. Sola Scriptura - «Только Писание»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов».

2. Sola fide - «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Организация

Единого центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства. Отсутствие апостольского преемства не признаётся самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, - известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви.
Протестанты не признают деяний третьего - седьмого Вселенских соборов. Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны и свидетели Иеговы не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами).
Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, не отрицаются этими конфессиями также святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Основные протестантские деноминации:
БАПТИСТЫ
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ
ХРИСТИАНЕ ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКИ)
АДВЕНТИСТЫ
ПРЕСВИТЕРИАНЕ
МЕТОДИСТЫ
ЛЮТЕРАНЕ.

Обряды и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Замечательное заведение было разработано мастерами и инженерами дизайнерской студии shinslab architecture + IISAC, а располагается уникальное строение по адресу 105-4 Seolgok-ri, Seorak-myeon, уезд Gapyeong-gun (Капхен) в провинции Gyeonggi-do (Кенги-до), Южная Корея. Возвышается modern art церковь в потрясающем месте в окружении зеленой растительности, горных возвышенностей и шикарных тропических насаждений, что придает ей еще большую красоту и эстетическую привлекательность.

Руководили проектом реконструкции и строительства сотрудники организации Tchely SHIN Hyung-Chul et Claire SHIN, что обеспечило высокий уровень безопасности и реализацию прекрасного внешнего исполнения. Архитектурный шедевр обладает вместительными размерами с общей площадью 4109 квадратных метров, а завершен макет здания был в 2014 году.

Конструкция интересного проекта дома была возведена крупными местными компаниями такими, как Bollinger & Grohmann, AIST Fluides, Electricité, Thermique: G.I. Engineering, а затратами на управленческий консалтинг занималась корпорация HanMi Global. Надзор за соблюдением норм строительства проводила фирма shinslab и MOON Bo-Yeon.

В результате совместных усилий широкого круга специалистов и мастеров получилось создать уникальное и интересное строение, которое поражает своими размерами, завораживающим внешним экстерьером и фантастическим внутренним убранством.

От архитектора. Церковь «Свет жизни» может быть найдена в конце дороги SeolGok на южной стороне горы Бори, в уезде Gapyong (Капхен) в 30 километрах от южнокорейского мегаполиса Сеула. Великолепное здание построено в середине деревни проект для вышедших на пенсию миссионеров протестантских и пресвитерианских общин Nam в храме Grace (Благодать).

Таким образом, для осуществления воскресных служб, это место созерцания и молитвы открыто каждый день недели. Кроме того, центр, расположенный в необычном доме из стекла, может принять до ста человек в религиозном отступлении по мере наличия номеров и предложения блюд в ресторане и кафе. Разработка и реконструкция проекта планировки и строительства началась в 2008 году с пожертвования для церкви Pastor Hong Jung-Gil большого количества древесины сибирского красного кедра, который сделал крупный предприниматель, работающий между Кореей и Россией.

Планировка этажей в строении поражает взор своим фантастическим обликом и оригинальной архитектурой, которая четко показывает различие между наружным окружением и внутренним убранством. Для того чтобы максимально снизить влияние здания на этой очень гористой и лесистой территории, инженеры и мастера попытались растопить строительную конструкцию в ландшафтном дизайне.

Первый этаж обладает общей площадью 1500 квадратных метров, он был создан на ровной площадке участка с видом на юг, что в результате привело к достижению замечательной ориентации на чарующий пейзаж. Аналогичным образом, используя, в основном, для внешнего покрытия фасада, отражающие и прозрачные материалы такие, как стекло и поликарбонат, здание стремится повторить силуэты природы и уменьшить непрозрачность построенной массы.

С другой стороны, основной объем внутреннего пространства и часовни раскрывает «изумительный мир» с довольно иной и невообразимой формой. Дизайн представляет собой аутентичную вселенную, поражающую воображение своим фантастическим исполнением. Протестантская религия всегда имела в качестве принципа – неустанную борьбу против всех форм идолопоклонства, запрещающих живопись и скульптуру в культовых сооружениях. Аналогичным образом путем отказа от какой-либо святости пространства, она ищет форму простоты.

Оставаясь в рамках постулатов протестантизма и в выражении христианской символики, проект дизайна интерьера храма пытается породить эмоции от литургической, философской, духовной и художественной точки зрения.

В этом головокружительном заведении мастера и специалисты сформировали потрясающий циркуляр. Мы можем найти его в конструкции строений еще со времен предписания автора Calvin для организации кругового места поклонения, сформированного, чтобы быть ближе к духу ранней Церкви и Реформы. Если католическая религия способствовала распространению крестообразного устройства базилики, то следы реформирования показали достоинства первой планировки.

На самом деле круг представляет причащение верующих, равенство людей перед Богом и упразднение иерархии в церкви. Кроме того, окружность символизирует «всеобщее священство», которое поддерживает воззрения Лютера.

Также для удобства проведения молитвы и служения архитекторы провели разделение циркуляра на несколько частей. Крест в центре круга представляет собой уникальный символ христианства. Только он может претендовать на то место, где собираются взгляды всех верующих. Такая конструкция в качестве изумительной идеи декора была разработана, чтобы показать тонкость, хрупкость и ценность божественного строения. Он построен с применением массивного алюминия путем разрыва с дуговой сваркой, что, кажется, было создано для того, чтобы показать страдание на кресте через его блеск и радость воскресения.

Этот элемент установлен в середине миниатюрного бассейна, так, чтобы все желающие смогли подойти к нему и пересечь воду. Он символизирует одновременно и переход через Красное море и реку Иордан народом Израиля, но большинство, очевидно, связывают этот ритуал с крещением.

Тяжесть света. Пространство поклонения перекрыто полусферическим куполом. Этот элемент архитектуры может быть найден в пантеоне в Риме или в других структурах Ренессанса, что представляет мир в целом. Это также относится к Небесному хранилищу, упомянутому в книге бытия, что мистически разделяет между собой «воды под и над твердью». Эта форма является олицетворением глобуса, что может быть отнесено к Земле, или в математике к топологическому пространству. Декор стен и потолка также может символизировать образ Божественного совершенства. Поверхности купола образуются концами стволов, вырезанных из массива красного дерева. В отличие от сруба, что укладывается горизонтально, все его детали распложены стоя, как деревья в лесу. Всего специалисты использовали для строительства купола 834 стволов с разными размерами, кажется, чтобы рассказать историю воскрешения.

Для того чтобы спроектировать эту массу и форму купола у мастеров и конструкторов ушло много сил. Бревна на грунте функционируют в качестве полюсов, которые держат стальную решетчатую конструкцию. На каждом пересечении был установлен одиночный ствол дерева. Нижняя конструкция была выполнена с применением тонкой стали, что предупреждает различные раскачивающие движения и поддерживает глубину купола. Именно через этот массив древесины и стальные опоры проходит солнечный свет.

Декор фасада дома полностью покрыт поликарбонатными полупрозрачными панелями, что формирует эффект стеклянной пирамиды. Сияние, проходя сквозь это строение, окрашивается в тон дереву и, кажется, обретает тепло и особую силу тяжести.

В отличие от католицизма, в протестантизме в качестве одного из основополагающих принципов заложено единственное слово (Sola Scriptura), а развитие философии и музыки состоялось за счет отказа от изобразительного искусства. Таким образом, литургия ориентирована на носитель слова (пастор) и музыку (хор). Как архитекторы, так и как практикующие христиане, именно через реинтродукции образов, сюжетов и символов, могут увидеть эмоции, связанные с духовностью, священным служением и божественным видением.

Оформление храма Light of Life в Южной Корее является замечательным образцом того, как можно декорировать церковь в фантастической и необычной манере с использованием фактурных естественных материалов, неожиданного сочетания вариантов облицовки и креативных приемов архитектуры, что привлекает к строению пристальный взор местных жителей и странствующих путешественников.

Интерьерная фотосъемка была выполнена и любезно представлена специалистами Hyo Jin-Sook и Lee Dong-Hwan.

Церковь Святого Андрея Первозванного — единственная англиканская церковь в Москве. Еще в 1814-м англичане купили у прапорщика Наумова землю и дом, который был переделан в небольшую часовню, где проводились богослужения. К 70-м годам XIX века стало очевидно, что для разросшейся английской общины необходимо новое помещение, и в 1882-м началось строительство церкви.

Псевдоготический стиль храма с его стрельчатыми окнами и витражами по проекту провинциального английского архитектора Ричарда Нила Фримана должен был создавать хрестоматийную атмосферу викторианской глубинки. Говорят, сам архитектор даже не приезжал для строительства в Москву, а просто передал готовый проект и чертежи. В любом случае, в Москве типовая английская базилика с четырьмя маленькими башенками смотрелась весьма экзотично — и в итоге оказалась едва ли не единственным зданием, прославившим имя архитектора.

В 1885-м церковь была освящена и получила имя святителя Шотландии, апостола Андрея, — в XIX веке большую часть британской общины в Москве составляли шотландцы. Это заметно и по двум терракотовым фигуркам ангелов, которые встречают посетителей у входа: у них в руках цветки чертополоха, распространенный символ в шотландской геральдике.


Англиканская церковь в Москве с самого начала была не только местом богослужений, но и центром общественной жизни. Здесь проводились диспуты, собирался архив исторических рукописей, работала библиотека. На вершине башни, в специально оборудованном тайнике, прихожане могли арендовать ящик для хранения ценных вещей и бумаг — все они были экспроприированы красной армией в 1917 году. Церковь славилась своей акустикой и органом, к сожалению, не пережившим эпоху Советов.

Во время Первой мировой войны прихожане открыли в Вознесенском переулке военный госпиталь и давали бесплатные обеды. В 1917 году с башни церкви по войскам Временного правительства, прорывавшимся к Моссовету переулками, строчил большевистский пулемет, и на камнях храма до сих пор видны следы пуль. В 20-е годы прошлого века церковь, как и многие другие храмы в Москве, была закрыта и переоборудована в склад, затем — в жилой дом с коммунальными квартирами. Правда, жить здесь было сложно: прекрасная акустика не способствовала уединению. В этом, без сомнения, был «виноват» хитро устроенный деревянный потолок церкви, идеально отражавший звуковые волны.

Вот почему в конце 50-х годов коммуналки расселили, а храм стала использовать знаменитая советская фирма «Мелодия», выпускавшая пластинки. Это помещение отлично подходило для звукозаписи, тут играли даже целые симфонические оркестры. Среди москвичей бытовала легенда, что в церкви (куда простым смертным вход был запрещен) сохранился и орган, и что Глен Гульд и другие талантливые органисты той эпохи записываются именно здесь. Увы, это было не так: инструмент большевики уничтожили еще в 20-е годы, и он до сих пор не восстановлен, так что прихожанам и сейчас приходится довольствоваться звуками электрооргана. Правда, очень хорошего.

В 1994 году Борис Ельцин вернул здание ее законному владельцу, англиканской общине. В наши дни еженедельные богослужения, которые проходят исключительно на английском, посещают до 300 прихожан. В помещениях церкви есть англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное Общество анонимных алкоголиков, а каждый четверг и воскресенье здесь проводятся благотворительные концерты, в которых участвуют солисты Филармонии и Большого театра, европейские оркестры, лауреаты международных конкурсов.

Лютеранский собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке.

Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов.. Церковная община была создана несколько позже, между 1560 и 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе была возведена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого архангела Михаила. В 1626 г. община разделилась после скандала, вызванного ссорой между женами военных и купцов. Составлявшие большинство новой общины офицеры в начале 1640-х гг. возвели церковь в центре Москвы, в Белом городе, на Покровке. Но новое здание, как и здание церкви купеческой общины, по приказу царя Михаила Федоровича в 1643 году было снесено - из-за недовольства православных священников, утверждавших, что иноземцы не только поставили свои “ропоты” вблизи “церквей Божьих”, но и скупили много земельных участков. Соборным уложением 1649 года европейцам запрещалось покупать недвижимость в столице.

Согласно указам 1652 и 1654 годов, все инославные, не принявшие православие, после перепланировки города, вызванной опустошительными пожарами, должны были переселиться во вновь образованную Яузскую (Новоиноземную, Новонемецкую) слободу. В 1684 году члены старой лютеранской общины приняли решение построить каменную церковь святого Михаила. Задуманное было осуществлено, и через два года состоялось освящение храма. В 1694 г. симпатизировавший европейцам царь Пётр I заложил новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая и была освящена в его присутствии 3 апреля 1695 г.

Новый храм просуществовал до 1812 г. и сгорел во время Большого Московского пожара. Церковь святого Михаила трижды теряла церковные здания в результате пожаров 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская подарила старой общине (общине св. Михаила) участок земли, и уже 5 октября, после окончания строительства церкви (Вознесенская, ныне улица Радио, 17) состоялось освящение храма.

Во время войны 1812 года церковь святого Михаила не пострадала, в то время как здания школы и пастората сгорели. К 1904 году Михайловская община насчитывала 4,5 тысячи членов (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов). В 1915 году по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы, а протестантским церквям - большой материальный ущерб. В 1928 году, несмотря на протесты прихожан, церковь святого Михаила была снесена.

В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.

В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I .

К началу XX века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Еще в конце XIX века в церкви выделилась эстонская община святой Элизабет и латышская община - святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза. Однако вскоре начались гонения. Тотальная война большевиков с религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение церковных зданий от общин и переход их в собственность государства. Из богатейшей церкви свв. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь.

В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.


В 2004 г. ситуация изменилась. За период с 2004 по 2008 год зал был освобождён от перекрытий и перегородок, реставрированы потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, изготовлены новые и отреставрированы сохранившиеся двери, смонтированы теплые полы под новым мраморным покрытием, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи. Кроме того были проведены очень масштабные (хотя и не бросающиеся в глаза) так называемые «скрытые» работы по восстановлению и гидроизоляции подвалов, монтажу систем отопления и вентиляции, электрооборудования. Значительные изменения претерпела и окружающая собор территория. Во дворе были сняты многолетние наслоения асфальта, вследствие чего его уровень опустился почти до уровня 1905 года.

18 декабря 2005 г., в день столетия со дня первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола.

30 ноября 2008 года, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение cобора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.


Лютеранская церковь Святой Троицы на Введенском кладбище.

Немецкое кладбище разных исповеданий, что на Введенских горах, основано в 1772 году на землях, взятых из дач, принадлежавших Государственной Коллегии Экономии села Карачарово. Потребность открытия нового кладбища для иностранцев вызвана последствием Московской чумы 1770 -1772 годов и запрещением хоронить в черте города при церквах и в окружности земляного вала и в границах города по Садовому Кольцу.

В южной части Немецкого кладбища, в декабре 1911 года было начато строительство каменной с полуподвалом часовни для отпевания умерших. Часовня предназначалась для конфессий входивших в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Постройка была окончена в апреле 1912 года и в мае освящена. Знаменательно, что вторично она была освящена как храм тоже в мае, 1994 года, в день Святой Троицы. Архитектором строительства часовни был В.А. Рудановский.

Здание является составным звеном в архитектурном ансамбле Немецкого кладбища, который сложился в период с середины XIX-начала XX веков. Помимо этого оно представляет собой самостоятельную архитектурную ценность, как редчайший для Москвы образец культовой постройки, выполненной в традициях западной церкви с использованием неоклассических форм стиля модерн.



Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов — одна из старейших и самых крупных баптистских церквей в России, расположенная в Белом городе (Кулишки) — историческом районе Москвы в здании № 3 в Малом Трёхсвятительском переулке.
Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви. В 1917 году здание было передано общине евангельских христиан.

В Москве, как и во всей России, живут люди многих вероисповеданий. Есть среди жителей столицы и протестанты. Их не слишком много, по сравнению с православными, но тем не менее они есть. Для своих богослужений у них имеются храмы, некоторые из которых были построены уже давно и имеют солидную историю. В настоящее время проводят массовую работу среди прихожан и активно развиваются.

История

В столице протестанты стали появляться еще в середине 16 века. Практически все они были европейцами, которых приглашали на службу. Многие из них были военными, врачами, ремесленниками, купцами. Постепенно их становилось все больше, и со временем ими была построена первая протестантская церковь, которая была освящена во имя архангела Михаила. Это произошло в конце 16 века, она была деревянной, небольшой и находилась в Немецкой слободе. Именно с этого момента протестантские церкви в Москве берут свое начало.

Со временем среди них произошел раскол, вызванный ссорой. Из-за этого в середине 17 века была построена вторая церковь, для новой общины. Она была расположена на Покровке, в центре Москвы. Но она, как и старая их церковь, просуществовали недолго. Через несколько лет из-за многочисленных жалоб православных священников протестантские храмы в Москве были снесены.

Был принят указ, согласно которому всех иноземцев, не принявших православие, решено было переселить в Яузскую слободу. Через несколько лет после этого члены протестантской общины приняли решение вновь построить церковь святого Михаила. Через два года она была возведена. На этот раз она уже была не деревянной, а каменной. А уже через несколько лет лично Петром Первым была заложена новая протестантская церковь имени апостолов Петра и Павла. В его присутствии она была и освящена. Этот храм просуществовал более и ста лет и сгорел во время пожара в столице, в 1812 году.

Годы шли, количество иностранцев, исповедующих эту ветвь христианства, увеличивалось и открывались новые протестантские церкви в Москве. Так продолжалось до Октябрьской революции, в ходе которой к власти в стране пришли большевики. Все церкви, в том числе и протестантские, были закрыты, а многие духовные лица отправлены в ссылку или были убиты. Религиозный упадок продолжался до краха СССР.

Возрождение

В современной России протестантская община Москвы неуклонно увеличивается. Были восстановлены и открыты старые строятся новые. Регулярно проводятся богослужения, отмечаются все религиозные праздники. В протестантские ходит множество прихожан. Они активно участвуют во многих мероприятиях проводимыми духовными лицами.

В Москве имеется несколько протестантских храмов, причем как недавно построенных, так и достаточно старых. Наиболее известными является Святого Андрея, Лютеранская Петра и Павла и евангельских христиан-баптистов. Разумеется, полный перечень духовных сооружений значительно солиднее. Но эти протестантские церкви Москвы являются наиболее известными.

Святого Андрея

Это духовное сооружение является единственной в столице России. Эта церковь является многонациональной, и богослужения, которые проводятся лишь на английском языке, посещают представители 40 различных ветвей христианства.

Она является центром Московского дьячества, в состав которого также входят духовные сооружения во Владивостоке, Санкт-Петербурге. В помещение церкви находится образовательный центр, большая библиотека, общество анонимных алкоголиков и воскресная церковь.

Святой Троицы

Эта церковь находится на территории и входит в состав одноименного прихода. Первоначально здание, в котором она находится выполняло функции простой часовни и было построено еще в начале 20 века. Но после оно было расширено, благоустроено и стало церковью. Впоследствии она была закрыта на долгие годы, как и многие другие духовные сооружения СССР. Лишь в конце 20 века, вновь стала работать эта и другие протестантские церкви в Москве, адреса которых остались прежними.

Несмотря на небольшие размеры и то, что она находится на кладбище, в ней всегда много прихожан. Особенно в праздники. Бали проведены работы по ее облагораживанию, обустроили также территорию вокруг здания.

Лютеранский собор Святых Петра и Павла

Когда говорят про исторические протестантские храмы Москвы, имеют в виду в первую очередь собор Святых Петра и Павла, который является главным в региональной лютеранской церкви в европейской части России. Он является одним из двух официально действующих храмов в Москве. Кроме того, он является еще одним из старейших приходов этой церкви в России.

Он является еще и одним из наиболее красивых. Была проведена большая работа и вложены значительные средства в его внутреннее и наружное убранство. А также приобретена вся необходимая церковная утварь для богослужений.

Церковь евангельских христиан-баптистов

В Малом Трехсвятительском переулке находится одно из старейших баптистских духовных заведений. Эта церковь была возведена еще в середине 19 века. Первоначально здание, в котором она располагается, было обычным жилым домом. Но архитектором Германом фон Ниссеном оно было перестроено в церковь.

Как мы можем видеть из написанного выше, протестантские церкви в Москве достаточно активно развиваются, восстанавливаются и строятся новые духовные заведения, ведется большая общественная работа среди прихожан.

Первые представители протестантских течений появились на территории России практически одновременно с началом этого движения в Европе, а именно в 16 веке. Со временем в России укоренились многие иностранные гости, а вместе с ними - и новое религиозное течение. Само слово «протестантизм» было введено в обиход еще Мартином Лютером. Оно обозначает «публично доказывающий».

В чем отличие протестантских церквей?

Получила свое распространение, главным образом, после распада Сам протестантизм - достаточно необычная религия для России. Ведь ее сторонники не признают культа Богородицы, не молятся святым и ангелам. Протестантские храмы отличаются от православных отсутствием пышного убранства. В этом направлении христианства имеется всего лишь два таинства - это причастие и крещение. Главным и единственным источником для вероучения протестанты считают Библию.

Протестантская церковь в Москве: баптисты

Одним из самых распространенных ответвлений протестантизма является баптизм. Протестантская церковь в Москве также представлена данными сообществами. Их крупнейшее объединение имеет название «Московская центральная церковь Евангельских христиан-баптистов». В столице она была основана в 1882 году. В 1881-1882 годах Степан Васильев и его соратник Иван Бочаров, которые были книгоношами, начали проводить евангельские чтения в Москве.

Книгоноши начали делать это потому, что столкнулись со странным фактом: те люди, которые считали себя христианами, на самом деле, совершенно не знали Библии. Многие сейчас интересуются, где в Москве протестантская церковь баптистов? Действующая церковь находится по адресу Малый Трехсвятительский переулок, дом 3.

Адвентисты Седьмого дня

Также в столице имеется представительство еще одной ветви протестантизма - это церковь Адвентистов Седьмого дня. Главное отличие этого течения является почитание субботы как священного дня. Католики, к примеру, отменили празднование субботы. На смену этому дню недели ими было введено празднование воскресенья. А также одним из главных пунктов в вероучении адвентистов - это ожидание скорого пришествия Христа на землю. Поэтому они и имеют такое название (на латинском слово adventus означает «пришествие»).

В 1994 году была основана адвентистская протестантская церковь в Москве. Адреса расположения общин - это Нагатинская улица 9 стр. 3., а также Красноярская улица, дом 3. Основатель адвентистов - это американский проповедник Вильям Миллер, который жил в Северной Америке в 19 веке. Когда адвентизм проник в Европу, там это вероучение нашло для себя весьма благодатную почву, органично соединяясь с представлениями протестантов.

Собор Петра и Павла - главное представительство протестантского течения в России

На сегодняшний день наиболее влиятельная в Москве - это лютеранский собор Петра и Павла. Сейчас собор расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10. Это один из старейших приходов данного религиозного течения в России. Протестантская община появилась в Москве в 1626 году и постоянно перемещалась из одной обители в другую.

В 1649 году запретило приобретать иностранцам недвижимость в столице. Но вскоре генерал Бауман и художник Инглис приобрели небольшое количество земли в Немецкой слободе, и построили деревянную церквушку. В 1667 году здесь уже была полноценная церковь, в которую входил дом пастора и школьная постройка. Трижды она горела, и была полностью разрушена в 1812 году.

Но в 1817 году религиозная община Петра и Павла приобрела усадьбу Лопухиных в Немецкой слободе. Дом был переименован в церковь и освящен как храм в 1819 году. А в 19 веке количество прихожан-протестантов уже составляло порядка 6 тысяч. Поэтому пришлось строить новое здание. Протестантская церковь в Москве была построена в неоготическом стиле в 1905 году. В 1892 году приход приобрел орган из Германии. Этот музыкальный инструмент, купленный в городе Людвигсбурге, стал одним из лучших во всей России.

Евангельские христиане в Москве

Еще одна знаменитая протестантская церковь в Москве - это Ее здание в использовалось в качестве дворца культуры. Но в декабре 1992 года здесь начались проводиться богослужения. В апреле 1993 года церковь была зарегистрирована официально. Долгое время помещение не отапливалось, требовало ремонта и восстановления. Силами общины здание было приведено в надлежащий вид. Церковь расположена по адресу: улица Василия Петушкова, дом 29.