Шиловский сергей. Николай кофырин. С пиратством приходится сталкиваться

Шиловский Евгений Александрович (1889-1952), второй муж Е.С.Нюренберг (Нееловой, Шиловской, Булгаковой), третьей жены (и вдовы) М.А.Булгакова. Семья Шиловских.

Происходивший из старинного дворянского рода Е.А.Шиловский родился 21 ноября (3 декабря) 1889 г. в родительской усадьбе вблизи дер. Савинки Лебедянского уезда Тамбовской губернии (в связи с этим позднее его жена Елена Сергеевна ездила отдыхать на Дон именно в Лебедянь). В семье Шиловских до сих пор бытует легенда, что в их роду были лица и княжеского титула. А усадьба дворян Шиловских в Рязанской губернии (теперь области) дала название современному Шиловскому району с райцентром Шилово.
После окончания Второго Московского кадетского корпуса (в 1907 г.) он поступил на военную службу; в 1910 г. окончил Константиновское Военно-артиллерийское училище, в 1912-1914 гг. учился в Академии Генерального штаба, был в действующей армии на командно-штабных должностях. Летом 1917 г. в звании капитана получил диплом Академии, а в феврале 1918 г. капитан Генштаба Шиловский был демобилизован и зачислен на штатскую должность в Лебедянский уездный военный комиссариат. По декрету Совнаркома от 1 октября 1918 г. он был призван – как специалист Генштаба – на военную службу. Однако через неделю после опубликования декрета в комиссариат пришла телеграмма об откомандировании военспеца Шиловского в Москву, подписанная управляющим делами Высшей Военной инспекции Ягодой. Рекомендовал его командарм РККА Н.В.Сологуб.
В июне-июле 1919 г. 16-я армия (действующая в составе Западного фронта РККА) пополнилась двумя офицерами: Юрием (Георгием) Нееловым и Евгением Шиловским. Неелов был секретарем (адъютантом) и порученцем командарма Н.В.Сологуба, Шиловский служил в штабе этой армии. 10 октября Е.Шиловский стал членом Реввоенсовета и исполняющим обязанности начальника штаба этой же 16-й армии. Штаб находился в Москве, и к этому времени, видимо, и относится знакомство уже женатого на Е.С.Нюренберг (см.) адъютанта командарма Неелова с Шиловским. Результатом такого «семейного знакомства» было то, что почти через год приказом по штабу (!) 16-й армии от 27 сентября 1920 г. Неелов был откомандирован в распоряжение начальника штаба Западного фронта, и в декабре того же года он переводится на Южный фронт. Его брак с Еленой Сергеевной был расторгнут, а осенью 1921 г. Шиловский становится мужем Е.С.Нюренберг.

В это время менялось и место Е.А.Шиловского на военной служебной лестнице. Карьера его шла блестяще: уже 24 апреля 1921 г. временно исполняющий дела командующего 16-й армией. (Он командует ею до расформирования 7 мая 1921 г., т.е. уехавший на другие фронты Г.М.Неелов адъютантом у него быть не мог). Летом Шиловский возвращается из Минска (там находился штаб Западного фронта) снова в Москву, где назначается на должность преподавателя оперативного искусства Военной академии РККА. В 1922-1928 гг. преподавательская работа продолжается: он – начальник учебного отдела и помошник начальника Военной академии им.М.В.Фрунзе. В 1928-1931 гг. он – начальник штаба Московского военного округа, с февраля 1931 г. – начальник штаба Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, с января 1937 г. – начальник штаба Военной академии Генштаба, – всюду на генеральских должностях: генерал-лейтенант (1940 г.), профессор (1939 г.), доктор военных наук, орденоносец.
Брак с Еленой Сергеевной приносил не только приятное (сыновья Женя и Сережа). Сгущались и тучи. В феврале 1929 г. его жена знакомится с Булгаковым и отвечает на его любовные чувства. В сентябре писатель посвящает ей повесть «Тайному другу». В 1931 г. об их связи узнает Е.А.Шиловский. После бурного с ним объяснения (угроза не отдать матери детей и направленный заряженный пистолет) Булгаков сделал следующую запись на даримой Елене Сергеевне книге: «Справка. Крепостное право было уничтожено в … году. Москва, 5.II.31 г.», а полтора года спустя приписал: «Несчастье случилось 25.II.31 г.». Первая дата – день объяснения Булгакова с Шиловским, вторая дата – время последней, как они тогда думали, встречи. Полуторалетнее испытание было выдержано: Е.А.Шиловский понял, что жену не удержать и мирно отпустил ее к Булгакову. Старший сын остался с отцом, младший – с матерью, став пасынком писателя. (Драматические перипетии этих событий отразились в сюжетах пьес «Адам и Ева», «Блаженство», в романе «Мастер и Маргарита»).
Брак был расторгнут 3 октября 1932 г. О том, как разрешился этот сложный семейный вопрос, можно судить по письму Е.А.Шиловского родителям Елены Сергеевны: «… Когда вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга, каждый давая другому то, на что он был способен, и в дальнейшем (даже если бы не разыгралась вся эта история) была бы монотонная совместная жизнь больше по привычке, чем по действительному взаимному влечению к ее продолжению. Раз у Люси (Елены Сергеевны. – Б.М.) родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, – она поступила правильно, что не пожертвовала им. Мы хорошо прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями…»
Жизненная судьба благоприятствовала покинутому мужу, и уже спустя четыре года Шиловский женится на Марианне Алексеевне Толстой – Дымшиц (1911-1988), дочери мэтра советской литературы А.Н.Толстого, что, как полагают, уберегло его от сталинских репрессий военачальников в 1936-1938 гг. Познакомились они в конце 1933 г. (Марианна писала близким: «Красивый синеглазый военный с тремя ромбами в петлицах… Ему 43 года…»), ей было 22 года. Через три года поженились, а 7 мая 1937 г. у них родилась дочь Марина, сводная сестра Жене и Сереже Шиловским, сыновьям отца. В дневнике их матери, уже переехавшей жить в квартиру Булгакова, эти события изложены так: «…Днем долго гуляли с Марианной Толстой. Она мне рассказывала все свои беды, про свою несчастную любовь к Е.А. (Шиловскому. – Б.М.). Просила советов… Разговоры по телефону с Калужскими (супругами О.С.Бокшанской и Е.В.Калужским, – сестрой и зятем Елены Сергеевны. – Б.М.). У М.А. (Михаила Афанасьевича. – Б.М.) создалось впечатление, что они хотели бы переехать на время к нам, – Марианна их явно выживает. «Но, – сказал М.А., – этого нельзя делать, как же работать? Это будет означать, что мы с тобой должны повеситься!»
Сестра Е.С.Нюренберг (тогда Шиловской) Ольга Сергеевна с мужем жили в доме Шиловских еще издавна: сначала в особнячке на Большой Садовой, потом в новой квартире в Большом Ржевском переулке. С уходом Елены Сергеевны к Булгакову Е.А.Шиловский никак не изменил свое благожелательное и теплое отношение к ее сестре. Из дневника Е.С.Булгаковой: «Вечером пришел мой Женичка (Е.Е.Шиловский. – Б.М.). Рассказывал, что в Ржевском происходят неприятности из-за Олиной комнаты, которую Марианна хочет использовать для себя». Супруги Калужские прожили там четыре года, но новый брак хозяина квартиры и особенно рождение дочери Марины (сын Евгений жил, естественно, с отцом) заставили его бывшую свояченицу переехать в другое место.
Как вспоминают, в доме на Ржевском бывало порой и весело – когда появлялся тесть, А.Н.Толстой. Женя Шиловский рассказывал об одном таком вечере (дневниковая запись Е.С.Булгаковой): «…был Федя Михальский (администратор МХАТа. – Б.М.), родственники Евгения Александровича и дед с женой. (Это М.А. прозвал Алексея Толстого: дед или дед-комбинат). Дед со всеми разговаривал на «ты», почти всех обозвал свиньями и наседал на Федю: – Вот я написал две пьесы, и обе они прошли мимо вашего театра!.. А сейчас у меня такой замысел! Такой!.. А вот возьму и отдам пьесу в Малый!.. – Потом стукнул кулаком по столу, кричит: – Ты не слушаешь меня! – А Федя бросал пробками в дам и не обращал на него внимания. Потом дед кричал страшным голосом: – Я творец! Вы должны меня воплощать!..»
Новая налаженная жизнь Е.А.Шиловского продолжалась своим чередом, и он больше практически не виделся с Булгаковым, хотя и заботился о младшем Сергее. Последняя встреча произошла уже на похоронах писателя в марте 1940 г. Во время Отечественной войны генерал Шиловский и ставший офицером его старший сын Евгений были на фронте. Но и тогда он помнил о своей бывшей жене, уже овдовевшей. Когда осенью 1941 г. Москва переживала тяжелые дни, дорога на Рязань заполнилась беженцами из столицы. Елена Сергеевна оставалась с младшим сыном дома. Шел тринадцатый день октября, когда адъютант генерала доставил ей записку с фронта: «Не позже 15-го октября вас не должно быть в Москве». К записке был приложен воинский литер на получение билета: Шиловский был в те дни начальником одного из отделений Генштаба, и Елена Сергеевна придала его совету большой смысл. В Академии Генштаба Е.А.Шиловский проработал до конца своих дней: он скончался от инфаркта 27 мая 1952 г. в своем служебном кабинете и был похоронен на Новодевичьем кладбище среди могил других генералов.
Через пять лет в Ленинграде на руках у матери от гипертонической болезни почек (как и Булгаков) умер старший сын Е.А.Шиловского Евгений. Он был похоронен рядом со своим отцом на Новодевичьем кладбище в Москве. Первая жена Е.Е.Шиловского, Дзитра Тубельская, во время войны была со своей свекровью, Еленой Сергеевной, в эвакуации в Ташкенте; вторая – Ольга Александровна – подарила ему дочь Елену. А рождения своей внучки Даши (1970 г.) он уже не дождался. Младший сын Е.А.Шиловского, Сергей, воспитывался в семье Булгаковых, став фактически пасынком писателя; он называл его, правда, не папой, а Потапом. О взаимоотношениях Сергея с отчимом можно узнать из писем Е.С.Булгаковой разных лет: «Миша иногда, глядя на Сергея малого, разводил руками, поднимал плечи и говорил: «Немезида!.. Понимаешь ли ты, Сергей, что ты – Немезида?» На что Сережка оскорбленно отвечал: «Мы еще посмотрим, кто здесь Мезида, а кто Немезида!» И приводил этим Мишу в восторг… Если Миша ехал кататься на лодке и Сергей приставал, как о том и мечтал Миша, к нему, чтобы его взяли с собой, Миша брал с него расписку, что он будет вести себя так-то и так-то (эти расписки у меня сохранились, конечно). По пунктам – договор и подпись Сергея… Или в шахматы. Миша выучил его играть, и когда выигрывал Сергей (…это надо было в педагогических целях), Миша писал мне записку: «Выдать Сергею полплитки шоколаду». Подпись. Хотя я сидела в соседней комнате… Женичка сначала очень ревновал к Мише, но потом, благодаря Мишиному уму в этом отношении, так полюбил Мишу, больше отца!..»
Уже на склоне лет (в октябре 1968 г.) Е.С.Булгакова в письме к своему племяннику воспроизводит такую зарисовку прежней жизни: «…Миша как-то очень легко, абсолютно без тени скучного нравоучения, говорил с мальчиком моим за утренним кофе в один из воскресных дней, когда Женичка пришел к нам, и мы, счастливая четверка, сидели за столом: «Дети, в жизни надо уметь рисковать… Вот, смотрите на маму вашу, она жила очень хорошо с вашим папой, но рискнула, пошла ко мне, бедняку, и вот, поглядите, как сейчас нам хорошо…» И вдруг, Сергей малый, помешивая ложечкой кофе, задумчиво сказал: «Подожди, Потап, мама ведь может `искнуть еще `аз». Потап выскочил из-за стола, красный, не зная, что ответить ему, мальчишке восьми лет».

Забавно картавящего Сережу («Сергея малого») Шиловского Булгаков («Потап») вывел на страницах «Театрального романа» (карапуз Альёша) вместе с его мамой. С.Е.Шиловский помогал передавать архив писателя в государственные хранилища, а после смерти Е.С.Булгаковой и по ее завещанию – в Рукописный отдел главной библиотеки страны. Он был женат дважды: первая жена, Т.П.Сапожникава, работала редактором на радио, в браке со второй женой, Е.Г.Бродской, у него сын Сергей. Умер С.Е.Шиловский 19 января 1977 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище. Внук Е.А.Шиловского. Сергей Сергеевич (р. 1952 г.), был женат на Т.Е.Махониной и затем на А.И.Новиковой; в последнем браке у него сын, и тоже – Сергей (Сергей Сергеевич – младший, р. 1981 г.).
У дочери Е.А.Шиловского (от брака с М.А.Толстой-Дымшиц), Марины Евгеньевны, дочь Катя и внучка Маша. В них сошлись два старинных дворянских рода: Толстых и Шиловских.

2 марта в московском театре «Русская песня» представят мюзикл «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. Музыку написали сразу шесть авторов: Антон Танонов, Ольга Томаз, Сергей Рубальский, Ирина Долгова, Олег Попков и Александр Маев. Над либретто постановки также трудились шестеро, в том числе внук писателя, президент Фонда Булгакова Сергей Шиловский-Булгаков. О тайнах мистического романа правонаследник писателя рассказал корреспонденту «Известий».

- Говорят, вас в этом мюзикле не всё устраивало.

Моя задача как наследника - популяризация творчества Булгакова и доведение основной канвы его произведений до зрителей. Я практически постоянно читаю различные инсценировки, ведь спектакль «Мастер и Маргарита» сейчас идет в 40 театрах. Каждый режиссер пытается донести свое видение. Я никогда не вношу корректировки в чужую трактовку, но у меня есть железное правило: никакой отсебятины. Многие, к сожалению, считают, что должны что-то от себя дописать, изменить.

В мюзикле есть несколько линий, которые не идут вразрез с основной мыслью романа, но отсутствуют в нем: например, любовная история Геллы и Воланда.

Но я никогда не возражаю - только предлагаю. Как правило, мы всей командой обсуждаем возможные изменения.

Москва, например, увидит новый вариант мюзикла: было переделано начало, некоторые сцены. Ну и, конечно, будут новые артисты - Анастасия Макеева и Глеб Матвейчук.

При всем моем уважении к петербургской публике, московская сцена - нечто совсем иное. Здесь, в отличие от Северной столицы, свой мюзикл есть почти в каждом театре. Столичная публика избалована, она многое видела, знает. В Петербурге уже полгода идут аншлаги, но здесь, мне кажется, первое время их не будет. Московский зритель должен присмотреться.

- Как долго он будет присматриваться?

Думаю, по меньшей мере несколько месяцев. Если отбросить привозные мюзиклы, типа «Призрака Оперы» или «Красавицы и Чудовища», то мы равняемся на Театр оперетты. Надеемся с ним конкурировать.

- Мюзикл считается жанром несерьезным. Михаил Булгаков бы одобрил такую версию «Мастера и Маргариты»?

Трудно сказать. Конечно, «Мастер и Маргарита» - серьезное сочинение, и, на мой взгляд, даже ни одна экранизация не сделана так, как должно. С другой стороны, мюзикл - это тот жанр, который популярен у молодежи. А не секрет, что интерес к литературе у этого поколения упал. Если после мюзикла зрители захотят почитать книгу - значит, наша основная задача выполнена. Впрочем, Булгаков и так, несмотря на всяческие притеснения, признан самым читаемым писателем ХХ века.

- Притеснения?

Да. Хотя афоризмы Булгакова звучат в нашей речи практически каждый день, ему до сих пор нет памятника в Москве. Мы давно занимаемся этим вопросом, было постановление правительства, сам памятник авторства Александра Рукавишникова уже отлит, но поставить его мы не можем из-за бюрократических проволочек. Проект Рукавишникова подразумевал целый скульптурный ансамбль: лавочка, на которой сидит Булгаков, фонтан с Иешуа, статуи героев, примус, машина. Расположить всё это на Патриарших прудах было невозможно. По времени проект совпал с осушением Патриарших прудов, и жители решили, что комплекс будет чуть ли не вместо прудов. Было много жалоб, и проект прикрыли.

Теперь же мы бьемся только за лавочку, но и это пока не получается. В Москве нет ни улицы, ни станции метро в его честь. Зато есть и Лермонтовская, и Лермонтовский проспект! Это необъяснимо. Булгаков во все времена был неугоден власти. Чем сейчас не угодил - я не знаю.

- Но ведь есть музей.

Даже два. Один - в квартире № 50, другой - на первом этаже того же дома. В частном музее хорошая посещаемость, экскурсии, спектакли. А в госмузее, которому выделяются огромные деньги, не происходит ничего. Хотелось бы, конечно, объединить два музея. Но пока это только мечты.

- Давайте вернемся к «Мастеру и Маргарите». Вы сказали, что вам не нравится ни одна из экранизаций?

К сожалению, да. Что касается фильма Юрия Кары, на мой взгляд, он просто не очень талантливый режиссер, хотя у него хорошие актеры. Есть у Кары какой-то комплекс: он любит обнаженную фигуру и в «Мастере» так разошелся, что это уже просто стало неприличным.

Если говорить о фильме Владимира Бортко, то у него нет таких актеров, как Гафт, Ульянов. Он много внес от себя, чем очень испортил фильм.

Сейчас мы ведем переговоры с Голливудом. Идет конкурентная борьба между двумя крупными голливудскими киностудиями. Мне всё равно, какая победит: и та и другая - это возможность привлечения хороших актеров и большого бюджета. Я не сомневаюсь, что они смогут отлично снять библейскую линию и тему любви. А вот Москву 1930-х сделать будет очень сложно.

- Кого бы вам хотелось видеть в роли Маргариты?

Раньше мы думали о Натали Портман, о молодой Кэтрин Зета-Джонс. На роль Воланда хотели приглашать Аль Пачино или Джека Николсона. Но время уходит, так что будем думать после заключения контракта.

- Говорят, у Маргариты был реальный прототип - ваша бабушка, Елена Сергеевна Булгакова.

Это правда. Моя бабушка прожила с Михаилом Афанасьевичем всего восемь лет. Как известно, детей у Булгакова не было, но он усыновил моего отца, которому на тот момент было 7–8 лет. Тогда наследницей всех прав стала Елена Сергеевна. Она помогала Михаилу Афанасьевичу во всем, редактировала тексты вместе с ним, знала «Мастера и Маргариту» наизусть. Их любовь и преданность друг другу в итоге и стали основой романтической линии «Мастера». Елена Сергеевна была фантастически умной, красивой женщиной. Когда Булгаков умирал, он подозвал ее к себе и сказал: «Хочу, чтобы знали, чтобы помнили». Она дала ему слово - и сдержала его, хотя на это потребовалось 20 лет! Через что ей пришлось пройти! Она была готова даже ведьмой стать (смеется ).

Сперва я бросался на амбразуру, пытался судиться, но потом понял, что это бесполезно. У нас мало компетентных в вопросах авторского права судей, мало кто хочет вообще этим заниматься, а за границей дела рассматриваются по 3–4 года.

- То есть все смогут коверкать их, как захотят?

Не хочется в это верить.

Жить можно на любые деньги. Но если бы был жив Михаил Афанасьевич, суммы были бы значительно больше. Автор получает одни деньги, а наследник - другие. Сумма отчислений за книги не превышает 5–6%, а тиражи небольшие. Да и наследников двое - по линии старшего брата у меня есть племянница. Так что если разделить сумму на двоих и вычесть налоги, получается совсем немного.

- С пиратством приходится сталкиваться?

Я уже не стараюсь искать виновных, потому что четко знаю одно: все, кто к Булгакову прикоснется грязными руками, абсолютно точно будут наказаны. Рано или поздно возмездие к ним придет. Вот, например, фильмы Кары почему так долго не выходили на экраны? Там тоже не всё чисто было.

Впервые я это понял еще в 1966 году, когда жил у бабушки. Как-то она заболела, а к нам домой принесли мокрые гранки «Мастера и Маргариты», которые нужно было отредактировать и быстро отдать в печать. Так что она лежала с высокой температурой, а я ей читал - так мы и правили текст.

Во время этой читки я ее спросил - про что этот роман? Она сказала: «Ты вырастешь и сам поймешь, а пока я просто объясню. Роман о добре и зле. О том, что зло всегда будет наказано, а добро - победит». Абсолютно детское объяснение, но со временем я понял, что это действительно так. Все люди, которые каким-то нечестным способом хотели заработать деньги на Булгакове, были наказаны.

- Архив писателя у вас сохранился?

После смерти Елены Сергеевны мой отец передал почти всё в Ленинскую библиотеку. У меня осталось только малое собрание сочинений, которое печатала бабушка. Вот этот стол - булгаковский. Есть еще несколько книг, которые Михаил Афанасьевич посвятил бабушке и подписал. Многое я отдал в музей МХТ имени Чехова - портрет, лупу, очки.

- Сейчас вы по-прежнему ощущаете себя внуком Булгакова?

Бабушка, когда я был маленький, всегда выписывала мою двойную фамилию. И я всегда подчеркиваю, что прихожусь внуком Елены Сергеевны Булгаковой. Я продолжатель их дела, и, конечно, Михаил Афанасьевич стал для меня родным человеком.

- То есть вы - внук Маргариты?

Да, вот это правильно.


При участии внука жены Булгакова Елены Сергеевны в киевскомx Музее одной улицы открылась выставка, посвященная взаимоотношениям писателя со Сталиным

У Михаила Булгакова, автора любимых народом произведений «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных», не было своих детей, но наследники есть. Один из них -- 52-летний Сергей Шиловский, внук последней жены Булгакова Елены Сергеевны, ставшей прообразом Маргариты, -- привез для демонстрации в Киеве почти все оставшиеся у него булгаковские вещи. Они экспонировались лишь один день на выставке «Роман с дьяволом. Булгаков и Сталин», открывшейся в минувшую пятницу в Музее одной улицы. Выставка будет работать до декабря.

«Булгаковские произведения миллионером меня не сделали»

Журналисты стали собираться в Музее одной улицы еще за час до открытия выставки, чтобы задать вопросы московскому гостю, владельцу прав на издание произведений Булгакова Сергею Шиловскому.

Моя бабушка Елена Сергеевна была женой Булгакова восемь лет, вплоть до смерти писателя в 1940 году, -- говорит Сергей Шиловский. -- Из-за любви к Булгакову Елена Сергеевна развелась с моим дедом, кстати, человеком высокопоставленным и обеспеченным -- он был генералом Красной Армии (как тут не вспомнить побег Маргариты от мужа, крупного советского чиновника. -- Авт.). Детей после развода поделили. Старший сын -- мне он приходится дядей -- остался с отцом, который затем женился на дочери Алексея Толстого. Мой папа жил с Еленой Сергеевной и Булгаковым. Поэтому я и стал владельцем прав на произведения Михаила Афанасьевича. Точнее, владельцев сейчас двое -- я и моя племянница.

Издательства продолжают активно печатать Булгакова. Хватает ли гонораров на то, чтобы вы ни в чем себе не отказывали?

Насчет «активно печатать» вы совершенно правы: за последние два года вышли два полных собрания сочинений, готовится еще одно, а сколько появляется отдельных изданий романов и пьес! Однако миллионером это меня не сделало. Хотя стать богатым я, как всякий человек, не прочь. Загвоздка в суммах гонораров: популярному автору могут платить много и даже очень много, а вот владельцу прав на произведение причитаются весьма скромные суммы. Плата за зарубежные издания Булгакова гораздо выше, чем в России, но после вычета налогов опять-таки остается мало денег.

Ныне десятки литераторов пишут продолжения романа «Мастер и Маргарита» (в том числе в жанрах детектива, триллера, фантастики) и присылают их мне. Запретить печатать эти тексты я не имею права. Другое дело, когда в произведения Булгакова что-либо вписывают. Скажем, один известный драматург подготовил к постановке текст булгаковской пьесы, добавив туда куски собственного сочинения. Не менее известный режиссер недавно позвонил мне: «Я хочу поставить фильм, который ничего общего с «Мастером и Маргаритой» не имеет. Спрашиваю, зачем он мне об этом говорит. Оказывается, все персонажи кинопроекта взяты из «Мастера и Маргариты». Понятно, что согласия на подобные вольности я дать не могу.

Рассказывала ли вам бабушка о том, как у нее возник роман с Булгаковым, как развивались отношения?

Это интимные темы, о которых не стоит распространяться. Скажу лишь, что Елена Сергеевна считала, будто продолжает общаться с Михаилом Афанасьевичем и после его смерти -- во сне. Нередко она рассказывала о «встречах», ничуть не смущаясь, что это были лишь сны. Один случай описан известным булгаковедом Яновской. Когда та сказала Елене Сергеевне, что роман «Белая гвардия», по ее мнению, не завершен, моя бабушка деловито ответила: «Я тоже хотела спросить Мишу об этом. Обязательно сделаю это сегодня».

Не знавшие ее люди могут подумать, что старушка попросту выжила из ума. Однако могу заверить: и в преклонном возрасте она сохранила здравый ум, отличную память и жизнерадостный нрав. Скажем, «Мастера и Маргариту» она знала наизусть. Когда в 1966 году готовилось первое издание романа в журнале «Москва», бабушка сильно простудилась. Наступил ноябрь, но отопление все никак не включали. Елена Сергеевна лежала под двумя одеялами с высокой температурой, когда к нам привезли на вычитку гранки. Помнится, они были мокрые от дождя. Я читал текст вслух, а бабушка по памяти вылавливала опечатки и купюры, сделанные цензором (их набралось более 50 страниц). Нас торопили, поэтому мы работали не только днем, но и две с половиной ночи кряду. Я горжусь тем, что мне, 14-летнему юноше, довелось помогать бабушке редактировать первое издание «Мастера и Маргариты».

Его разрешили напечатать в «Москве», этот журнал тогда еще не успел завоевать широкую аудиторию. Но когда в нем начали публикацию булгаковского романа, тираж подскочил в десятки раз. Самое интересное то, что из редакции кто-то вынес полный текст, без купюр, и по Белокаменной ходили экземпляры самиздата -- номера журнала «Москва» с вклеенными в текст «Мастера и Маргариты» кусками, которые вычеркнул цензор. Первое официальное издание этого романа без купюр вышло в издательстве «Художественная литература» только в 1972 году.

«Булгаков умер на руках у моей бабушки»

А первое полное собрание сочинений Булгакова было подготовлено Тюпой, простите, моей бабушкой. Так называли ее близкие люди, в том числе и я. Как бабушка получила это прозвище и что оно означает -- никто не знает. У ее поколения было модно давать друг другу шутливые имена. Так вот, бабушка в конце 1950-х отпечатала на машинке все тексты произведений Булгакова, сшила их, и получилось полное собрание сочинений.

Елена Сергеевна была машинисткой Булгакова -- перепечатывала написанные от руки «каракули». А когда Михаил Афанасьевич стал терять зрение, печатала под диктовку. Заболев, Булгаков как профессиональный врач знал, что его состояние вскоре сильно ухудшится, придется ложиться в больницу. Он этого не хотел и взял с жены слово, что она не поддастся на уговоры врачей -- умереть он должен в своей постели на руках Елены Сергеевны. Она выполнила данное мужу слово.

Машинописное собрание сочинений Булгакова хранится у меня, и сегодня я экспонирую его в Музее одной улицы. Я также привез несколько снимков с надписями, сделанными Булгаковым, его личные вещи и книгу, выпущенную в 1925 году, в которой опубликованы булгаковские «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Кстати, с этой книгой произошла удивительная, почти мистическая история. Ее украли -- это было еще при жизни Елены Сергеевны -- с одной из выставок. Редчайшее издание казалось утраченным навсегда, однако спустя три года раздался звонок в дверь. На пороге стоял мужчина, заявивший, что это он украл «Дьяволиаду» и хочет вернуть ее владелице…

Вечно вокруг Михаила Афанасьевича происходят какие-то темные истории -- то проваливаются все попытки поставить фильм по «Мастеру и Маргарите», то не удалось установить памятник Булгакову на Патриарших прудах…

В России до сих пор нет ни одного памятника Булгакову, ни одной улицы, названной его именем. Памятник на Патриарших (напомним, там разворачивается действие первого эпизода романа «Мастер и Маргарита») пытались установить по инициативе возглавляемого мною фонда Булгакова. При поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова были выделены необходимые деньги. Провели творческий конкурс (комиссию возглавлял Зураб Церетели). Победу одержал известный скульптор Румянцев, создавший памятник Юрию Никулину, который сейчас стоит возле цирка. На Патриарших предполагалось установить композицию: Булгаков, сидящий на лавочке. Но надо же было такому случиться, что как раз в это время власти затеяли капитальную реконструкцию Патриарших и решили соорудить целый Булгаковский комплекс: 15-метровый бидон, фонтан, по водной глади которого должен был ступать Христос… Поползли слухи, что жителей первых двух этажей в близлежащих домах отселят за пределы Москвы, а на месте их квартир разместят кафе и рестораны. Чем абсурдней слух, тем больше людей в него верят. Жильцы стояли живым кольцом вокруг Патриарших, взявшись за руки (причем по ночам тоже), не давая проехать бульдозерам. А православные верующие писали в различные инстанции: «Памятник Сатане не дает спокойно жить труженикам района». Так что памятника на Патриарших не будет. Рассматривается вариант его установки на Воробьевых горах, откуда Воланд со свитой покидал Москву.

Вы выросли в квартире, где жил Булгаков?

Нет, тот дом по Щепкинскому переулку давно снесли. Но в Москве сохранились еще две квартиры, где жил Михаил Афанасьевич, и в одной из них -- на Большой Пироговке, 35 -- мы хотим организовать его музей. А вот от квартиры в доме по Большой Садовой мы отказались по той причине, что она в «Мастере и Маргарите» описана как «нехорошая».

Нынешняя выставка посвящена взаимоотношениям Сталина и Булгакова. Рассказывала ли вам Елена Сергеевна, как писатель относился к вождю?

С исключительным уважением. Недаром ведь Булгаков написал пьесу «Батум» о молодом революционере Кобе. И даже когда началась кампания по разоблачению культа личности Сталина, бабушка говорила, что пройдет время, и отношение к Иосифу Виссарионовичу изменится к лучшему.

Широко известно, что Сталин регулярно ходил в театр смотреть «Дни Турбиных», а когда Булгаков оказался в опале -- пьесы перестали ставить, произведения не печатали, и писатель остался безработным, -- вождь позвонил Михаилу Афанасьевичу, просившему правительство отпустить его за границу. После звонка ситуация резко изменилась, правда, лишь на полтора года. Затем опала продолжилась. Казалось, Сталин забыл о своем любимом писателе. И получилось так, что как раз на следующий день после смерти писателя в 1940 году из Кремля позвонили справиться, как живется Михаилу Афанасьевичу… Думаю, что благодаря Сталину тогда удалось похоронить Булгакова на «элитном» Новодевичьем кладбище. Рядом с Булгаковым погребена и моя бабушка. Я ухаживаю за их могилами. По заведенной Еленой Сергеевной традиции высаживаю там бегонии.

Какая-то странная тема института еврейских жен 20-30-ых гг. прошлого века вырисовывается:

Процеживая суть, что мы узнаем из мемуаров снохи? А то, что Е.С.Нюренберг-Неёлова-Шиловская-Булгакова развела своего сына Евгения. Молодец! - что тут скажешь. О ее способностях догадывались не только М.С.Булгаков, но и А.А.Ахматова, которая в эвакуации в Ташкенте жила по тому же адресу, что и Маргарита: ул.Жуковского, 54.
Хозяйка

Е.С. Б-ой

В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне полнолунья,
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.

Да знаем мы ваши с Ф.Раневской и Н.Мандельштам тайны. Речь не об этом. О технологии колдовства. Как это? Чтобы у нас все было, а нам за это ничего бы не было.

Сначала думал: разделение сыновей после развода - это причуда. Фигушки! Как дальше дело было? Генерал Е.А.Шиловский после всех этих ловкостей рук, ежовщин, черных пистолетов под подушкой и свободы секса стал гипертоником и скончался в 1952 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Старший сын его, Евгений, вкусив колдуний-полнолуний, тоже стал гипертоником и умер в 1957 г. в Ленинграде при странных обстоятельствах. Встретив маму-Маргариту на Московском вокзале, он отправился с ней в ресторан «Асторию», где и скончался от сердечного приступа, по всей видимости, произнося тост за присутствующих дам. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мазей для бессмертия еще не придумано, главная героиня умирает в 1970 г. Младший сын Маргариты, С.Е.Шиловский, умер 19 января 1977 г. и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Что за черт? И после смерти братья не соединились?

И тут получаю письмо от одного профессора. «Как? - пишет он. - Ты не знал, что Сергей - это сын М.Н.Тухачевского? Доброжелатели из ЦК сообщили ему об этом, и он скончался от сердечного приступа около Дома книги на Арбате.»


Если бы не награды, то можно было бы подумать, что это С.Е.Шиловский.

Он - 1926 г.р. Осталось выяснить, где и при каких обстоятельствах встречалась Е.С.Нюренберг-Неёлова-Шиловская с М.Н.Тухачевским в 1925 г. Конечно же, людей, державших свечку, найти не удастся, но уж больно похож мальчик Сережа на маршала-неудачника. Да и последующая мотивация разделения братьев Шиловских матерью появляется.