Экономическая политика россии. Курсовая работа внешняя экономическая политика государства Механизмы и инструменты экономической политики

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП), будучи инструментом геополитического участия страны на мировой экономической арене, при исходных детерминантах ориентации исключительно на экономическую целесообразность и эффективность хозяйственного взаимодействия на уровне хозяйствующих субъектов внешнеэкономической деятельности, должна ориентироваться не только на реализацию национальных политических и экономических интересов, но и на обеспечение национальной безопасности, включая экономическую, а также аспекты ненанесения ущерба здоровью и морали населения страны. Отсюда успешность реализации ВЭП базируется на ее органичной встроенно-сти в национальную социально-экономическую политику, на соответствии векторов реализации стратегии экономического развития и производной от формируемого хозяйственного потенциала экспортно-импортной деятельности.

Основная цель экономической политики страны заключается в обеспечении удовлетворения потребностей граждан, качественном совершенствовании этих потребностей при последовательности сокращения социально опасного разрыва в уровнях доходов.

Сложность выбора адекватной геополитическим и геоэкономическим интересам России стратегии внешнеэкономической политики связана с децентрализацией внешнеэкономической деятельности. Это связано с тем, что ведущие экспортеры и импортеры товаров, услуг и капитала являются самостоятельными хозяйствующими субъектами различных форм собственности, а потому в их «портфолио» в разделе стратегий доминирует интерес максимизации прибыли от ВЭД, а не сложный комплекс задач национально-государственного созидательного развития. Поэтому государственное регулирование призвано обеспечить такую институциональную среду, где интересы бизнеса и государства (как выразителя интересов населения страны и всего общества) будут логично сопряжены, и каждый будет исполнять свои функции согласно достигнутой договоренности, обеспечивая при этом реализацию основной цели государственной экономической политики .

Другими словами, векторы деятельности государства и бизнеса должны совпадать с общими интересами населения страны. Исходя из этого, задачи долгосрочного устойчивого развития экономики страны и ликвидации диспропорциональности развития регионов и территорий, т.е. эффективного функционирования механизма выравнивания регионального развития, должны корреспондировать с укреплением межрегиональных хозяйственных связей и повышением устойчивости развития и обеспечения территориальной целостности государства. При этом должны быть обеспечены национальная и экономическая безопасность, политическая стабильность и развитие демократических свобод и прав граждан в условиях последовательной реализации процесса унификации правовых полей с учетом международного права и доминирующих в мировой практике отдельных положений прецедентного права.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность собственно государства, и она направлена на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами с целью:

  • расширения воспроизводственного процесса в стране и оптимизации структуры национального хозяйства при повышении производительности труда, уровня национальной и международной конкурентоспособности, в т.ч. на основе содействия оптимизации использования человеческого капитала и роста доли инновационной составляющей в цепочке создания стоимости;
  • оптимизации участия хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперации труда при соблюдении национальных целей и приоритетных задач развития страны и их последовательной реализации;
  • обеспечения сбалансированности внешнеэкономических операций при оптимизации процесса хозяйственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на основе безусловного соблюдения экономической безопасности страны.

В современных условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей ВЭП является сохранение окружающей среды при повышении уровня участия России в мировой экономике. При этом со всей остротой встает задача согласования определяющей роли национальных экономических интересов при обеспечении прогрессивных структурных преобразований хозяйственного комплекса и выполнения роли поставщика на мировой рынок энергосырьевых ресурсов согласно сложившейся в последние десятилетия специализации в мировой торговле.

Основными принципами внешнеэкономической политики Российской Федерации, обозначенными во Внешнеэкономической стратегии до 2020 года [ 1, с. 11], являются:

  • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
  • перевод экономики на инновационный путь развития;
  • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
  • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
  • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
  • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
  • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
  • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
  • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

К безусловным задачам ВЭП также относятся: создание условий ускоренного выхода России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли, формирование благоприятного инвестиционного климата.

Разработка и реализация стратегии ВЭП осуществляется как в целом по стране, так и ее регионам по отношению к отдельным странам и зарубежным регионам соответственно. Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

Концепция ВЭП включает также тактику ее проведения или совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов. Характерно то, что ВЭП - это единая для всех регионов России политика, она не может быть отличной от национальной доктрины экономического и социально-политического развития, она ее составная часть, которая при этом должна быть безусловно принятой к реализации всеми органами власти различных уровней. Не может быть ситуации, когда ВЭП отдельного региона страны по своему содержанию отлична в той или иной части (например, торговой политики, валютного регулирования и пр.) от политики государства в целом . Внешнеэкономическая политика не только связана с внутренней политикой, но и является логическим продолжением ее развития, но за пределами национальной (таможенной или государственной) границы.

Цели внешнеэкономической политики могут быть сформулированы следующим образом:

  • достижение благоприятного торгово-политического режима с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся или потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений и торгово-экономических барьеров;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых и кредитных отношений со странами - кредиторами и должниками, используя возможности и права международных организаций и объединений (Парижский, Лондонский клубы, страховые компании и т.д.), а также систему двусторонних контактов на правительственном и корпоративном уровнях;
  • обеспечение равных возможностей и прав для отечественных субъектов хозяйственной деятельности в их доступе на мировые рынки товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом необходимо оказание политической, информационной и финансовой поддержки в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости, особенно на рынки, жестко контролируемые и практически монополизированные крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а также жестко защищенные протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

Базовыми составляющими внешнеэкономической политики являются:

  • внешнеторговая политика;
  • политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы;
  • валютная политика.

В Концепции внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года указываются следующие приоритетные направления:

  • 1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. При этом авторами концепции называются такие отрасли экономики, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия, которые представляют собой конкурентные сектора российского предпринимательства на мировом рынке и в системе глобальных производственно-кооперационных связей. Обращает на себя внимание акцент на формирование условий и потенциала у нашей страны по выполнения ею роли инициатора и интегратора международных кооперационных проектов 11, с. 14].
  • 2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг. Для реализации этой задачи авторы концепции обозначили в качестве первоочередной задачи формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению. Обозначено также создание механизма содействия продвижению российских товаров, основанного на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а также на комплексной поддержке экспортоориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается также содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут признаваться за рубежом.
  • 3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, в целях чего предполагалось сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств, приступив к поэтапной интеграции аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации.
  • 4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Основными задачами в данной области должны явиться страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами. В связи с этим уделяется существенное внимание реализации крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на географическую диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки, прежде всего - это смещение на регион АТР при усилении внимания к развитию Восточной Сибири.

  • 5. Интеграция евразийского экономического пространства с «ядром» в России. В этих целях предполагалось усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водно-энергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.
  • 6. Создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту. В целях решения указанной задачи предполагался значительный рост капитализации российского фондового рынка в процессе создании в России международного финансового центра. Это обеспечило бы, по мнению разработчиков, расширение круга инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, повышение возможности для российских предприятий реализовывать эмиссии ценных бумаг и привлекать значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов. Для превращения рубля в региональную резервную валюту важнейшим инструментом выступает ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕАЭС, разработка коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем. Переход на российский рубль в расчетах при взаимной внешнеторговой деятельности.
  • 7. Усиление роли России в формировании мирового экономического порядка предполагается осуществить за счет укрепления позиций РФ в деятельности международных институтов, в т.ч. активизации участия в решении глобальных проблем, создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования. Разработчики акцентировали внимание на формировании национального механизма содействия международному развитию 11, с. 12-19J.

В условиях последовательного трансформирования экономики России механизм реализации ВЭП в каждом структурном звене, из вышеназванных, выполняет следующие функции:

  • преобразующая на основе государственного регулирования роли государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, включая инструментарий таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также движения инвестиционных потоков;
  • формирующая структурную перестройку ВЭД фирм и предприятий , преследуя цели органического «вписывания» внешнеторговых операций в хозяйственную деятельность и исключая фактор внешней торговли как приоритет для определения хозяйственной стратегии и тактики развития хозяйствующего субъекта. Другими словами, использование преимуществ международного разделения и кооперации труда должно быть подчинено задачам развития национального народно-хозяйственного комплекса.

Из вышеизложенных положений логически следует, что внешнеэкономическая политика, будучи составной частью экономической политики страны, обязательно должна основываться на адекватной экономической идеологии, реализация которой за пределами национальной границы обеспечивает либо суверенизацию государства, его стабильное динамичное развитие с учетом национальных приоритетов, национальных экономических, политических и социальных интересов, либо превращает его в регион мирового пространства (даже не регион мирового хозяйства), базирующегося вокруг стран постиндустриального развития и подчиненного реализации их интересов на его территории.

При всем многообразии и значимости задач ВЭП основной, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является формирование благоприятной экономической среды для оптимизации воспроизводственного процесса в стране . Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой и внутреннего рынка с внешним. При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны, что, в свою очередь, выражается в существенной трансформации взаимозависимостей российской экономики с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными контрагентами. Именно это предопределяет выработку новых подходов и методов реализации внешнеэкономической политики.

Кроме вышеизложенного, полагаем, что в современных условиях специфика разработки концепции ВЭП определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сферы и форм участия во внешних связях, а также выбора стратегически важных геополитических, географических/региональных приоритетов для экономического сотрудничества. Мы имеем в виду следующее: с какими странами и на каких условиях при соблюдении дифференциации первоочередных и вторичных целей. Особую значимость для России имеет такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в ВЭП субъектов Российской Федерации, а также координации их деятельности на государственном уровне.

Существующий в настоящее время у большинства государств арсенал инструментов ВЭП позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей (ВЭС), которые, в свою очередь, представляют собой экономикоправовые отношения на уровне государственных органов власти различных стран, оформляемые на двух- и многосторонней основе соответствующими международными соглашениями, договорами, протоколами и т.д. Именно ВЭС являют собой сферу регулирования на региональном уровне , согласуясь с обшей концепцией построения ВЭП.

Составляющими ВЭП являются: внешняя торговля и, соответственно, торговая политика, а также таможенная, инвестиционная, валютная политики и связанные непосредственно с последней - кредитная и финансовая политики.

  • Россия была и есть составная часть мирового хозяйства, а потому глобализационная фаза мирового развития в одинаковой степени затрагивает и её экономику так же, как и всех других стран. Задача эффективного государства - обеспечить в этих условиях реализацию приоритетных национальных интересов , не допуская использования ресурсного потенциала, технологического, военного, человеческого капитала и т.д. исключительно в качестве совокупного ресурса поступательного развития других стран, нанося при этом ущерб национальному экономическому развитию. См. подробнее: Перекал В. Глобализация и государство. - М.: РАГС, 2005.
  • 6 См. подробнее: Глава 7.
  • В мировой практике реализация сепаратной внешнеэкономической политики того или иного региона государства (анклава/эксклава) может привести к распаду целостности страны, к недобросовестному использованию внешним окружением фактора давления на политику региона для целей достижения каких-либо политических или экономических результатов, не соответствующих национальным экономическим и политическим интересам России.
  • По данным развития экономики России в 2013 г. ВНП по паритету покупательной способно-сти составил 2,553 трлн долл. США (для сравнения: 2,52 и 2,437 трлн долл, в 2012 и 2011 г., ВНП на душу населения составил 18,1 тыс. долл, против 17,8 и 17,1 тыс. долл, в 2012 и 2011 г., структура ВНП характеризуется следующим образом: сервис - 58,3%, сельское хозяйство - 4,2%, промышленность - 37,5%. Характерно, что прирост промышленной продукции в 2013 г. составил только 0,1 % (или 165 место среди стран мира). Структура занятости по отраслям характеризуется: 9,7% - сельское хозяйство, 27,8% - промышленность, 62,5% - сервис. Индекс Джини составил 42,0 против 41,7 в 2001 г., страна находится на 51 месте в мире по этому показателю; экспорт - 515 млрд долл, против 528 млрд долл, в 2012 г. и импорт - 341 млрд долл, против 226 млрд долл, в 2012 г. (https://www.cia.gov/library/publications/the-vvorld-factbook/geos/rs.html).

Экономическая политика – это комплекс мер и мероприятий, направленных на принятие и реализацию экономических решений в рамках макроэкономического уровня.

Замечание 1

Основное назначение экономической политики – достигать всеми экономически обоснованными путями общественные цели и решать общественные задачи.

Механизмы и инструменты экономической политики

В современном государстве выделяют два основных блока инструментов воздействия: косвенное воздействие и прямое воздействие на экономическую политику: косвенные и прямые.

Ключевыми инструментами экономической политики служат: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая ссистемы государства

Бюджетно-налоговую систему экономической политики еще называют фискальной, в нее включены все налоги, поступающие в бюджет, их управление и перераспределение. Затратами данной системы являются: обеспечение социальной политики государства, развитие конъюнктуры рынка, развитие и содержание оборонного комплекса, затраты на здравоохранение, образование и т.д.

Кредитно-денежная система экономической политики – это совокупность всех финансовых институтов, которые предоставляют денежные средства для всех экономических субъектов, под определенные условия.

Замечание 2

В рамках кредитно-денежной системы идет аккумулирование всех денежных средств государства. Инструменты кредитно-денежной системы экономической политики: ставка рефинансирования Центрального Банка, нормирование обязательных резервов страны, операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Внешняя экономическая политика

Внешнеэкономическая политика России преследует ряд обоснованных и актуальных целей:

  • Развитие технических и правовых условий в стране для роста производительности;
  • Проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение имиджа и репутации страны на мировой арене;
  • Актуализация мероприятий по разделению труда на международном уровне и другие.

Также внешняя экономическая политика действует на основании определенных принципов:

  • Внешняя экономическая политика должна стать целой системой взаимодействия с другими странами, партнерство должно носить постоянный характер, а не разовый;
  • Отечественное производство должно быть защищено от воздействия со стороны других стран, также необходимо выводить производителей на международный рынок;
  • Внешняя экономика должна приложить максимальные усилия для того чтобы условия экспорта и импорта товары были выгодными для страны;
  • Внешнеэкономическая политика должна стать частью политики государства, и не всегда следовать с такт с новыми идеями развития.

Внешняя экономическая политика нашей страны имеет конкретную стратегию, суть ее заключается в том, чтобы выйти на международный рынок, узнать его, изучить, выявить тенденции, которые позволят в дальнейшем реформировать всю экономическую систему страны, чтобы потом вести политику, не ориентированную и не зависящую от экспорта и импорта, чтобы страна могла сама себя обеспечивать.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства просто необходима в современных реалиях, одна должна быть логическим завершением и элементом второй. На сегодняшний день внешняя экономика очень важна для нашей страны, так как с помощью нее отечественное производство и многие отрасли хозяйствования могут иметь возможность для дальнейшего развития.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Филиал КубГУ в ст. Ленинградской

Курсовая работа
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
на тему:
«Внешняя экономическая политика государства»

Работу выполнил Чуян. М.С.

Факультет Управления и психологии, ОФО

Специальность ГМУ, 3 курс

Научный руководитель доцент, КТН Фирсов Г.Г.

2010 г.
Содержание:

Введение ………………………………………………………… ……………....3

1.Внешнеэкономическая политика государства ………………………… ...4

1.1Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства…….....4
1.2Типы внешнеэкономической политики…………………………………......6

2.Регулирование внешнеэкономической деятельности ……………….....13

2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………… …………………….13
2.2Средства внешней экономической политики……………………………...19
2.3Цели и функции осуществления внешней экономической политики……21

3.Сущность и формы международного кредита …………………………...24

3.1Формы международного кредита…………………… ……………………..24

Заключение…………………………………………………… ………………...28

Список литературы…………………………………………………… ………..30

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению внешней экономической политике государства.
За время перехода к рыночным преобразованиям вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности России претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности, был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы.
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью, Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования.
Я считаю, что главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Целью курсовой работы является изучение внешней экономической политики государства (в данной курсовой я буду рассматривать Россию).
В данной курсовой работе мною будет по возможности полно рассмотрена внешняя экономическая политика государства.

    Внешнеэкономическая политика государства
      Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность, а именно - куплю-продажу товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Сущность внешнеэкономической политики государства заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
Международная торговля, как свидетельствует история, нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. К регулированию внешней торговли своих стран задолго до XX в. прибегали феодальные правительства Англии и Франции. По словам российского историка Н. Карамзина, элементы государственного регулирования внешней торговли имели место в политике царя Ивана Грозного. Регулированием внешней торговли занимались и другие страны. Причина этого повсеместного вмешательства состоит в том, что любое государство без внешнеторгового регулирования не может достичь полной занятости, стабильности цен, устойчивости роста национальной экономики. 1
В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю не только уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.
Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы:
Во-первых , оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран - партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной - инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли. 2
Во-вторых , государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
В-третьих , государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок - Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений.
      Типы внешнеэкономической политики
Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. 3
В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:
- селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
- коллективный протекционизм, т. е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.
Следует сказать, что протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната».
В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К примеру, только за вторую половину ХХ в. можно отметить исторические периоды, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:
- в 50-60-е годы страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными барьерами, а также нетарифными ограничительными мероприятиями;
- в 90-х годах вновь возобладала тенденция развития в сторону большей либерализации и свободы международной торговли.
Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли.

Протекционистские меры

Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
Плюсы и минусы протекционизма

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.

Был выявлен ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

    уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
    преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
    использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
    аграрный протекционизм;
    избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.

Структура платежного баланса.

I. Счет текущих операций.
1. Товарный экспорт. 2. Товарный импорт
Сальдо баланса внешней торговли. (торговый баланс)
3. Экспорт услуг. 4. Импорт услуг.
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг).
6. Чистые трансферты.
Сальдо баланса по текущим операциям.
II. Счет движения капитала
7. Приток капитала. 8. Отток капитала.
Сальдо баланса движения капитала
Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала.
III. Официальные резервы.

Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Методы государственного регулирования платежного баланса.

Методы Содержание
Прямой контроль Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта
Дефляция Снижение объема производства, рост резервных мощностей для наращивания экспорта; повышение реальной процентной ставки.
Изменение обменного курса Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели

Анализ платежного баланса России 2005-2008 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ.

В результате проведения анализа были выявлены основные изменения платежного баланса России в 2005-2008гг.:

    существенное снижение активного сальдо торгового баланса, вызванное интенсивным ростом импорта при стабилизации экспорта;
    рост пассивного сальдо баланса услуг, стимулируемый повышением реального эффективного курса рубля;
    увеличение чистых выплат инвестиционных доходов негосударственным сектором, обусловленное ростом внешнего долга российских компаний;
    прекращение дедолларизации сбережений населения – переход от чистых продаж к чистым покупкам наличной валюты;
    стабилизация объема экспорта капитала негосударственным сектором, вызванная замедлением роста экспортных доходов компаний;
    расширение импорта капитала негосударственным сектором - за счет увеличения прямых и портфельных иностранных инвестиций;
    значительное замедление динамики валютных резервов, обусловленное, главным образом, снижением сальдо торгового баланса.

2.Регулирование внешнеэкономической деятельности государства

      2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. 4
Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды незначительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием.
Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность изменить процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.
Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важнейшим среди законодательных актов России по регулированию внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995г)(данный закон признан утратившим силу после принятия ФЗ от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ) , определяющий принципы её осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле. 5
Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 0,3-1%.
Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях.

Достоинства таможенно -тарифного регулирования проявляются в следующем :

      во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки
      во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров
      в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране.
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами.
При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно- бюрократические проволочки и т.п.
Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.
Лицензирование , т.е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара.
и т.д.................