За что начисляют пени по налогам. Пени за неуплату налогов: что будет, если не платить в срок? Отражение сумм в отчетности

Необходимость расчета пени по налоговым платежам возникает, когда начисленные суммы налогов, а также обязательных страховых платежей в казну государства уплачиваются позже , установленных в соответственном законодательстве.

Важно знать, что уплата налогов и взносов считается завершенной только после предъявления соответственного поручения в банк. Оно подтверждает перечисление денежных средств на счет государственного казначейства.

При этом, на банковском счете лица, которое предъявляет поручение, должна быть достаточная сумма остатка, в момент совершения платежа. Если все эти критерии не выполняются, то происходит начисление дополнительных, обязательных платежей в виде пени.

Определение пени имеется в Налоговом кодексе Российской Федерации. Пеня – представляет собой сумму денег, которую плательщик обязан уплатить в случае, когда сборы и налоги были погашены ним позднее, чем в сроки установленные законодательством.

Пеня должна быть выплачена в дополнение к сумме налога, ее начисление происходит ежедневно на протяжении всего периода просрочки платежа. Она начинает начисляться сразу же, после истечения срока налогового или страхового платежа.

Есть только одно исключение для единого , по нему пеня рассчитывается в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Пеня - еще играет роль государственного инструмента, обеспечивающего своевременную уплату налогов и сборов. Потому что ее начисление прекращается только в тот день, когда был погашен просроченный платеж. Она всегда начисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа.

Об ужесточении штрафов за просрочку уплаты налогов в 2016 году рассказано в следующем видеосюжете:

Начисление пени

Начисление и расчет налоговой пени регламентируется государственным Налоговым Кодексом.

Существует несколько основных мотивов для начисления пени:

  • самый распространенный – когда налогоплательщик не произвел выплату денежного обязательства в установленный период;
  • когда контролирующий налоговый орган выявил занижение суммы налогового платежа;
  • существует обстоятельство, когда начисление пени может распространяться на налогового агента, если он перечислил сумму налогового платежа плательщика позже необходимых сроков (то есть, когда просрочка произошла по вине работников налоговой инспекции);
  • начисление пени может проводиться не только на рынке внутри государства, но и начисляться на операции ввоза, вывоза товаров через границу (таможенная пошлина).

Также существуют случаи, когда пеня по налогам не начисляется :

  • не начисляется на суммы недоимок, образовавшиеся у плательщика налогов и сборов, по причине предоставления им разъяснений в письменной форме о порядке начисления и уплаты платежей, или из-за решения им других задач касающихся действующего законодательства НК РФ, данных плательщику местным налоговым органом. Чтобы подобные обстоятельства брались в учет при решении вопроса начисления пени – необходимо их подтвердить соответствующим документом. Его можно взять в налоговой инспекции. Вышеуказанное исключение относится так же к налоговым агентам (когда на них падает обязательство уплатить пеню, данный пункт может освободить от уплаты);
  • если у плательщика налогов есть переплата по соответственным видам платежей;
  • если размер переплаты полностью погашает пеню;
  • начисляется не в полном размере, если сумма переплат меньше чем размер недоимки по виду налога, в таком случае пеня снижается пропорционально размеру недостающей недоимки.


Переплата
- денежные средства, включающие в себя излишки, образовавшиеся при уплате налогов, пени, штрафов. Она может использоваться для погашения задолженностей если выполняются условия:

  • переплата перечисляется на перекрытие недоимки налоговыми органами;
  • перечисление переплат может проводиться только для погашения местных, региональных и федеральных налогов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок расчета

Начисление пени происходит за каждый календарный день текущей просрочки уплаты страхового платежа либо налога.

Например, налог нужно заплатить до 30-го марта, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму на погашение налоговой задолженности до 30-го числа включительно. Это значит с 31-го марта начинает начисляться пеня. Ее начисление будет производиться до самого дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме. Но есть одна особенность при определении сроков начисления пени. Период ее накопления, не совсем точно определен в НК РФ, поэтому его нужно уточнять у контролирующих налоговых органов.

Размер пени начисляется в процентах, в отношении сумм просроченных налоговых платежей. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки Центрального Банка страны.

Действующая формула расчета пени текущего года:

Пеня = (просроченные налоговые обязательства * ставку рефинансирования / 300) * длительность просрочки в календарных днях

Ставка рефинансирования – это постоянно изменяющаяся величина, поэтому, в процессе начисления пени берется, актуальная на день начисления пени, ставка.

Изменения в 2019 году

С 01.10.2017 года в силу вступили изменения в порядке расчета пени согласно ФЗ №401 от 30.11.2016 года. Теперь для юрлиц сумма начислений зависит от продолжительности просрочки платежей. Как и ранее до 30 дней необходимо будет уплачивать 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 31 дня размер пени изменился до 1/150 текущей ставки рефинансирования.

Пример вычислений

Рассмотрим несколько примеров расчета пени по налогам, при условии, что размер просроченного платежа = 10 000руб, ставка рефинансирования составляет 6,5 процентов, а платеж просрочен на 10 дней:

Величина пени = 10 000 * 6,5% / 300 * 10 = 21,66 руб.

Если ставка рефинансирования в первые 5 дней была 8%, а затем возросла до 10%, то, следовательно, размер пени будет рассчитываться таким образом:

Величина пени = (10 000* 8% / 300 * 5) + (10 000* 10% / 300 * 5) =13,33+16,66 = 29,99руб.

Уже ощутима небольшая разница.

Особенности начисления при просрочке налоговых авансов

Кроме всего вышеуказанного, в действующем НК РФ прописаны особенности при начислении пени на отдельные виды налоговых авансов.

Транспортный налог

Является обязательным налоговым платежом взымающийся со всех владельцев транспортных средств (как физических лиц, так и юридических). Уплачивается в местные налоговые органы один раз в год. Пеня на этот вид налога начинает начисляться спустя 3 месяца, после невыплаты платежа.

Ее размер рассчитывается по формуле :

П = ставка рефинансирования (%) * сумму просрочки платежа * кол-во дней невыплаты / 300

То есть формула такая же, как при расчете на другие виды налогов. Кроме того, если просрочка произведена осознанно, то с лица, не уплатившего налог, потребуют уплату в виде штрафа, размер которого равен в среднем — 30% от суммы всех просроченных выплат.

Имущественный

При просрочке , владельцам предъявляются штрафные санкции в виде пени, начисляемые каждый день просрочки платежа. Для того, чтобы определить величину пени используется ставка рефинансирования Центрального Банка РФ.

Начисляется пеня местными налоговыми органами, выявившими нарушение по уплате. Они выписываю уведомляющий документ для плательщика с указанием суммы налога. Каждому собственнику налогооблагаемого имущества в начале налогового периода присылается уведомление о его налоговых обязательствах и сроках их уплаты. Когда уведомление не приходит, нужно обязательно обратиться в налоговую администрацию. Формула расчета стандартная.

Земельный

В случаях недоимки по , начисляется по тому же принципу, что и для других видов налогов. Но так же существует своеобразный штраф за просрочку уплаты налога – 20%, для юридических и физических лиц, от неуплаченной суммы налога, и в размере 40%, если неуплата была умышленной.

Налоговый орган должен направить физическому лицу налоговое уведомление с требованием оплатить налог и начисленную по нему пеню.

Налог на прибыль

На авансовые платежи по , начинает начисляться после истечения срока равному одному месяцу с момента неуплаты. Начисление происходит в соответствии со статьей 75й НК РФ. То есть, в остальном порядок начисления стандартный.

Правила расчета пени от авансов по УСН рассмотрены в данном видеоматериале:

Пени - денежная сумма, взимаемая с налогоплательщика в случае уплаты им налога в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством. Пени не следует путать со штрафом. Это один из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом (ст. 75 НК РФ). Штраф же, в свою очередь, является санкцией за совершение налогового правонарушения. В частности, за неуплату или неполную уплату налога в результате его неправильного исчисления предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Основание - статья 122 Налогового кодекса. Иными словами, в случае просрочки платежа по налогу, налогоплательщику придется уплатить и пени, и штраф.

Важный момент:
При несвоевременной уплате авансовых платежей по налогу также осуществляется начисление пеней (ст. 58 НК РФ)
.

Пени на сумму недоимки не начисляются только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях.

Во-первых , если налоговым органом или судом на имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика был наложен арест или были приостановлены операции по его банковским счетам, в результате чего налогоплательщик не смог погасить задолженность по недоимке. Причем пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Во-вторых , в случае, когда налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данными Минфином России или ФНС. И результате этого образовалась недоимка по налогу. Однако следует иметь в виду, что речь идет о разъяснениях, данных соответствующим органом либо непосредственно налогоплательщику на его запрос, либо неопределенному кругу лиц (так называемые массовые письма). Обратите внимание: в справочно-правовых системах можно найти огромное количество писем (например, Минфина России), разъясняющих позицию финансового ведомства по тому или иному вопросу. К сожалению, подавляющее большинство подобных разъяснений как раз и являются частными ответами на запросы конкретных налогоплательщиков. Если подобным разъяснением воспользовалась другая организация, и в результате налоговой проверки была выявлена недоимка, организации придется доплатить налог, штраф и пени.

Никакие другие случаи (например, подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога) не приостанавливает начисления пени на сумму налога, подлежащую уплате.

Порядок расчета пеней предусмотрен статьей 75 Налогового кодекса. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начинать начисление пеней следует со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после его уплаты в полном объеме.

Рассмотрим пример .

Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Это установлено пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса. То есть крайний срок уплаты авансовых платежей за 9 месяцев 2010 года - 25 октября 2010 года. Предположим, организация ООО "Фристайл", применяющая УСН, по итогам 9 месяцев 2010 года исчислила к уплате авансовые платежи в размере 30 000 руб. Сумма была перечислена в бюджет 29 октября 2010 года. За четыре календарных дня просрочки необходимо начислить пени. Расчет пеней производится следующим образом: 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 4 дн. = 31 руб. При этом 7.75% - это ставка рефинансирования, действующая в данный период.

ООО "Фристайл" перечислило пени одновременно с уплатой авансовых платежей, то есть 29 октября.

Зачастую задолженность перед бюджетом организация погашает частями. В такой ситуации расчет пеней осуществляется от суммы просроченной задолженности при каждой уплате.

Изменим условия примера .

Допустим, ООО "Фристайл" погасило задолженность перед бюджетом в два этапа: первый платеж на сумму 15 000 руб. был осуществлен 27 октября 2010 года, второй - на сумму 15 000 руб. - 29 октября 2010 года. Расчет пеней будет следующим. При уплате первой части недоимки пени составят 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 15.5 руб.

При окончательном погашении задолженности перед бюджетом пени рассчитываются так: 15 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 7.75 руб. Общая сумма пеней в размере 15.5 руб. + 7.75 руб. = 23.25 руб. была уплачена организацией 29 октября.

За время, пока налогоплательщик погашал недоимку, ставка рефинансирования может измениться. Это следует учитывать при расчете пеней.

Проиллюстрируем сказанное .

По итогам 1 квартала 2010 года ЗАО "Магнум", применяющему упрощенную систему налогообложения, необходимо уплатить авансовые платежи в размере 30 000 руб. Срок оплаты - 26 апреля 2010 года (25 апреля - выходной день). Организация полностью погасила задолженность 14 мая 2010 года. То есть просрочка платежа составила 18 календарных дней. В рассматриваемом периоде менялась ставка рефинансирования. До 29 апреля 2010 года включительно она составляла 8.25%, а с 30 апреля - 8%. Расчет пеней в этом случае будет таким: за период с 27 по 29 апреля они исчисляются исходя из ставки рефинансирования 8.25%, а с 30 апреля по 14 мая - исходя из 8%. Общая сумма составит 30 000 руб. * 8.25% ÷ 300 * 3 дн. + 30 000 руб. * 8% ÷ 300 х 15 дн. = 144.75 руб.

Мы рассмотрели ситуации, когда при просрочке налоговых платежей в бюджет налогоплательщик самостоятельно рассчитывает и уплачивает пени. Однако пени могут быть взысканы налоговым органом принудительно за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Порядок такого взыскания предусмотрен статьями 46-48 НК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке (подп. 1-3 п. 2 ст. 45 и п. 6 ст. 75 НК РФ). Перечислим их.

Во-первых , с организации, которой открыт лицевой счет. Имеется в виду лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета (ст. 220.1. Бюджетного кодекса).

Во-вторых , в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, признаваемых по действующему законодательству РФ зависимыми (дочерними). Недоимка взимается в случае, когда выручка за реализуемые товары (работы, услуги) этих зависимых (дочерних) обществ (предприятий) поступает на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий). В обратной ситуации (поступление на счета дочерних предприятий выручки за реализуемые товары (работы, услуги) основных предприятий) наличие более чем трехмесячной недоимки также служит основанием для ее взыскания в судебном порядке.

В-третьих , с организации или индивидуального предпринимателя, в случае, когда их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В заключение отметим, что все вышесказанное распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня - установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Под сроками, установленными законодательством о налогах и сборах, понимаются также сроки, измененные уполномоченным на то органом вследствие предоставления заинтересованному лицу отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

"По смыслу статьи 75 НК РФ и согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Поскольку статья 75 НК РФ гарантирует обеспечение потерь бюджета, суд, применяя названную норму, должен установить, имелись ли такие потери в конкретном бюджете вследствие неуплаты налогоплательщиком одного налога, но при условии, что у налогоплательщика имелась переплата по другим налогам, зачисленным в тот же бюджет" (Постановление ФАС СЗО от 18.01.2006 N А42-5398/04-22).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04.07.2002 N 200-О указывал следующее: "Уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи. Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод. Следовательно, начисление пени в связи с неуплатой авансовых платежей является правомерным".

Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указал, что "при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса".

"Учитывая, что сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ, и уплачивается по истечении отчетного периода, неуплата данного платежа по итогам отчетного периода является недоимкой по налогу. Следовательно, пени за просрочку уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций могут быть взысканы с налогоплательщика" (Постановление ФАС ВСО от 26.12.2005 N А78-5918/05-С2-21/533-Ф02-6540/05-С1).

Со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, которым платежи за загрязнение окружающей природной среды отнесены к категории фискальных сборов, не упомянутых в ст. 8 НК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к заключению, что налоговые органы не вправе на основании ст. 75 НК РФ взыскивать пени за неуплату названных платежей, поскольку данные платежи не входят в систему налогов и сборов Российской Федерации и действие Налогового кодекса РФ на них не распространяется (Постановление ФАС СКО от 28.09.2005 N Ф08-4563/2005-1803А).

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. "Из содержания п. 3 ст. 75 НК РФ следует, что единственным основанием освобождения налогоплательщика от начисления пеней является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или наложении ареста на его имущество. В соответствии с нормами ст. 65 АПК РФ указанное обстоятельство доказывает заявитель (налогоплательщик). Следовательно, сам по себе факт вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не является основанием для не начисления пени. Налогоплательщик должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что приостановление операций по счету в банке препятствовало исполнению им налоговых обязательств" (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2005 N А26-7007/04-210).

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Несмотря на то что срок уплаты пени законодательно не установлен, требование об уплате пени подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а не в пределах разумного срока, определяемого налоговым органом. Сроки, установленные ст. ст. 46, 47 НК РФ на бесспорное взыскание налога, распространяются также на взыскание пени. Следовательно, решение о взыскании пени в бесспорном порядке может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требований об уплате пени. При нарушении налоговым органом указанного срока пени могут быть взысканы только в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 05.04.2006 N Ф04-743/2006(19916-А81-26)).

В силу ст. 75 НК РФ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога (сбора), поэтому способ принудительного взыскания пеней аналогичен порядку, установленному для взыскания налога (сбора). В случае несоблюдения налоговым органом порядка и сроков взыскания задолженности по налогу (сбору), установленных ст. ст. 45 - 47, 69, 70 НК РФ, налоговый орган утрачивает право на ее взыскание, а следовательно, и на взыскание пеней. Это подтверждается решениями арбитражных судов, в частности Постановлением ФАС Уральского округа от 11.04.2006 N Ф09-2525/06-С7.

В п. 6 ст. 75 НК РФ определено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится исключительно в судебном порядке. То есть если недоимка взыскивается в судебном порядке, то и пени, начисленные на эту недоимку, подлежат взысканию только в судебном порядке.

Правила, предусмотренные ст. 75 НК РФ, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Согласно положениям п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты удерживают законодательно установленные налоги только из денежных сумм, выплачиваемых налогоплательщикам.

Как указал Федеральный арбитражный суд СЗО в Постановлении от 12.04.2005 N А56-28195/04: "Налоговый агент обязан уплатить пени только в том случае, если своевременно не перечислены в бюджет удержанные у налогоплательщика суммы налога. В том случае, если налоговый агент неправомерно не удержал суммы налога, он может быть привлечен к ответственности, установленной статьей 123 НК РФ, однако в данном случае пени начислены быть не могут, поскольку у самого налогового агента отсутствовала сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет".

Противоположная позиция была заявлена Федеральными судами Западно-Сибирского и Уральского округов. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 11.09.2006 N Ф04-2812/2006(25955-А27-33), Постановлении ФАС УО от 07.09.2006 N Ф09-7889/06-С2 указано, "пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества".

По вопросу привлечения налоговых агентов к уплате пени и не взысканных налогов следует учитывать положения, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05: "В силу гл. 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае не удержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Ссылка на пункт 9 статьи 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, не может быть признана обоснованной, поскольку в настоящем случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ. Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках. Следовательно, пени за несвоевременную уплату, не удержанную с налогоплательщика налога, могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества".

Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Налогового кодекса РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

В отличие от регулирования, установленного Налоговым кодексом РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 ст. 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу ст. 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47).

Ведущий специалист-эксперт
юридического отдела Мирошникова А.М.

Один из способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов и сборов — начислить пени. Об этом говорится в пункте 1 статьи 72 Налогового кодекса.Пени — денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Такое определение содержится в пункте 1 статьи 75 НК РФ. Пени не являются мерой ответственности. Это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм налога. Пени уплачиваются помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Уплачивать пени должны не только налогоплательщики, которые не выполнили или несвоевременно исполнили обязанности по уплате налога в бюджет, но также налоговые агенты и плательщики сборов. Таково требование пункта 7 статьи 75 НК РФ.Правила расчета пеней прописаны в пунктах 3 и 4 статьи 75 НК РФ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком их уплаты. Пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.Сумма пеней, подлежащих уплате, определяется следующим образом. Величина недоимки умножается на количество дней неисполнения обязанности по уплате налога (сбора). Полученное значение умножается на ставку рефинансирования Банка России (в процентах), затем на 1/300 и на 1/100. В результате получается сумма пеней в рублях и копейках, которую необходимо перечислить в бюджет.Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке или иного его имущества. Порядок принудительного взыскания пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей установлен в статьях 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся предпринимателями, — в статье 48 Кодекса.

Начисление пеней на авансовые платежи

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон № 137-ФЗ) внес поправки в статью 58 НК РФ. Согласно пункту 3 этой статьи с 2007 года обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в статье 75 Кодекса.До 2007 года пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в статьях 53 и 54 Кодекса. Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 года пени по ним не начислялись до представления декларации.С этого года положения пункта 3 статьи 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.Таким образом, с 2007 года пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль , начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений пункта 3 статьи 75 и пункта 3 статьи 243 НК РФ.В пункте 2 письма Минфина России от 28.05.2007 № 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание — пункт 2 статьи 24 и пункты 2 и 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пересчет пеней

Закон № 137-ФЗ внес изменения в статью 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 года налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ). Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абзаце 2 пункта 7 статьи 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) налоговая инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Форма указанного решения утверждена приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.Минфин России в письмах от 19.12.2006 № 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 № 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 году пересчитываются пени. С 1 января 2007 до 1 января 2008 года возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в пунктах 9 и 10 статьи 7 Закона № 137-ФЗ. В соответствии с указанными письмами в 2007 году эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.

Когда пени не начисляются и не уплачиваются

Законом № 137-ФЗ в порядок исчисления пеней введено еще одно новшество. Теперь пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Правда, если разъяснения даны конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Так сказано в пункте 8 статьи 75 НК РФ. Если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, пени на возникшую в результате этого недоимку начисляются.Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты пеней в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 75 НК РФ. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что его операции в банке были приостановлены или наложен арест на его имущество. Правом приостановить все операции в банке или арестовать имущество должника обладают только налоговые и судебные органы.Как сказано в пункте 1 статьи 78 НК РФ, сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет погашения задолженности налогоплательщика по пеням. Причем, исходя из норм Закона № 137-ФЗ, с 1 января 2007 до 1 января 2008 года зачет переплаты налога в счет задолженности по пеням возможен, если и налог, и пени зачисляются в один бюджет.

Бручеева Л.В.
советник государственной гражданский службы РФ 2-го класса, Управление ввода данных, учета и отчетности ФНС России

Вопрос - ответ
ОТЧЕТНОСТЬ Фирма торгует в розницу промтоварами через магазины, принадлежащие ей на праве собственности. Торговые площади в каждом магазине не превышают 150 кв. м, поэтому организация является плательщиком ЕНВД. Объекты розничной торговли расположены на территории нескольких муниципальных образований субъекта РФ, обслуживаемых одним налоговым органом. Все магазины состоят в этом налоговом органе на учете в качестве обособленных подразделений фирмы. ЕНВД уплачивается по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом. Основание — статья 346.28 НК РФ. Обязана ли организация сдавать в налоговый орган декларации по ЕНВД отдельно по каждому обособленному подразделению (магазину), или она представляет одну декларацию по всем подразделениям (магазинам)? Если одной декларации достаточно, то КПП какого подразделения надо указать? Налогоплательщик обязан встать на учет в той налоговой инспекции, на территории обслуживания которой он ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. В эту инспекцию налогоплательщик представляет единую декларацию по ЕНВД независимо от количества имеющихся на данной территории обособленных подразделений или мест осуществления деятельности.

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2.Дополнимусловия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = + = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = + = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней