Прокладка железной дороги. Футляры для труб под железными дорогами. Методы прокладки линии под дорожным покрытием

6.58. На пересечении магистральных автомобильных и железных дорог (а также улиц с усовершенствованными покрытиями) кабели должны быть затянуты в асбоцементные безнапорные или пластмассовые трубы, проложенные закрытым (горизонтальным проколом, бурением, продавливанием) или открытым способом. Прокладка труб, как правило, должна производиться до начала прокладки кабеля в районе пересечения.

6.59. Трубы на переходах через железнодорожные ветки и дороги местного значения, при согласии их владельцев прокладываются в открытые траншеи.

6.60. На пересечении с электрифицированными железными дорогами, кроме подземных линий метрополитена, кабели должны быть уложены в асбоцементные трубы с покрытием из битума или асфальта или в другие неметаллические трубы.

6.61. Концы проложенных труб должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от подошвы насыпи или от полевой бровки кювета (рис. 6.14). Концы труб непосредственно после прокладки должны быть закрыты деревянными, бетонными или пластмассовыми пробками.

Рис. 6.14. Прокладка трубопровода под железной дорогой

6.62. При пересечении постоянных грунтовых непрофилированных дорог, в том числе съездов с автомобильных дорог, кабели допускается прокладывать без труб с покрытием их кирпичом или железобетонными плитами. На пересечениях с полевыми (летними) дорогами покрытие кабелей не производится.

На пересечении дорог местного значения с грунтовым или булыжным покрытием допускается прокладка кабеля кабелеукладчиком непосредственно в грунт, с последующей укладкой рядом с кабелем резервной трубы и восстановлением дорожного полотна.

6.63. При входе в трубу и выходе из нее на другом конце пересечения на длине 5 - 7 см кабель следует плотно обмотать кабельной лентой или пряжей во избежание крутых изгибов у краев трубы вследствие возможной осадки грунта.

В местах входа кабеля в трубу и выхода из нее грунт должен быть плотно подбит под кабель.

Зазоры между обмотанным кабелем и трубой следует тщательно заделать замазкой.

6.64. Устройство горизонтальных скважин диаметром до 250 мм, как правило, осуществляется гидравлическим буром БГ-3М (рис. 6.15), обычно входящим в состав комплексной машины КМ-170, смонтированной на базе автомашины ЗИЛ-157, или другими подобными механизмами.

Рис. 6.15. Бестраншейная прокладка трубопровода при помощи гидравлического бура типа БГ-3М

6.65. Работы то устройству горизонтальных скважин должны производиться, как правило, в летнее время. В зимний период работы ведутся под промерзшим грунтом.

6.66. Для выполнения работ и установки гидравлического бура необходимо отрыть рабочий котлован прямоугольной формы длиной 2200 мм и шириной 1600 мм.

Дно котлована должно располагаться на 500 мм ниже оси прокладываемых трубопроводов (определяется проектом).

Крепление стен котлована необходимо производить с помощью инвентарных щитов или отдельных досок толщиной 40 мм и стоек из крепежного леса, забиваемых по углам котлована.

Стойки следует забивать в грунт дна котлована на глубину 500 мм.

На дне котлована необходимо устроить настил из обрезных досок толщиной 40 - 50 мм, который должен опираться на три поперечных бруса размером 150×100 мм.

6.67. Гидравлический бур должен быть установлен строго горизонтально (по уровню).

Для получения правильного направления скважины необходимо натянуть шнур по требуемому направлению и установить пресс таким образом, чтобы отвес, опущенный со шнура, совпадал с центром расстояния между цилиндрами. Опорные плиты должны устанавливаться параллельно и вертикально.

С помощью гидравлического блока цилиндров и насоса высокого давления в грунт заталкивается первая стальная штанга с навинченным стальным конусообразным наконечником. По мере продавливания штанги навинчиваются друг на друга до выхода штанги с наконечником на противоположной стороне перехода.

6.68. Для отыскания места выхода конца штанги с наконечником на другой (приемной) стороне пересекаемого сооружения перпендикулярно оси скважины должна быть отрыта траншея длиной 1,5 - 2 м. После выхода штанги на приемной стороне отрывается котлован для затягивания в скважину труб.

6.69. Первоначальный прокол осуществляется с наконечником диаметром 70 мм. При значительном отклонении первого прокола от заданного направления следует произвести другой прокол на расстоянии 0,5 - 0,7 м от первого.

6.70. После выхода конца первой штанги в траншею, наконечник следует отвинтить и вместо него навинтить расширитель (обычно диаметрам 130 мм). Затем штангу с расширителем протягивают в обратном направлении, при этом в грунте образуется скважина (канал).

В зависимости от группы грунта и нужного диаметра скважины расширитель следует протягивать 2 - 3 раза, причем диаметр расширителя можно постепенно увеличивать (130; 170; 210; 250 мм), проталкивая и втягивая разборную штангу в правом и обратном направлении.

6.71. В приготовленную скважину асбестоцементные трубы следует затягивать постепенно с одновременной заделкой стыков.

6.72. Для прокладки труб диаметром до 250 мм в песчаных, супесчаных, суглинистых и глинистых грунтах можно пользоваться реверсивными пневматическими пробойниками типа ИП-4603 или ИП-4605. Сжатый воздух к пневматическим пробойникам, как правило, подается от передвижных компрессорных станций типа ПК-10, ЗИФ-55.

6.73. Для ввода пневматического пробойника в грунт необходимо отрыть два котлована: рабочий котлован прямоугольной формы, длиной 2 м и шириной 1 м; приемный котлован прямоугольной формы длиной 2 м и шириной 1,5 м.

Глубина рабочего котлована должна соответствовать глубине заложения скважины, а глубина приемного котлована должна быть на 0,5 м больше глубины рабочего.

6.74. Чтобы избежать существенного отклонения скважины от заданного направления, пневматический пробойник необходимо тщательно сориентировать в заданном направлении, с помощью простейших приспособлений: уровня, отвеса и шнура, натянутого на колышках над осью скважины (рис. 6.16).

Рис. 6.16. Ориентирование пневмопробойника по оси будущей скважины:

1, 6 - крайние колышки; 2 - промежуточный колышек; 3 - шнур; 4 - отвес; 5 - пневмопробойник

6.75. Многоканальные скрытые переходы, как правило, осуществляются методом продавливания (рис. 6.17) стальной трубы с помощью гидравлических установок типа КМ-1200 или способом горизонтального бурения скважины (рис. 6.18) с одновременной подачей в нее трубы с помощью установки типа УГБ.

6.76. Для выполнения работ установкой типа КМ-1200 необходимо отрыть два котлована: а) рабочий, прямоугольной формы длиной 12 м и шириной 4 м; дно котлована должно быть на 0,5- 0,6 м ниже продавливаемой трубы; б) приемный, размером 4×4 м.

В противоположной направлению продавливания части рабочего котлована необходимо соорудить прочную упорную стенку из деревянных брусьев; боковые стенки котлована закрепить досками. На дно котлована вплотную к стене следует установить упорную металлическую плиту и гидродомкраты.

Рис. 6.17. Прокладка труб методом продавливания:

1 - труба-патрон; 2 - направляющая рама; 3 - сменные нажимные элементы; 4 - гидродомкрат; 5 - упорная стенка; 6 - насосная станция для привода гидродомкрата; 7 - подъемный кран

Рис. 6.18. Схема работы установки горизонтального бурения (УГБ):

1 - режущая головка; 2 - прокладываемая труба-патрон; 3 - роликовые опоры; 4 - шнековый транспортер; 5 - сцепное устройство; 6 - силовая установка; 7 - тяговая лебедка; 8 - трубоукладчик; 9 - система блоков; 10 - якорное устройство

6.77. На поверхности вблизи рабочего котлована следует расположить насос высокого давления с приводом, сварочный агрегат, автомобильный кран типа КС-2561К, запасные упорные плиты и сменные нажимные элементы - патрубки.

6.78. Подготовленную для продавливания секцию трубы 1 необходимо опустить краном 7 в котлован и установить на направляющей раме 2 (см. рис. 6.17).

Для передачи усилий от домкратов на трубу необходимо использовать сменные нажимные элементы 3 длиной 0,8; 1,6 и 2,4 м. Первоначально следует установить малый нажимной элемент длиной 0,8 м. По окончании первого цикла необходимо установить средний элемент длиной 1,6 м и по окончании второго цикла - длиной 2,4 м. Затем элементы необходимо соединить друг с другом и продолжить вдавливание первой секции трубы до тех пор, пока она почти полностью не войдет в грунт. После этого нажимные элементы следует убрать и уложить на направляющую раму вторую секцию трубы, сварить ее с первой и продолжить вдавливание в той же последовательности.

Грунт из трубы следует удалять механизированным или ручным способом. Подъем грунта из котлована, как правило, осуществляется с помощью крана

После выхода конца первой секции трубы в приемный котлован проходка прекращается, а установка демонтируется.

Чтобы не прекращать движения транспорта во время строительства кабельной линии, на пересечении трассы с шоссейными и железными дорогами кабели, как правило, укла­дывают в предварительно заложен­ные под проезжей частью трубы. Укладка труб в основном, асбоцементных или пластмассовых, обычно выполняется способом горизонтального бурения грунта. Прокладываемые железными дорогами асбоцементные трубы для повышения их изоляции предварительно покрываются горячим битумом. Число труб определяется проектом. Концы труб должны выходить не менее чем на 1 м от края кювета и лежать на глубине не менее 0,8 м от его дна (рис. 7. 28).

Бурение Грунта и затяжка труб осуществляется гидравлическим буром (рис. 7. 29),_ бурильно-шнековой установкой или пневмопробойником. Процесс бурения состоит в следующем

С помощью гидравлического блока ци­линдров и насоса высокого давления в грунт заталкивается стальная штан­га, состоящая из отрезков длиной 1 м, навинченных друг на друга по мере продавливания. После выхода на про­тивоположную сторону шоссе (или же­лезной дороги) конца первой штанги с навинченным наконечником, послед­ний заменяют расширителем, который протягивают в обратном направлении; при этом в грунте в результате его уплотнения образуется канал. Вслед за расширителем в канал заталкивают трубы, что обычно удается сделать при ширине перехода до 12 м. При более широких переходах трубы затя­гивают в канал с помощью разборной штанги при ее обратном движении. Для этого штангу проталкивают на противоположную сторону перехода, на ее конец надвигают отрезок.трубы, которую закрепляют с помощью шай­бы и гайки. Концы труб после их про­кладки на переходах немедленно за­крывают пробками для предохране­ния от засорения.

11. . Прокладка оптических кабелей

При строительстве волоконно-опти­ческих линий связи (ВОЛС) как и при строительстве обычных линий свя­зи выполняются следующие работы: разбивка трассы, доставка кабеля и материалов на трассу, испытание ка­беля, прокладка, монтаж и устройст­во вводов.

В табл. 7.3 для сравнения приведе­ны некоторые конструктивно-механи­ческие характеристики электрических кабелей городской связи и оптических кабелей. Из таблицы видно, что ха­рактеристики кабелей в основном ана­логичны за исключением необходимо­сти прокладывания больших строи­тельных длин оптических кабелей.

Для снижения тягового усилия на оптический кабель целесообразно в промежуточных колодцах устанавли­вать дополнительные промежуточные лебедки гусеничного типа.

Оптические кабели чаще всего прокладываются в канализации, а также непосредственно в грунт. Возможна подвеска на опорах и по стенам зданий.

В телефонной канализации прокладываются кабели, не имеющие поверх оболочки броневых и защитных покровob. Допускается прокладка в одном трубопроводе нескольких оптических кабелей. Общее число кабелей, прокладываемых в одном канале канализации не должно превышать трех, а суммарная площадь сечения этих кабелей не должна превышать 20-25 % площади сечения канала. Уменьшение силы трения при прокладке кабеля достигается применением соответствующих смазочных материалов.

В свободные каналы кабель затягивается при помощи стальных тросов диаметром 5-6 мм, а в занятые каналы - при помощи пеньковых тросов в полиэтиленовых шлангах. Для скрепления кабеля с тросом на его конец надевают стальной чулок (рис. 7.57). При протягивании чулок уменьшается в диаметре и плотно охватывает кабель. Между тросом и чулком устанавливают компенсатор кручения, который не позволяет кабелю скручиваться. Таким образом, основную нагрузку при прокладке в канализации воспринимает кабель в целом, а стеклянные волокна не испытывают растягивающих усилий.

Процесс протяжки кабеля в канализацию иллюстрируется на рис.7.58 Для предохранения от повреждения оболочки кабеля о край канала кабель на входе в колодец пропускают через гибкую стальную трубу.

Оптические кабели Как правило, изготавливаются большими строительными длинами - 0,5-q KM и больше, поэтому они прокладываются транзи­том через несколько колодцев кабель­ной канализации. На относительно прямолинейных отрезах можно тран­зитом затягивать кабель длиной до 1 км, а на трассе, имеющей большое число поворотов, строительную длину кабеля следует сократить до 500 м.

Усилия тяжения на лебедке обычно фиксируются с помощью динамометра, а датчика. При затяжке кабелей свя­зи в каналы трубопр0ВОДОв эти уси­лия определяются массой кабеля, дли­ной между кoлoдцaми коэффициен­том трения по формул T = Plf ,

где Р - масса кабеля, кг/м; l - длина пролета, м; f - коэффициент трения.

Коэффициент трения зависит от ма­териала труб и оболони кабеля. Для кабеля в полиэтиленовой оболочке ко­эффициент трения составляет при бетонных трубах - 0,38, асбоцемент­ных-0,32 и полиэтиленовых - 0,29.

Прокладка кабеля в канализации по изогнутой трассе вызывает увели­чение усилия в 1,5-2,5 раза.

Зная максимально допустимое уси­лие тяжения, можно определить пре­дельную длину кабеля для затяжки транзитом в каналы трубопровода.

Допустимый радиус изгиба кабеля определяют исходя из внешнего диа­метра кабеля Rmin = nD , где D - внеш­ний диаметр кабеля; п - коэффициент, зависящий от типа кабеля, материала оболочки и защитных покровов и при­нимается равным 15-20.

Размеры смотровых колодцев долж­ны быть такими, чтобы это условие выполнялось.

Непосредственно в грунт проклады­ваются кабели, имеющие поверх обо­лочки защитно-броневый покров. Под­земная прокладка кабелей осущест­вляется двумя основными способами: кабелеукладчиками, а также ручным способом в заранее открытую траншею. Первый способ более производи­тельный и существенно сокращает тру­доемкость. Глубина прокладки 0,9- 1,2 м.

При использовании кабелеукладчика практически одновременно производит­ся образование траншеи, размотка и укладка кабеля. После прохода кабе­леукладчика образованная в грунте щель засыпается обрушивающимся грунтом. При необходимости кабелеукладчиком можно укладывать одно­временно два кабеля.

Прокладка кабеля в заранее отры­тые траншеи производится, как пра­вило, с барабанов, установленных на кабельном транспортере или автома­шине, оборудованных козлами-Домкра­тами.

Для подвески оптического кабеля ис­пользуется стальной трос, несущий основную нагрузку от воздействия ветра и гололеда. Перед монтажом произво­дится приемка проложенного кабеля, в процессе которой проверяется гер­метичность оболочки от проникнове­ния влаги, правильность размещения и глубины залегания кабеля в тран­шее и канализации, а также провер­ка целостности оптических волокон с помощью источника света.

В кабельных колодцах и коллекторах , примыкающих к телефонным станци­ям, оптический кабель прокладывает­ся в защитных желобах прямоуголь­ного сечения (30X33 мм) из твер­дого полиэтилена, снабженных крыш­ками.

Футляры под железными дорогами , прокладка теплосетей в футлярах, необходима в тех случаях, когда трасса трубопровода должна пересекать железнодорожные пути.

Согласно требованиям СНиП 32-01-95 не допускается прокладка трубопроводов, вне зависимости от их назначения, через земляное полотно железных дорог. При необходимости подземной прокладки, необходимо, в месте пересечения заключать трубопроводы в специальные защитные каналы (трубы, тоннели), которые и называются футляры под железными дорогами.

Футляр под железной дорогой обычно сооружается одним из нескольких способов, выбор конкретного способа осуществляется специалистами в зависимости от существующих технических условий, от длины и диаметра строящегося трубопровода, физических и механических свойств, особенностей грунта, гидрогеологических и прочих внешних условий.

Основными способами, которыми прокладывают футляр под железной дорогой, являются горизонтально-направленный прокол, продавливание с помощью специальной техники, бурение горизонтально-направленное, а так же бурение шнековое.

Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути в железобетонных или же стальных футлярах (кожухах) чаще всего производится с помощью секций, которые состоят из уже сваренных и защищенных изоляцией труб. Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути является самым распространенным методом, который применяется в строительстве. В настоящее время более 85 процентов всех тепловых сетей в нашей стране прокладывается в каналах, всего 5 процентов - бесканальным способом около 10 процентов - надземно. Для прокладки тепловых сетей через железнодорожные пути используются стальные трубы, внутренние диаметры которых, как правило, на 100 или даже 200 мм превосходят диаметр прокладываемого в них трубопровода при учете толщины защитной изоляции.

Футляр воспринимает на себя основное давление грунтов, нагрузки от транспортных систем, защищает и трубопровод, и непосредственно железнодорожные пути от возможных повреждений или аварийных ситуаций.

Технология прокладки в футляре под железной дорогой , выбирается в соответствии с существующими условиями и особенностями проведения работ.

Горизонтально-направленный прокол применяют для осуществления прокладки труб до 500 мм в диаметре на расстояние не более 130 метров, данная технология дает возможность провести коммуникации под железнодорожным полотном без деформации насыпей. Прокол не оставляет остатков грунта и позволяет выполнять повороты и изгибы при необходимости обхода препятствий. Установки для горизонтально-направленного прокола удобные, компактные и мобильные.

Шнековое бурение обеспечивает прокладку трубопроводов на расстояние до 150 метров, при диаметре труб до 3000 мм.

Горизонтально-направленное бурение позволяет осуществить прокладку трубопровода до 1000 мм в диаметре, протяженностью, не превышающей 350 метров. При помощи данной существует возможность совершать изгибы и повороты скважины.

Широкое распространение имеет технология прокладки в футляре под железной дорогой с помощью метода продавливания. Данная технология позволяет выполнять прокладку коммуникаций без остановки железнодорожного движения, на расстояние не более 60 метров, в грунтах, не содержащих препятствий - крупных валунов и т.д.

2.3.1. Выбор места и способа прокладки кабелей в земляном полот­не железных дорог и глубина их заложения должны обеспечивать: макси­мальную надежность и ремонтопригодность кабельной линии; макси­мальную механизацию прокладки кабелей; наименьшие трудозатраты как при строительстве, так и при эксплуатации кабельной линии; сохран­ность земляного полотна и верхнего строения пути при прокладке и монтаже кабелей и их нормальную эксплуатацию.

2.3.2. Как правило, следует предусматривать один из способов механизированной (бестраншейной) прокладки кабелей - кабелеукладчи-
ками на железнодорожном, колесном или гусеничном ходу или механи­
зированную разработку грунта и раскатку кабеля (при укладке кабеля
в траншеи). Выбор способа прокладки кабелей должен быть обоснован
проектом.

2.3.3. Трасса прокладки кабельной линии в земляном полотне должна проходить, как правило, на середине обочины на расстоянии не менее 0,2-0,25 м от подошвы балластной призмы.

Трасса должна располагаться со стороны пути, на которой находит­ся большинство усилительных пунктов и постов ЭЦ, свободной от опор контактной сети или линии электропередачи, установленных в габарите опор контактной сети и на которой не намечается строительство допол­нительных главных путей.

На однопутных электрифицированных участках с учетом строитель­ства второго главного пути прокладка кабелей должна производиться со стороны опор контактной сети.

Укладка кабелей в балластную призму и под нее не допускается.

2.3.4. Число переходов трассы кабельной линии через железнодо­рожные пути на перегонах и станциях должно быть минимальным и обосновано проектом. В пределах одного перегона трасса, как правило, должна проходить с одной стороны пути.

2.3.5. Число спусков и подъемов кабелей автоматики и связи по от­косу насыпи, удлиняющих трассу, должно быть минимальным. Трасса прокладки кабеля по откосу земляного полотна на обочину по отноше­нию к оси пути должна проходить под углом 90° или близким к нему.

2.3.6. Глубина прокладки кабелей в обочине земляного полотна должна быть: не менее 0,5 м и не более 1 м на перегонах; не менее 0,7 м на станциях и разъездах. Эта глубина определяется при изысканиях и согласованиях с заказчиком с учетом структуры земляного полотна и обеспечения сохранности кабелей и земляного полотна. Во всех слу­чаях расстояние от кабеля до внешней поверхности откоса насыпи по го­ризонтали должно быть не менее глубины прокладки кабеля.

Минимальная глубина прокладки кабелей должна приниматься в скальных грунтах, а также на участках с применением в конструкции земляного полотна геотекстиля согласно п.

2.3.9; максимальная - по согласованию со службой пути на участках, подлежащих реконструкции.

2.3.7. Расстояния от оси пути новых железных дорог до трассы проладки кабеля определяются в зависимости от категории железной дороги с установленными размерами основной площадки и балластной призмы; грунтов земляного полотна; конструкции верхнего строения пути и плана линии.

Грунты земляного полотна должны соответствовать требованиям действующих Строительных норм и правил.

2.3.9. При проектировании новых железнодорожных линий с насы­пями из скальных и крупнообломочных пород с учетом прокладки кабелей необходимо предусматривать отсыпку верхней части насыпи дренирующим песчаным или щебенистым грунтом мелких фракций с учетом глубины прокладки кабелей и устройства нижней постели толщиной не менее 0,25 м.

В случае прокладки кабелей автоматики и связи в земляном полот­не с геотекстилем его проектирование должно производиться с учетом прокладки кабеля на глубину не менее 0,5 м и обеспечения расстоя­ния между кабелем и геотекстилем не менее 0,25 м.

При прокладке кабелей на участках со строительством земляного полотна для второго пути с использованием геотекстиля трассу про­кладки кабеля по возможности следует предусматривать в существу­ющем земляном полотне без геотекстиля.

2.3.11.При прокладке кабелей в берме их следует располагать на расстоя­нии не менее 1 м от линии сопряжения откоса насыпи с полкой бермы, а в закюветных полках по их середине. Глубина прокладки кабелей должна быть не менее 0,5 м.

2.3.12.При невозможности прокладки кабелей за пределами земля­ного полотна, отсыпанного из крупнообломочных пород, кабели должны
прокладываться в обочине в железобетонных желобах, расположенных
на расстоянии 0,2-0,25 м от подошвы балластной призмы и заглублен­ных в грунт так, чтобы от поверхности обочины до крышки желоба было не менее 0,4 м.

2.3.13.Трасса прокладки кабелей в земляном полотне из скальных
грунтов должна проходить по обочине, по берме (для насыпей) при не­
достаточной ширине обочины или по закюветным полкам (для выемок)
согласно п. 2.3.11. Глубина траншеи для прокладки кабелей в скальных
грунтах должна быть 0,5 м.

2.3.14.Запрещается прокладка кабеля в земляном полотне сущест­вующих железных дорог на участках:

· с шириной обочины земляного полотна менее 0,4 м;

· с деформациями пути (пучины, просадки, сдвижки, сплывы отко­сов, неустойчивые балластные шлейфы и т. п.), возникшими из-за сла­бых грунтов основания насыпи, балластных мешков и лож, переувлажнения грунтов и т.п.;

· с насыпями из недренирующих грунтов с верхним слоем балласт­ных материалов и других дренирующих грунтов суммарной мощностью менее глубины прокладки кабеля;

· в скальных грунтах по дну улавливающих траншей;

· на действующих участках с неполной стабилизацией земляного полотна.

2.3.17.Трасса кабельной линии не должна приближаться к отсасывающим фидерам на расстояние ближе 10м, проходить под стрелочными переводами и глухими пересечениями и приближаться к ним при пересе­чении пути на расстояние менее 3 м.

2.3.18.На электрифицированных участках при прокладке кабелей в земляном полотне кабелеукладчиком на железнодорожном ходу или при использовании механизмов для разработки траншей с пути работы должны производиться либо при снятом напряжении в контактной сети и высоковольтной линии, подвешенной на ее опорах или на отдель­ных опорах, установленных в габарите опор контактной сети, либо без снятия напряжения при проведении мероприятий, препятствующих приближению к проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м (например, устройство ограждения).

2.3.19.При выборе трассы на электрифицированных участках следует предусматривать обход кабелями автоматики и связи концевых опор с отсасывающими фидерами и мест их подключения к тяговой рельсовой сети. При невозможности обхода кабели должны быть защи­щены в обе стороны от пересечения на 3 м асбестоцементными или пластмассовыми трубами. Защита кабелей трубами должна быть пре­дусмотрена также на пересечении с рабочими заземлителями на рельс комплектных трансформаторных подстанций (КТП), автотрансформа­торных пунктов (ДТП) и других объектов тягового электроснабжения.

2.3.20.Расстояние между кабелями и фундаментами опор контакт­ной сети, а также другими сооружениями, заземленными на рельс (све­тофоры, релейные шкафы СЦБ и т. п.) на электрифицированных уча­стках, должно быть не менее 0,5 м. При меньшем расстоянии кабель на длине 3 м в обе стороны от оси фундамента или конструкции должен укладываться в изолирующей канализации.

2.3.21.Соединительные и разветвительные муфты на кабелях долж­ны располагаться на расстоянии не менее 10 м от опор контактной сети, мест присоединения к тяговой рельсовой сети отсасывающих фидеров и рабочих заземлителей устройств тягового электроснабжения (КТП, ДТП и т, п.).

2.3.22.Соединительные и разветвительные муфты, как правило, следует располагать в обочине земляного полотна на расстоянии не менее 3 м от оси пути с учетом выкладки запаса кабеля для монтажа муфт.

Если ширина обочины недостаточна для размещения муфт и запаса кабеля, то следует предусматривать устройство площадок. При насыпях высотой до 2 м установку муфт допускается предусматривать у подошвы насыпи или в берме.

2.3.23.Привязка трассы кабелей, прокладываемых в земляном по­лотне, должна производиться к постоянным указателям протяженности
железнодорожных линий и к постоянным сооружениям с установкой
указательных знаков во всех случаях изменения расстояния от трассы
до оси ближайшего пути, но не менее чем через каждые 500 м на прямых
участках и 150 м в кривых, а на электрифицированных участках - дополнительно к каждой опоре контактной сети с указанием ее номера.

Установку железобетонных указателей - следует предусматривать в местах выхода кабелей из земляного полотна в полосу отвода, на пере­сечении кабелями железнодорожных путей и подземных коммуника­ций, а также в местах расположения кабельных муфт. Вместо железобе­тонных указателей привязку трассы допускается производить маркиро­вочными знаками, наносимыми на рельс железнодорожного пути в со­ответствии с рекомендациями треста "Транссвязьстрой".

Монтаж кабельной линии на улице разделяют на воздушные линии и . Если с воздушными линиями всё понятно – кабели прокладывают на опорах или в кабельных галереях на лотках, то с подземной линией всё обстоит немного сложнее. Особенно, если приходится это делать под дорогой. Разница в том, что так на проводник действует не только вес грунта, но и еще проезжающий поток транспорта. Давайте рассмотрим общие правила подземного монтажа, а потом разберемся, как осуществляется прокладка кабеля по дорогой.

Какой кабель можно использовать

Нельзя применять обычные варианты кабельной продукции, применяемой в электропроводке, типа АВВГ, ВВГ, ПУНП, ПУГНП и прочие. Они разрушаться в земле, если их не проложить в трубах. Изоляция этих проводников не предназначена для защиты жил от разрушающего механического и химического воздействия. Для прокладки кабеля под дорогой нужно использовать защищенную продукцию, типа:

  • , ААБ2л;
  • ААШв, ААШп;
  • ААПл, ААП2л;
  • АСПл;
  • , АВБбШп, АПвБбШв.

Для регионов, где бывают сильные морозы (крайний север) используют ПвКШп.

Основные требования описаны в , п.2.3.83-2.3.101

Варианты защиты кабеля под дорогой

Прокладывая кабель под дорожным покрытием, избегайте расположение линии возле деревьев – от них нужно отступить на радиус 2 м, а вокруг кустарников можно уменьшать до 0,75 м (п. 2.3.87). Если не получается отступить такое расстояние, проложите его ближе, но расположите внутри металлической трубы. Стоит также избегать мест с повышенной нагрузкой на грунт, это различные стоянки, дороги, подъезды. Их нужно обходить по периметру. Как именно прокладывают под дорогой, мы поговорим позже.

Если мест с повышенной нагрузкой избежать не получается, то нужно использовать трубы, например гладкую трубу ПНД, гофрированную трубу или асбестоцементную трубу, их называют футлярами. Если вредных факторов нет, можно укладывать линию без труб.

Кабель прокладывают в траншее, её копают глубиной 70-80 см. Если кабель прокладывают один, то её ширина – 20-30 см. Если линий несколько – между ними должно быть расстояние в 10 см. Дно траншеи подсыпают подушкой из песка высотой 10 см. При её засыпке из грунта нужно удалить все камни, мусор, кирпичи, другие острые и опасные предметы. Их наличие в грунте может проколоть изоляцию.

Не нужно натягивать кабель, его нужно проложить свободно, волнами, как изображено на картинке:

Нужно предусмотреть возможные в будущем земельные работы. Чтобы при копке не повредить линию, стоит уложить сигнальную ленту, например такую:

Избегайте соединений проводника под землей, это нужно делать в специальных муфтах. Если у вас нет навыков по монтажу таких муфт, не стоит делать этого самостоятельно, по возможности постарайтесь сделать монтаж без соединений – цельным кабелем.

В любом случае лучше использовать защитную трубу любого типа, в качестве дополнительной защиты, это повысит надежность линии. К тому же, таким способом можно прокладывать и подобные марки, для не слишком ответственных электроустановок. Как вариант можно использовать гофру, в ней есть зонд (металлическая проволока), для протяжки проводов. Если его нет, то протолкнуть мягкий провод большой длины не получится.

Методы прокладки линии под дорожным покрытием

При подключении участка, допустим дачи, к электричеству иногда случается так, что опоры с электрическими линиями находятся на противоположной стороне дороги. Как протянуть электричество в дом в таком случае? Начнем с того, что самовольно прокладывать линию под дорогой вы не имеете права, это нужно согласовывать с администрацией города или поселка или другим ответственным органом.

Первый вариант прокладки кабельной линии под дорогой простой и не требует разрушения асфальта. Его называют , метод прокола или метод ГНБ. Расшифровывается как «горизонтальное направленное бурение». Технология заключается в том, что почву под дорогой бурят специальными установками, таким образом, избегают вскрытия поверхности асфальта. Его применяют для прокладки коммуникаций под железной дорогой, под водоемами, под зданиями.

Второй вариант проще, но ведет к определенным разрушениям. Нужно выкопать траншею, сняв верхний слой асфальта.

Согласно нормативам ПУЭ глубина траншеи должна быть не менее 1 м, а кабель должен обязательно находиться в защитной трубе.

Материалы