Оленье платье и берёзовый дом младших братьев Саянских гор. Тувинская юрта – неповторимый мир Тувинцы в Китае

Тувинцы – народ в Российской Федерации, составляет основное население республики Тува. Сами себя тувинцы называют «тыва», в некоторых селениях сохранились и более древние названия народности, на пример, «сойоты», «сойоны», «урянхайцы», «танну-тувинцы».

Численность населения

На территории Российской Федерации проживает свыше 206 тысяч тувинцев. В республике Тува проживает около 198 тысяч тувинцев. В других странах процент тувинцев достаточно высок, например, в их свыше 40 тысяч человек, в Китае около 3 тысяч человек.

Тувинцев разделяют на: западных и восточных. Все они говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Тувинский народ сложился из различных тюркоязычных племен, пришедших из Центральной Азии. На территории современной Республики Тува они появились примерно в середине середины первого тысячелетия и смешались с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.
В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз ( каганат), сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву.

Можно смело утверждать, что язык тувинцев был сформирован в результате смешения языков и диалектов уйгурских племен с языком местных жителей. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие , в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов окончательно смешались с местным населением.

В конце тринадцатого, начале четырнадцатого века в Туву переселились несколько племён, которые так же смешивались с местными жителями. В конце первого тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба, родственные уйгурам.

К 19 веку все местные племена, обитатели Восточной Тувы были полностью смешены с тюрками, а «тыва» стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса.

В 1914 Тува была принята Россией под полную защиту. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 году республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, а с 1993 – Республика Тува.

Географическое положение селений восточных и западных тувинцев повлияло на род их занятий. К примеру, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло скотоводство. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. При этом они вели полукочевой образ жизни. В редких случаях западные тувинцы распахали земли и выращивали некоторые зерновые культуры. Но в крупных масштабах земледелие не практиковалось.

Часть мужского населения западных тувинцев занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство плодов и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и другие). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года. Охотились так же на пушного зверя, шкуры которого шли на продажу. В конце осени и всю зиму мужчины охотились на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя, белку, лису и так далее.

Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты.

По старому обычаю у тувинцев преобладала малая моногамная семья. Но даже в начале двадцатого века некоторые богатые люди могли нарушить этот обычай и взять в жены несколько девушек из разных родов.
До наших дней сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов:

  • Сговор. Как правило, родители жениха и невесты договаривались между собой о будущем браке своих детей, когда последним было по восемь – десять лет (иногда еще раньше);
  • Сватанье – аналог русского сватовства или запоя;
  • Особый обряд закрепления сватовства;
  • Бракосочетание;
  • Свадебное пиршество.

Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания.

Среди традиционных праздников у тувинцев стоит выделить Новый год, общинные праздники по случаю окончания хозяйственных периодов, свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос. Ни одно значительное событие в жизни общины не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы, конских скачек и стрельбы из лука.

Традиционные жилища восточных и западных Тувинцев так же различаются по строению. Например, у западных Тувинцев основным жилищем служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из жердей, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и источником света.
Юрту покрывали войлочными ковриками и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался открытый очаг. Внутри хижины устанавливали деревянные сундуки, передние стенки которых были богато украшены расписным орнаментом. Юрта делилась на две половины: справа от входа была женская часть, слева от входа – мужская. Пол в юрте был войлочных. Стеганые коврики разбрасывали по всей юрте.

Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой – лосиными или оленьими шкурами, сшитыми между собой. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие восточные Тувинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли специально выделанными кусками коры лиственницы, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие каркасные постройки с четырьмя, пятью или шестью углами. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

Практически всю одежду, включая обувь, тувинцы изготавливали из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была распашной, сшитой по образу туники. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный и зелёный.

Зимой тувинцы носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур молодых ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой. Летняя праздничная одежда состояла из халата, сшитого из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы и ворот обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, обшитые цветной тканью.

Традиционная обувь тувинцев – кожаные сапоги с загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги украшали аппликациями из разноцветных лоскутов. Другая разновидность традиционной обуви Тувинцев — мягкие сапоги. Они имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой тувинцы носили в сапогах войлочные чулки с вшитыми подошвами.

Одежда восточных Тувинцев несколько отличалась от национального костюма западных тувинцев. Летом излюбленной наплечной одеждой служил «хаш тон», который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались унтами, которые носили мехом наружу. Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Женщины-тувинцы очень трепетно относились к украшениям любого вида. Больше всего ценились перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, как правило, вплетали в толстые косы. Причем, косы носили как женщины, так и мужчины. Мужчины брили переднюю часть головы, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Туви́нцы (самоназвание - тыва, множ. число - тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) - народ, основное население Тувы (Тывы).

По антропологическому типу тувинцы - монголоиды. Говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Также знают русский язык Имеется письменность на основе кириллицы. Верующие - буддисты; сохраняются также традиционные культы (шаманизм).


Молодая тувинка


Общая численность тувинцев - от 260 до 300 тыс. чел.
В России - около 244 тыс. чел. (в 1970 - около 140 тыс. чел.), в том числе в Республике Тыва - около 235 тыс. чел. В Монголии (аймаки Увс, Баян-Улгий, Хувсгел, Завхан, Ховд) - от 12 до 20 тыс. чел. В Китае (сёла Шемиршек и Алагак на территории подчинённой городу Алтай, село Комканас уезда Бурчун, село Аккаба уезда Каба; все в составе округа Алтай Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского автономного района) - около 3,3 тыс. чел .

Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев.

Древнейшие предки тувинцев - тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. Многие особенности традиционной культуры тувинцев восходят к эпохе ранних кочевников, когда на территории современной Тувы и сопредельных районов Саяно-Алтая обитали сакские племена (VIII-III века до н. э.). Их влияние прослеживается в материальной культуре (в формах утвари, одежды и особенно в декоративно-прикладном искусстве).

В условиях экспансии хунну в конце I тыс. до н. э. в степные районы Тувы вторглись новые скотоводческие кочевые племена, в основной массе отличавшиеся от местного населения скифского времени, но близкие хунну Центральной Азии. К этому времени восходит много элементов традиционной материальной культуры тувинцев (например, формы деревянной утвари).

Существенное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз - Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка.

Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в IX веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIII-XIV веках в Туву переселилось несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением.

Под воздействием монгольских племён сложился характерный и для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип. В конце I тыс. н. э. в горно-таежную восточную часть Тувы - в Саяны (нынешний Тоджинский кожуун), заселенные ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К XIX веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (Тыва) стал общим самоназванием всех тувинцев.

С конца XVI века Тува находилась в составе монгольского государства алтынханов, просуществовавшего до 2-й половины XVII века. В середине XVIII века Тува была подчинена маньчжурской династией Китая, управлявшей Тувой до 1911. В этот период завершилось формирование тувинской народности. В 1914 Тува (русское название - Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 августа 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. С 1926 она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 октября 1944 республика была присоединена к СССР и включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 - Республика Тува, с 1993 - Республика Тыва.

Традиционная кухня

: западно-тувинские традиции питания основывались на продуктах кочевого скотоводческого хозяйства, сочетавшегося с земледелием. В состоятельных семьях значительную часть года питались молочными продуктами и в меньшей мере мясными. Использовали также растительную пищу, главным образом просо и ячмень, дикорастущие. Рыбу потребляли лишь бедняки. Ели варёное мясо домашних и диких животных, наиболее излюбленными блюдами были баранина и конина. В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Молоко потребляли лишь кипячёным, притом почти только в виде кисломолочных продуктов. Они преобладали в питании в весенне-летний период. В зимнее время их роль резко снижалась. Пользовались молоком крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов. Из кобыльего молока готовили кумыс.



Тувинцы скотоводы


В пищевом рационе важную роль в зимнее время играли заготовленные впрок масло и сухой сыр (курут). Путём перегонки снятого сквашенного молока получали молочную «водку» - араку. Важную роль в питании играл чай, который пили подсоленным и с молоком. Охотники-оленеводы восточной Тувы питались преимущественно мясом добытых диких копытных. Домашних оленей, как правило, не забивали. Оленье молоко пили главным образом с чаем. Растительные продукты также расходовали очень экономно, готовя из зерна или муки пищу лишь один раз в день. Сушённые на огне луковицы сараны ели с чаем, из толчёных варили густой кашеобразный суп. Из мяса делали шашлык, мясную и кровяную колбасу. Из молока готовили пресный быштак и острокислый сыр аржи, масло, жирные пенки, сметану, кисломолочные напитки - хойтпак и тарак, кумыс, молочную водку. Хлебом не пользовались, вместо него употребляли далган - муку, изготовленную из поджаренных зёрен ячменя или пшеницы, поджаренное толчёное просо. Из муки приготовляли различные лепёшки, лапшу и пельмени.

Традиционным жилищем восточных тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные постройки западных тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В начале XX века под влиянием русских крестьян-переселенцев в Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.



Жилище тувинцев


Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерными чертами верхней одежды - халата - были ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани - фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней - халат, сшитый из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали, чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.



Тувинские девушки-модели в национальных костюмах

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин - овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.


Обувь - в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги декорировали цветными аппликациями. Мягкие сапоги чымчак идик имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками.

Одежда восточных тувинцев-оленеводов имела ряд существенных особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой покрой - стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через голову и как бы обёрнутой вокруг туловища. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов-натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние - из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3-5 снизок бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.

Традиционные праздники: Новый год - шагаа, общинные праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом, семейно-бытовые - свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос, религиозно-ламаистские и др. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний - национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр. Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители, исполняющие в устной форме огромные по объёму произведения эпоса тувинцев.


Шаман в тувинской юрте во время празднованиия Шагаа - Нового года

Экзогамные роды (сёёк) сохранялись до начала XX века только у восточных тувинцев, хотя следы родо-племенного деления существовали и у западных тувинцев. В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины - семейно-родственные группы, включавшие обычно от трёх до пяти-шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920-х годов среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многожёнства. Сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное пиршество. Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания. Тувинцы имели богатые традиции - обычаи, обряды, нормы поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.

Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля.


Из музыкальных инструментов наиболее распространёнными были губной варган (хомус) - железный и деревянный. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы скрипки) - игил и бызанчы.

Аннотация : В статье рассматривается юрта в традиционном бытовании тувинцев: названия, связанные с этим типом жилища, особенности отношения людей к ней.

Ключевые слова : юрта, тувинцы, жилое пространство, очаг, микрокосмос, категория культуры.

A yurt in traditional Tuvan culture

M. S. Baiyr-ool

Abstract: Article reviews the yurt in traditional household of Tuvans: terms related to this type of dwelling, characteristics of peoples’ relations with it.

Keywords: yurt, Tuvans, dwelling, fireplace, microcosmos, culture category.

В статье Ч. К. Ламажаа «Тезаурусный подход к анализу тувинской культуры» предложено воспользоваться новым методологическим подходом (Ламажаа, 2013). Ключевое понятие концепции, авторами которой являются Вал. А. и Вл. А. Луковы «тезаурус» восходит к греческому слову thesauros , что означает «сокровище», «сокровищница». Тезаурус - это полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх того также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 67). В тезаурусе отражается полнота некоторого знания (как качественная, а не количественная характеристика) для субъекта и соответствие этого знания целям, потребностям, интересам, установкам субъекта.

Как пишет Ч. К. Ламажаа, авторы трехтомника «Традиционного мировоззрения тюрков Южной Сибири» (Новосибирск, 1988–1991), опираясь на методологию А. Я. Гуревича, постарались выделить не просто общие категории культуры кочевников региона, а наиболее значимые, ценные категории практически - ценности именно в этой культуре (Ламажаа, 2013: 101). Так, раскрывая представления о пространстве и времени, они анализируют мифы о начале мира, понимание тюрками того, что есть Родина, что в свою очередь может рассматриваться в терминах «земля - вода», место и время, также дом. Особое значение в кочевой культуре придается представлениям о пути, ином мире. Ключевыми понятиями вещного мира для тюрков, по мнению исследователей, стали первые ремесленники, демиурги, которые создали этот мир - верховные божества. Весьма значимой для людей была система ритуалов (обычаев), которая регламентировала будничную жизнь. Космический и социальный порядок, который необходимо было поддерживать, имел свои зримые образы: дерево, гора, «молочное озеро». Символом стабильности в традиционной народной культуре выступал очаг, который, связывался с целым кругом понятий: жилище, семья, род, племя и др. Все эти понятия составляли собой основу для понимания того, что есть гармония мира, противоположность которой был хаос.

В данной статье мы рассмотрим одну из категорий тувинской традиционной культуры в ключе, предложенном Ч. К. Ламажаа, - «юрта».

С. И. Вайнштейн подробно исследовал генезис жилища тувинцев, традиции питания, одежды, конской упряжи, добуддийские верования и т. д. (Вайнштейн, 1991). В отношении юрты исследователь утверждает, что изобретение и ее распространение относится к середине I тысячелетия н. э. и связано с древнетюркской средой. Юрта получила распространение почти исключительно у тюркско-монгольских народов.

Юрты кочевой аристократии, начиная с середины XIII в., заметно эволюционировали. Дальнейшее развитие аристократической формы можно видеть на фрагментах двух персидских миниатюр с изображением сцен из жизни Чингис-Хана. Один фрагмент показывает монгольского хана в полевом лагере, другой - рядом с «Золотой юртой» (там же: 30, 52, 64).

Без сомнения юрта является ключевым концептом традиционной культуры тувинцев. С ней непосредственно связаны повседневная жизнь номадов, их стереотипизированное сознание и поведение.

Таблица, составленная на основе демографической переписи, проведенной в 1931 г., когда в Туве еще сохранялся кочевой образ жизни, позволяет получить представление о соотношении юрт и чумов в различных кожуунах Тувы.

Барун-Хемчик

Дзун-Хемчик

Всего по республике

Из таблицы видно, что, кроме Тоджи, сравнительно много чумов было лишь в Каа-Хеме (около четверти всех жилищ), в других местах - от 4,5% (Барун-Хемчик) до 12% (Улуг-Хем, Дзун-Хемчик). Если для тоджинцев чум служил основным жильем независимо от имущественного положения владельцев, то в западной Туве им пользовались наиболее бедные люди.

14–18 июля 2004 г. в Кызыле прошел Конгресс национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии» (Тезисы и материалы…, 2004). На нем обобщались научные определения юрты. Например, психолог Н. О. Товуу утверждает, что «юрта, имея круглую форму, является символом полноты, сплоченности, завершенности и целостности». Во многих культурах кругу приписывается магическая сила, это отражается и в употребляемых нами метафорах - «дружеский круг», «магический круг». Большинству хозяев войлочных юрт присущи такие качества как, душевность, мягкость. Семья - главная группа в жизни человека, она первая и важнейшая. Филологи обращают внимание на языковые аспекты бытования юрты. Преподаватель ТГУ Л. Аракчаа делает акцент на элементах юрты, которые позволяли определять время при помощи положения солнечных лучей.

На основе работы Л. Аракчаа, с нашими добавлениями мы можем классифицировать термины , которые указывали на время суток:

  1. Даң аткан - утренний рассвет. В это время женщины в юрте первыми поднимаются с постели, разжигают очаг, подогревают или варят чай. Муж, дети тоже встают, чтобы помочь им по хозяйству.
  2. Хүн хараачага турда - лучи солнца светят на дымовой круг сверху юрты. Женщины приступают к доению скота, начиная с коров. Это время утра называется « хүн үнген » (восход солнца).
  3. Хүн улунга турда - солнце освещает жерди купола юрты. Дойка коров обычно уже заканчивалась, начинали доить овец и коз. Это время движения солнца от горизонта, что называют хүн ѳрүлеп келди (солнце поднялось). Начинают кипятить молоко, позднее обрабатывать его на сепараторе.
  4. Хүн хана бажынга турда - лучи солнца дошли до верхушек решетки юрты, составляющей круглый деревянный остов юрты. Старшие дети в это время гонят от аала дойный скот. По времени это начало малого дүъш (полудня).
  5. Хүн дѳр ортузунга турда - лучи солнца осветили аптара (сундуки), стоящие в задней части юрты напротив входа юрты. Мелкий рогатый скот под присмотром пастухов все еще удаляется от аала, продолжается биче дүъш (малый день).
  6. Хүн сыртык бажында турда - солнце освещает изголовье дѳжек (кровать), подушку - сыртык . Начинается улуг дүъш (большой полдень).
  7. Хүн дѳжек ортузунга турда - солнце освещает середину кровати, продолжается улуг дүъш . Хозяева юрты начинают готовить себе еду, толкут в ступе тара (просо). Если подошло время, то гонят на шурууне араку, сушат творог.
  8. Хүн бут адаанга турда - солнце вышло на нижней части дѳжека . Люди продолжают активно заниматься хозяйственными делами.
  9. Хүн үлгүүрге турда - солнце встало на деревянные полки для пищи и посуды, находящиеся у дверей справа от входа. Старшие дети привязывают телят, ягнят и козлят у мест доения, пастухи подгоняют дойный скот к аалу.
  10. Хүн улунга турда - солнце освещает середину жерди купола, находящуюся справа у входа в дверь. В это время начинается вечерняя дойка коров.
  11. Хүн ашкан - закат солнца, солнечные лучи из юрты уже ушли, наступает чырык имир (светлые сумерки). В котле варится мясо, кочевники ужинают, ложатся спать.

Так было летом. В другие времена года - осенью, весной, особенно зимой, движение лучей солнца по юрте было другим. Например, зимой, когда дни бывают короткими, лучи двигались от дымохода по жердям жилища и тоже определяли время дня. Так было во все времена кочевой жизни.

Кочевник создал свой микрокосмос - юрту, подражая природе, как модель макрокосмоса, отмечает философ Т. Б. Будегечиева. Юрта своей формой не нарушает гармонии окружающего горно-степного ландшафта, органично вписывается в него, является как бы его продолжением, его частью, образом. Обращает на себя внимание своим естеством относительно окружающего мира и основной покрывающий материал юрты - войлок. Войлок саморегулирует микроклимат юрты, летом - в ней прохладно, зимой тепло, стены из войлока дышат, при этом как бы вентилируя воздушные наружные потоки. Исходной точкой всего мироздания, его центром была сама юрта, малый круг, мир собственного бытия. К нему примыкал и другой круг - с хозяйственными постройками и загоном для скота, привязью для лошадей (баглааш ), источниками воды (ручьем, речкой), подлесьем, где собирали дрова для огня. Далее следовали большие обширные круги окружающего пространства - горы, долины, степи, тайга - куда выгоняли скот на пастбища.

Очень интересна заметка Г. Н. Курбатского о юрте в фольклорном сознании тувинцев, которые сумели создать загадочный образ своего жилища в мыслях. Большой обруч дымового отверстия поверху юрты служил для закрепления жердей - стропил в пазах - прорезах (хараача ) (Курбатский, 2004: 61).

«Эстетическое воззрение и философское восприятие окружающего мира кочевыми народами нашли интуитивное отражение в архитектуре юрты. - писал Б. Куулар - Технология изготовления и сама юрта относится одному из шедевров кочевников. Многовековая эволюция кочевого жилища привела к выработке четких пропорций юрты. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков» (Юрта – традиционное жилище кочевых народов Азии. Кызыл, 2004).

На рисунке художника Ш. Куулара показана деревянная часть каркаса, составляющая следующие четыре части:

1. Өгнүң ханазы - сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секций решеток, соединенных друг с другом, образуя круговую стену юрты. Секции решеток представляют собой скрепленные по диагональным осям планки, что позволяет растягивать или стягивать их. По числу секций решеток, соединенных в өгнүң ханазы , определяется размер юрты.

2. Ынаалар - длинные деревянные жерди, в своем множестве образующие крышу юрты. Размер и количество зависит от величины юрты, чем больше секций решеток, тем длиннее и массивнее ынаалар .

3. Хараача - самая верхняя часть юрты, служащая для прохождения дыма от очага, для закрепления в нем верхних концов ынаалар . Размер хараача зависит от величины юрты, если в өгнүң ханазы много секций, то диаметр его больше и массивнее. Символ хараача - крест в круге - знак, вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.

4. Эжик - дверь. Состоит из косяка и деревянной створки.

Войлочная часть юрты состоит из следующих частей:

  1. Дээвиир - ѳгнүң кырының шывыы (соңгу дээвиири улуг, а мурнукузу бичежек боор ) - главное войлочное покрытие юрты (задняя часть побольше, чем передняя);
  2. Адаккы - хана даштындан ѳгнү долгандыр шывар кидис - войлочное покрытие вокруг юрты;
  3. Хаяапча - ѳгнүң адаан долгандыр шывар чиңгежээк кидис - войлочное покрытие вокруг нижней части юрты;
  4. Ɵреге - кыжын болгаш соок дүнелерде хараачаны дуй тыртып алыр кидис - войлок, с помощью которого покрывают зимой или в холодные ночи верхнюю часть (хараача) юрты;
  5. Кур - ѳгнүң адаккыларының даштындан ѳгнү долгандыр куржап алыр сарлык дүгүнден азы аът челинден эшкеш, тудуштур сырып каан чептер - войлочные пояса из шерсти яка или гривы коня для укрепления юрты изнутри и снаружи;
  6. Базырык - дээвиирни долгандыр быжыглаар чеп - волосяной шнур для закрепления верхних и нижних частей юрты;
  7. Ширтек - ак хой, хураган дүгүнден салган энчектен сырып тургаш кылган чадыг. Ɵгнүң ширтээ үш болур - дѳрнүң, чыышкын баарының болгаш орун баарының - ширтек , сотканный из белой шерсти овцы, войлок для настила в юрте.

В среднем в юрте бывает три ширтека - для хозяина юрты (дѳр ширтээ ), для хозяйки юрты (дѳжек баарының ширтээ ), для гостей (чүък баарының ширтээ ). У двери обычно стелили шкуру коровы (эжик аксынга тас алгы чадар ).

Напротив входа, в центре юрты находится одаг (очаг) - семейный, хозяйственный и сакральный центр жилища. Очаг помещался в небольшой ямке на круглой, овальной площадке, огороженный жердочками или камнями. В холодные дни года в очаге постоянно, исключая лишь ночное время, горел или тлел огонь. Н. Ф. Катанов писал в конце XIX в: «Очаг… посредине юрты. Вместо треножника служат сойотские 3 камня. Очаг устраивают всегда в яме, имеющий вид круга с радиусом в 6–8 вершков. Впрочем, уже и тогда в зажиточных семьях (позднее почти повсеместно) употреблялись один, редко - два железных тагана, стоявших на очажной площадке. Позднее начали использовать железные печки с высокой трубой, которую выводили наружу через верхне-дымовое отверстие юрты.

Очаг был сакральным местом жилого пространства войлочной юрты. Существовало поверье о добром духе - хозяине очага - покровителе семьи.

Поздняя осень - время освящения очага. Этот древний ритуал кочевников, считавших очаг (огонь) творцом жизни, так как он являлся источником тепла и уюта в юрте, с его помощью номады готовили пищу для всей семьи и гостей. Без него невозможно представить юрту и ее обитателей. Поэтому очаг считался священным местом в жилище, имеющим Хозяина. Чтобы задобрить его перед началом первого снега, обязательно освящали очаг. Зима - серьезное испытание для кочевника, жизнь которого целиком зависела от милостей природы. Может быть всякое: жестокие морозы, глубокие снега, страшные болезни. Кочевники в душе верили, что благодаря освящению очага можно благополучно перезимовать. Считалось, что тех, кто не освящал очаг, может настигнуть беда. К обряду тщательно готовились. Юрту приводили в порядок, украшали чаламой (разноцветными лентами). Нужны были кадык, пшенный и ячменный талган, топленое молоко, брусника. Вокруг очага сооружали новый шала (пол), который красили ягодой брусники. В день освящения очага резали жирного барана. В давние времена от (очаг) освящали шаманы, позднее появились ламы. Поэтому обряд проводил тот или другой в зависимости от места пребывания кочевника. Например, в южной части Урянхая обряд часто обслуживали ламы, в центральной части - шаманы. Если приходил последний, то, камлая, призывал:

Огонь-творец! Светом своим

Освети темноту кромешную.

Огонь-творец! Теплом своим

Гони холод дремучий.

Пришел освящать.

Зову доброту.

В начале дня, месяца

Золотую чула дарю.

Камлал шаман вокруг очага. После чего людей приглашали на угощение.

Если был приглашен лама-башкы, то после угощения он начинал из далгана лепить красивый образ серого или рыжего серге (козлика) и ставил его на ровно обтесанную дощечку и начинал читать судур (молитву). Когда наступали сумерки, в юрту, где освящали От (очаг), собирались все родственники. Лама-учитель сидел и читал судур на маленьким ширээ. Из очага, вычищенного от золы, посредине треноги ставили доску с фигуркой серге, а внизу ставили подготовленный хворост для разжигания очага. Лама продолжал читать судур все громче, размахивая своими кеңгирге (погремушками). В это время с четырех сторон разжигали очаг. Вместе с тем один из мужчин в юрте приводил рогатого серге, водил его вокруг очага, три раза толкал его голову так, как будто тот молится, привязывал к его шее чалама (разноцветные ленты), выводил на стойбище. С того времени серге считался святым, его нельзя было бить и даже резать. Так серге не беспокоили до самой старости.

Прежде чем приступить к трапезе, шаман или лама желал хозяевам юрты всяческого благополучия в предстоящей зиме: чтобы люди и скот были целы и невредимы и не болели. Присутствующие, прежде всего хозяева юрты, брызгали молоко, араку (молочная водка) в огонь и ѳгнүң дүндүүнче (в верхнюю жердь юрты) и при этом трижды молили «Курай, курай, курай!» (да будет так). Считалось, что у того, кто освятил свой очаг, очаг считается святым. Всякие грехи обойдут его стороной.

Сведения о членении жилища в соответствии с названиями двенадцатилетнего животного цикла приводили в своих работах Ю. Л. Аранчын, М. Б. Кенин-Лопсан. Символические наименования частей жилого пространства юрты: почетная часть обозначалась как «мышь» - символ богатства, поскольку здесь стояли сундуки с наиболее ценными вещами, дома - промежуток между почетной частью и началом кровати именовался «корова», что должно было символизировать достаток. Затем «тигр» - символ власти и мужества - место хозяина, «заяц» - символ кротости и покорности - место у заднего конца кровати, где сидела хозяйка, «дракон» - властитель неба, символ небесных и земных даров - начало стороны с продуктами, «змея» - символ влаги и земли - пространство между сундуком бут аптара и посудной этажеркой, где хранился на трех колышках чугунный котел и стояли чайник, деревянные ведерки с водой, «лощадь» - символ подвижности - пространство у входа, так как за ним, в 10–15 шагах к западу, находилась коновязь, «овцы» - символ нуждающихся в попечении животных и людей - внутреннее пространство жилище слева от входа, куда помещали новорожденных животных и где сидели бедняки, пришедшие за помощью, «обезьяна» - высшее животное - олицетворение места, где хранились бурдюк с кумысом, конская упряжь и оружие, «петух» - символ плодородия и молодости - место предназначенное для молодых мужчин, сыновей, хозяина, «собака» - символ преданности - начало пространства для размещения гостей-мужчин, «кабан» - символ сытости - начало размещения сундуков с ценным имуществом.

Я сам родился и вырос в шестирешетной войлочной юрте на берегу шумливой горной реки Алаш. Поэтому хорошо помню жилое пространство своей юрты. Посредине жилья находился очаг сначала из ожука (тагана ), в советское время железной печки. Напротив входа, дөр бажы перед двумя аптара (сундуками) на почетном месте сидел мой отец, иногда - почетный гость. Правая сторона юрты считалась женской, где стоял дөжек (кровать). Место у изголовья дөжека называлась сыртык бажы (валиковая подушка). Во время трапезы и приема гостей там сидел хозяин, повернувшись лицом к очагу. При трапезе рядом с хозяином стоял чайник с чаем. У изголовья дөжека висела колыбель для малыша. В дөжек баары сидела моя мать. Между ней и отцом сидели мы - дети. Далее у дөжека, позднее железной кровати стоял элгиирге с несколькими полками. На них лежали посуда, стояли или висели рядом привязанные к решеткам деревянные ведерки, ступки для соли и чая. Внизу находились чугунный котел (паш ), ступы для размола зерна, шуруун для перегона молочной водки, другие вещи для повседневного женского обихода, в том числе продукты питания.

В левой стороне юрты от аптара расположился чүък , где стояли ряд кожаных мешков - барба, таалың - установленных на деревянных настилах. Туда же каждое утро после ночного сна собирали одежду, меховое одеяло. Место начала чүък называлась чыышкын или чүък адаа (буквально - конечная нижняя часть). Там стоял доскаар с хойтпаком . Здесь стояла жердь с сучками (адыр ыяш ), на которую вещали уздечки, аргамчы, путы и др. Там же укладывали седла. Рядом зимой в легкой оградке из жердей находились новорожденные домашние животные.

Это описание жилого пространства кочевника среднего достатка. Юрты богатых номадов, нойонов и лам имели большие размеры, домашняя утварь - были, конечно, более разнообразными, богатыми.

В последнее время о юртах кочевников Азии стали писать философы и психологи. Однако память о юрте и ее философия в основном ярче всех живет в стихах российских и зарубежных поэтов, наследников номадов Азии. В 2004 г. в Кызыле вышла книга «Өгге йөрээл» («Благословение юрте»), которая открывается лирико-философской поэмой Э. Мижита «Юрта»:

Откроем же дверь, и шагнув за порог,

С поклоном войдем в тувинскую юрту -

великий дар наших предков

И матерью, ждущей своих детей,

Не давая угаснуть огню очага,

С ласкою теплой встретит нас юрта (Ɵгге йѳрээл…, 2004: 8).

Приведу и другие строки российский и зарубежных поэтов, родившихся и выросших в юртах или познавших ее прелести.

Известный исследователь тувинского шаманизма М. Б. Кенин-Лопсан:

Юрта, где первый мой смех прозвучал,

Юрта, в которой заплакал впервые.

Юрта, исток мой, начало начал,

Юрта, в которой все вещи - живые… (там же: 21).

В. Серен-оол так пишет о жилище:

Твой путь и труден и далек,

Ты стосковался по уюту,

Зайди ко мне на огонек,

В простую войлочную юрту (там же: 33).

Писатель А. Даржай:

Речушка светлая, где часто в сайзанак

Играл я камушками до звезды ночной

Дымы пастушечьих юрт, где грезил я,

Не перестанут сердце согревать (там же: 52).

З. Намзырай:

За горными хребтами

Недвижны времена

Там юрта моей мамы

Белеет, как луна (там же: 64).

А. Адаров:

Мы кочевников племя. Нам тысячи лет.

Жили мы на земле, как недолгие гости.

Мы с травой уходили и белые кости.

В молчаливых курганах - наш единственный след (там же: 76).

Б. Дугаров:

Мужчине - путь, а женщине - очаг

И чтобы род мой древний не зачах

Роди - молю и заклинаю - сына

Стрела летит, покуда жив мужчина (там же: 79).

Калмыцкий поэт Д. Кугультинов:

То, что воздух душистый, степной -

Все ровно, что аржан молодящий, –

В этом я убеждаюсь все чаще,

По просторам блуждая весной (там же: 98).

Бо Цзюй-и:

Шесть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив (там же: 101).

Н. Куулар:

Юрта

С женской грудью схожа:

В ней тепло материнства

И родство молока

Юрту помнить, как мать

Первый топот младенческих

Слабеньк их ножек

Первых слов удивление

И остриженный первый вихор (там же: 119).

Считается, что в середине 1950-х годов в Туве завершилась насильственно-добровольная коллективизация и перевод номадов на оседлый образ жизни. Оседлым юрта стала не нужна. Теперь в них живут только чабаны. Да и сама юрта тоже изменилась до неузнаваемости. Кроме ее деревянного каркаса, очень много приобретенного материала. Трудно найти настоящую войлочную юрту.

Войлочная юрта - теперь это памятник материальной культуры древних тюрко-монгольских этносов, окультуренное пространство кочевников Азии, микрокосмос, малый круг, мир собственного бытия. Юрта - это мир, где живет семья, мир повседневности, где рождается кочевник, растет, создает семью, происходит передача ценностей, уходит в мир иной.

Список литературы:

Вайнштейн, С. И. (1991). Мир кочевников центра Азии. М.

Курбатский, Г. Н. (2004) Юрта в фольклорном сознании тувинцев// Башкы. № 4.

Жилища и одежда тувинцев

Указанные выше причины тормозили переустройство и развитие быта и культуры трудящихся тувинцев. Домашний быт аратов, несмотря на улучшение общих поли­тических, экономических и культурных условий жизни в период суще­ствования народной республики, сохранял в основном еще старые черты. Главным типом жилища была войлочная юрта, которая сохрани­лась местами до настоящего времени. Остов ее состоит из 6-8 звеньев деревянной решетки, поставленной в круг. Решетка, высотой около полутора метров, летом привязывается к кольям, вбитым в местах соеди­нения звеньев, для того чтобы придать юрте устойчивость, необходимую при сильных ветрах. Крыша тувинской юрты сферической формы (как у монголов). Она состоит из палок (ынаа), одним концом привязанных к верхней части решетки, другим - вставленных в деревянный круг (,хараача, или доона) дымового отверстия. Войлочное покрытие юрты состоит из 7 частей. Из них 4 покрышки нижние - адакьг, покрываю­щие решетку и частью заходящие на купол, две покрышки верхние - дээвиир(не следует путать с наименованием железа, которое на тюркских языках обозначается термином тебир или темир), покрывающие купол, и одна маленькая-дреге, прикрывающая дымовое отверстие. Любопытно, что названия деревянных частей юрты - монгольские, а названия войлоч­ных покрышек - тувинские. Объясняется это тем, что тувинцы покупали деревянные части юрты в готовом виде у монголов и таким образом заим­ствовали и названия их, а войлочные покрышки делали сами. Описанные покрышки юрты снабжены на концах 3-4 шерстяными тесемками (баг), которыми они привязываются к юрте, охватывая ее кругом. Для боль­шей устойчивости юрты от ветра через нее перебрасываются тесемки (ба- зырыг), на концах которых привязаны камни. Решетчатый остов стяги­вается белой шерстяной тесьмой (ыгатика кур). Снаружи поверх войлока юрту обтягивает внешняя опояска (даштыкы кур).

Посредине тувинской юрты стоит круглая маленькая железная печка, верх которой накрыт железным листом, снимающимся, когда на печку ставят большой чашеобразный котел. Труба печки, также железная, выведена вверх через дымовое отверстие. Направо от входа с низкой деревянной дверью располагается кухонная утварь, различная по­суда, по преимуществу покупная, деревянные кадки для кислого мо­лока, крашеные тувинские шкафчики с дверцами для посуды и продуктов. У одной из стен юрты поставлена деревянная кровать с резным или распи­санным красками орнаментом. На кровати лежит войлок, служащий мат­рацем, и узкая продолговатая подушка из войлока или травы, обшитая кожей, с расшитыми и украшенными пуговицами боками. Далее вдоль стены идут сундуки и кожаные мешки с различным домашним имуще­ством, стоящие в переднем углу (дёр), т. е. у стены против входа. Ре­шетчатые стены юрты украшены фотографиями, портретами, плакатами; можно встретить и зеркало, на сундуке в стопках книги и газеты, швейную машину. Вдоль левой стены от входа хранятся седла, сбруя, охотничье ружье и прочие немногочисленные вещи скромного домашнего обихода. Пол, на котором сидят и едят обитатели, покрыт простеганным войлоком.

У тувинцев Тоджинского района, занимавшихся охотой и оленевод­ством, сохранялся еще более архаический тип жилища из жердей в виде конического шалаша, покрываемого на зиму выделанными оленьими шку­рами, а летом - берестой и корой лиственницы. Этот тип жилища можно изредка встретить и теперь в хозяйственном обиходе тувинцев.

Летнее покрытие делается из берестяных покрышек - полос дли­ной 2-3, шириной 0.75 м. Таких покрышек бывает обычно 12 и кла­дутся они на остов в 4 ряда так, что верхний ряд ложится на нижний, и снаружи придавливаются жердями. Вход в жилище с южной стороны. Береста подтвергается специальной обработке. Ее сворачивают в трубку и вываривают в котле с водой в течение 2-3 дней, после чего ее кроят по ширине и сшивают каждую покрышку из 3 полос. Шьют нитками из овечьей шерсти.

Зимнее жилище по своей конструкции ничем не отличалось от летнего. Покрывалось оно шкурами. Покрышка - треугольное полот­нище из шкур сохатого. Покрышку клали на остов и привязывали с обоих краев ремешками к жердям, ограничивающим вход. Образующаяся над дверью щель закрывалась отдельным куском шкуры. Покрышка (чывыг) выкраивалась из 12-18 шкур, сшивавшихся жильными нитками. Снаружи она придавливалась, как и на летнем жилище, жердями. Чывых служила много лет. Размеры среднего шалаша: около 5 м в диаметре идо 3 м в высоту.

У скотоводов Тоджинского района имелся еще один тип жилища - алачдг, сходный с жилищем оленеводов. Это - тот же конический шалаш с остовом из жердей (алажы). У него берестой покрывалась лишь верх­няя часть, нижняя же - кусками лиственной коры (гианда).

По внутреннему устройству летнее и зимнее жилища оленеводов не различались. В центре - очаг, вернее, место для костра, либо железная печка. Котел (паги) с двумя ушками подвешивался на деревянных крю­ках к волосяной веревке, свисающей с вершины алачека. Убранство алачека было весьма простым. Вокруг стен расставлялись на подложен­ных жердях переметные сумы (барба), седла верховые и вьючные. На правой стороне подвешивалась на крючках из оленьего рога или дерева (аскы), привязанных к жердям, берестяная посуда, круглые берестяные ведерки (со), мешочки из шкур (хап) для чая, соли, муки, кожаные мешки (кёгээр) с молоком, матерчатые мешки с сыром (пыштак) и т. д. Правая половина жилища - женская, тут производились все женские хозяй­ственные работы. У очага расставлялась утварь: берестяные корытца (одуги) разных размеров, деревянные самодельные чашки (алк), камень или деревянный обрубок, на котором разбивали кирпичный чай в кожаном мешке, ударяя по нему обухом топора, здесь же можно было увидеть ко­палку для сараны (озук).

На правой же стороне, если имелся грудной ребенок, подвешивали ко­лыбель (хавай) - маленькое берестяное корытце, привязанное ремешками к жердям алачека. Кроватей не было. Хозяин и хозяйка спали обычно на полу на правой стороне, остальные члены семьи - где попало; на землю постилались шкуры, потники, покрывались снятой с себя шубой. Место у стены против входа считалось почетным. Здесь вешались обычно шаманские изображения духов - ээренъ. Предметы ламаистского культа встречались у оленеводов редко.

Одежда аратов в рассматриваемый период сохраняла по своему по­крою и виду дореволюционный облик, но ткани фабричного производства, завезенные из СССР, получили большое распространение и стали доступны широким слоям населения.

Пища тувинцев, как и одежда, сохранила национальные особенности и до настоящего времени.

Ондар Виктория

ученица 2 "в" класса МБОУ СОЩ №7 г.Кызыла Республики Тыва

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7 г. Кызыла

Республики Тыва

Юрта - традиционное

Жилище тувинцев

Выполнила: Ондар Виктория,

Ученица 2 «В» класса

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Маскыр Сая-Суу Сергеевна

Кызыл 2014 г.

План:

Введение…………………………………………………………………3

Юрта - традиционное жилище тувинцев………………………….4

Строение юрты…………………………………………………………6

Внутреннее убранство юрты………………………………………….8

Солнечные лучи как определитель времени в юрте……………..11

Неписаные правила…………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………...17

Введение

Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии, занимавшихся скотоводством, самое приспособленное к требованиям кочевого уклада жизни и пригодное для обитания людей жилище. Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей и отправиться на перекочевку к местам зимнего или летнего выпаса скота. Современные исследования доказали, что юрта – жилище, диктующее своим хозяевам бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и чистое жилище.

Но какими же особыми свойствами и качествами юрта поражает воображение и притягивает к себе внимание современных людей?

Наука открыла тот факт, что юрта всеми своими частями и целостным видом повторяет строение Вселенной, является миниатюрной моделью всего мироздания.

Внутреннее убранство юрты также глубоко символично и отвечает представлениям кочевников о гармонии межличностных и общественных отношений. К примеру, каждому члену семьи, каждому гостю в юрте соответствует свое, определенное место, предписанное древними правилами.

Войдя в юрту, человек, знающий эти правила, сразу же определит, кто является хозяином и хозяйкой юрты, кто из гостей старше по возрасту, каково положение каждого присутствующего и многие другие детали.

Надеюсь, что этот доклад пробудит в вас светлые чувства и глубокие размышления.

Юрта - традиционное жилище тувинцев

Вплоть до середины 50-х годов большинство население Тувы жило в войлочных юртах. Впрочем, и до сих пор некоторые тувинцы сохраняют традиционный образ жизни – малчыннар ‘животноводы’ (араты ), которые в летнее время живут в юртах. Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на новой стоянке. Раньше разборную юрту при сезонных кочевках транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта со всем скарбом.

Юрта - шедевр кочевой цивилизации, создававшийся веками и не потерявший актуальности даже сейчас, когда кочевое животноводство по большему счету отмерло. Тувинцами она используется и по сей день – в современных аратских хозяйствах. Кроме того, в Туве успешно приспособили войлочные юрты в качестве кемпингов - экзотическое жилище, изготавливаемое по не изменившейся технологии, оказалось востребованным туристами. Юрта как своеобразный и особый вид жилища за время своего возникновения бытования стала неотъемлемой частью жизни и деятельности тувинцев.

Юрта – свидетельство цивилизации, которая до сих пор не потеряла своей сути. Само слово «юрта» возникло от тюркского слова «юй» (большой), большое вместительное жилище.

Юрта - это маленькая часть природы. Из природы наши предки и позаимствовали структуру юрты. Например, хараача – это солнце, ынаа - солнечны лучи, хана – горы, шала - травы и зелень.

У тувинцев юрта называется «кидис Ѳ г» - войлочный дом. Она идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее деревянный каркас таков, что юрту можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час и также быстро поставить на новой стоянке.

Основным жилищем у тувинцев была разборная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком, называвшаяся кидис ог .

Прежде чем поставить юрту, хозяин определял место ее будущего очага и совершал в его честь особый обряд. Для этого на месте будущего очага воскуривался можжевельник, а рядом с ним ставилась тарелочка со священной молочной пищей и пустая чашка. Лишь после этого все жители аала начинали устанавливать юрту вокруг освященного места. Когда ее каркас уже стоял, но еще не был покрыт войлоком, разводили огонь на месте очага и ставили на него таган с котлом, чтобы сварить первый чай. Хозяйка наливала его в пустую чашку, стоявшую около очага, выходила из юрты и, повернувшись к северу, брызгала, угощая могущественных духов – хозяев гор. Затем, то же делал и хозяин, выплеснув, молочную пищу духам - хозяев гор и обращаясь к ним с мольбой о благополучии. Закончив эту процедуру, на чаепитие в юрту собирались все жители.

Строение юрты.

Установка юрты начинается с дверной коробки. Решетчатые стенки хана ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди, образующие коническую крышу. Основу жилища составляет хана – складываемый решетчатый остов из нескольких звеньев, каждое из которых состоит из 34, 36, 38, 40 крестообразно сложенных и скрепленных кожаными ремешками тонких деревянных палок. От числа хана зависит размер юрты. Обычно их 6, но может быть еще больше до -12.

Остов крыши увенчивает круглое дымовое отверстие хараача. Стыки звеньев решетки связываются волосяной веревкой, затем все стенки стягиваются волосяным поясом - иштики кур - внутренний пояс. Этот пояс оказывается после покрытия войлоком всего остова между решеткой и войлоком, почему и получил свое название. Снаружи поверх войлока опоясывается 2-4 поясами даштыкы кур - наружный пояс , изготовленными из 3-4-х сложенными в ряд волосяных веревок. Поверх войлока укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Тканью обычно служит презент, он обвязывается веревкой.

Хана состояла из раздвижной решетки, сделанной из палочек тальника, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения сыромятными ремешками. К каждому звену решетки привязывались длинные палки – ынаа , а острые концы вставлялись в отверстия деревянного дымового круга - хараача , образуя купол юрты. Дымовой круг делался обычно их прутьев для того, чтобы удерживать кошемную покрышку, которой закрывают дымовое отверстие от дождя и снега. Покрышка привязывалась к юрте за три угла.

Готовый остов юрты покрывали несколькими кусками войлока стандартной формы и размера. Четыре из низ шли на решетку и назывались туурга , остальные дээвиир – на крышу. Войлок стягивают вокруг остова шерстяными поясами.

Дверь , обычно обращенную на восток, делали деревянной либо ею служил прямоугольный кусок войлока, подвешенный сверху над входом. Войлочная покрышка, прикрывающее отверстие для дыма, имеет на конце веревку. С ее помощью регулируется вентиляция, а при непогоде и ни ночь отверстие закрывают. В летнюю жару приподнимают нижнюю часть войлочных покрышек, обнажая решетки стен. Это тоже усиливает вентиляцию.

Пол был земляной, застилался войлоком или шкурами.

При установке юрты ее обязательно обвязывали веревками из конского волоса в виде широкой ленты - бузу. Летом, например, стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что лучше предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают больше, стены становятся ниже, а крыша - более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветрах.

Центр юрты – очаг для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Вокруг очага протекала вся жизнь семьи кочевника.

Внутреннее убранство юрты

У кочевников-тувинцев издавна сложился определенный комплекс бытовых вещей, состоящий из мягких и жестких предметов. В условиях частого передвижения эти предметы, как и само войлочное жилище, приобрели устойчивость в форме, размерах, материале и весе, занимая в юрте определенное место.

Тувинская юрта делится на определенные части и не имеет перегородок. Правая от входа сторона считалась «женской». Здесь, почти у самой двери, находилась кухня. Левая сторона считалась «мужской». Недалеко от двери лежали седла, сбруя, здесь же держался скот молодняк в холодное время года. Напротив входа за очагом находился почетный угол - д Ѳ р , где принимали гостей и сидел хозяин юрты. Это разделение сохраняется и сейчас .

Утварь в тувинских жилищах была приспособлена к перекочевкам. Она состояла из кухонной деревянной полки, кровати, шкафчиков со створками или с выдвижными ящиками для хранения различных мелких вещей и ценностей, низкого деревянного столика, деревянных кадок или кожаных больших сосудов для хранения кислого молока, ступка для размельчения зерна, котлов разных размеров и прочее. Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом. Чугунные котлы различных размеров для варки мяса, чая, перегонки кислого молока в араку, ручная каменная мельница, а также деревянные чашки, ложки, блюда, кожаные и войлочные мешки для хранения продуктов и посуды дополняют перечень домашней утвари.

Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке. Направо от входа помещался Y лг YY р – деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоял деревянный сундук - аптара . К нему примыкала кровать хозяев юрты. За изголовьем кровати по кругу устанавливались другие деревянные аптара. Возле них, посередине юрты у стенки, напротив двери находился бурган ширээзи – маленький домашний ламаистский алтарь с изображением бурганов. За ним сразу же стояли еще несколько сундуков-ящиков, а дальше лежали сложенные в кучу шубы, одеяла и прочее. Затем кожаные сумины с различным содержимым – ч Y ък . Завершалась обстановка вешалкой - чиргыраа из ствола дерева с сучками, на которую вешали узды, арканы, седло и прочее. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока - доскаар или к Ѳ гээр . Рядом у самой стенки в холодное время размещали новорожденных ягнят.

Тувинская юрта не может считаться полной в отношении обстановки, если в ней нет войлочных ковров ширтек . На земляной пол расстилаются белые простеганные трапециевидные по форме ширтеки . Их бывает от 2 до 3 штук: в передней части юрты, с левой стороны, у кровати. В настоящее время некоторые используют деревянный пол.

Там, где находился котел для варки пищи и другие кухонные принадлежности, лежали дрова. Хозяйка юрты сидела у огня, рядом с Y лг YY рем. Место у аптары, стоящей в ногах постели, предназначалась маленьким детям. Около кровати, у изголовья, сидел хозяин. Это было его постоянное место. Здесь стоял чайник с чаем и лежал камешек, о который хозяин выбивал свою трубку. Место сыновей находилось в восточной части юрты между главной аптарой и кроватью хозяев. Самые почетные и уважаемые гости сидели у аптара. Менее знатным гостям предназначалось место у ч Y ъка.

Передние стенки аптара были обязательно расписаны красочным орнаментом. Эти узоры служили главным украшением тусклого интерьера жилища, освещаемого солнцем лишь через дымовое отверстие или костром очага. Самое ценное имущество хранилось в аптара. Для почетных гостей имелись специальные небольшие войлочные коврики – олбук , декорированные цветными аппликациями. В целом количество утвари было невелико. Но это были отобранные веками и наиболее необходимые и рациональные для кочевого быта вещи.

В юрте обычно стояла только одна кровать, на ней спали лишь хозяин и хозяйка. Все прочие члены семьи, включая взрослых детей, спали на полу, укрывшись шубами. Там же ночевали и оставшиеся гости. Причем каждый спал в отведенном ему месте.

Каждый тувинец обязан был соблюдать порядок, установленный в отношении места в юрте. Но это не значит, что каждый член семьи не мог ходить по всей юрте. Они передвигались и по другой половине, но спать ложились и садились за еду строго на своем месте.

Солнечные лучи как определитель времени в юрте

В жизни каждого народа существует определенные накопленные народным опытом знания, передаваемые их поколения в поколение. Они включают сведения о животном и растительном мире, о народных мерах длины, веса, и т.д., о народном календаре. К ним относится и способ определения времени дня по тому, как и когда, освещены солнцем те или иные предметы в юрте. Этот способ связан с рядом хозяйственных работ.

Приведем определение времени дня по предметам юрты.

  1. Да Ⱨ адар - рассвет; в это время женщины первыми поднимаются с постели.
  2. Х Υ н хараачага турда – солнце стало на дымовой круг на крыше юрты; женщины начинают доить коров.
  3. Х Υ н улунга турда - солнц осветило жерди купола крыши; дойка овец, биче д Υ ш - начало малого полдня
  4. Х Υ н дорде – солнце осветило передний угол юрты, напротив входа; скот под присмотром пастухов все еще удаляется от аала.
  5. Х Υ н сыртык бажында турда – солнце появилось на изголовье постели, осветив подушку –сыртык; пастухи пасут овец, начинается д Υ ш – полдень.
  6. Х Υ н дожек ортузунда турда - солнце появилось на середине постели; пастухи подгоняют скот к аалу, идут в юрты обедать.
  7. Х Υ н бут адаанга турда – солнце вышло за постелью; женщины готовятся к доению скота, привязывают телят, козлят и ягнят у места доения скота; пастух подгоняют дойный скот к юртам; по времени это д Υ ш эрткен.
  8. Υлг ΥΥ рге турда - солнце встало на деревянный шкаф для посуды, женщины доят овец и коз; ч Υ р ΥΥ нче кире берген, т.е. солнце ежит к закату.
  9. Х Υ н улунга турда - солнце освещает жерди крыши, находящиеся у входа в дверь; в это время начинается доение коров; происходит закат солнца – х Υ н ашкан; доение заканчивается с наступлением светлых сумерек – чырык имир; солнце из юрты уже ушло.

Приведенное исчисление своего рода домашние часы, применяли только летом, ибо зимой солнце заглядывало в юрту позднее и ненадолго, и освещение солнцем этих предметов юрты было иным.

Неписаные правила.

До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении тувинских юрт.

Правила запрещали сидеть в следующих позах: дазалап – сидение на полу с прямо вытянутыми и немного раздвинутыми в стороны ногами; бут куспактап олурары – сидение на полу с согнутыми в коленях ногами (так сидели бездетные и осиротевшие); бут баштап олурары - сидение на левой ноге, поставленной на носок, ступня правой впирается в землю; куш олуду олурары - на корточках.

Есть у тувинцев такой обычай: любого человека проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашают в юрту отдохнуть с дороги, подносу в первую очередь пиалу горячего чая с молоком. В народе говорят: «Акты амзадыр - аяк эрнин ызырар» - «Белую пищу попробовать – пиалу слегка пригубить». Это еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина юрты к гостю, которая подносится почитаемая «белая пища» - «ак чем» - цвета молока.

Не случайно юрту покрывают в белый цвет. символизировавшего достаток и счастье людей, живущих в ней.

Без спроса хозяев входить в юрту.

Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи.

Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину.

Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

Самовольно садится на почетной стороне без приглашения.

Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;

Нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов.

Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

При застолье гости не имеют права менять свои места.

Юрта продолжает и по сей день оставаться незаменимым типом жилища чабанов не в силу привычки и традиций, а в силу своей универсальности. Юрта легка, удобна и транспортабельна. Внутренний интерьер юрты весьма практично приспособлен для кочевого уклада жизни. Нет ничего лишнего и, в то же время, есть все для жизнедеятельности семьи, в то же время, есть все для жизнедеятельности семьи.

Юрта была и остается главным жилищем тувинца. На государственном празднике животноводов - Наадым каждый год лучших животноводов награждают новой юртой. А еще каждый на Наадыме проводится конкурс на лучшую юрту. В местечке Тос-Булак разбивают юрточный городок. Юрта в эти дни становится одним из героев праздника. В ней гостеприимно встречают гостей, «настаивают хойтпак», на крышах юрт сушат курут – творог.

В годы перехода кочевников на оседлость многие считали, что юрты является символом прошлого, что она вот-вот должна уйти и имеет право остаться в экспозиции в музее. Но жизнь показала, что это ошибочный прогноз. Но юрты как вид сохраняются. Ранее в районах не находилось достаточного количества больших и красивых юрт, оснащенных всей необходимой утварью и мебелью. Сейчас их мастерят на тувинских предприятиях, организовано промышленное производство не только юрт, но и мебели к ним.

Заключение.

Тувинская юрта – это дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок. Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем, и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай».

Отсюда можно сделать вывод, что юрта – малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для тувинца – это исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.

Список использованной литературы:

  1. Аракчаа, Л.Д. Солнечные лучи как определитель времени в юрте // Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии». – Кызыл, 2004. - С.133-134.
  2. Биче-оол, С.М. Юрта - пространство женщины и семьи // Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии». – Кызыл, 2004. –С.134-137.
  3. Вайнштейн С.И. В белой юрте тувинца // Загадочная Тува. – М.: ООО «Домашняя газета», 2009. – С.219-250.
  4. Жилище и убранство // Иллюстрированная этнография Тувы. –Абакан: ООО «Журналист», 2009. – С. 38-48.
  5. Монгуш, О. Тепло милой юрты // Сокровища культуры Тувы. – М., 2006. - С.134-143.
  6. Мурыгина Г. Юрта - древняя и молодая // Тув. правда. – 2012. – 18 авг. - №88. – С.1-2.
  7. Оюн, Л.М. Юрта - великий дар предков // Башкы. - 2012. - №1. - С. 20-23.
  8. Юрта - модель мироздания // Девять драгоценностей: по итогам проекта «Тос эртине»: фотоальбом. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2011. – С.106-108.