Повесть старик и море краткое содержание. Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Последний акт борьбы

Год: 1952 Жанр: повесть

1952 год. В Бимини выходит последнее, прижизненно опубликованное, произведение Хемингуэя. Это рассказ «Старик и море». Названное произведение повествует об истории жизни старого рыбака Сантьяго, о ловле рыбы на Кубе. Сюжет завязан вокруг важного для Сантьяго события – борьбы в открытом море с гигантским марлином, который является самой крупной и самой главной добычей в жизни рыбака.

Главная мысль «Старика и море» в том, что Эрнест Хемингуэй показывает борьбу человека со стихией жизни. Главное в жизни – преодоление трудностей. Автор подчеркивает мысль, что ни при каких обстоятельствах не нужно сдаваться. Невольно вспоминается библейская мудрость: «Каждому дается такой крест, какой он может нести».

Читать краткое содержание Хемингуэй Старик и море

Читатель на первых страницах книги знакомится со стариком по имени Сантьяго. Это опытный кубинский рыбак, который одинок. Он живет тем, что ловит рыбу и продает улов. Ему везет, почти никогда его лодочка не возвращается пустой…

Однажды вместе с Сантьяго в море выходит мальчик по имени Манолин. Этот мальчик горячо любит старика, хоть он ему и не родной. Он от всей своей детской души хочет хоть чем-нибудь помочь Сантьяго. Родители Манолина не разделяют чувств сына и считают, что их ребенку не место в море. Но мальчишка упорно провожает Сантьяго и дожидается его возвращения. Ведь это так важно для каждого человека – осознавать, что его ждут, что он кому-то нужен.

Удача по какой-то причине покинула старого рыбака. Вот уже на протяжении 84 дней сети Сантьяго пусты. Он с каждым днем возвращается из моря все печальнее и печальнее. Манолин, как может, помогает старику: помогает уложить рыболовные снасти в лодку, ловит сардин для наживки, ждет возвращения старого рыбака на берегу. Каждый день мальчик находит слова утешения для старого Сантьяго. Но от этого не легче…

Наступает утро 85 дня. Сантьяго, как никогда, уверен, что сегодня улов непременно будет. Он спокойно садится в лодку и без тени волнения на лице следит, как лодку несут волны. Старик Сантьяго любит море, он мысленно разговаривает с ним. Он обращается к водной стихии с просьбой о богатом улове.

Утлое суденышко покачивают волны. И вот наступает волнительный момент для любого рыбака – леска Сантьяго натянута как струна. Вот – вот лопнет! Опытный рыбак понимает, что там, в глубине, тянет рыба неимоверной тяжести. Сантьяго пытается подтянуть рыбу ближе к борту лодки, чтобы прикончить ее с помощью гарпуна. Ему не удается совершить такой маневр – рыба сильна и тянет за собой лодку. Старый кубинский рыбак сожалеет, что в данный момент нет рядом Манолина. Он бы непременно помог. Как же трудно одному!

Кульминационный момент в произведении – это пространное описание борьбы между Сантьяго и рыбой. Борьба длится почти двое суток – это говорит о величине и выносливости рыбы. Рыба сопротивляется. Она таскает за собой суденышко старого кубинского рыбака. Старик Сантьяго выбился из сил. Руки его онемели, а мысли путались… Можно подумать, что вот он – конец надеждам и мечтам…

Но как бы рыба ни была сильна, ее силы на исходе. Она уже не так рьяно тянет за собой лодку Сантьяго. Делает это все реже и реже. Наконец, она вообще практически без сил. Тогда рыба всплыла на поверхность моря недалеко от лодки, даже повернулась на бок, словно хотела, чтобы Сантьяго было удобнее метнуть гарпун. Старый рыбак так и поступает. Вот она, вожделенная добыча! Он из последних сил привязывает рыбу к борту своей лодки. В самый последний момент в его воспаленном сознании проносится мысль, что рыба длиннее, чем его суденышко. Как же они поплывут?

Сантьяго – опытный кубинский рыбак. Чтобы прибыть к берегу, он ориентируется по ветру, а точнее по его направлению и силе, и направляет лодчонку куда нужно. Сантьяго с добычей плывет к родному берегу.

Вроде все хорошо, старый кубинец удовлетворен результатом своей работы. Но…, в один момент Сантьяго видит, что его настигает громадная акула. Акула охотится на добычу рыбака. Сам старый рыбак ей без надобности.

Сантьяго, как может, оказывает сопротивление. Он даже вонзает гарпун в акулу. Вроде короткая передышка – акула откусывает кусок добычи и уходит с гарпуном под воду. Но вот незадача! Спустя некоторое время появляется целая стая акул. Сантьяго страшно и одновременно жалко добычу. Старый рыбак проявляет сноровку – привязывает нож к веслу и убивает одну из акул. Конечно, этого совсем недостаточно… Пока рыбак борется с одной, остальные объедают его улов настолько, что от него остается только хвост и скелет. Так теперь и плывет бедный Сантьяго на своем суденышке, а за ним волочится скелет его недавней добычи…

День клонится к вечеру и, наконец, наступает ночь. Сантьяго, измученный и уставший, приплывает к родному берегу. А там его ждет Манолин. Старый кубинский рыбак показывает мальчику, что осталось от его добычи. Ему настолько обидно, что он плачет, не стесняясь ребенка. Мальчик Манолин, как может, успокаивает Сантьяго. Он убеждает старого рыбака в том, что впредь они будут рыбачить всегда вместе и, конечно же, поймают еще много-много рыбы. Ведь вместе всегда хорошо. Как же это здорово – ощущать поддержку!

Утро нового дня. На пустынном берегу собирается огромная толпа туристов, которые поражены скелетом рыбы невероятных размеров, который лежит на песке. Они выстраивают разные умозаключения по поводу того, кто притащил этот скелет именно сюда. Простое человеческое любопытство…

Картинка или рисунок Старик и море

С начальных страниц романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого читатели замечают такого персонажа, как Петя Ростов. Хороший и спокойный юноша, воспитание которого происходило в прекрасной, по мнению автора, семье

  • Краткое содержание Тихий Дон кратко и по главам и частям (томам и книгам) Шолохова

    В романе «Тихий Дон» рассказывается о непростой судьбе семьи донских казаков Мелеховых. Главный герой – младший сын Григорий. Книга повествует о его большой любви к замужней женщине, неудачном браке, о том как он воевал в Первую мировую

  • Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести домой снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.

    Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне. Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается.

    Сантьяго, - сказал ему мальчик, когда они вдвоем поднимались по дороге от берега, где стояла на причале лодка, - теперь я опять могу пойти с тобой в море. Мы уже заработали немного денег. Старик научил мальчика рыбачить, и мальчик его любил.

    Нет, - сказал старик, - ты попал на счастливую лодку. Оставайся на ней.

    А помнишь, один раз ты ходил в море целых восемьдесят семь дней и ничего не поймал, а потом мы три недели кряду каждый день привозили по большой рыбе.

    Помню, - сказал старик. - Я знаю, ты ушел от меня не потому, что не верил.

    Меня заставил отец, а я еще мальчик и должен слушаться.

    Знаю, - сказал старик. - Как же иначе.

    Он-то не очень верит.

    Да, - сказал старик. - А вот мы верим. Правда?

    Конечно. Хочешь, я угощу тебя пивом на Террасе? А потом мы отнесем домой снасти.

    Ну что ж, - сказал старик. - Ежели рыбак подносит рыбаку… Они уселись на Террасе, и многие рыбаки подсмеивались над стариком, но он не был на них в обиде. Рыбакам постарше было грустно на него глядеть, однако они не показывали виду и вели вежливый разговор о течении, и о том, на какую глубину они забрасывали леску, и как держится погода, и что они видели в море. Те, кому в этот день повезло, уже вернулись с лова, выпотрошили своих марлинов и, взвалив их поперек двух досок, взявшись по двое за каждый конец доски, перетащили рыбу на рыбный склад, откуда ее должны были отвезти в рефрижераторе на рынок в Гавану. Рыбаки, которым попались акулы, сдали их на завод по разделке акул на другой стороне бухты; там туши подвесили на блоках, вынули из них печенку, вырезали плавники, содрали кожу и нарезали мясо тонкими пластинками для засола.

    Когда ветер дул с востока, он приносил вонь с акульей фабрики; но сегодня запаха почти не было слышно, потому что ветер переменился на северный, а потом стих, и на Террасе было солнечно и приятно.

    Сантьяго, - сказал мальчик.

    Да? - откликнулся старик. Он смотрел на свой стакан с пивом и вспоминал давно минувшие дни.

    Можно, я наловлю тебе на завтра сардин?

    Не стоит. Поиграй лучше в бейсбол. Я еще сам могу грести, а Роджелио забросит сети.

    Нет, дай лучше мне. Если мне нельзя с тобой рыбачить, я хочу помочь тебе хоть чем-нибудь.

    Да ведь ты угостил меня пивом, - сказал старик. - Ты уже взрослый мужчина.

    Сколько мне было лет, когда ты первый раз взял меня в море?

    Пять, и ты чуть было не погиб, когда я втащил в лодку совсем еще живую рыбу и она чуть не разнесла все в щепки, помнишь?

    Помню, как она била хвостом и сломала банку и как ты громко колотил ее дубинкой. Помню, ты швырнул меня на нос, где лежали мокрые снасти, а лодка вся дрожала, и твоя дубинка стучала, словно рубили дерево, и кругом стоял приторный запах крови.

    Ты правда все это помнишь, или я тебе потом рассказывал?

    Я помню все с самого первого дня, когда ты взял меня в море. Старик поглядел на него воспаленными от солнца, доверчивыми и любящими глазами:

    Если бы ты был моим сыном, я бы и сейчас рискнул взять тебя с собой. Но у тебя есть отец и мать и ты попал на счастливую лодку.

    Давай я все-таки схожу за сардинами. И я знаю, где можно достать четырех живцов.

    У меня еще целы сегодняшние. Я положил их в ящик с солью.

    Я достану тебе четырех свежих.

    Одного, - возразил старик.

    Он и так никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее, но теперь они крепли в его сердце, словно с моря подул свежий ветер.

    Двух, - сказал мальчик.

    Ладно, двух, - сдался старик. - А ты их, часом, не стащил?

    Стащил бы, если бы понадобилось. Но я их купил.

    Спасибо, - сказал старик.

    Он был слишком простодушен, чтобы задуматься о том, когда пришло к нему смирение. Но он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства.

    Если течение не переменится, завтра будет хороший день, - сказал старик.

    Надо будет уговорить моего тоже отойти подальше. Если тебе попадется очень большая рыба, мы тебе поможем.

    Твой не любит уходить слишком далеко от берега.

    Да, - сказал мальчик. - Но я уж высмотрю что-нибудь такое, чего он не сможет разглядеть, - ну хотя бы чаек. Тогда его можно будет уговорить отойти подальше за золотой макрелью.

    Неужели у него так плохо с глазами?

    Почти совсем ослеп.

    Странно. Он ведь никогда не ходил за черепахами. От них-то всего больше и слепнешь.

    Но ты столько лет ходил за черепахами к Москитному берегу, а глаза у тебя в порядке.

    Я - не обыкновенный старик.

    А сил у тебя хватит, если попадется очень большая рыба?

    Думаю, что хватит. Тут главное - сноровка.

    Давай отнесем домой снасти. А потом я возьму сеть и схожу за сардинами.

    Они вытащили из лодки снасти. Старик нес на плече мачту, а мальчик - деревянный ящик с мотками туго сплетенной коричневой лесы, багор и гарпун с рукояткой. Ящик с наживкой остался на корме вместе с дубинкой, которой глушат крупную рыбу, когда ее вытаскивают на поверхность. Вряд ли кто вздумал бы обокрасть старика, но лучше было отнести парус и тяжелые снасти домой, чтобы они не отсырели от росы. И хотя старик был уверен, что никто из местных жителей не позарится на его добро, он все-таки предпочитал убирать от греха багор, да и гарпун тоже.

    Они поднялись по дороге к хижине старика и вошли в дверь, растворенную настежь. Старик прислонил мачту с обернутым вокруг нее парусом к стене, а мальчик положил рядом снасти. Мачта была почти такой же длины, как хижина, выстроенная из листьев королевской пальмы, которую здесь зовут guano. В хижине были кровать, стол и стул и в глинобитном полу - выемка, чтобы стряпать пищу на древесном угле. Коричневые стены, сложенные из спрессованных волокнистых листьев, были украшены цветными олеографиями Сердца господня и Santa Maria del Cobre. Они достались ему от покойной жены. Когда-то на стене висела и раскрашенная фотография самой жены, но потом старик ее спрятал, потому что смотреть на нее было уж очень тоскливо. Теперь фотография лежала на полке в углу, под чистой рубахой. - Что у тебя на ужин? - спросил мальчик.

    Миска желтого риса с рыбой. Хочешь?

    Нет, я поем дома. Развести тебе огонь?

    Не надо. Я сам разведу попозже. А может, буду есть рис так, холодный.

    Можно взять сеть?

    Конечно.

    Никакой сети давно не было - мальчик помнил, когда они ее продали. Однако оба каждый день делали вид, будто сеть у старика есть. Не было и миски с желтым рисом и рыбой, и это мальчик знал тоже. - Восемьдесят пять - счастливое число, - сказал старик. - А ну как я завтра поймаю рыбу в тысячу фунтов?

    «Старик и море» – самая знаменитая повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Замысел произведения вынашивался автором долгие годы, но в окончательном варианте повесть была опубликована только в 1952 году, когда Хемингуэй переехал на Кубу и возобновил литературную деятельность после участия во Второй мировой войне.

    На тот момент Эрнест Хемингуэй уже был признанным писателем. Его романы «Прощай, оружие», «По кому звонит колокол», сборники короткой прозы «Мужчины без женщин», «Снега Килиманджаро» пользовались неугасаемым спросом у читателей и успешно издавались.

    «Старик и море» принес Хемингуэю две самые престижные награды в области литературы – Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Первая была вручена писателю в 1953 году, вторая – годом позже, в 1954-м. Формулировка нобелевского комитета звучала следующим образом: «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море».

    Повесть в самом деле является шедевральной. Она вдохновила многих деятелей культуры на создание новых произведений, в частности художественных экранизаций. Первый фильм был снят в 1958 году. Выпускающая страна – США. Режиссерское кресло занял Джон Стерджесс, роль старика Сантьяго исполнил Спенсер Трэйси.

    Экранизация произведения

    В 1990 году Джад Тейлор срежиссировал очередную ТВ-версию культового произведения. А в 1999-м Россия пошла на смелый эксперимент, выпустив мультипликационную версию «Старика и море». Короткометражная анимация была удостоена премий BAFTA и Оскар.

    Самый свежий проект, снятый по мотивам повести, вышел в 2012 году. Это фильм «Старик» от казахского режиссера Ермека Турсунова. Он был тепло встречен критикой и номинирован на отечественную премию «Ника».

    Давайте вспомним сюжет этого реалистичного и волшебного, жестокого и трогательного, простого и бесконечно глубокого произведения.

    Куба. Гавана. Старый рыбак по имени Сантьяго готовится к очередному выходу в море. Этот сезон для Сантьяго неудачный. Вот уже восемьдесят четвертый раз он возвращается без улова. Старик давно не тот, каким был прежде. Его руки утратили былую силу и ловкость, глубокие морщины испещрили лицо, шею, затылок, от постоянного физического труда и бедности он исхудал и высох. Неизменными остались только по-прежнему могучие плечи и глаза цвета моря, «веселые глаза человека, который никогда не сдается».

    Сантьяго в самом деле не имел привычки впадать в отчаяния. Несмотря на жизненные невзгоды, он «никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее». Вот и сейчас накануне восемьдесят пятого выхода в море Сантьяго не намерен отступаться. Вечер перед рыбалкой с ним проводит его верный товарищ – соседский мальчик Манолин. Раньше мальчик был напарником Сантьяго, но из-за неудач, постигнувших старого рыбака, родители Манолина запретили ему выходить в море со стариком и отправили на более успешную лодку.

    Несмотря на то что у юного Маноло теперь есть стабильный заработок, он скучает по рыбалке со стариком Сантьяго. Тот был его первым учителем. Кажется, тогда Манолину исполнилось лет пять, когда он впервые отправился со стариком в море. Маноло едва не погиб от могучего удара рыбы, что поймал Сантьяго. Да, тогда старику еще сопутствовала удача.

    Добрые приятели – старик и мальчик – немного поговорили о бейсболе, спортивных знаменитостях, рыбном промысле и тех далеких временах, когда Сантьяго еще был также юн, как Манолин, и плавал на рыбацком судне к берегам Африки. Заснув на стуле в своей бедной хижине, Сантьяго видит африканское побережье и красавцев-львов, вышедших поглядеть на рыбаков.

    Попрощавшись с мальчиком, Сантьяго отправляется в море. Это его стихия, здесь он чувствует себя вольно и спокойно, как будто в хорошо знакомом доме. Молодежь называет море el mar (мужской род), относится к нему, как к сопернику и даже врагу. Старик же всегда величал его la mar (женский род) и никогда не испытывает неприязни перед этой порой капризной, но всегда желанной и податливой стихией. Сантьяго «постоянно думает о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».

    Старик разговаривает с морскими обитателями – летучими рыбами, морскими ласточками, огромными черепахами, разноцветными физалиями. Летучих рыб он любит и считает своими лучшими друзьями, верными спутниками во время продолжительных заплывов. Морских ласточек жалеет за их хрупкость и беззащитность. Физалий ненавидит за то, что их яд погубил множество моряков. Он с наслаждением смотрит, как их пожирают могучие черепахи. Старик ел черепашьи яйца и пил акулий жир все лето, чтобы набраться сил перед осенним сезоном, когда пойдет по-настоящему крупная рыба.

    Сантьяго уверен, что сегодня ему обязательно улыбнется удача. Он специально заплывает далеко в море на большую глубину. Здесь его, наверняка, ждет рыба.

    Вскоре леска в самом деле начинает шевелиться – кто-то клюнул на его угощение. «Ешь, рыба. Ешь. Ну, ешь же, пожалуйста, – приговаривает старик, – Сардины такие свеженькие, а тебе так холодно в воде, на глубине в шестьсот футов… Не стесняйся, рыба. Ешь, прошу тебя».

    Рыба насытилась тунцом, теперь пришло время дернуть леску. Тогда крючок вонзится в самое сердце добычи, она всплывет на поверхность и будет добита гарпуном. Такая глубина – рыба, наверняка, огромная!

    Но, к удивлению старика, рыба не появилась над морской гладью. Мощным рывком она потянула за собой лодку и принялась утаскивать ее в открытое море. Старик с силой вцепился в леску. Эту рыбу он не отпустит. Не так просто.

    Уже четыре часа рыба тянула лодку со стариком, подобно огромному буксиру. Сантьяго истомился не меньше своей добычи. Он хотел пить и есть, соломенная шляпа врезалась в голову, а рука, сжимающая леску, предательски ныла. Но главное – рыба так и не показалась на поверхности. «Хотелось бы мне поглядеть на нее хоть одним глазком, – рассуждает вслух старик, – Тогда бы я знал, с кем имею дело».

    Огни Гаваны давно пропали из виду, морское пространство окутала ночная тьма, а поединок рыбы и человека продолжался. Сантьяго восхищался своим противником. Ему еще никогда не попадалась такая сильная рыба, «она схватила наживку, как самец, и борется со мной, как самец, без всякого страха».

    Если бы только эта чудо-рыба осознавала свое преимущество, если бы она только видела, что ее противник – один человек, да и тот старик. Она могла бы рвануть со всей силой или камнем помчаться на дно, и погубить старика. К счастью, рыбы не такие умные, как люди, хотя более ловкие и благородные.

    Теперь старик счастлив, что ему выпала честь сражаться с таким достойным противником. Жаль только, что рядом нет мальчика, он бы непременно захотел увидеть этот поединок своими глазами. С мальчиком было бы не так трудно и одиноко. Человек не должен оставаться в старости один – вслух рассуждает Сантьяго – но это, увы, неизбежно.

    На рассвете старик съедает тунца, которого ему дал мальчик. Ему нужно набраться сил для продолжения поединка. «Следовало бы покормить большую рыбу, – думает Сантьяго, – ведь она моя родня». Но делать этого нельзя, он ее поймает, чтобы показать мальчику, и доказать, на что способен человек и что он может вытерпеть. «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю, но я тебя убью прежде, чем настанет вечер».

    Наконец, могучий противник Сантьяго сдается. Рыба выпрыгивает на поверхность и предстает перед стариком во всем своем ослепительном великолепии. Ее гладкое тело переливалось на солнце, по бокам проходили темно-фиолетовые полосы, а вместо носа у нее был меч, огромный, словно клюшка для бейсбола, и острый, словно рапира.

    Собрав остатки сил, старик вступает в финальную схватку. Рыба кружит вокруг лодки, в предсмертной агонии норовя перевернуть хлипкое суденышко. Изловчившись, Сантьяго вонзает гарпун в тело рыбы. Это победа!

    Привязывая рыбу к лодке, старику кажется, что он прицепился к борту огромного корабля. За такую рыбу можно получить кучу денег. Теперь пора спешить домой, к огням Гаваны.

    Беда явилась совсем скоро в обличье акулы. Ее привлекла кровь, что текла из раны на боку рыбы. Вооружившись гарпуном, старик заколол хищницу. Та уволокла на дно кусок рыбы, что успела отхватить, гарпун и всю веревку. Этот бой был выигран, но старик прекрасно знал, что за акулой последуют другие. Сперва они съедят рыбу, а потом примутся и за него.

    Еще один шедевр от Эрнеста Хемингуэя – роман , рассказывающий об американце, приехавшим в Испанию во время гражданской войны в 1937 году.

    В ожидании хищниц мысли старика путались. Он вслух размышлял о грехе, определения которого не понимал и в который не верил, думал о силе духа, границах человеческой выдержки, спасительном эликсире надежды и о рыбе, которую он убил сегодня днем.

    Может, зря он убил эту сильную благородную рыбу? Он взял над ней верх благодаря хитрости, она же вела поединок честно, не готовя ему никакого зла. Нет! Он убил рыбу не из-за мелочного желания наживы, он убил ее из гордости, потому что он – рыбак, а она – рыба. Но он любит ее и теперь они плывут рядом, как братья.

    Следующая стая акул начала атаковать лодку еще более стремительно. Хищницы набрасывались на рыбу, отхватывая куски ее плоти своими мощными челюстями. Старик привязал к веслу нож и пытался таким образом отбиться от акул. Нескольких из них он убил, других покалечил, но справиться с целой стаей было выше его сил. Сейчас он слишком слаб для такого поединка.

    Когда старик Сантьяго причалил к берегу Гаваны, у борта его лодки был огромный скелет – акулы обглодали его целиком. Никто не решался заговорить с Сантьяго. Какая рыба! Наверняка, она была настоящей красавицей! Только мальчик пришел навестить своего товарища. Теперь он снова будет ходить в море со стариком. У Сантьяго больше нет удачи? Ерунда! Мальчик снова принесет ее! Не сметь отчаиваться, ведь ты, старик, никогда не падаешь духом. Ты еще принесешь пользу. И пусть твои руки уже не такие сильные, как прежде, ты можешь учить мальчика, ведь ты знаешь все на свете.

    Солнце безмятежно светило над побережьем Гаваны. Группа туристов с любопытством рассматривала чей-то огромный скелет. Большая рыба, наверное, это акула. Никогда не думали, что у них такие изящные хвосты. А в это время мальчик охранял спящего старика. Старику снились львы.

    Хотим предложить Вашему вниманию краткое содержание повестиЭ. Хемингуэя «Старик и море ».

    84 дня старый рыбак Сантьяго безуспешно выходит в море на рыбалку. И если первые 40 дней он рыбачил с маленьким мальчиком Манолином, то вскоре остался без помощника, так как родители мальчика посчитали, что от старика отвернулась удача и отправили сына в море с более успешным рыболовом. Старик был стар, худ и изможден, а вот глаза цвета моря, были молодыми и веселыми. Глаза человека, который никогда не сдается.

    Манолину тяжело было встречать каждый вечер Сантьяго, вернувшегося из моря без улова. Но он очень любил и уважал старика, который научил его рыбачить. И потому, каждый вечер мальчик помогал усталому старому рыбаку относить домой снасти.

    Перед тем как идти в хижину старика, Сантьяго и Манолин сидели в рыбацком кафе, где Манолин покупал старику пиво. В кафе в это время собирались все рыбаки поселка и обсуждали улов. Мальчик вызвался принести старику наживку для следующей рыбалки. Сантьяго не терял надежды на удачный улов. Он говорит мальчику, что планирует завтра уйти подальше в море. Мальчику хочется пойти на рыбалку со стариком, но Сантьяго уверяет его, что он и сам со всем справится, а Манолин должен и дальше рыбачить на «счастливой» лодке. Они несут снасти домой, но не потому, что старик боится, что их украдут, а просто, чтобы они не отсырели вблизи воды.

    Хижина старика, обстановка которой состояла из кровати, стола и стула, была построена из королевской пальмы. Стены были украшены олеографиями. Раньше на стене висела еще цветная фотография покойной жены старика, но Сантьяго снял ее, так как глядя на нее, очень тосковал по жене.

    Каждый вечер мальчик спрашивал старика об ужине и предлагал развести огонь в очаге, еще он просил сеть, чтобы наловить сардин на наживку. Это было своеобразным ритуалом. Манолин знал, что у старика нет еды и сеть давно продана. Мальчик уходит за сардинами, а старик остается читать вчерашнюю газету, которую ему дали в винной лавке. Мальчик просит его почитать о бейсбольном матче и пересказать потом ему. Когда мальчик возвращается, он видит спящего на стуле Сантьяго. Манолин заботливо укрывает старого рыбака одеялом. Манолин замечает, что несмотря на худобу, у Сантьяго сильные и могучие плечи, и еще он обращает внимание на старую рубаху старика, всю в разноцветных заплатах, как и старый парус. Мальчик опять уходит, не разбудив старика. Возвращается Манолин с ужином для старика. Сантьяго есть тушеную говядину, черные бобы с рисом и жареные бананы, которые мальчик взял в ресторане. Манолин говорит старику, что нельзя голодным ловить рыбу. Сантьяго обещает, что отблагодарит хозяина ресторана, который часто их выручает, отдав ему самую лучшую часть рыбы, которую надеется поймать завтра. Старик и мальчик обсуждают бейсбол и знаменитых игроков. Один из них даже приходил в их рыбацкий ресторан, но мальчик и старый рыбак постеснялись пригласить его порыбачить с ними и теперь жалеют об этом. Мальчик прощается со стариком и просит его разбудить его утром на рыбалку, так как Манолин не любит, когда его будит другой рыбак, с которым он сейчас выходит в море. Старик обещает зайти за ним утром.

    Сантьяго, завернувшись в одеяло, ложится спать на кровать, на которой вместо матраса постелены старые газеты, а вместо подушки он кладет под голову свои штаны. Старик быстро засыпает и ему снится Африка, к берегам которой он ходил в юности юнгой. Старику больше не снятся бури, великие события, женщины, огромные рыбы, ему снятся львы, резвящиеся как котята, на морском берегу.

    Старик просыпается задолго до рассвета, одевается и идет будить мальчика. Разбудив Манолина, они возвращаются в хижину старика за снастями. Они относят их в лодку и пьют кофе в закусочной, которая открывается очень рано, потому что обслуживает рыбаков. Манолин уходит за наживкой, а Сантьяго пьет еще кофе, потому что знает, что больше до вечера он ничего не будет есть. В лодку старик не берет еду, только воду. Манолин приносит наживку и желает старику удачи. Старик выводит лодку из гавани и в темноте слышит, как другие рыбаки тоже выходят в море. Сантьяго решает уйти сегодня далеко в море и налегает на весла.

    Светает. Старик мерно гребет и размышляет о море. Он сравнивает море с женщиной. Оно также дарит великие милости и совершает необдуманные поступки. Еще не рассвело, а старик уже закинул крючки с наживками.

    Встало солнце. Старик видит другие лодки, но они гораздо ближе к берегу, чем его. Через 2 часа лодка старика еще больше отдалилась от берега. Птица-фрегат помогает Сантьяго выслеживать рыбные косяки, и он ловит тунца, из которого планирует сделать наживку. Лодка старика ушла так далеко в море, что уже не видно береговой линии. Но старик не тревожится. Сантьяго уверен, что он всегда найдет дорогу домой. Все его мысли о том, что сегодня ему обязательно повезет, и он поймает большую рыбу.

    Полдень. Становится очень жарко. И наконец у Сантьяго клюнула рыба. Старик сразу понял, что рыба большая и ему понадобится весь его опыт, чтобы ее поймать. Но он твердо уверен в своих силах. Старик решает, что рыба уже мертва и хочет ее вытянуть, но у него ничего не получается. Рыба оказалась живой и потянула лодку рыбака за собой в море. Старик жалеет, что мальчик сейчас не с ним, ему не помешал бы помощник. В течение 4 часов рыба буксирует лодку старика и не думает умирать. Старик устал и хочет пить, но боится упустить лесу. Он бережет силы. Он думает, о том, чтобы его не подвели руки.

    Ночью похолодало и бечевой старику натерло спину. Он начинает уставать, так как держит бечеву руками, боясь привязать ее к лодке. Ведь если рыба рванет, она может порвать бечеву и уйдет на глубину. Но если держать бечеву руками, при рывке можно осторожно стравливать веревку, не дав ей натянуться и порваться. Старик уже понимает, что пойманная им на крючок рыба очень большая и сильная. Но Сантьяго знает и то, что он сильнее и опытнее ее, и просто обязан ее победить. Он опять жалеет, что с ним нет Манолина. Сантьяго размышляет о судьбе пойманной им рыбы, и своей судьбе тоже. О том, что теперь их судьбы связаны, что он родился рыбаком, а она рыбой.

    На рассвете рыба дернула бечеву так сильно, что старик, упав, рассек до крови щеку. Рассвело. Рыба так же неутомимо тянет лодку. Она еще полна сил, но плывет уже на меньшей глубине. Старик молит господа о том, чтобы рыба вынырнула, а ему хватило сил справится с ней. Рыба делает еще попытку вырваться и старику рассекает бечевой руку. Он досадует на себя, за то что дал рыбе поранить себя. Теперь ему приходится держать бечеву левой рукой. Старик замечает, что рыба тянет лодку медленнее. Он понимает, что скоро ему понадобятся все его силы и решает подкрепиться. Но у него из еды есть только сырой тунец, который он и ест, предварительно разделав, жалея о том, что не взял с собой соль и лимон. От тяжести рыбы у старика затекла левая рука. Старик смотрит на море и понимает, как он одинок. Он не любит быть беспомощным, поэтому сейчас все его мысли о том, что бы левая рука опять начала действовать. Он замечает, что рыба поднимается на поверхность воды. Только сейчас старик осознал насколько она огромна. Это была меч-рыба, размером больше его лодки. Рыба опять потянула лодку. Старик, немало повидавший на своем веку рыб, понимает, что эта самая большая из когда-либо выловленных им. И с ней он сейчас должен сразится в одиночку. Старик читает молитвы Богу и Богородице. После полудня Сантьяго замечает, что рыба сменила направление.

    Старик отдыхал и разминал левую руку. Он думал о бейсболе. Когда зашло солнце, старик приободрился и вспомнил случай из своей жизни, когда он выиграл состязание и получил звание Сантьяго-Чемпион. Тогда он целые сутки просидел, сцепившись руками с могучим негром, самым сильным человеком в порту. Когда зрители стали настаивать, чтобы судьи объявили ничью, он все-таки поборол соперника и победил.

    Старику удается поймать макрель себе на ужин. Он опять ест рыбу сырой. Сантьяго очень устал, у него болят спина и руки. Но старый рыбак подбадривает себя тем, что ноги у него в порядке, пищи и воды хватит еще на день, а рыба плывет медленнее.

    Наступила вторая ночь его противоборства с рыбой. Старик любуется звездным небом. Ему становится жаль рыбу, которую он поймал, но эта жалость не лишает его решимости эту рыбу убить. Старику удается отдохнуть пару часов. Он хочет поспать, но боится упустить рыбу. Тогда он решает поесть. Разделав макрель, он заставил себя съесть половину филе, при этом старик замечает, что тунец был вкуснее. Он понимает, что он должен есть эту противную сырую макрель, чтобы справится с рыбой. Лодка движется все медленнее, и старик понимает, что рыба тоже устала. Пока она ведет себя смирно, старик решает поспать.

    Он просыпается от рывка, леса, обжигая ладонь, уходила в воду. Потом рыба стала прыгать. Старик с трудом удерживал бечеву. Сантьяго снова жалеет, что с ним нет помощника. Старик радуется, что рыба во время прыжков набрала воздуха, и теперь не сможет уйти на глубину. Теперь старик ждет, когда она начнет кружит вокруг лодки, пытаясь вырваться.

    Светает. У старика болят рассеченные бечевой руки, но он успокаивает себя тем, что для мужчины боль не страшна. Наступило 3 утро его рыбалки. Рыба стала делать круги вокруг лодки, а старик подводить ее ближе для решающего удара. Сантьяго заставил рыбу перевернуться, затем ударил прямо в сердце гарпуном. Старик сильно ослабел, и ему было очень плохо. Но, преодолев дурноту и слабость, он подтянул добычу к лодке и закрепил вдоль борта. Рыба была такая огромная, что можно было подумать, что это к ней прикрепили лодку. Старик поставил парус и направился к берегу.

    Ему хотелось есть, но не на что было поймать даже маленькую рыбешку. Тогда старик натряс из водорослей креветок и подкрепился ими. Попив воды, Сантьяго почувствовал себя гораздо лучше. Он плыл домой с очень богатой добычей и часто поглядывал на рыбу, все еще не веря в свою удачу.

    Первая акула догнала лодку, где-то, через час. Она почувствовала запах рыбьей крови и поплыла по следу. Это была очень большая акула, которая ничего не боялась. Старик, заметив ее, приготовил гарпун. Он понял, что она набросится на рыбу и приготовился защищать свой улов. Акуле удалось откусить кусок мяса от рыбы, прежде чем старик убил ее. Акула утонула, утащив гарпун старика на дно. Изуродованная акулой, рыба больше не радовала старика. И еще он ждал других акул. Из ножа и весла он сделал оружие против других акул.

    Парус надувало свежим ветром, и лодка быстро шла к берегу. К старому рыбаку вернулась надежда, что он все-таки доставит свою добычу на берег. Старик попробовал свою рыбу на вкус и понял, что за такое вкусное и сочное мясо, он может выручить много денег. Но запах рыбы разносился по всему морю, и старик ничего с этим сделать не мог. Через 2 часа приплыли 2 акулы, которые стали рвать рыбу. Старик убил и их. Рыба теперь совсем не привлекала взор старика. Акулы выгрызли самое лучшее мясо. Сантьяго уже пожалел, что вообще выловил ее. Вскоре приплыла еще акула, убив которую, Сантьяго сломал нож.

    Наступал вечер, а берег был даже еще не виден. Перед самым заходом солнца на лодку напали еще акулы, они рвали из рыбы куски мяса, а старик безуспешно пытался убить их дубинкой. Отогнав акул, старик заметил, что половину рыбы они уже съели. Акулы стали кружить около лодки. Солнце почти зашло, но Сантьяго решил не сдаваться и драться с акулами, пока не умрет. Он плыл в темноте домой и думал о том, что неплохо где-нибудь купить удачи. И сам себе отвечал, что ему не на что ее купить. Только боль в руках давала ему понять, что он еще не умер.

    Вскоре он заметил городские огни. Тело его ломило и саднило руки. Он мечтал о доме и сне. Но в полночь старик опять сражался с акулами, которые напали целой стаей. Он бил в темноте дубинкой, пока ее не вырвали из рук. Потом выдернул румпель и бил им. Но акулы съели все мясо с рыбы и уплыли. Старик еле дышал и во рту почувствовал привкус меди. Он сплюнул в воду. Старик почувствовал себя совсем побежденным. Он поплыл домой, ни о чем не думая и ничего не чувствуя. Лодка шла быстро и легко, ведь ее больше не тормозила тяжесть рыбы. Старик думал, что лодка и парус целы, а румпель не сложно сделать новый.

    Домой он вернулся, когда все вокруг спали. Свернув парус, он взял снасти и пошел домой. Он так страшно устал, что несколько раз останавливался, чтобы передохнуть. Дома он попил воды и лег спать. Он еще спал, когда утром пришел Манолин. Сегодня лодки из-за сильного ветра не вышли в море. Мальчик убедился, что старик дышит и пошел ему за кофе. Внизу у лодки старика, рыбаки измеряли остатки рыбы. В рыбе было 18 футов. Мальчик заплакал, так ему было жаль старика и его израненные руки. Он принес Сантьяго кофе и стал ждать когда он проснется.

    Проснувшись, старик пил кофе и жаловался мальчику, что акулы его победили. Но Манолин сказал ему, что он победил рыбу. Он рассказал старому рыбаку, что его искали и рыбаки, и береговая охрана, и даже самолет. Но старик сказал, что он очень далеко уходил в море. Сантьяго признался, что соскучился по мальчику. А Манолин сказал, что теперь он будет рыбачить только со стариком, который должен научить его всему, что знает сам. А пока, старику надо подлечить руки, и Манолин ушел за лекарством в аптеку. Сантьяго попросил принести еще газеты, за те дни пока его не было. Старик снова заснул, ему снились сны, а мальчик сторожил его сон.

    Таково краткое содержание повести «Старик и море » Э. Хемингуэя.

    Эрнест Хемингуэй

    «Старик и море»

    «Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днём не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь явно salао, то есть самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун в обёрнутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свёрнутый, напоминал знамя наголову разбитого полка».

    Такова предыстория событий, которые развёртываются в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе. Главный герой — старик Сантьяго — «худ, измождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отражённые гладью тропического моря». Он научил мальчика Манолина рыбачить. Мальчик любит старика, хочет ему помочь. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, выстроенной из листьев королевской пальмы. В хижине стол, стул, в земляном полу выемка для готовки пищи. Старик одинок и беден: его трапеза — миска жёлтого риса с рыбой. Они беседуют с мальчиком о рыбалке, о том, что старику обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях, результатах бейсбольных матчей и знаменитых игроках, таких, как Ди Маджио. Когда старик ложится спать, ему снится Африка его юности, «длинные золотистые её берега и отмели, высокие утёсы и громадные белые горы. Ему не снятся более ни драки, ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далёкие страны и львы, выходящие на берег».

    На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу».

    Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нем с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, медленно плывёт по течению. Мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Он знает разных обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.

    Старик чутко улавливает, что происходит в глубине. Один из прутьев дрогнул. Леска уходит вниз, старик ощущает огромную тяжесть, которая влечёт её за собой. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой.

    Старик пытается подтянуть бечеву, но у него ничего не получается. Наоборот, она тянет, как на буксире, лодку за собой. Старик сожалеет, что с ним нет мальчика. Но хорошо, что рыба тянет в сторону, а не вниз, на дно.

    Проходит около четырёх часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрёт и тогда её можно будет подтянуть. Но рыба оказывается живучей.

    Ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Вдали меркнут огни Гаваны. Старик устал, он крепко сжимает верёвку, перекинутую через плечо. Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится её жалко. «Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда ещё мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведёт. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна». Мысленно разговаривает с рыбой. «Я с тобой не расстанусь, пока не умру».

    Рыба начинает тянуть не так мощно, она явно ослабела. Но силы старика на исходе. У него немеет рука. Наконец леса начала идти вверх, и на поверхности показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у неё темно-фиолетовые, а вместо носа — меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на два фута длиннее лодки. Появившись на поверхности, она начинает вновь уходить в глубину, тянуть за собой лодку, и старику приходится мобилизовать все силы, чтобы не дать ей сорваться. Не веруя в Бога, он читает «Отче наш». «Хоть это несправедливо, но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести».

    Проходит ещё день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает о бейсбольных играх. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он в конце концов взял верх. Он ещё не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

    Битва с рыбой продолжается. Он держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая. Рыба выходит на поверхность, то приближается к лодке, то отходит от неё. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости мысли путаются в голове у старика. «Послушай, рыба, — говорит он ей. — Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы я тоже умер».

    Последний акт поединка. «Он собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку…». Подняв гарпун, он изо всех сил вонзает его рыбе в бок. Чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже…

    Его одолевают тошнота и слабость, у него туманится в голове, но он все-таки подтягивает рыбу к борту. Привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу. Мысленно прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. «Думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться». Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома.

    Проходит час, прежде чем показывается первая акула. Учуяв запах крови, она устремляется за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она приблизилась к корме, впилась в рыбу, стала её раздирать. Старик ударил её гарпуном. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть верёвки и огромный кусок рыбы. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

    Подкрепляется куском рыбы. Замечает плавники целой стаи акул. Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом. Акулы набрасываются на рыбу. Старик вступает с ними в битву. Одну из акул убивает. Наконец акулы отстали. Им было уже нечего есть.

    Когда он вошёл в бухту, все спали. Сняв мачту и связав парус, он ощутил усталость. За кормой его лодки вздымался огромный хвост рыбы. От неё остался лишь скелет.

    На берегу мальчик встречает уставшего, плачущего старика. Он успокаивает Сантьяго, уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо ещё многому научиться. Он верит, что принесёт старику удачу.

    Наутро на берег приходят богатые туристы. Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается им объяснить, но они очень далеки от понимания той драмы, которая здесь произошла.

    События разворачиваются в небольшом рыбачьем поселении на Кубе. Главный герой произведения Сантьяго, не был симпатичным мужчиной. Он промышлял рыбалкой, которой обучил мальчика, Манолина. Старик уже много дней ходил в море, но не поймал ни одной рыбы. Он был в отчаянии. Манолину было тяжело смотреть, как Сантьяго приходит с рыбалки ни с чем, ему было искренне жаль старика. Мальчик полюбил Сантьяго, и захотел наловить ему сардин для приманки на завтрашний день. После этого они идут в хижину одинокого Сантьяго, и ложатся спать.

    На следующий день старик отправляется на промысел. По ходу, на крючок цепляется огромная рыба. Он долго борется с ней, отмечая, что рыба ведёт в сторону, а не на дно.

    Прошло несколько часов. Уже полдень, а рыба всё никак не сдаётся. Она тянет старика всё дальше от берега. Сантьяго ликует. Ему никогда ещё не попадалась такая сильная и большая рыба. Уже ночь, а лодку относит дальше и дальше от берега. Вдруг на поверхности показалась обессиленная рыбина. Её меч такой большой, как бейсбольная бита. Набравшись сил, она снова уходит на дно. Старик борется до последнего, мобилизуя свои силы.

    Так прошёл ещё один день. Старик начинает вспоминать молодость. Он уже участвовал в поединках. Однажды ему пришлось победить самого сильного в порту негра. Были и другие, но он бросил это занятие, решив, что рука пригодится для рыбалки.

    Борьба с рыбиной продолжается. Сантьяго уже не чувствует своих сил. Рыба поднимается на поверхность. Она то приближается, то отходит. Наступает финальный момент, и старик вонзает рыбе в бок гарпун.

    Он привязывает рыбу к борту и подсчитывает, сколько денег выручит за рыбину. Его одолевают тошнота и слабость, но Сантьяго гребёт к берегу.

    Проходит немного времени, прежде чем появляется первая акула. Она услышала запах крови. За ней следом приближаются и другие. Первая акула сала кусать рыбу. Сантьяго бьёт её гарпуном. Гарпун застрял в ней, и акула уходит на дно.

    Пока он ел кусок рыбы, заметил ещё акул. Они приближались с большой скоростью. Он привязал нож к веслу и начал отбиваться. Наконец, акулы отступили. Им уже нечего было есть. Когда он приплыл домой, посёлок уже спал. Он посмотрел за корму, и увидел один скелет от рыбы.

    На берегу, его встречает Манолин. Он успокаивает Сантьяго, говоря, что теперь будет ходить с ним в море всё время. Он думает, что принесёт старику удачу.

    Утром на берег пришли богатые туристы. Они увидели скелет большой рыбы, и пытаются понять, что это такое. Они очень удивлены. Официант небольшого кафе, пытается объяснить им, что произошло прошлой ночью. Но им не понять случившейся трагедии.

    Сочинения

    Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море")