Узнать финансовое состояние компании. Оценка финансового состояния контрагентов. Метод чистых активов

Определение

Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, суммы ее обязательств. Чистые активы – это сумма, которая останется учредителям (акционерам) организации после продажи всех ее активов и погашения всех долгов.

Показатель чистых активов - один из немногих финансовых показателей, расчет которых однозначно определен законодательством РФ. Порядок расчета чистых активов утвержден Приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов". Этот порядок применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства.

Расчет (формула)

Расчет сводится к определению разницы между активами и пассивами (обязательствами), которые определяются следующим образом.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются все активы организации, за исключением дебиторской задолженности учредителей (участников, акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал (уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций.

В состав обязательств, принимаемых к расчету, включаются все обязательства, кроме доходов будущих периодов . Но не всех доходов будущих периодов, а тех, которые признаны организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества . Эти доходы фактически являются собственным капиталом организации, поэтому для целей расчета стоимости чистых активов исключаются из раздела краткосрочных обязательств баланса (строка 1530).

Т.е. формула расчета чистых активов по Бухгалтерскому балансу предприятия следующая:

Чистые активы = (стр.1600 - ЗУ) - (стр.1400 + стр.1500 - ДБП)

где ЗУ – задолженность учредителей по взносам в уставный капитал (в Балансе отдельно не выделяется и отражается в составе краткосрочной дебиторской задолженности);

ДБП – доходы будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

Альтернативным способом расчет стоимости чистых активов, дающих точно такой же результат как и формула выше будет:

Чистые активы = стр.1300 - ЗУ + ДБП

Нормальное значение

Показатель чистых активов, известный в западной практике как net assets или net worth – ключевой показатель деятельности любой коммерческой организации. Чистые активы организации должны быть как минимум положительные. Отрицательные чистые активы – признак несостоятельности организации, говорящий о том, что фирма полностью зависит от кредиторов и не имеет собственных средств.

Чистые активы должны быть не просто положительные, но и превышать уставный капитал организации. Это значит, что в ходе своей деятельности организация не только не растратила первоначально внесенные собственником средства, но и обеспечила их прирост. Чистые активы меньше уставного капитала допустимы только в первый год работы вновь созданных предприятий. В последующие годы, если чистые активы станут меньше уставного капитала, гражданский кодекс и законодательство об акционерных обществах требует снизить уставный капитал до величины чистых активов. Если у организации уставный капитал и так на минимальном уровне, ставится вопрос о дальнейшем ее существовании.

Метод чистых активов

В оценочной деятельности в качестве одного из методов оценки стоимости бизнеса применяется метод чистых активов. При этом методе оценщик использует данные о чистых активах организации согласно бухгалтерской отчетности, предварительно скорректированной исходя из собственных оценочных значений рыночной стоимости имущества и обязательств.

Используйте баланс для проверки финансового положения компании на конкретный момент времени, посмотрев на то, как в нем сбалансированы активы, обязательства и собственный капитал. Основное уравнение баланса следующее: Активы = Обязательства + Капитал

  1. Активы. Помните, что активы придают ценность бизнесу. Качество управления активами можно определить, оценив то, как они распределены между денежными средствами, дебиторской задолженностью, краткосрочными и долгосрочными инвестициями, запасами, основными средствами, сооружениями, земельными участками, зданиями. При этом вы сможете понять, способен ли бизнес поддерживать и наращивать свои операции, или он закроется.
  2. Обязательства. Обязательства представляют собой все заемные средства компании. Привлечение займов является одним из способов получения финансовых средств для поддержания операций. Раздел обязательств также сообщит вам о размере задолженности перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате и по прочим видам кредиторской задолженности. Часто бывает так (конечно, применительно к определенным ситуациям), что высокая доля заемных денежных средств может служить признаком наличия проблем у компании и ее неспособности поддерживать собственные операции.
  3. Капитал. Капитал представляет собой собственные средства компании. Он является основным источником финансовых средств для поддержания операций бизнеса. При ознакомлении с разделом капитала посмотрите на количество выпущенных обыкновенных и привилегированных акций. По разделы капитала вы сможете оценить реальную стоимость бизнеса с точки зрения его владельцев. Внушительный размер собственного капитала может служить индикатором способности бизнеса к продолжению своей деятельности и роста. Противоположная ситуация говорит о наличии проблем и вероятности сворачивания бизнеса.

Используйте отчет о движении денежных средств, чтобы понять потоки денежных средств за отчетный период. Существует два метода составления отчета о движении денежных средств: прямой и косвенный.

  1. Прямой метод в обобщенном виде представляет поступление и использование денежных средств в отчетном периоде.
  2. Косвенный метод включает в себя корректировку чистой прибыли на повлиявшие на нее операции, которые при этом не повлияли на сумму денежных средств.
  • Проверьте отчет об акционерном капитале для получения более детальной информации о произошедших за отчетный период изменениях в разделе собственного капитала баланса. Вы сможете ознакомиться с тем, сколько акций допущено к выпуску, сколько из них реально выпущено. В данном отчете можно увидеть произошедшие изменения по статьям обыкновенных акций, привилегированных акций, добавочного капитала и нераспределенной прибыли.

    В этой статье:Чем грозят нарушения при формировании уставного капиталаЧто проверять в уставе компании-цели в первую очередьКакие ошибки прежнего руководства могут привести к потере активов

    Приобретая компанию, инвесторы, как правило, тщательно ее проверяют. Для этого они проводят юридический аудит (так называемый legal due diligence). Его основная цель – получить максимально подробное и достоверное представление об активах и обязательствах предмета покупки (компании-цели). Для проведения такой проверки компания-инвестор (приобретатель), как правило, привлекает консультантов из юридических и аудиторских фирм, что всегда оборачивается немалыми расходами. Безусловно, эти затраты чаще всего оправдывают себя, особенно при приобретении бизнеса, состоящего из нескольких компаний, которые владеют различными материальными и нематериальными активами. Однако при покупке компании среднего уровня (с точки зрения активов и обязательств) эти затраты можно минимизировать. Юристы инвестора могут самостоятельно проверить информацию о компании-цели, а эта статья подскажет, на что обратить особое внимание.

    Проверка правильности формирования уставного капитала

    Если в компании, которую приобретает инвестор, уставный капитал либо дополнительные акции оплачены имуществом, то это влечет для инвестора определенные риски.

    Если формирование капитала за счет имущества было проведено с нарушениями, это может привести к тому, что регистрация выпуска акций компании может быть оспорена заинтересованными лицами (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.08.06 по делу № КГ-А40/7872-06). Такие акции приобретать рискованно. Если суд удовлетворит иск, то уставный капитал будет признан неоплаченным. Аналогичные риски могут возникнуть при оплате имуществом долей в обществе с ограниченной ответственностью. Если суд признает, что акции (доли) не оплачены, то все последующие сделки с этими объектами будут ничтожны.

    Имущество или имущественные права, вносимые в уставный капитал, должны иметь денежную оценку (ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – закон № 14-ФЗ, п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – закон № 208-ФЗ). Она производится по единогласному решению всех учредителей (п. 3 ст. 11 закона № 14-ФЗ, п. 3 ст. 9 закона № 208-ФЗ). При этом, если номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью, оплачиваемая неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. рублей, в обязательном порядке должен привлекаться независимый оценщик (п. 2 ст. 15 закона № 14-ФЗ). В акционерном обществе независимый оценщик должен привлекаться при оплате акций неденежными средствами в любом случае, независимо от суммы (п. 3 ст. 34 закона № 208-ФЗ). Кроме того, лучше проверить, совпадают ли между собой данные об оплате долей (акций), которые есть у участников, а также данные отчета оценщика, решения об учреждении общества, договора о создании (об учреждении) общества, бухгалтерского баланса.

    Проверка предшествующих приобретению сделок с активами

    Чтобы заранее избежать ситуации, когда активы компании будут утрачены уже после ее приобретения, нужно проверить законность предшествующих покупке сделок. Вполне возможно, что нарушение процедуры заключения таких сделок повлечет утрату активов компании совершенно неожиданно для ее нового приобретателя. К этому может привести несколько причин.

    Заключение сделки неуполномоченным лицом. Это могут быть ошибки либо неточности в доверенностях (например, не прописано то или иное полномочие поверенного) или отсутствие продления полномочий руководителя общества после истечения срока, установленного уставом общества. Такие сделки могут быть признаны недействительными на основании статьи 168 Гражданского кодекса как сделки, заключенные неуполномоченным лицом либо лицом, превысившим свои полномочия (ст. 53, 174 ГК РФ) (постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 24.01.08 по делу № А29-8535/2003-2Э, Западно-Сибирского округа от 26.10.10 по делу № А70-361/2010).

    Отсутствие законно избранного совета директоров. Ситуация, когда, например, в акционерном обществе не избран предусмотренный уставом совет директоров и при этом в уставе нет указания о том, что функции совета директоров осуществляет общее собрание, является достаточно распространенной. В результате решения, которые по общему правилу должны приниматься советом директоров, принимаются общим собранием, в чью компетенцию это не входит. К ним относятся, например, решения, связанные с определением рыночной стоимости приобретаемого имущества, одобрением крупных сделок (п. 2 ст. 79 закона № 208-ФЗ) и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (п. 2 ст. 83 закона № 208-ФЗ). Такие решения не являются правомочными (решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.12.05 по делу № А79-908/04-СК2-843). Кроме того, нарушения при формировании органа управления, назначающего исполнительный орган управления общества, могут поставить под сомнение законность действий руководителя компании, назначенного таким органом управления.

    Совершение сделок без одобрения. В уставе компании-цели нужно уточнить перечень сделок, которые требуют одобрения правомочными органами. В соответствии с действующим законодательством к подобного рода сделкам могут относиться не только крупные и с заинтересованностью, но и те, на которые уставом распространены процедуры одобрения (ст. 79, 81 закона № 208-ФЗ, ст. 45, 46 закона № 14-ФЗ). Факт одобрения отражается в протоколах общего собрания или решениях совета директоров. Сделки, совершенные без соответствующего одобрения, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ). Итогом может стать утрата активов компании (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.12.09 № Ф03-7171/2009).

    Банкротство. При анализе сделок необходимо по возможности оценивать финансовое состояние контрагента компании на предмет возможных рисков его банкротства в ближайшей перспективе. Кроме того, потребуется проверить, не была ли в отношении самой компании уже возбуждена процедура банкротства. Если компания близка к банкротству либо в арбитражный суд уже было подано заявление о признании ее банкротом, то некоторые из сделок такой компании могут быть признаны недействительными. К ним относятся, например, подозрительные сделки (совершенные после принятия заявления либо за год до этого – ст. 61.2 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее – закон № 127-ФЗ), сделки, в которых оказывается предпочтение какому-либо из кредиторов (совершенные после принятия заявления либо за месяц до этого – ст. 61.3 закона № 127-ФЗ), сделки, совершенные в ходе финансового оздоровления (ст. 82 закона № 127-ФЗ), и т. д.

    Нарушение законодательства о приватизации. Несмотря на свою кажущуюся давность, нарушения законодательства, имевшие место при приобретении активов в процессе приватизации, все еще могут содержать в себе определенные риски. Так, например, имеют место случаи оспаривания итогов инвестиционных конкурсов, признания недействительными планов приватизации в части включения в них объектов, приватизация которых запрещена (например, объектов оборонного, культурного, коммунально-бытового назначения, земель общего пользования) (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.11.08 № КГ-А40/10652-08, от 10.02.09 № КГ-А41/73-09). Чтобы избежать таких ситуаций, нужно уточнить, участвовала ли компания в процессе приватизации. Если да, то рекомендуется попросить для проверки решение о приватизации, план приватизации, документы по выпуску ценных бумаг при приватизации. Все здесь предвидеть невозможно, но уже само наличие этих документов, проверка полномочий лиц, подписавших решение, согласовывавших заявку на приватизацию, должны снять ряд вопросов. Если приобретаемая компания владеет объектом, приватизация которого была запрещена, то в любой момент существует риск оспаривания права собственности по иску Росимущества.

    Совершение сделки без согласия антимонопольного органа. Отсутствие согласия или уведомления антимонопольного органа о совершении компанией сделок, перечисленных в статьях 28 и 29 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», может повлечь признание их недействительными (п. 16, 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»). Срок исковой давности по требованию о признании указанной сделки недействительной составляет один год и начинает течь со дня, когда антимонопольный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки с нарушением законодательства (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Чтобы убедиться в том, что согласие было получено, нужно проверить, есть ли у компании заключение антимонопольного органа о согласовании сделки. Также можно зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (www.fas.gov.ru). Вопрос в темуЗа какой период нужно проверять сделки с активами компании? В идеале лучше проверять все сделки, совершенные когда-либо с имуществом компании. Но если такой возможности нет, то рекомендуется проверять сделки за последние три года, исходя из срока исковой давности по применению последствий недействительности ничтожной сделки и общего срока исковой давности три года (ст. 181, 196 ГК РФ).

    В Информационной системе юриста компании по запросу «проверка контрагента» вы также сможете найти статью о том, как убедиться в благонадежности партнера, с которым впервые заключается сделка: «Предварительная проверка контрагента. Какие документы помогут убедиться в легитимности сделки».

    Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

    Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

    Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
    самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

    Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

    Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

    Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

    7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

    Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

    8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

    Совет

    Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

    9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

    При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

    И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

    Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

    • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
    • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
    • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

    10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

    Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

    Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

    Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

    Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

    Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

    Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

    Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

    Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

    Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

    В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

    Платежеспособность предприятия подразумевает под собой возможность компании своевременно "погашать" суммы по имеющимся долгам и обязательствам в текущий промежуток времени. Анализ платежеспособности позволяет рассмотреть активы фирмы в виде обеспечения ее долгов.

    Рассчитайте величину второго показателя (коэффициента быстрой платежеспособности). Он определяется в виде отношения величины дебиторской задолженности, финансовых краткосрочных вложений и суммы денежных средств к значению краткосрочных обязательств фирмы. То есть при расчете этого коэффициента, необходимо из суммы активов предприятия вычесть его запасы. Ведь запасы имеют не только наименьшую ликвидность, но и в случае их необходимой, быстрой продажи, цена от реализации может быть намного ниже стоимости их приобретения или изготовления. Нормативное значение для подобного коэффициента – 1.

    Определите величину коэффициента абсолютной платежеспособности. Его можно рассчитать в виде отношения денежных средств к сумме краткосрочных обязательств организации. Этот показатель показывает, какая доля долгов может быть возвращена на данный момент за счет имеющихся у фирмы денежных средств. В свою очередь, нормативное значение такого коэффициента - 0,25.

    Вычислите коэффициент восстановления платежеспособности, если произведенные ранее расчеты показали наличие у компании финансовых проблем. Для этого нужно рассчитать отношение коэффициента ликвидности предприятия к его нормативному значению по формуле: Кв = (Ктл к - Ктл н + 6/Т(Ктл к))/2. В качестве пункта «Ктл к» укажите коэффициент текущей ликвидности предприятия на конец отчетного периода; вместо Ктл н подставьте вычисленное значение коэффициента текущей ликвидности на начало периода. «Т» означает отчетный период (сумма входящих в него месяцев), а коэффициентом «6» обозначается нормативный период восстановления платежеспособности. В случае превышения коэффициента восстановления платежеспособности значения «1» предприятие имеет реальные шансы на восстановление своей платежеспособности в течение последующих шести месяцев.