Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов). Любовная лирика поэтов "серебряного века" Тема любви в творчестве есенина серебряный век


"Тема любви в поэзии Серебряного века"

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.

Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.

В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:

Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.

Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.

Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.

Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни. К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 - цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий - «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы - сильной личности, женщина здесь - символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»). Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь. Но лишь любовь к одной женщине - к своей жене - Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе...». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо: Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла... Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил...». Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань…

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:

Любить иных – тяжелый крест…

Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грез, настойчивых еще!

Когда бы, человек, – я был пустым собраньем

Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.

Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:

Разочаровалась? Ты думала – в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Мне кажется, я подберу слова,

Похожие на вашу первозданность.

А ошибусь, – мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И – Марине Цветаевой:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.

Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана…

Тема любви в поэзии «серебряного века». Лирика «серебряного» века многообразна и му­зыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как ко­локольчик. «Серебряный век» - это целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи «серебряного ве­ка» - это музыка слов. В этих стихах не было ни од­ного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и… музыкально.

В начале XX в. существовало множество литера­турных направлений. Это и символизм, и акмеизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: необходимо работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

В своем сочинении мне хотелось бы остановиться на творчестве одного из символистов - К. Бальмон­та. Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и кон­кретность необходимо легко и естественно слить в по­этическом символе, как «в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом». Это и происхо­дит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест лист­вы. Например, его таинственное, загадочное стихот­ворение «Камыши»: «Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно кричат камыши». В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между нами горят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.

И снова забрезжит блуждающий свет…

Разговор камышей, мигание, мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины - все создает ощуще­ние таинственности, загадки. Так рождается таин­ственная, жутковато-притягательная музыка стихо­творения.

Еще одно стихотворение Бальмонта, очень краси­вое и символичное, - это «Я мечтою ловил уходящие тени…» Постоянное повторение слов в каждых двух строчках создает как бы переливающийся, журча­щий ритм:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

В повторении «и дрожали ступени, и дрожали сту­пени», «тем ясней рисовались, тем ясней рисова­лись», «вокруг раздавались, вокруг меня раздава­лись» и т. д. употребляются звуки «р» и «л», за счет чего стихотворение получается похожим на журча­щие переливы ручья. Это то, что касается языка. Те­перь о содержании. Стихотворение наполнено глубо­ким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели. Он оставляет позади прожитые годы - «уходящие тени погасшего дня», уснувшую землю, но цель его все еще далека: «Для меня же блистало дневное светило, / Огневое светило догорало вдали ».

Но он верит, что достигнет заветной мечты. Он уз­нал, «как ловить уходящие тени… потускневшего дня», то есть как не зря проживать время, отведен­ное ему в этом мире, и все выше шел, дальше, ближе и ближе к своей мечте.

Мне хотелось бы сказать еще об одном стихотворе­нии Бальмонта. Это красивое посвящение любви чер­кешенки: «Я тебя сравнивать хотел бы с нежной ивой плакучей, / Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий… / Я тебя сравнивать хотел бы с той индусской баядерой, / Что сейчас-сейчас запла­чет, чувства меря звездной мерой. / Я тебя сравнить хотел бы… / Но игра сравнений темна, / Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна».

В этих строках мы видим прекрасный образ жен­щины, который автор идеализирует. Он говорит, что не может найти сравнения, достойного своей воз­любленной. Поэт утверждает очевидную для него несравненность своей избранницы. Любовь для не­го - настолько огромное, всепоглощающее чувство, что поэт и не пытается сравнивать возлюбленную с прекрасными явлениями природы, ибо игра срав­нений для него темна тогда, когда речь идет об огром­ном светлом чувстве.


Тема любви многократно затрагивалась поэтами Серебряного века. М. Цветаева, А. Ахматова, А. Блок, И. Бунин, С. Есенин, В. Маяковский – у каждого из них есть стихотворения, посвященные данной теме.

Сергей Есенин. В его жизни было много женщин. Кому-то он посвящал стихи, кому-то – нет. Можно смело заявить, что тема любви в его творчестве неоднозначна. Его первая любовь – Анна Сардановская вместе с Лидией Кашиной станут прототипами героини поэмы «Анна Снегина». Им он стихов не посвятит, как и Зинаиде Райх. Айседора Дункан удостоится лишь пары-тройки. Только Августа Миклашевская возымеет такое влияние на поэта, что он начнет писать горы стихов о любви и обещать там то, что никому и никогда не обещал.

«Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья

А нечаянно гибель нашёл…» («Пой же, пой! На проклятой гитаре…»)

Эти строки С.

Есенин посвящает Айседоре Дункан. Хотя он и пишет о том, что она его погубила. История же говорит обратное. Именно поэт разорвал отношения с Айседорой, а ей оставались только безуспешные попытки ее вернуть.

С Миклашевской дела обстояли по-другому. С. Есенин посвящал ей строки, обещал оставить свой хулиганский образ жизни:

«Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень…» («Заметался пожар голубой…»)

Но вот сама Августа никак не могла сделать решительный шаг. Время сработало против них. Судьба их развела. Но в поэте все еще теплились чувства, и он посвятил ей последнее стихотворение, где опять же признавался в любви. («Вечер черные брови насопил…»).

Анна Ахматова. Эта поэтесса воспринимала мир сквозь призму любви, а ее лирику называли энциклопедией этого чувства. Ее нередко отожествляли с лирической героиней (надо заметить, что это было неправомерно), за что в одно время Н. Гумилев, бывший ее мужем, получил репутацию чуть ли садиста:

«Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем...» («Муж хлестал узорчатым…»)

Зачастую любовь в поэзии Ахматовой драматическая, безнадежная, запечатленная в моменты разлуки, смерти.

«Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру."

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".» («Сжала руки под темной вуалью…»)

С течением времени лирика А. Ахматовой стала считаться общечеловеческой. А сама поэтесса народной и философской. Ведь она умела выразить кратко и точно всю женскую сущность и эссенцию любви.

Владимир Маяковский. Поэт считал, что он вправе писать только о том, что пережил сам. Несмотря на это самые ранние стихи о любви не являлись полностью автобиографичными. Самым первым произведением, основанным на личных переживаниях, считается «Облако в штанах». В нем Владимир Маяковский пишет о своей первой сильной любви – Марии, которую он встретил в Одессе:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца. («Облако в штанах»)

Главной музой Маяковского несомненно считается Лиля Брик. Отношения были трудными и нашли отражение в таких произведениях, как например «Флейта-позвоночник».

В поэме «Люблю» поэт размышляет о сущности этого чувства, сопоставляя любовь истинную и ложную.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Пишет Маяковский, когда его чувства к Лиличке находятся на пике. «Люблю» является самым светлым произведением Маяковского.

Позже поэт напишет поэму «Про это», наполненную опять же тяжелыми переживаниями и внутренней борьбой. Как раз в это время в отношениях с Лилей Брик наступил переломный момент.

Таким образом, можно отметить, что любовь будоражила сердца людей во все времена, какие бы события не сопровождали жизнь страны.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них на-чинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим совре-менникам. Да и при жизни поэта лишь немногие крити-ки и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений — подлинный шедевр лю-бовной лирики — дошло до наших дней, но не прослави-ло автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркну-тая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжа-тость выражения, поэтической мысли. У поэта редки сти-хотворения, занимающие целые страницы. Он умел в не-многих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь...

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь...

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен-ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица не общее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не толь-ко текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гу-милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодуш-ными его современников — искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, — сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впе-чатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.