Резонаторы голоса. Голосовые резонаторы Что такое резонаторы в вокале

Постановка голоса, упражнения для дыхания, тембр голоса

При формировании звука воздух попадает в резонаторы и, отражаясь в них, собственно, звук и создается. Здесь-то крайне важно правильное дыхание.

Резонатор - это полость, в которой происходит создание звука. Например, у гитары есть деревянный барабан. Когда играетструна, звук попадает туда, отражается, усиливается, и мы уже слышим звук таким, каким мы его привыкли слышать. В зависимости от полости изменяется и высота звука - чем шире полость, тем ниже звук: большая труба - низкий звук, узкая труба - высокий звук.

Вот так и в человеческом теле - полости разные, в зависимости от того, куда ваш звук попадет - он будет либо выше, либо ниже. В человеческом теле, на самом деле, резонирует все - мышцы, хрящи, руки, ноги, все кости. Они и изменяют звук, и помогают выдавать его таким, каким нам нужно.

Следовательно, для того, чтобы обогатить тембр голоса, увеличить его гибкость, а также контролировать качество звучания голоса, необходимо воспитывать отчетливые вибрационные ощущения в резонаторных зонах.

Поговорим об основных резонаторах в человеческом теле.

ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР

Для того чтобы воздух попал в грудную клетку вам не нужно напрягаться. Грудной голос - естественен и спокоен. На невербальном уровне - он устанавливает доверительную атмосферу. Если вы находитесь рядом с человеком, которому доверяете, с которым вам спокойно и уютно - вы будете автоматически говорить в грудном резонаторе. Или наоборот: когда вы в разговоре переходите на грудной резонатор, другой человек также начинает вам доверять.

Так же грудной голос - это еще и сексуальный голос. Этот резонатор ткжеиспользуют психологи и гипнотизеры - низкий такой голос, уходящий в живот. Причем, если, он еще будет достаточно монотонный, этим голосом вы можете вводить в транс, усыплять вашу аудиторию - так чтобы она не возражала, не было никаких вопросов, претензий и сопротивлений.

Когда вы будете чуть выше переносить в грудную клетку ваше звучание, тогда ваш голос будет чуть более энергичным. Это позволит при переговорах быстро снизить уровень напряженности, чтобы все расслабились. При этом, когда вы сами говорите в грудном резонаторе вы расслабляетесь и расслабляется человек, который вас слушает.

В этом резонаторе у вас будет вибрировать грудная клетка. И простейшее упражнение здесь: положить руку на грудь и говорить (а еще лучше петь) -таким образом, чтобы отчетливо чувствовались эти вибрации в груди.

Упражнение.

Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушел «зевок», или дыхание стало поверхностным, прерывистым.

РОТОВОЙ РЕЗОНАОР

Этот резонатор позволяет контролировать аудиторию во время публичных выступлений. Если грудной резонатор означает спокойствие, расслабленность, мягкость и доверие, то ротовой резонатор - это энергия, призыв к действию. Этот резонатор используют хорошие лекторы, политики, ведущие на тв и радио. Профессиональные ораторы также обращаются со сцены в ротовом резонаторе.

Когда вы говорите в ротовом резонаторе, люди невольно прислушиваться. Информация, выдаваемая в этом резонаторе, побуждает к действию. Это резонатор приказа. Вы говорите и словно даете четкие инструкции, которые не обсуждаются. Ротовой резонатор позволяет передать энергию. И плюс ко всему самому зарядиться энергией.

Упражнение.

Вы стоите прямо, и выдыхаете резкий, отрывистый звук «ХА», представляя, что у вас внизу на диафрагме - маленький человечек, который вместе со звуком подпрыгивает и ударяется в ваше небо. И на каждом выдохе следите за тем, как работает диафрагма, положив руку на живот. Убедитесь, что мышцы живота сокращаются, а диафрагма соответственно поднимается.

ЗУБНОЙ РЕЗОНАТОР

Его используют дети, когда хотят что-то попросить. Звучание вибраций в зубном резонаторе выражает просьбу, потребность в помощи - просите и вас услышат, на Вас откликнуться.

Нам это резонатор нужен, чтобы добавить своей речи полетности и звонкости. Когда вы будете говорить в зубном резонаторе, время от времени касаясь его в своих выступлениях - ваша речь будет слушаться интереснее, разнообразнее.

Упражнение.

Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены. Наклоните голову, подбородком коснитесь груди. Возьмите глубокое дыхание и потяните звук «ИИИИИ». Медленно поднимайте голову и переводите ее назад, в запрокинутое состояние. Можете касаться одной рукой груди, а другой рукой — макушки головы. Ваша задача — почувствовать переход от одного резонатора к другому.

ОСТАЛЬНЫЕ РЕЗОНАТОРЫ

И последние - это носовой, гайморовыйи черепной резонаторы. Это резонаторы очень энергичные, резонаторы восторга, гнева, то есть высоких эмоций. Использование этих резонаторов обогатит вашу речь интонациями еще больше. Вас будет интересно слушать, даже если вы рассказываете скучные вещи. Но отдельно в речи они практически не используются. Они нужны как часть всего звукового объема. Также работа с носовым резонатором помогает избавиться от гнусавости речи.

Упражнение.

Запрокиньте голову назад и откройте рот. Одну руку положите на грудь, другую - на переносицу. Глубоко вдохните и, поднимая голову, потяните звук «ХАААМММ». Слог «ХАА»при этом произносите, когда голова еще запрокинута, а «МММ» — когда голова вернется в естественное положение. Почувствуйте переход вибрации от груди к переносице. Но обратите внимание, что звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди. Она должна распределиться между грудным и головными резонатором.

Работа с резонаторами - достаточно трудоемкий процесс. В формате статьи сложно дать достаточно информации на эту тему. Лучше просмотреть специальные видео для наглядности или заниматься с тренером.

В следующий раз мы затронем тему артикуляции и дикции.

Марта МАКСИМЕНКО

Одним из самых часто встречающихся «мифов» о вокале является неверное понимание, которое можно отразить во фразах «направляй звук в резонаторы» , «направляй звук в твердое нёбо» , «найди точку резонирования» , ну или что-либо в этом роде.

«Растут ноги» у такого восприятия процесса резонанса, его осознания на мыслительном уровне, в частности, и от ошибочного суждения, что резонанс – суть отражение звука. Но, правда, об этом можно прочитать в статье . Повторяться не буду.

Резонанс, действительно, один из краеугольных камней вокала, и им, действительно, можно управлять, это так, но давайте разберемся, как именно это возможно сделать.

Трактовка этого явления дана в статье несколько приблизительно, поэтому прошу не беспокоиться тех, кто хорошо знает физику. Так сделано лишь для облегчения понимания массовым читателям.

*****

В сущности, смысл явления резонанса можно описать «автомобильным» сравнением, вполне понятным и жизненным. Все, наверное, не раз видели, как люди выталкивают застрявшую в снегу, грязи или просто выбоине машину. Два, три, четыре человека в такт работе двигателя, по команде начинают раскачивать автомобиль. Раз качание, второе уже посильнее, машина стала раскачиваться по большей амплитуде, третье, четвертое… И – ура! Выскочили колеса на твердую почву, сама может двигаться! Вот такое «раскачивание», когда в последнем «качке» амплитуда движения корпуса автомобиля становится наибольшей (что помогает выбраться из «засады») и есть лучшая иллюстрация того, что такое резонанс.

В данном примере с каждым качанием амплитуда становилась все больше, а благодаря чему? Благодаря согласованным действиям людей и водителя, нажимающего педаль газа в строгом соответствии с ритмом движений людей, ему помогающих.

Как это иллюстрирует резонанс, который в вокале происходит?

*****

«Автомобилем» в данном случае становится определенная частота звуковой волны. Звук, как известно, это набор из разных частот. Та или иная частота не может, конечно, подобно машине застрять в какой-нибудь области, но при определенных условиях она начинает «раскачиваться», как выталкиваемое из ямы авто, резко усиливаясь по своей громкости. Процесс этот мгновенен, его прохождение можно только представить в своей голове, замедлив, как в фильме. Увидеть без приборов невозможно.

Итак, когда звук попал в соответствующую полость (глоточную, например, или ротовую), то звуковые волны (помним - набор из частот) обязательно будут сталкиваться со всеми стенками этой полости и отражаться от них – вот почему путают с отражением! Оно действительно есть, и без него не было бы акустического резонанса, да вот только отражение происходит СРАЗУ ОТ ВСЕХ стенок полости, определить область, от которой звук отражается больше или меньше - невозможно, потому что так не бывает.

А все зависит от размеров этой полости. У одних частот при отражении точно сложатся пики с пиками и впадины со впадинами (ведь волны же!), а вот у других нет. А то может и вообще пик попасть на впадину, и наоборот, и определенная частота вообще затухнет. Волны определенной частоты имеют и определенную длину, поэтому и зависит все от размера полости. Кратные ей по размерам частоты образуют стоячие волны. (См. рисунок)

Если же частота этих волн совпадет с собственной частотой этой полости - то она резко, в тысячи раз может усилиться.

Как будто одну машину раскачивают опытные люди, двигаясь в такт, а другие машины - совершенно неопытные, просто мешая друг другу, гася усилия соседа, а не увеличивая их.

*****

Таким образом, в голосе определенной полостью (глоткой, ртом, носом) усилится только определенная частота (если быть точнее, группа близко расположенных друг к другу в спектре частот). И такие группы называют ФОРМАНТАМИ .

Голос же – набор формант. Их не так уж много, из соответствующей статьи на сайте вы можете узнать об этом подробнее.

Однако важно здесь то, что влиять на спектр голоса, то есть его тембр, возможно только управляя самими резонаторами, полостями, его создающими. И уж никак не способом «направления звука»! Его невозможно куда-нибудь «направить», об этом говорится в статье «Пять ошибок вокальной педагогики» . И скорость звука слишком велика, и воздух «вытекает» из организма во время фонации, заполняя собой полости, находящиеся выше складок, все и сразу , и частотные волны отражаются СРАЗУ ОТ ВСЕХ стенок каждой полости!

Как вы направите куда-то часть воды, находящуюся в русле реки? Ладошкой придадите направление? Да река даже не заметит этого! Единственный способ - изменить русло реки... Удивительно, но именно такой способ и используется для контроля резонанса и управления им!

*****

Управление процессом резонанса в вокале всецело зависит только от одного, вернее, двух возможностей.

1. Можно изменить саму ФОРМУ резонатора-полости

2. Можно соединить несколько резонаторов вместе, создав дополнительные условия для усиления некоторых частот

Начнем со второго.

У любого человека НАД голосовыми складками существуют три основные полости, через которые проходит звук – глоточная, ротовая, носовая. Первые две мы никак не можем исключить из процесса, разве что сомкнув губы… А вот носовая полость может «подключаться» по нашему желанию, за счет открывания нёбной перегородки. По крайней мере, мы можем этим процессом научиться управлять.

Насколько будет приоткрыта «дверь» в носовую полость, настолько и усилится в ней ОПРЕДЕЛЕННАЯ форманта! Не весь звук! Но если перекрыть рот с глоткой, сомкнув губы, и ВЕСЬ звук пустить через нос, то получим гнусавость в абсолютном виде! А чем мы ее отличаем? Да формантой! Потому что усилятся в носовой полости не все частоты, а только определенные, вот это и даст нам на слух гнусавый голос. Просто потому, что в нем не будет ДРУГИХ формант, кроме носовой.

Однако управление нёбной перегородкой нужнО, поскольку носовая полость приглушает высокие частоты, а голосу не всегда нужен «звонок» в спектре, вокалист не может пренебрегать возможностью, данной природой. Все дело в СТЕПЕНИ включения в процесс носа. Много - гнусавость, оптимально – назальный тванг , что очень даже положительно отражается на тембре, особенно в высоких нотах, хотя всему есть свои рамки… И назальный тванг может быть чрезмерным. Кроме того, для его получения одного носа мало, но об этом рассказывает , здесь останавливаться на деталях не буду.

Еще одна полость, которая не дана нам от природы, может быть создана вокалистом искусственно. Она располагается в пределах самой гортани (ведь это хоть короткая, но трубка). Если научиться сжимать некую мышцу-сфинктер, то верхушка гортани приобретет некое «пережатие», и получится полость под этим пережатием, очень маленькая. Именно она и является «родиной» высокой певческой форманты или орального тванга, если рассматривать термины современного вокала, а не классики. В данном случае оральный – не от слова орать, а от слова oral, то есть – рот.

Так что слова «подключи резонаторы», по сути, справедливы, вот только мало кто может объяснить вокалисту, не обремененному анатомическими и акустическими знаниями, что же это обозначает в реальности!

*****

Ну а теперь – о первой возможности. Об изменении самой формы резонаторов.

Этот аспект управления тембром будет поважнее, поскольку можно неплохо петь, даже не задействуя «подключаемые» резонаторы, весь вопрос в том, что петь. Песни среднего уровня, так скажем. Не требующие от вокалиста владения мАстерскими методами. Таких, конечно, подавляющее большинство.

Глотка и рот – единственные и основные полости, которыми мы распоряжаемся с детства. Именно они и создают гласные звуки, состоящие из двух формант, глоточной и ротовой, причем у каждой гласной эти форманты разные, хоть звучат и одновременно. Но точнее об этом – не странице «Что такое форманты?»

Исследователи, и наши, и западные, уже давно говорят о глотке и рте как о едином резонаторе, называя его «ротоглоточным». Слишком там все взаимосвязано, слишком подвижные стенки, а присутствие языка может ТАК менять форму полости, что мы, имея всего лишь одну полость, правда большую, производим ею гигантское количество разнообразных звуков.

Что дает понижение гортани? Растяжку глотки. А известное из классики «выстраивание» купола? Изменение формы рта. Внутри. Конечно, все относительно. Но именно подобное «конфигурирование» своего главного резонатора приводит к звучанию академическому. Причем грешат такими приемами именно в России. Сам характер звука таким становится, даже если он не силен, как у звезд оперы, и не слишком высок или низок.

Вот это и есть управление резонансом! Улыбочка – звук ближе, кадык вниз – звук глубже… Ближе, глубже – это все сентенции восприятия, ведь на самом деле, просто меняются частоты в спектре голоса. Никто никуда звук не «направляет», вокалист меняет форму основного резонатора, только и всего! Так, например, пресловутый вокальный зевок опускает гортань, но одновременно ведет к приподниманию твердого нёба, а не мягкого. В целом звук становится глухим, в нем нет достаточной звонкости, поскольку при таких условиях практически невозможно получить певческую форманту.

Можно, конечно, возразить. Мол, так и говорят о направлении звука, ИМЕЯ ВВИДУ изменение формы. Но помилуйте! С течением времени одно уже давно заместило другое! Сегодня только и слышно – «направляй звук в резонаторы», как будто он может куда-то еще направляться, помимо них! И никто, заметьте (за редким исключением), при этих словах не старается объяснить, что под направлением звука он имеет ввиду то-то и то-то… Вот и приходится отвечать на бесконечные вопросы на сайте…

Да и зачем мудрить-то, если даже и так? Гораздо понятнее разговор об изменении формы, поскольку, как уже выяснено, «направление звука» - абсолютная ерунда.

*****

Нужно понимать, конечно, что хороший голос – это не только резонаторы. Они, как раз, довольно пассивные структуры, хотя, гладя на разнообразие возможностей разных вокалистов, так выразиться было бы слишком прямолинейно. Однако, резонаторы звук не создают, они его «обрамляют» и «оттеняют», если за основу брать просто голос речевой, привычный по жизни.

Я имею ввиду, что резонаторы не могут повлиять на сам первичный звук. Если голос с зажимами, резонаторы не устранят эффект зажима, если он сиплый или хриплый, резонаторы не помогут его исправить, они просто транслируют то, что им дадут.

Научиться ими управлять – еще не все, что требуется, но доля этого дела в вокале чрезвычайно велика!

«Уложи язык!» , «Открой рот!» , «Улыбнись!» - все эти сентенции как раз и направлены педагогом на единственный результат - изменение формы ротовой полости. А именно оно, в совокупности и с другими действиями, существенно меняет тембр голоса, придает звучанию необходимую в тот или иной момент окраску.

Просто задумайтесь! Не нужно искать «точку резонирования», достаточно найти для каждого звука свою форму основного резонатора, а если уметь подключать, то и дополнительных, хоть это и не просто, конечно. Зато с точки зрения понимания, что и чем нужно делать – значительно яснее!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Если разобрать слово "резонатор", то сразу понятно, что это является однокоренным со словом "резонанс". Для начала следует вообще понять, что же такое резонанс. Резонанс в широком смысле - это усиление звуковой волны. Другими словами - это способность отражать вибрации тела, подобно эхо.

Для примера давайте представим обычную гитару, в которой резонатором выступает её корпус. Если мы возьмем инструмент, закроем отверстие в корпусе рукой и начнем играть, то звук будет плоский и тихий. Если же мы уберем руку, тогда звук начнет резонировать в стенах корпуса гитары при этом обретет сочность, объем и громкость. Если говорить о вокале, то в организме человека так же есть резонаторы, выполняющие ту же функцию - усиливают звуковую волну и создают богатый окрас и объемность звука.

Таким образом резонаторы в вокале - это полости в организме человека, усиливающие голос вокалиста, придающие тембральный окрас и объем. Как известно при пении вокалисты используют несколько видов резонаторов - грудные и головные. Во время пения низких нот, в качестве разонатора выступают полости, расположенные в грудной клетке (бронхи, трахея).

Если вокалист поет высокие ноты, в этом случае в работу вступают головные резонаторы (лобные пазухи, гайморовые пазухи). Звуковая волна, вызванная голосовыми звязками и попадающая в резонаторы, получает объемное звучание, сильный, уверенный звук и яркость.

Как петь в резонаторы

Для того, чтобы петь в резонаторы, совсем необязательно целенаправленно пытаться посылать звук в какие-либо полости в попытке получения объемного, резонансного звука. Главной составляющей является - вокальная позиция. Для того, чтобы получить эффект правильного вокального звука, стоит уделить внимание именно позиции и механизму пения.

Вся суть - это заставить выдыхаемый звук прорваться через связочную щель таким образом, чтобы связки начали колебаться засчет воздуха, а не напряжения. Именно уделяя больше внимания позиции (работа диафрагмой и расслабенное состояние гортани) даст эффект правильного звука и поможет включится в работу резонаторам.

Поэтому стоит подвести небольшой итог. Для того, чтобы задействовать резонаторы в работу следует обратиться к вокальной позиции и уделить внимание механизму пения, а именно:

  • Дышим низом живата и опираем звук на диафрагму;
  • Гортань оставляем расслабленной и следим за тем, чтобы она не поднималась и не опускалась вниз;
  • Выдыхаем воздух таким образом, чтобы он заставил колебаться связки с высокой частотой;
  • Чем выше поем, тем глубже чувствуем опору на диафрагму и тем интенсивнее ощущение того, что звук уходит за верхнее нёбо (в резонаторы);

Ощущения при правильном пении с участием резонаторов

Поскольку каждый человек владеет речью и пение имеет с ней общее начало (дыхание, голосовые звязки), целесообразно вокал проецировать относительно повседневной речи. Именно глубоко понимая в чем же существенная разница разговорной речи и пения поможет избавиться новичку от множества заблуждений.

Когда мы говорим, воздух и звуковую волну мы чувтсвуем на губах. Речь наша направлена вперед. В случае с вокалом, при пении выше мы чувствуем как звук уходит за верхнее небо, направляясь в голову и обретая там вокальный окрас.

Именно в тот момент, когда звук направлен не в ротовую полость, а за верхнее нёбо, он попадает в головные резонаторы, которые в свою очередь создают правильный, вокальный звук. Во время распевок очень важно стремиться к этим ощущениям.

Систематические помогут выработать эти ощущения и с каждым занятием звук будет уверенней и уверенней. Процесс поставновки правильного вокального звука можно сравнить тренировкой мышц. Укрепление вокальных возоможностей занимает довольно много времени, однако навые остается навсегда.

Сегодня поговорим о таком важном понятии в пении, как резонаторы голоса . Можно даже сказать, что это основа, потому как благодаря резонаторам, можно в принципе понять, как вообще образуется голос, почему он звучит.

Резонаторы являются основой звукообразование. Как известно, звук зарождается в , а вот звучит он за счет резонаторов. В гортани же он не должен ощущаться.

Если говорить по-простому, то резонаторы голоса - это полости, пустоты, окруженные костными границами, которые как раз и резонируют, создавая вибрацию.

Резонаторы бывают грудные и головные:

Немного разберем каждый вид резонаторов.

Грудные резонаторы

Грудные резонаторы:

  1. Бронхи.
  2. Трахея.

Грудные резонаторы так и называются, потому что находятся в груди. Когда мы поем обычным грудным голосов, то работают грудные резонаторы. Это можно проверить так: положите руку на грудь во время пения грудным голосом (или просто разговора) - и Вы почувствуете вибрацию в области груди. Это работают грудные резонаторы.

Но это физические ощущения. А настоящий вокалист должен развивать еще и образное мышление во время пения. Так, при грудном пении нужно представлять, что звук рождается в груди и вырывается наружу.

Головные резонаторы

Головные резонаторы находятся в голове, поэтому их и называют головными:

  1. Полости носа.
  2. Полости рта.
  3. Полости глотки.

Как проверить работу верхних (головных) резонаторов? Очень просто: попробуйте спеть что-нибудь или сказать головным голосом (фальцетом), при этом положите руку на переносицу - она будет вибрировать.

Опять же, в этом случае вокалисту нужно понимать не только физические ощущения, но также нужно применить воображение. Вокалист должен представлять, что звук проходит через мягкое нёбо - и выходит где-то из задней части головы.

Упражнения для резонаторов

Существуют некоторые упражнения для каждой группы резонаторов (грудных и головных), которые помогут Вам лучше понять их работу, а также развить оные.

Упражнения для грудных резонаторов

  1. Стоим прямо (можно делать упражнение перед зеркалом). Набрав в легкие достаточное количество воздуха, на выдохе мы наклоняемся вперед, при этом на выдохе произносим гласный звук, любой, например "ааа", "еее", "ууу". Можно постоянно менять гласные.
  2. Следующее упражнение точно такое же, как и первое, только на выдохе произносим не гласные, а любое слово на распев. Желательно, чтобы слово было более-менее распевным: "хорошо", "молоко", "туруру".
  3. Наберите воздух, стоя прямо. Сделайте вокальный зевок (зевните, но не до конца - а оставьте поднятым мягкое небо и гортань округленной). Вместе с этим вокальным зевком - на выдохе произносите протяжные гласные звуки ("ууу", "яяя", "еее"). При выполнении упражнения положите руку на грудь, чтобы ощущать работу грудных резонаторов.

Упражнения для головных резонаторов

  1. Вдохните через нос - быстро и коротко. На выдохе произносите звук "ммм" с закрытым ртом. Это упражнение называется "мычание ". Необходимо добиваться в этом упражнении того, чтобы Вы чувствовали вибрацию в районе верхней губы и верхних зубов.
  2. Также вдохните носом. На выдохе произносите слова: "бомм", "домм", "бимм" и т. д. Последнюю согласную "мм" попробуйте произносить растяжно, в этом и смысл упражнения. Оно похоже на первое - "мычание". Также нужно добиться вибрации верхней губы и верхних зубов.
  3. Вдохните - на выдохе произносите сначала коротко, а потом протяжно, следующие слоги: "ми-мииии", "му-муууу", "мы-мыыыы" и подобные.

Заключение

Если Вы собираетесь всерьез заниматься вокалом, то Вы должны понимать принцип работы таких элементов вокала, как резонаторы голоса .

Тренируйтесь, выполняя упражнения. Кстати, данные упражнения выполняют не только новички, но и опытные вокалисты. Вообще, в вокале - как в любом инструменте - нужна настройка (настройка голоса). А настроить голос помогут только упражнения.

К большому сожалению, в этой теме, как и в теме «опора», есть много разногласий среди приверженцев многих школ, педагогов и певцов. Казалось бы: люди поют во всем мире, много тысяч лет и неужели нельзя было до сих пор прийти к единому мнению (раскрытие темы в статье «») хотя бы в теме « »?! Но, нет. И все, потому что все люди, живущие и жившие на земле всё понимают и понимали по-разному в силу многих естественных и неестественных обстоятельств.

Так вот, главная проблема в том, что многие вокалисты путают понятие « » и понятие «», которых в свою очередь достаточно много.

Самая распространенная ошибка заключается в неумении различать носовой призвук от головного резонатора. Более того, эти певцы, улавливая это ощущение вибрации в области центра лица, считая это истинным резонатором, начинают культивировать это ощущение, развивать его, считая, что попали как говорится «в струю» и движутся в верном направлении.

Так же распространенное ошибочное мнение о том, что ротовая полость является очень немало важным резонатором и изменение ее формы максимально влияет на звучание голоса. Ну, хотелось бы сказать, что ротовая полость в корне не может быть резонатором т. к. она преимущественно состоит из мягких тканей, от которых в процессе резонации ни какой пользы. А твердые ткани ротовой полости: зубы, твердое небо, безусловно резонируют и резонировать должны.

Ротовая полость влияет на количество выхода звука, но к резонации не имеет практически, ни какого отношения.

В организме во время вокала резонируют лишь твердые ткани, например: задняя стенка гортани, лобные пазухи, задняя стенка гайморовых пазух, грудная клетка, черепная коробка в целом вместе со всеми ее полостями. Для личного убеждения проведите не хитрый эксперимент: разживитесь куском свежей говядины и говяжьей костью, и постучите по ним, чем ни будь твердым, например ложкой. Сравните звучание и способность резонировать твердой ткани и мягкой.

В первую очередь в процессе обучения нужно заставить звучать грудной резонатор, а уже потом головной. Ни в коем случае не следует путать грудной резонатор со звучанием горловым. Многие певцы зажимают горло, опускают нижнюю челюсть, посылают звук на нижнюю челюсть и при этом издается на первый взгляд низкое и не качественное звучание, которое они считают грудным, но правильно называть такое звучание скорее «горловым». Для того, что бы помочь вокалисту найти в себе истинное грудное звучание, один шикарный вокалист посоветовал мне во время роспевки например на слоге «мА» стучать кулаком себе по груди.

Данное упражнение нужно выполнять в том случае, если певец уже поет на опоре. Во время удара по груди в грудной клетке создается дополнительное давление заставляющее грудь звучать интенсивнее. Если звучание действительно усилилось нужно запомнить это ощущение и впредь культивировать его. Со временем можно отказаться от ударов, грудь будет звучать сама не произвольно.

Что касается головного резонатора, то например у меня не было успехов до того пока один мой друг (шикарный певец) не научил меня звучать грудью и петь на середине голосовых связок (на «переходнике»). В случае, когда звучит грудь и вокалист поет на опоре расслабленной (опущенной) гортанью, воздушная струя сама, резонируя, подумается по задней стенке гортани и попадает в черепную кость, а оттуда рассеивается в нужные полости, не озвучивая носовую полость. В случае, когда вокалист (в частности тенора) пытается искусственно продуть верхний (головной) резонатор (это называют словом: «тенорить») из этого получается в лучшем случае окультуренный приближенный к верней челюсти лицевой звук, но природным лавинообразным, всеобъемлющим звуком способным заполнить любые помещения не назовешь.