Правила согласования платежей, спасающие от перерасхода бюджета. Управление заявками на платежи Регламент оплаты счетов и платежей

  • 1. Общие положения.
  • 2. Базовые принципы и понятия.
  • 3. Месячный график платежей.
  • 4. Дневной график платежей (реестр).
  • 5. Проведение платежей (правила и процедура).
  • 6. Ответственность.
  • 7. Реестр ответственных распорядителей.

Этот документ утверждается внутренним приказом и является обязательным для исполнения всеми подразделениями холдинга.

В заключение хочется подчеркнуть, что когда бизнес-процессы финансового управления определены и оптимизированы, а соответствующие регламенты разработаны и утверждены, начинается самое сложное - их внедрение в ежедневного практику работы компании. Перенос правильной платежной системы с бумаги на практику является наиболее трудоемким.

Процесс управления денежными средствами базируется на детальном и непрерывном прогнозировании денежных потоков, которое должно регулярно сопоставляться с фактическими результатами для того, чтобы проанализировать и повысить точность всего процесса. Только таким образом компания может предвидеть масштабы и время наступления денежных проблем и предпринять усилия для их своевременного разрешения.

Управление финансами предприятия

В условиях современной нестабильности одной из ключевых задач, стоящих перед предприятиями, является недопущение дефицита денежных средств. Решение данной задачи достигается, в первую очередь, посредством грамотного управления денежными потоками.

Модуль "Управление финансами" системы Prestima позволяет организовать на предприятии весь цикл управления финансами предприятия от оперативного планирования движения денежных средств до регистрации всех видов оплаты и контроля выполнения бюджета движения денежных средств (БДДС).

Средствами модуля обеспечивается решение следующих бизнес-задач:

  • · Поддержка использования в компании единой методики оперативного финансового планирования , в том числе на предприятиях с территориально-распределенной структурой: единый порядок регистрации заявок на финансирование и поступлений денежных средств; единые процедуры согласования платежей; финансовый план предприятия .
  • · Контроль соответствия платежей утвержденному лимиту по статьям БДДС: соотнесение каждого платежа со статьей бюджета; определение допустимых размеров превышения; недопущение сверхлимитных платежей.
  • · Формирование платежного календаря, позволяющего оценить ожидаемую платежеспособность компании, максимально эффективно распределить денежные средства предприятия, спрогнозировать "кассовые разрывы" и своевременно принять необходимые управленческие решения; контроль непроведенных и просроченных платежей.
  • · Регистрация всех видов оплаты при расчетах с организациями-партнерами: ввод первичных документов по поступлению и выбытию денежных средств, организация передачи данных по движению денежных средств между структурными подразделениями и ответственными за процессы оперативного финансового управления .
  • · Организация сбора оперативных данных по движению денежных средств: разработка механизмов сбора данных по факту выполнения поступлений и платежей из различных источников (учетные системы, "Клиент-банк", таблицы Excel и Access); определение алгоритмов обработки полученных данных; формирование единых форм корпоративной отчетности.

Исходя из того, какие задачи необходимо решать, основными бизнес-заказчиками модуля могут выступать менеджеры высшего звена, топ-менеджмент финансово - экономического блока, специалисты финансового отдела и казначейства, руководители подразделений, выполняющих роль центров финансовой ответственности (ЦФО).

Отсутствие регламента управления выплатами позволяло недобросовестным сотрудникам «Делфи-Трейд» договариваться с поставщиками об «откатах». После того как процедура управления денежными потоками была детально описана, предприятие не только избавилось от регулярно возникавших кассовых разрывов, но и значительно сократило расходы на приобретаемые материалы и услуги.

Финансовая служба в компании «Делфи-Трейд», специализирующейся на продаже строительного оборудования, проектных и строительно-монтажных работах, до 2007 года, по сути, отсутствовала. После реорганизации компании, когда в марте 2007 года четыре «дочки», входившие в холдинг «Делфи-Трейд», были объединены в одно юридическое лицо, отношение собственников к управлению финансами, отчетности и контролю над денежными потоками кардинально поменялось. Особое внимание было уделено контролю над платежами.

До реорганизации, когда единого контроля над платежами не существовало, процветали «откатные» схемы. Сегодня подобные риски практически сведены к нулю. А любое несоблюдение согласованного и утвержденного плана платежей сулит нарушителям (руководителям отделов) массу проблем. Например, если руководитель отдела снабжения обнаруживает, что он не укладывается в отведенные суммы, ему придется проходить непростую процедуру согласования выплат сверх плана и доказывать обоснованность расходов.

Такая схема позволяет не только значительно снизить расходы компании, но и частично защищает от кассовых разрывов, львиная доля которых в «Делфи-Трейд» была связана с внеплановыми затратами.

Комментирует
Екатерина Кузнецова,
заместитель генерального директора
по финансовым вопросам компании «Делфи-Трейд»

Регламент о процедурах исполнения платежного календаря (извлечение)

1. Назначение документа

Регламент о процедурах исполнения платежного календаря содержит порядок и требования к действиям сотрудников компании при осуществлении тех или иных оплат (платежей) с целью упорядочивания производимых платежей, а также повышения эффективности использования денежных средств компании.

2. Основные условия

2.1. Сотрудники компании формируют заявки на платеж при получении:

  • счета от контрагента;
  • любого другого документа, на основании которого будет осуществляться списание денежных средств.

2.2. Реестр платежей должен быть сформирован к 18.00 дня, предшествующего дате оплаты.

2.3. В случае если в процессе оформления документов бухгалтер сталкивается с необходимостью замены счета либо при возникновении любых непредвиденных ситуаций при проведении платежей, сотрудник обязан сообщить об этом руководителю финансового департамента компании.

Комментарий

Неправильно выставленные счета – распространенный случай. При возникновении ситуаций, не регламентированных данным документом, сотрудник обязан уведомить об этом финансового директора.

3. Составление реестра платежей

3.1. Формирование сотрудниками заявок на платеж

3.1.1. Сотрудник компании формирует запрос на осуществление платежа либо выдачу денежных средств через кассу при возникновении потребности в оплате услуг, ТМЦ и прочих расходов.

Комментарий

Менеджеры отдела закупок могут формировать заявки на платеж сразу же после получения документов от контрагентов. Эти заявки согласовываются с коммерческим директором и казначеем компании, но последнее слово всегда остается за финансовым директором, который может отклонить заявку или перенести сроки ее оплаты.

3.1.2. В обязанности сотрудника входит:

  • проверка соответствия выставленного счета договору, плану платежей и т.д. При необходимости он уточняет данную информацию у контрагента либо коммерческого директора;
  • проверка того, не был ли требуемый платеж уже произведен ранее. В случае необходимости связывается с контрагентом и уточняет информацию о поставках и оплатах;
  • передача счета, распоряжения или иных документов с указанием номеров утвержденных заявок и фактически оплачиваемых сумм по ним коммерческому директору для дальнейшего согласования.

3.1.3. Запрос на платеж должен быть подготовлен и направлен на согласование коммерческому директору не позднее 18.00, минимум за два дня до проведения необходимого платежа.

Комментарий

В данном случае подразумеваются сроки, в которые хочет провести платеж его инициатор.

3.2. Проверка заявок на платеж коммерческим директором

3.2.1. Коммерческий директор после получения запроса на платеж от сотрудника компании проверяет возможность осуществления платежа.
Коммерческий директор обязан:

  • проверить, не был ли счет оплачен ранее, предполагаемые сроки оплаты, сроки поставки. При необходимости уточняет данную информацию в казначействе или бухгалтерии;
  • идентифицировать платеж в плане платежей, а также статьи затрат, по которым запланированы требуемые денежные средства;
  • сопоставить заявленные сотрудником суммы в счете с расходами по данной статье в утвержденном плане платежей;
  • проверить наличие и сумму кредиторской задолженности поставщику, условия поставки и т. д. На основании проведенной проверки оценивает приоритетность заявки, возможность ее утверждения или переноса;
  • в которые хочет провести платеж его инициатор. проверить правильность разнесения тех или иных заявок по статьям расходов. В случае необходимости внести корректировки или дать соответствующие указания сотруднику, инициировавшему платеж;
  • при отсутствии возражений относительно суммы и сроков оплаты завизировать заявку на платеж, указав дату акцептования, и вернуть ее ответственному сотруднику для дальнейшей передачи в казначейство компании.

Комментарий

При необходимости уточнения деталей платежа коммерческий директор может поручить это менеджеру. Как правило, на это отводится один-два рабочих дня.

3.2.2. Заявка на платеж должна быть проверена коммерческим директором не позднее 14.00, за один день до осуществления необходимого платежа.

Комментарий

Все запросы на платеж, переданные в казначейство позже этого срока, не попадают в реестр платежей следующего.

3.3. Согласование внебюджетных платежей руководителем финансового департамента

3.3.1. Руководитель финансового департамента согласует все заявки на платеж, которые изначально не были учтены в плане платежей компании, после получения заявок на данные платежи от сотрудников компании.

Комментарий

Все решения по внебюджетным платежам принимаются финансовым директором в течение одного рабочего дня.

3.3.2. В ходе согласования заявок на платеж руководитель финансового директора:

  • при необходимости может потребовать обоснования необходимости платежа у коммерческого директора и руководителей профильных отделов;
  • принять решение о возможности проведения внебюджетного платежа;
  • перенести на следующий день прочие платежи для проведения внебюджетного платежа. При необходимости согласует данное решение с руководителем отдела, инициировавшего платеж, или с генеральным директором компании.

3.4. Порядок формирования реестра платежей на следующий день

3.4.1. Ежедневно сотрудники казначейства проверяют поступившие заявки на платеж и формируют реестр платежей на следующий день на основании предоставленных запросов, декадного плана платежей и внебюджетных платежей, утвержденных финансовым директором.

Образец положения о бюджете движения платежных средств

ПОЛОЖЕНИЕ
о Бюджете движения платежных средств

Основные принципы формирования бюджета

Бюджет движения платежных средств — количественный план финансово-хозяйственной деятельности предприятия — связанный набор стоимостных показателей, показывающих планируемую величину поступлений и платежей, которые могут быть понесены в течение планового периода. Под платежными средствами, учитываемыми в бюджете, понимаются:
— Денежные средства (наличные, безналичные, финансовые активы, векселя и т.п.)
— Неденежные средства, которыми осуществляется расчет с поставщиками (бартер).

Разработка и использование бюджета движения платежных средств (далее — БДПС) обеспечивает решение следующих задач управления:

Распределение ответственности внутри организации за своевременность и полноту поступления платежных средств.
Распределение полномочий внутри организации по распоряжению платежными средствами.
Обеспечение соответствия поступлений денежных средств платежам, которые необходимо осуществить.
Под соответствием поступлений и платежей понимается, что сальдо движения денежных средств (остаток на начало периода плюс сумма поступлений минус платежи) не может быть отрицательным.

БДПС разрабатывается на календарный месяц. Для целей бюджетирования все виды поступлений и платежей классифицируются по бюджетным статьям. Общий перечень бюджетных статей называется бюджетным классификатором.

БДПС формируется и обосновывается специально назначенными ответственными лицами в форме смет. Ответственный за смету отвечает за расчет суммы поступлений и/или потребности в платежных средствах в рамках подчиненных ему служб.

Проект БДПС составляется начальником финансово-экономической службы ежемесячно на основе заявок ответственных за сметы. Для внесения в проект ответственные за смету представляют начальнику ФЭС заявку и краткое обоснование запрашиваемых объемов финансирования. Окончательный вариант БДПС утверждается генеральным директором.

После утверждения БДПС оплата (отгрузка ТМЦ) свыше утвержденного плана может быть разрешена только по указанию генерального директора. Контроль за настоящим положением обеспечивает финансовый отдел. В случае возможности перерасхода по бюджетной статье финансовый отдел должен незамедлительно информировать начальника ФЭС.

В случае невыполнения плана поступлений расходная часть БДПС может быть секвестирована (уменьшена) генеральным директором. Обязанностью ответственных за смету является соответствующий пересмотр планов деятельности подчиненных им служб.

Порядок оформления документов на оплату

После утверждения расходной части бюджета платежи осуществляются в пределах лимитов, предусмотренных по каждой статье. Контроль соблюдения лимитов и правильности оформления документов осуществляет финансово-экономическая служба.

Оплата производится на основании документов

Для оплаты товаров (работ, услуг) — счет
Для платежей, по которым счет не выставляется (налоги, зарплата и т.п.) — служебная записка. Формат служебной записки согласовывается с начальником ФЭС.
В части оформления документов на оплату действует следующий порядок, контроль за процедурой несет канцелярия, за правильность оформления начальник ФЭС.

ЕЖЕДНЕВНО, НЕ ПОЗДНЕЕ 10:00 документы на оплату, которые необходимо завизировать в течение дня, передаются в канцелярию. При этом документы (счета, счета-фактуры), планируемые к оплате должны иметь визу лица, ответственного за приобретение данного товара/услуги и/или руководителя подразделения, ответственного за статью бюджета, по которой данный документ планируется оплатить. На документе в обязательном порядке указывается номер договора, в рамках которого выписан указанный счет и дата его заключения. В том случае если договор не был заключен, то делается отметка «БД». Как правило без договоров могут приобретаться отдельные материалы и услуги, потребление которых носит эпизодический характер, а так же материалы и услуги, приобретаемые работниками предприятия, находящимися в командировке — в пределах выданных им подотчётных сумм. При необходимости исполнителем на документе указывается дата, не позднее которой желательна оплата.

Документы, поступившие в канцелярию после 10:00 готовятся для визирования на следующий день.

НЕ ПОЗДНЕЕ 10:30 сформированный пакет документов канцелярия передает на подпись начальнику ФЭС (при этом количество переданных документов фиксируется общим отделом в журнале регистрации). Начальник ФЭС проверяет правильность указания бюджетной статьи, проверяет соответствие суммы запланированным на текущий месяц лимитам и визирует документ.

НЕ ПОЗДНЕЕ 13:00 пакет документов канцелярия передает главному бухгалтеру (при этом количество переданных документов фиксируется в журнале регистрации). Главный бухгалтер проверяет правильность оформления документов, наличие/отсутствие дебиторской задолженности или каких-либо других претензий к данным контрагентам. В случае если с данным контрагентом не заключен договор и главный бухгалтер не возражает против оплаты данного документа без заключения договора, на документе делается соответствующая отметка. Главный бухгалтер визирует документы и передает их в канцелярию для дальнейшего оформления либо возврата ответственному лицу (в случае наличия претензий главного бухгалтера).

НЕ ПОЗДНЕЕ 14:00 пакет документов передается первому заместителю генерального директора (количество переданных документов фиксируется в журнале регистрации). Первый заместитель генерального директора проверяет правильность оформления документов, проверяет правильность указания исполнителем бюджетной статьи, осуществляет контроль целесообразности оплаты.

НЕ ПОЗДНЕЕ 15:00 документы, передаются в юридический отдел (количество переданных документов фиксируется в журнале регистрации), где на каждом документе ставится штамп с указанием номера договора и даты его заключения. В случае наличия визы главного бухгалтера о согласии на оплату товара/услуги без заключения договора оригинал документа остается в юридическом отделе, на копию документа ставится штамп юридического отдела «БД». После этого документы возвращаются в канцелярию.

НЕ ПОЗДНЕЕ 16:45 канцелярия, проверив наличие всех необходимых виз и штампов, передает документы на подпись генеральному директору.

НЕ ПОЗДНЕЕ 8:30 следующего дня канцелярия передает не подписанные генеральным директором документы первому заместителю генерального директора, подписанные генеральным директором документы передает в финансовый отдел (количество переданных документов фиксируется в журнале регистрации).

Финансовый отдел принимает к оплате подписанный документ в пределах суммы утвержденного бюджета. В случае если сумма оплаты по оформленным документам больше утвержденного лимита по данной статье на текущий месяц, документ включается в бюджет следующего периода, при этом, если нет иной информации объем бюджета следующего месяца принимается равным бюджету текущего периода.

Оформленные документы на оплату хранятся в финансовом отделе. Финансовый отдел, по запросу ответственного лица предоставляет реестр документов, включенных в финансовую картотеку, а также, при необходимости, копии самого документа. Ответственное лицо в пределах суммы утвержденного бюджета может осуществлять переброску документов с текущего периода на последующие и наоборот. Документы, исключенные из реестра, уничтожаются финансовым отделом.

В отношении расчетов с энергоснабжающими организациями, бюджетом и внебюджетными фондами, персоналом, выдачей подотчетных сумм действует аналогичный порядок, только отметки делаются на служебной записке.

Настоящий порядок не распространяется на документы, требующие срочной оплаты, то есть те документы, от оплаты которых зависит предотвращение аварийных ситуаций либо остановки производства. В этом случае ответственное лицо ставит на документе пометку «Срочно», визирует его у всех вышеперечисленных лиц и передает на оплату в финансовый отдел лично.

Финансовым отделом не должны приниматься к оплате документы, оформленные с нарушением настоящего порядка.

Процедура платежей

Ежедневно начальник ФЭС анализирует реестр документов, оформленных на оплату, и формирует плановую заявку на финансирование. Не позднее 10.30 плановая заявка предоставляется первому заместителю генерального директора, который визирует план и передает на утверждение генеральному директору. Утвержденный генеральным директором план платежей передается в финансовый отдел. В случае если по отдельной смете (статье) утверждена к оплате сумма, без разбивки по конкретным счетам (служебным запискам), финансовый отдел согласовывает с ответственным за смету/статью конкретные документы, которые будут оплачены.

В течение дня указание об оплате в изменение утвержденного плана могут давать генеральный директор (его первый заместитель).

Экономист финансового отдела: оформляет платёжные поручения и перечисляет денежные средства по документам, оплата которых предусмотрена в безналичной форме, документы с наличной формой оплаты передаются для исполнения в кассу предприятия.

Экономист финансового отдела после передачи в банк платёжных поручений (в кассу предприятия) заносит все проведённые суммы в соответствующие статьи бюджета. В этот же день ответственным за сметы передаются отчёты об исполнении смет на текущую дату.

Генеральному директору отчет об исполнении бюджета за предыдущую дату передается не позднее 11.00.

Особенности выплаты заработной платы и прочих наличных средств

Заработная плата выплачивается в следующем порядке:
а) при оплате первой части заработной платы (из расчёта по 500 рублей на работника):

в первый день осуществляются выплаты работникам основных подразделений предприятия;
во второй день — работникам вспомогательных подразделений;
в третий — работникам заводоуправления;
б) при окончательном расчёте по выплате текущей заработной платы:
— в первый и второй день осуществляются расчеты с работниками основных подразделений предприятия;
— в третий и четвертый день — работникам вспомогательных подразделений;
— в пятый день — работникам заводоуправления.

в) при оплате выплат, носящих разовый и нерегулярный характер — как в наличной, так и в безналичной форме (отпускные, больничные, командировочные, алименты, выплаты по увечью, иные выплаты предусмотренные действующим законодательством и Коллективным договором) в течении дня в Расчётном бюро бухгалтерии собираются первичные документы (отпускные записки, больничные листки, заявления и проч.), на основании которых формируются два документа: платёжная ведомость (расходный кассовый ордер, ведомость на пополнение карт.счетов) и готовится служебная записка, в которой фиксируется вид оплат и сумма по каждому виду оплат, и которая передаётся в день оплаты в финансовый отдел для включения в «Заявку на финансирование» не позднее 9.00.

Наличные выплаты из кассы предприятия производятся

на командировочные нужды — на основании приказа Генерального директора о направлении работника в командировку;
в подотчёт для приобретения материалов;
иные разовые выплаты — на основании заявлений получателей (или иных документов) имеющих разрешительную визу генерального директора или лиц на то им уполномоченных.

Особенности контроля за расчетами, осуществляемыми в неденежной форме

В связи с тем, что часть расчетов осуществляются в неденежной форме, эти расчеты также подлежат учету при выполнении бюджета. Для этого в расходной части бюджета в случае отгрузки ТМЦ предприятия в счет выполнения обязательств, данная отгрузка отражается в бюджете как произведенная оплата, при этом ФЭС обеспечивает контроль, чтобы сумма платежей денежными средствами и отгрузок не превышала установленный лимит.

Данный Регламент разработан в 1998 году и может нести неточности, связанные с изменениями законодательства.

1. Цель

Введение Порядка оплаты счетов предназначено для обеспечения контроля за исполнением бюджета (планов закупок и транзита), движением авансов, уплаченных за товар и услуги.

2. Используемые документы

В настоящем Порядке используются следующие типы документов:

  • Бюджет административных расходов,
  • План закупок,
  • План транзита,
  • Финансовый план,
  • Кассовый план,
  • Заявка на дополнительное обеспечение,
  • Счёт (инвойс) на оплату,
  • Акт на оказание услуг (накладная, коносамент на товар),
  • Отчёт по исполнению бюджета (планов закупок, транзита),
  • Отчёт по авансам.

3. Участники документооборота

В настоящем Порядке участвуют следующие участники:

  • Вице – президенты (ВП),
  • Начальники отделов,
  • Вице – президент по корпоративным финансам (ВПКФ),
  • Финансовый менеджер,
  • Экономист,
  • Бухгалтер по работе с банками,
  • Ведущий бухгалтер.

4. Процедуры

Процедура оплаты счета проходит следующие этапы (см. Схему 1):

  1. Проверка соответствия Счёта на оплату плановым документам (Бюджету, Плану закупок, Плату транзита, Финансовому плану),
  2. Проверка незакрытых авансов,
  3. Проверка оплаты на наличие в Кассовом плане,
  4. Исполнение платежа,
  5. Особые случаи.

4.1. Проверка соответствия счета планам

  • Счёт на оплату поступает к Экономисту Управления по Корпоративным финансам (ЭГ) от соответствующих Управлений (Вице-президентов, начальников отделов), Счета на оплату содержат указание на статью Бюджета, Плана закупок, Плана транзита, Финансового плана,
  • ежедневно Экономист получает Отчёт по исполнению Бюджета, Плана закупок, Плана транзита, Финансового плана,
  • Экономист проверяет: возможность перерасхода по данной статье Бюджета (Плана) после оплаты данного Счёта,
  • в случае перерасхода Бюджета (Плана), Экономист требует от соответствующего Вице-Президента Заявки на дополнительное обеспечение,
  • в случае отсутствия перерасхода по Бюджету (Плану) происходит проверка незакрытых авансов,

4.2. Проверка незакрытых авансов

  • ежедневно Экономист получает отчет о состоянии авансовых платежей по статьям Бюджета, Плана закупок, Плана транзита, Финансового плана,
  • Экономист проверяет: состояние незакрытых авансов по данной статье Бюджета (Плана),
  • в случае наличие незакрытых авансов по данной статье Бюджета (Плана) сверх разрешенных лимитов, Экономист требует от соответствующего Вице-Президента предоставления Актов на оказание услуг для закрытия авансов,
  • в случае отсутствия незакрытых авансов по данной статье Бюджета (Плана) происходит проверка наличия платежа по данному счету в Кассовом плане,

4.3. Проверка оплаты на наличие в кассовом плане

  • ежедневно Вице-Президент по Корпоративным Финансам получает Отчёт о состоянии Кассового плана по статьям Бюджета, Плана закупок, Плана транзита, Финансового плана,
  • Вице-Президент по Корпоративным Финансам проверяет: наличие платежа по данному Счёту в Кассовом плане,
  • в случае отсутствия платежа в Кассовом плане, Вице-Президент по Корпоративным Финансам требует от Финансового менеджера откорректировать Кассовый план с учетом платежа по данному Счёту,
  • в случае наличия платежа в Кассовом плане, Вице-Президент по Корпоративным Финансам передаёт Счёт на оплату Финансовому менеджеру с резолюцией «К оплате».

4.4. Исполнение платежа

  • Финансовый менеджер, получивший Счёт на оплату, ставит его на контроль и передаёт в Бухгалтерию для осуществления платежа,
  • Бухгалтерия осуществляет платёж,
  • после подтверждения списания денежных средств с банковского счета в пользу получателя по системе «Банк – Клиент», Бухгалтер делает плановые проводки с указанием статей Бюджета (Категорий издержек), для контроля за поступлением Актов Бухгалтер хранит Счета на оплату до поступления Актов отдельно,
  • после получения документарного подтверждения списания денежных средств с банковского счёта в пользу получателя, Бухгалтер изменяет плановые проводки на реальные,
  • до исполнения Бухгалтерией платёж контролируется Финансовым менеджером,
  • в случае исполнения платежа корректируется исполнение Кассового плана, состояние авансовых платежей, исполнение Бюджета (Планов закупок, транзита, Финансового плана).

4.5. Особые случаи

  • В случае невозможности предоставить необходимые документы (Акты на погашение авансов) Вице-Президент, заинтересованный в платеже, обращается к Вице-Президенту по Корпоративным Финансам с просьбой выдать разрешение на проведение платежа сверх лимитов незакрытых авансов. Вице-Президент по Корпоративным Финансам передаёт Счёт на оплату Финансовому менеджеру с резолюцией «К оплате. Погашение аванса до ______ (дата предоставления документов)». Данное разрешение является разовым, только для данного платежа.
  • В случае отсутствия Вице-Президента по Корпоративным Финансам разрешение на платеж сверх лимита незакрытых авансов может дать Президент.

5. Лимиты незакрытых авансов

Для определения величины лимитов незакрытых авансов вводится Таблица лимитов авансовых платежей.

Структура таблицы лимитов соответствует структуре Бюджета, Плана закупок, Плана транзита.

Величины лимитов зависят от стоящих в Планах (Бюджете) сумм. Принято, что в среднем закрытие аванса происходит в течение недели. Сумма лимита определяется в одной четвёртой от величины соответствующей статьи Бюджета (Плана).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ПЛАТЫ

И О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ УСЛУГ БАНКА РОССИИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ

В СИСТЕМЕ ВАЛОВЫХ РАСЧЕТОВ В РЕЖИМЕ

РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ БАНКА РОССИИ

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10, N 10, ст. 1151, N 18, ст. 2117), в соответствии с Положением Банка России от 25 апреля 2007 года N 303-П "О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2007 года N 9490 ("Вестник Банка России" от 25 мая 2007 года N 31) (далее - Положение Банка России N 303-П), и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 июня 2007 года N 13) устанавливает порядок расчета платы и порядок оплаты клиентами Банка России - участниками системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, именуемой системой банковских электронных срочных платежей (далее - система БЭСП), услуг Банка России при проведении платежей и осуществлении расчетов в системе БЭСП.

Глава 1. Общие положения

1.1. В настоящем Положении термины применяются в значении, установленном в Положении Банка России N 303-П и Указании Банка России от 25 апреля 2007 года N 1822-У "О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2007 года N 9493 ("Вестник Банка России" от 25 мая 2007 года N 31).

1.2. К услугам Банка России в системе БЭСП относятся: услуги по проведению платежей клиентов Банка России - участников системы БЭСП (далее - участник системы БЭСП) на валовой основе в режиме реального времени (далее - расчетная услуга); информационные услуги Банка России в системе БЭСП, оказываемые участникам системы БЭСП (далее - информационная услуга); услуги по изготовлению и выдаче участнику системы БЭСП бумажной копии ЭПС, проведенного через систему БЭСП.

1.3. Расчетная услуга включает: прием ЭПС и его обработку; отражение суммы платежа, проведенного через систему БЭСП по банковским (корреспондентским) счетам (субсчетам) участников; составление и передачу ЭПС и соответствующих ЭСИС о списании и о зачислении сумм платежей участнику-плательщику и участнику - получателю платежа.

1.4. Информационные услуги включают предоставление участникам системы БЭСП по их запросу:

Информации - ПУР (головному офису кредитной организации) - о ликвидности для расчетов в системе БЭСП его филиалов, являющихся ПУР, и об остатках денежных средств на корреспондентских субсчетах его филиалов, являющихся ПУР;

Информации из архива электронных сообщений на соответствующие даты завершенных операционных дней системы БЭСП;

Дубликатов ЭСИС, направленных Банком России ПУР в соответствии с установленным регламентом.

1.5. Банк России вправе устанавливать плату за услуги Банка России в системе БЭСП, за исключением операций, бесплатное проведение которых установлено законодательством Российской Федерации.

1.6. Банк России вправе снижать плату за расчетную услугу в течение месяца в соответствии с величиной применяемых скидок (далее - дисконт) в зависимости от количества проведенных через систему БЭСП ЭПС участника системы БЭСП.

1.7. Тарифы за расчетные и информационные услуги, услуги по изготовлению и выдаче участнику системы БЭСП бумажной копии ЭПС, проведенного через систему БЭСП, а также величина дисконта устанавливаются Банком России и публикуются в "Вестнике Банка России".

1.8. Плата за расчетные услуги взимается с участника системы БЭСП, по банковскому (корреспондентскому) счету (субсчету) которого проводятся операции по списанию денежных средств на основании ЭПС.

Плата за информационные услуги взимается с участника системы БЭСП, направившего запрос для получения информации.

Плата за изготовление бумажной копии ЭПС взимается с участника системы БЭСП, по запросу которого изготовлена бумажная копия ЭПС, проведенного через систему БЭСП.

Глава 2. Порядок расчета платы за услуги

Банка России в системе БЭСП, составления и представления

ведомостей предоставленных услуг

2.1. Расчет платы за услуги Банка России в системе БЭСП осуществляется для каждого участника системы БЭСП в соответствии с установленными тарифами и величиной дисконта, исходя из количества проведенных через систему БЭСП платежей, количества исполненных запросов по информационным услугам, а также распечатанных бумажных копий ЭПС участников, проведенных через систему БЭСП.

2.2. На основе произведенного расчета платы за услуги Банка России для каждого участника системы БЭСП обслуживающим учреждением Банка России формируется Ведомость предоставленных Банком России услуг в системе БЭСП в соответствии с приложением к настоящему Положению (далее - ведомость).

2.3. В ведомости указываются количество и сумма проведенных за день (месяц) операций по списанию средств с банковских (корреспондентских) счетов (субсчетов) участников системы БЭСП, открытых в обслуживающих учреждениях Банка России, в разрезе балансовых счетов второго порядка, платных и бесплатных операций, а также количество предоставленных Банком России информационных услуг, количество распечатанных бумажных копий ЭПС, проведенных через систему БЭСП, и сумма платы за оказанные услуги Банка России в системе БЭСП.

2.4. Ведомость за день предназначена для информирования участника системы БЭСП о сумме начисленной платы за услуги Банка России в системе БЭСП за этот день.

2.5. Ведомость за день представляется участнику системы БЭСП обслуживающим его учреждением Банка России в электронном виде после выполнения завершающего сеанса системы БЭСП и проведения ежедневной сверки между платежной системой Банка России на уровне территориального учреждения и системой БЭСП.

Срок представления участнику системы БЭСП ведомости за день определяется договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

Ведомость за день не представляется участнику системы БЭСП, если услуги Банка России были оказаны ему на бесплатной основе.

2.6. Участник системы БЭСП при получении ведомости за день вправе сверить ее с данными своего учета и при наличии разногласий обратиться в обслуживающее учреждение Банка России с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, с указанием причин разногласий для их урегулирования.

Срок подачи указанного заявления о разногласиях по ведомости за день, а также срок и порядок их урегулирования устанавливаются договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

Ведомость за день хранится в архиве обслуживающего учреждения Банка России.

2.7. Ведомость за месяц является подтверждением обязательства участника системы БЭСП по оплате услуг Банка России в системе БЭСП.

2.8. Ведомость за месяц представляется участнику системы БЭСП обслуживающим учреждением Банка России в последний рабочий день отчетного месяца после выполнения завершающего сеанса системы БЭСП и проведения ежедневной сверки между платежной системой Банка России на уровне территориального учреждения и системой БЭСП.

Способ представления участнику системы БЭСП ведомости за месяц определяется договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

2.9. Участник системы БЭСП при получении ведомости за месяц вправе сверить ее с данными своего учета и при наличии разногласий обратиться не позднее срока, установленного для оплаты услуг Банка России в системе БЭСП в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Положения, в обслуживающее учреждение Банка России с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, с указанием причин разногласий для их урегулирования.

Ведомость за месяц хранится в архиве обслуживающего учреждения Банка России.

2.10. Ведомость за месяц не представляется участнику системы БЭСП, если услуги Банка России были оказаны ему на бесплатной основе.

2.11. Урегулирование разногласий по ведомости за месяц производится в следующем порядке.

Для урегулирования разногласий создается Согласительная комиссия из уполномоченных представителей обслуживающего учреждения Банка России и участника системы БЭСП. Представитель участника системы БЭСП указывается в заявлении участника системы БЭСП, представитель обслуживающего учреждения Банка России назначается руководителем обслуживающего учреждения Банка России в день получения заявления от участника системы БЭСП.

Урегулирование разногласий должно быть завершено не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем предоставления услуг в системе БЭСП.

Выводы Согласительной комиссии оформляются актом, составленным в произвольной форме, который подписывается уполномоченными представителями участника системы БЭСП и обслуживающего учреждения Банка России.

В случае подтверждения Согласительной комиссией заявленных участником системы БЭСП разногласий обслуживающее учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления акта, осуществляет корректировку ведомости за месяц.

В случае невозможности урегулирования разногласий они подлежат разрешению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.12. Ведомость за месяц, скорректированная по результатам урегулирования разногласий, передается представителю участника системы БЭСП в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем корректировки ведомости.

2.13. В случае исключения участника системы БЭСП из состава участников системы БЭСП обслуживающее учреждение Банка России направляет ему ведомость, содержащую данные о плате за фактический период оказания услуг Банком России в системе БЭСП в течение отчетного месяца.

Представление ведомости участнику, исключенному из состава участников системы БЭСП, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения.

Глава 3. Порядок оплаты услуг Банка России в системе БЭСП

3.1. Участник системы БЭСП оплачивает услуги Банка России в системе БЭСП в соответствии с ведомостью за месяц в порядке, установленном главой 4 Положения Банка России от 7 октября 2002 года N 198-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 года N 4069, 30 сентября 2004 года N 6051, 4 сентября 2006 года N 8198 ("Вестник Банка России от 2 апреля 2003 года N 17, от 6 октября 2004 года N 59, от 13 сентября 2006 года N 51).

3.2. В случае исключения участника из состава участников системы БЭСП и отсутствия разногласий по ведомости указанный участник обязан произвести оплату услуг Банка России в системе БЭСП за фактический период проведения в течение месяца платежей через систему БЭСП платежным поручением в срок не позднее 5-го рабочего дня после дня получения ведомости.

Глава. 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 июля 2007 года.

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

С.М.ИГНАТЬЕВ

Приложение

к Положению Банка России

"О порядке расчета платы

и о порядке оплаты услуг

Банка России при проведении

платежей и осуществлении

расчетов в системе валовых

расчетов в режиме реального

времени Банка России"

Код формы документа по ОКУД 0401360 за день/месяц _______________________________________ (наименование обслуживающего учреждения Банка России) БИК ______________________ Ведомость предоставленных Банком России услуг в системе БЭСП за "__" __________ ____ г. <1> / за __________ ____ г. <2> N ___ от "__" __________ ____ г. ___________________________________________________________ (наименование участника системы БЭСП) БИК __________________ <3> , счет _______________ <4> количество - в единицах сумма - в рублях с двумя десятичными знаками ┌───┬────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬──────┬─────┬──────┐ │ N │Наименование показателя │ Платные │Бесплатные │ Всего │Начис-│Дис- │Подле-│ │п/п│ │ операции │ операции │ операций │ленная│конт │жит │ │ │ │ │ │ │плата │ │оплате│ │ │ ├──────┬────┼──────┬────┼──────┬────┼──────┼─────┼──────┤ │ │ │коли- │сум-│коли- │сум-│коли- │сум-│сумма │сумма│сумма │ │ │ │чество│ма │чество│ма │чество│ма │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼─────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├───┼────────────────────────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴─────┴──────┤ │ │БС 2-го порядка │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ 1 │Раздел 1. Перевод денежных средств в системе БЭСП │ ├───┼────────────────────────┬──────┬────┬──────┬────┬──────┬────┬──────┬─────┬──────┤