Характеристика губернатора в поэме русские женщины. Характеристика княгини трубецкой - настоящей русской женщины. Характеристика княгини Трубецкой

Часть, которая открывает поэму Николая Некрасова . В основе произведения лежит реальное историческое событие – восстание декабристов. Многим известны имена молодых людей, которые пытались отстоять свои прогрессивные идеи. Однако более трогательным стал подвиг жен декабристов. Женщины уезжали на каторгу вслед за мужьями. Их туда вела любовь и верность. Среди таких жен были как бедные крестьянки, так и богатые дворянки. Николай Некрасов для своей поэмы выбирает двух княгинь. Возможно, для того чтобы показать, что богатство и титул – не преграда для настоящей привязанности к любимым.

– притягательный женский образ в литературе. Ее верность, низменность чувств, осознание своего долга жены – все это приближает ее к идеалу женщины. Некрасов открыто восхищается героиней, восторгается ее благородством и духовной красотой. Первая часть произведения начинается со сцены прощания Катерины Трубецкой с отцом. Однако ключевым моментом стала встреча княгини и губернатора.

Молодая женщина около двух месяцев добиралась до Иркутска ради встречи с высшим чиновником. Она хочет последовать за мужем на каторгу. Княгиня просит дать ей лошадей, ведь единственное, что ее страшит – это пеший путь в Сибирь. Однако губернатор не спешит давать ей разрешение. Ведь незадолго до приезда княгини он получил бумагу с убедительной просьбой удержать Трубецкую от «необдуманного» решения уехать на каторгу.

Иркутский высший чиновник привел много аргументов против того, чтобы княгиня Трубецкая ехала к мужу. Самым убедительным было то, что ее решение огорчает отца. Но женщина ответила, что понимает это, однако ее долг как жены более важен. А умный отец скоро поймет, и станет гордиться таким ее поступком. Губернатор приводил и другие доводы. Княгиня будет лишена всех привилегий, если уедет на каторгу. Там она станет такой же бесправной, как и все ссыльные люди. И даже их дети не будут иметь прав. К тому же на Сибири суровые климатические условия – зима продолжается восемь месяцев. Так же княгиня не привыкла к тяжелому труду, и поэтому быстро станет обузой для мужа. На все доводы княгиня отвечает достойным ответом, что она со всеми проблемами справится шутя. От титула женщина уже готова отречься, он не кажется ей таким уж и важным. Ведь теперь она осознала, что в мире дворян много лжи.

Губернатор не стесняется прибегнуть к ложному обвинению мужа Трубецкой. Он пытается убедить женщину, что ее любимый – предатель. И она бежит за ним, как ничтожная рабыня. Княгиня не верит в виновность мужа. Если бы он изменил ей с другой женщиной – тогда бы она отпустила его. Но единственной соперницей княгини Трубецкой была любовь к родине. И такую «неверность» она может ему простить еще много раз.

Чиновник в результате признает свое моральное поражение в словесной борьбе с достойной уважения княгиней Екатериной Трубецкой. И даже приказывает седлать коней, чтобы отвезти княгиню к мужу на каторгу.

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины», рассказывающую о женах декабристов последовавших вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

В первой части произведения описывается поступок княгини Трубецкой. Н.А. Некрасов использует форму диалога, характеризуя путешествие княгини Трубецкой в Сибирь. Ключевым эпизодом поэмы стал разговор героини с иркутским предводителем, который прилагает все усилия для того, чтобы отговорить отважную жену от дальнейшей поездки на рудники. Диалоговая форма помогает

Глубже раскрыть внутренний мир персонажей, переживания, понять их мысли и чувства. Объясняя свой поступок губернатору, княгиня говорит:

… Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет.

Собственный монолог героини позволяет читателю увидеть ее верность до конца раз принятому решению. Речь княгини – скрытая боль за судьбу мужа, слезы за переживания отца, негодование по поводу слов губернатора:

Ах!.. Эти речи поберечь

Вам лучше для других.

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

Объясняться предводителю с готовой на многие испытания женщиной трудно, задерживая отъезд

Княгини своим волевым решением, он всеми силами пытается отговорить героиню от дальнейшего продолжения путешествия. В речи его есть экспрессивные эпитеты («глухих лесов», «страшный край», «черствым сухарем»), сложные метафоры («мрак и холод круглый год», «стосуточная ночь повиснет над страной», «пять тысяч каторжников там озлоблены судьбой»), яркие сравнения («короче нашей там весна»). Иркутский губернатор без прикрас описывает сложную жизнь на каторге, говорит о тяжелых природных условиях сибирского края, о нечеловеческих условиях существования каторжников. Предводитель использует в своей речи и запрещенные приемы, вызывая жалость к покинутому отцу, говоря о женской гордости:

А он… увлекся призраком пустым

И – вот его судьба!..

И что ж?.. бежите вы за ним,

Как жалкая раба!

Но никакие убеждения старого губернатора не влияют на принятое княгиней решение разделить судьбу мужа. Об этом читатель также узнает из разговора героев.

Таким образом, диалоговая форма раскрывает перед читателем сложный духовный мир персонажей, их отношение к жизни, к долгу и чести, их понимание судьбы, сложившихся обстоятельств.

(2 вариант)

Диалог, разговор двух людей, чаще всего дает представление о характере каждого из говорящих. В литературе XIX века он также позволял судить о социальном статусе беседующих.

«Благослови родную дочь // И с миром отпусти!», «Я буду помнить глубоко // В далекой стороне… // Не плачу я, но не легко // С тобой расстаться мне!» В дороге княгиня разговаривает с секретарем, с ямщиком, со ссыльными на этапе. Там тоже не диалог, а реплики: «А вот в начале первой части поэмы, посвященной Екатерине Трубецкой, перед нами не диалог, а, скорее, монолог. Все уже сказано отцом, все, что было в его силах, он сделал и для того, чтобы остановить дочь, и для того чтобы дать ей возможность беспрепятственно доехать до мужа. Княгиня как бы отвечает отцу: «Да, рвем мы сердце пополам // Друг другу, но, родной, // Скажи, что ж больше делать нам?» Мы не слышим голоса старика Трубецкого, но все же перед нами «диалог». Об этом говорят пропуски, которые мы можем заполнить, поставив себя на место героя: «Один, кто мог бы нам помочь // Теперь… Прости, прости! // тундра!», «Увидим скоро Енисей, – // Сказал княгине секретарь, – // Не ездит так и государь!..», «Эй, кучер, погоди!», Скорей, ямщик, скорей!..». «Спасибо, добрый путь!» – благодарят ее ссыльные. В многочисленных снах с ней говорят отец, любимый, она «видит и слышит» разговоры 14 декабря. Мысленный диалог – комментарий, отклик на дорожные впечатления, на неотступные мысли: «И та здесь партия была… // Да… нет других путей…», «Зачем, проклятая страна, // Нашел тебя Ермак?..»

Самые яркие, самые живые диалоги – разговоры губернатора Иркутска и Екатерины Трубецкой. Губернатор просит, умоляет, грозит, корит, тянет время, уходит от ответа, почти издевается, призывает к благоразумию. Мучителем называет княгиня генерала. Несмотря на то, что в данном случае оба героя говорят, убеждают друг друга, прерываются на какое-то время и опять продолжают мучительный диалог, вновь складывается ощущение, что говорит один, так как все аргументы губернатора разбиваются о твердость Трубецкой. Но и генерал не выдерживает, ее упорство пересилило: «И хоть бы мне не удержать // На плечах головы, // Я не могу, я не хочу // Тиранить больше вас… // Я вас в три дня туда домчу…»

Любовь и решительность женщины победили благоразумные доводы, покорили его сердце.

Какие события, встречи на пути княгини Трубецкой были осо¬бенно важными?

Встреча с ссыльными в кандалах, сны княгини о былом во время дороги, воспоминания о разговорах и свидании в тюрьме с мужем, встреча с губернатором.

В чём видела свой долг молодая женщина?

Свой долг молодая женщина видела в том, чтобы быть рядом со своим мужем-декабристом в ссылке в Сибири.

Какую особенность в построении поэмы вы заметили?

Поэма построена в форме диалога.

1.Пересмотрите всю поэму, обратите внимание на её двухчастность, сочетание повествования, размышлений героини и её диа¬лога с губернатором. Как, по-вашему, это композиционно-жанро-вое своеобразие способствует созданию образа самоотвержен¬ной, гордой и верной своему долгу женщины, жены?

Именно композиционно-жанровое своеобразие помогает создать яркий образ княгини, как верной долгу жены и женщины. Поэма сложена в форме диалога, что помогает лучше раскрыть внутренний мир героев. Поэма состоит из двух частей.

Чувство долга, основное в характеристике героини, призывает ее оставить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь («Но долг и выше, и трудней /Меня зовет»). Героине предстоит полная трудностей дорога. В дорожной кибитке она вспоминает свои детские и юношеские балы, поездку с мужем в Италию, запавшие в душу встречи с бурлаками и бедными крестьянами, а также декабрьское восстание и свидание с Трубецким в тюрьме. Вторая глава изображает встречу героини с иркутским губернатором, красноречивые доводы которого не могут поколебать ее решимости и лишь укрепляют в сознании необходимости своей миссии («Я гордость, гордость в нем спасу, / Я силу дам ему»). Чтобы ускорить встречу с мужем, Т. готова на любые жертвы: подписать отречение от своих прав и даже идти до Нерчинских рудников под конвоем. Получив, наконец, разрешение губернатора, героиня снова отправляется в путь.

2.Проследите за повествованием в первой части поэмы:

Как княгиня прощается с отцом, с родным краем, «городом ро-ковым»?

«Да, рвем мы сердце пополам

Друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь... Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!»

«Бог весть, увидимся ли вновь.

Увы! надежды нет.

Прости и знай: твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне...

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Прости и ты, мой край родной,

Прости, несчастный край!

И ты... о город роковой,

Гнездо царей... прощай!»

какова роль в повествовании первого сна: юность героини, за¬мужество, путешествие в Италию, «ряд картин забитой, загнан-ной страны»?

Сон прерывается суровой страшной правдой - печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого и суровой, нищей, "забытой Богом стороны". «Исчезли радужные сны. Перед нею ряд картин …» Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного "царства нищих и рабов" помогает Трубецкой, исполненной "наивного ужаса", понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа, - понять благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все увиденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором.

как поэт передаёт напряжённость внутреннего состояния ге-роини?

«больней заныла грудь»,

«Скорей, ямщик, скорей!»

«Кипит больной, усталый ум,

Бессонный до утра. Тоскует сердце

Смена дум

Мучительно быстра:

Княгиня видит то друзей,

То мрачную тюрьму.»

какова особенность второго сна и его значение в раскрытии художественного содержания поэмы: картина восстания; «под-земный коридор»?

Почти явью было видение Трубецкой – восстание на Сенатской площади. Некрасов решается ввести его в поэму:

Приспели новые полки:

«Сдавайтесь!» - тем кричат.

Ответ им – пули и штыки,

Сдаваться не хотят.

Какой-то бравый генерал,

Влетев в каре, грозиться стал-

С коня внесли его.

Другой приблизился к рядам:

«прощенье царь дарует вам!»-

Убили и того.

Сон стал центром поэмы. От него тянулись нити в прошлое и в будущее. Суров контраст между воспоминаниями прошлого и суровой, нищей, забытой Богом стороны.

Ей снятся группы бедняков

На нивах, на лугах,

Ей снятся стоны бурлаков

На волжских берегах

Эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой понять, что раньше она находилась в полном отрыве от жизни народа, понять справедливость и благородную цель декабристов. С осознанной решимостью Трубецкая обращается к своему мужу, уже арестанту:

«Скажи, что делать? Я сильна,

Могу и страшно мстить!

Достанет мужества в груди,

Готовность горяча»

как психологически объяснить смысл третьего сна измученной женщины?

Она мечтала увидеть любимого человека настолько сильно, что ей это приснилось в дороге, подсознание перенесло ее в то время, когда они были счастливы и неразлучны.

3.Проследите развитие событий во второй части поэмы:

Раскройте логику поведения губернатора: от радушного при¬ёма - к коварству и угрозам, от них - к неожиданному реше¬нию: «Я не могу, я не хочу тиранить больше вас...»;

Губернатор, встретивший княгиню в городе, всеми силами пытался ее остановить. Он говорил женщине о том, как хороша ее нынешняя жизнь, что ей не нужно никуда уезжать. Но Трубецкая не хотела оставлять намеченную ею цель. Княгиня очень сильно хотела увидеться с мужем, и она сделала бы все ради него. Не убедили ее и слова губернатора: "Но вы не будете там жить! Тот климат вас убьет! Я вас обязан убедить, не ездите вперед!" К тому времени княгиня уже поставила перед собой цель, которую должна была выполнить. Пытаясь объяснить свое стремление, она говорила: "Ужасна будет, знаю я, жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя не радостней его!" После их длительной "беседы", губернатор понял, что ничего сильнее любви быть не может и с Богом отпустил княгиню, так как знал, что ее не сломить.

какая из угроз губернатора особенно страшна, с вашей точки зрения, для молодой, богатой светской дамы?

Жить в тюрьме, есть хлеб и квас – голодать.

какой из упрёков губернатора особенно оскорбителен для жен¬щины, жены?

Губернатор упрекает ее в том, что она «жалкая раба», бегущая за мужем.

Но княгиня гордо отвечает:

«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!»

почему княгиня считает невозможным возвращение в свет, «в этот вырубленный лес»?

Об этом ярко говорит княгиня:

«Там люди заживо гниют –

Ходячие гробы…

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины - рабы»

*** Дополнительные вопросы ***

Возможно потому, что это не было целью поэта. Он хотел отразить саму тяжелую дорогу жены декабриста, ее храбрость, отчаянность, самоотверженность и чувство долга.

2.Каков замысел поэта, в чём, по-вашему, он видел свою цель?

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова

Пожалуй, одной из характерных черт России всегда были сильные женщины. Не зря ведь говорят, что женщины "Коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут". В некоторых ситуациях эта сила характера и твердость воли проявляются особенно сильно. Одним из таких громких поступков было сопровождение женами своих мужей-декабристов в далекую Сибирь.

Поэма "Русские женщины"

Поэма "Русские женщины" была создана в 1872 году великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым. русским женам, которые последовали за своими мужьями на каторгу. Поэт был вдохновлен этими событиями, что и написал в конце своего произведения о том, что это "пленительные образы", которые люди должны помнить.

Н.А. Некрасов в своем произведении действительно смог увековечить подвиг женщин, ведь его поэма вызывает сильные эмоции, которые сложно забыть.

Судьба декабристов

14 декабря 1825 года произошло не согласных с властью царя. Они хотели уничтожить монархию и однако восстание не удалось провести по плану, и декабристов попросту разогнали. Царь Николай узнал, кто участвовал в восстании, и наказал всех. Дворян он сослал на каторгу в Сибирь, а это было невиданное по силе наказание для высших слоев общества.

Между прочим, первой женщиной, если можно так выразиться, в этом восстании была княгиня Трубецкая. Характеристика героини будет неполной без упоминания о ее муже, который и был руководителем всего восстания.

Краткий сюжет поэмы

Рассказ о начинается с отправления княгини Трубецкой из отеческого дома. Показывается душещипательная сцена ее прощания с родными. Дальше мы видим, как княгиня едет через полстраны в тяжелейших условиях, и это перемежается с ее яркими и счастливыми воспоминаниями, составляя сильный контраст. Пожалуй, основным моментом, где характеристика княгини Трубецкой проявляется в полную силу - это ее встреча с губернатором, который любыми способами пытается остановить княгиню. Но она тем не менее наперекор всему продолжает следовать за своим мужем.

Позднее в пути ее догоняет и другая женщина - княгиня Волконская, чей муж также попал на каторгу. Поэма заканчивается ее свиданием с мужем, которое Некрасов описал с удивительной силой.

Характеристика княгини Трубецкой

У Некрасова в поэме получилась замечательная яркая и понятная характеристика. Княгиня Трубецкая (русские женщины представлены именно в ее лице) называет самым главным долгом женщины священный долг перед мужем. Она ставит его даже выше, чем долг перед отцом.

Цитатная характеристика княгини Трубецкой может занять несколько страниц, поэтому приведем описание лишь в общих чертах.

Любые невзгоды и препятствия готова преодолеть княгиня Трубецкая. Характеристика героини проявляется в разговоре с губернатором. Он пугает ее лишением титула, тяготами жизни на каторге, даже смертью отца, но ничего ее не может остановить. Губернатор даже сказал ей, что надо будет идти вместе с каторжниками пешком всю дорогу, она согласилась и на это. Правда, когда он увидел такую решимость, то не стал препятствовать более и выделил транспорт. Княгиня Трубецкая не только на словах, но и на деле доказала, что готова идти куда угодно за своим любимым мужем.

Возможно, сейчас это представляется не таким страшным наказанием, как раньше. Но если представить, что женщина из высшего света, за которую всегда все делали слуги, согласна на жизнь крестьянки, то ощущения получаются сильными.

Характеристика русских женщин через княгиню Трубецкую

Для того чтобы лучше понять произведение и дух времени, необходима хотя бы одна характеристика героя. Княгиня Трубецкая, ее персонаж в поэме, идеально подходят для того, чтобы нарисовать образ не только одной женщины, но и передать настроения всех женщин России.

Читая поэму, можно сразу сказать, что княгиня искренне любит своего мужа. Ради любви она готова преодолеть любые препятствия, и это одна из главных черт всех русских женщин. Им не нужны ни высший свет, ни положение в обществе, если муж находится где-то на каторге. Княгиня Трубецкая не была одинока в своем решении и своей верности, еще девять русских женщин отправились вслед за своими мужьями.

Как они описывали условия жизни в своих записках, это было очень тяжело. В основном они могли лишь смотреть на тюрьму, но и это придавало огромные силы их мужьям.

Такая самоотверженность действительно может считаться великим подвигом русских женщин.

Реальная история княгини Трубецкой

Жизнь и характеристика княгини Трубецкой являются историческими фактами, и даже более того - они записаны со слов сына, И.С. Трубецкого, с использованием мемуаров самих жен декабристов. Трубецкая была первой женщиной, которая отправилась вслед за мужем, бросив вызов всему Поскольку она была первой, то ей было тяжелее всего, именно поэтому в поэме речь идет о княгине Трубецкой. Да, княгиня действительно предполагала невероятные мучения и тяготы суровой жизни в Сибири, однако ее судьба оказалась не слишком плохой. Первое время они с мужем действительно жили на каторге, и только спустя 15 лет им дали разрешение выехать оттуда. Они поселились в своем доме и занимались земледелием.

Со временем срок ссылки истек, и они перебрались в Иркутск. Здесь семья смогла приобрести себе дом. Историческая характеристика княгини Трубецкой требует указания, что эта женщина не просто однажды совершила подвиг, но всю жизнь была Ее знали все в городе, ведь в доме княгини всегда были готовы накормить и обогреть путников, каторжников и всех несчастных. Так княгиня Трубецкая заслужила уважение и почет, поэтому провожать ее в последний путь в 1854 году пришел практически весь город.