Какой завет заключил бог с авраамом. Завет бога с аврамом. Бог является Аврааму

5. Божий завет с Авраамом

Через Ноя и его жену, и через их сыновей, Сима, Хама и Иафета , земля была вновь заселена после потопа. По мере увеличения числа потомков Ноя, увеличивалось на земле и зло. Как будто не было вовсе потопа, и не существовал завет Божий с землей. Не приходится сомневаться в том, что повсюду было распространено идолопоклонство. Несомненно, человек полагался больше на себя, нежели на Бога.

На обширных равнинах Месопотамии люди собрались вместе, чтобы построить себе город и башню. Они использовали для этого кирпичи и земляную смолу, как использовали их люди и веками спустя . Их целью было возвеличивание себя, но не Бога:

"Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Бытие 11:4).

Странная ирония проглядывала в этой ситуации. Люди объединились. Но, увы, они объединились вокруг себя и своих грехов, но не вокруг Бога и Его праведности. Эта новая их инициатива вновь грозила уничтожить Божественный свет и живую надежду на Его обетования. Бог начал действовать. Казалось, что то , что Он сделать, только способствовало увеличению человеческих проблем. В какой-то степени это так. Бог так смешал их языки, что на этот момент общение между ними стало невозможным. Грех не поможет распространяться на подобие лесного пожара. Как защитные противопожарные рвы препятствуют распространению огня, так и смешение языков способствовало сдерживанию или, по крайней мере, препятствовало консолидации всего мира вокруг греха, что сделало бы выживание праведности почти невозможным. Поэтому "рассеял их Господь по всей земле; и они перестали строить город" (Бытие 11:8).

Посредством этих уникальных мер Бог приготовил почву для времени, когда Он смог бы дать еще более величайшие обетования для избранных Им, чем те, которые Он сделал до этого. Эти обетования находились в пренебрежении на протяжении веков. К счастью, они явились существенной частью веры Христадельфиан с самого начала. Мы верим, что они являются решающими в понимании цели Божией. Давайте посмотрим на их содержание и на обстоятельства, при которых они были даны.

Около 2000 лет до нашей эры в Халдейском городе Ур, что в Месопотамии (современный Ирак), жил человек по имени Аврам . Позднее его имя было заменено на Авраам , и этим именем, для простоты, мы и будем пользоваться. Самым замечательным аспектом его жизни была его вера в Бога, хотя он и жил в городе, где преобладал культ обожествления Луны.

Еще в 19 веке были образованные люди, отрицавшие существование этого Халдейского города. Они не знали такого места, а значит, оно и не существовало! Такой подход к Писанию совершенно неприемлем. Что Библия говорит, есть истина, и мы должны быть подготовлены к принятию ее. Мы можем время от времени сталкиваться с проблемами, с которыми сталкивались, например, люди 19 века, когда они не имели никаких сведений о существовании библейского города Ур. Тем не менее, им следовало бы довериться Библии. Она вполне достойна доверия, что доказывается время от времени вновь и вновь. Археологи раскопали много городов в Месопотамии и теперь уверены в местонахождении города Ур. Стали известны его размеры, образ жизни, науки и ремесла и идолопоклонства. Музеи многих городов мира, хранят экспонаты из этого города и некоторые из них имеют мировую известность.

Жизнь Авраама в городе Ур подходила к концу. Он должен был распрощаться со всем, что его в нем связывало, и уже никогда в него не вернуться. Бог избрал его для великой цели, которой предстоит осуществиться во Христе и Царстве Божием. Следующее есть первое обетование Бога, данное Аврааму:

"Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я у кажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Бытие 12:1-3).

Эти обетования следует читать вновь и вновь. Они подробны, уникальны и удивительны. В их исполнении лежит исполнение первого великого обетования, над которым мы уже размышляли. Посмотрим на основные аспекты обетования, данного Аврааму:

(1) Обетование включает некую землю. Библия не оставляет никаких сомнений, что земля эта - земля Израиля, известная прежде, как земля Ханаанская (пожалуйста прочтите Деяния 7:3-5 и Евреям 11:8,9).

(2) Согласно обетованию должно возникнуть новая нация. В первое время это была нация израильская (см , например, Исход 2:24,25), которая позднее стала называться иудейской. Но, что более важно, должна появиться (что подразумевает обетование) еще более великая нация. Она будет состоять из множества одухотворенных верующих всех национальностей, которые поверили в обетование, данное Аврааму, зная, что все это, несомненно, состоится в Господе Иисусе Христе (см. 1 Петра 2:9-19 и Галатам 3:7).

(3) Авраам сам будет благословлен и имя его будет великим. И даже до такой степени, что Бог позволил называть Себя Богом Авраама. Имя Авраама упоминается в Новом Завете более семидесяти раз, часто С амим Господом Иисусом Христом, и это более, чем о любом другом персонаже Ветхого Завета.

(4) В Аврааме благословятся все народы. Помимо прочего, это относится к благословениям, которые придут через Господа Иисуса Христа, семя Авраамово , через которое все люди, независимо от их расы, могут получить спасение (см. Галатам 3:26-29 и Откровение 5:9,10). Здесь вторая сторона аспекта этого обетования. Когда Христос будет царствовать над всей землей, все народы испытают даруемые Им благословения.

Земля обетованная

Необходимо отметить, что большая часть развития аспектов обетования произошла после смерти Авраама. Как же мы узнаем, что он лично будет вовлечен в их исполнение, и испытает благословения, содержащиеся в них? Мы можем быть в этом уверены, потому что обетования были раскрыты более подробно для самого Авраама в последующих откровениях (кстати, Авраам сам был пророком согласно Бытие 20:7). Вот один из примеров развития обетования, данного Аврааму, когда он проживал один в земле Ханаанской :

"Возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки" (Бытие 13:14,15).

Здесь земля Ханаанская обещана Аврааму лично, и в этом нет никаких сомнений, так как мы находим подтверждение этому в Новом Завете:

"Переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете; и не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему…" (Деяние 7:4,5).

"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования… и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евреям 11:8,9,39,40).

Бог не мог бы выразить яснее, чем Он это сделал, что Его обетование касалось земли Израиля, которую Аврааму предстояло наследовать. Но оно, это обетование, до сих пор не исполнилось. Авраам умер, не получив обещанного . Остается единственно возможное объяснение: исполнение его относится к будущему. Более того, земля обетованная обещана Аврааму навеки. Следовательно, Авраам должен снова жить на земле и жить вечно, для того чтобы исполнилось Божие благословение. И он будет жить вечно!

И залог этому ни кто иной, как С ам Господь Иисус, который объявил, что Авраам, вне всякого сомнения, будет воскрешен из мертвых (Матфей 22:31,32). Когда Христос вернется на землю, Авраам получит от Него дар вечной жизни и вступит тогда в права наследования, которые имели своим центром Израиль, но затем были распространены на всю землю (Римлянам 4:13). По этой причине Христос заявил:

Вы (неверующие иу деи) "увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (Лука 13:28,29).

Аврааму было 75 лет, когда он пришел в землю Ханаанскую , и в которой жил затем, как странник. Он до сих пор был бездетным и обращался к Богу с молитвами относительно его будущего семени. Бог отозвался, предложив Аврааму взглянуть на звезды:

"Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков" (Бытие 15:5).

Повтор обетования вызвал соответствующую реакцию Авраама:

"Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Бытие 15:6).

Вера не есть смутная надежда или слепота, не знающая доверия. Она есть абсолютная уверенность в Божьих обетованиях и их исполнении. Доверьтесь Богу; Он никогда не обманет. Праведность есть то отношение, через которое человек связан с Богом, как только человек раз и навсегда признается в своей полной неспособности спасти себя, в то же время безоговорочно веря, что Бог исполнит С вои обетования. Это показано с предельной ясностью в Господе Иисусе Христа, в котором Божие спасение одинаково обещано и гарантировано.

Аврааму многое еще предстояло понять. Бог повторил ему С вое обетование:

"Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение" (Бытие 15:7).

Авраам спросил: "Почему мне узнать, что я буду владеть ею?" Ответ был удивительным и поучительным. Аврааму было приказано приготовить жертву, предназначенную Богу, но ему не пришлось ее принести. Он разложил ее перед Богом и ждал, отгоняя при этом хищных птиц. Как только зашло солнце, на Авраама напал крепкий сон и со сном ужас и мрак великий. Именно тогда Бог заговорил с ним. Все это описано в книге Бытие 15:13-20, где Бог показал наперед историю Авраамовых потомков. Затем Авраам увидел огонь, пламя которого прошло между частями приготовленных в жертву животных. Не было ничего необычного в практике тех дней, когда стороны, заключавшие договор, приготавливали жертвы и над ними произносили торжественные клятвы, проходя при этом между частями жертвенных животных (мы можем увидеть это в книге Иеремии 34:18,19). Но в случае с Авраамом была существенная разница. Здесь была представлена, так сказать, только одна сторона, заключавшая завет, и эта сторона была представлена С амим Богом, символически показанным пламенем огня:

"В этот день заключил Господь завет с Авраамом" (Бытие 15:18).

Эти обетования были вполне определенными, ибо их выполнение зависело целиком от Бога. И видение было Божиим заверением для С воего раба. В то же время Авраам получил урок, что их выполнение лежит далеко в будущем. И случится это только после его смерти. Авраам наследует землю только посредством воскрешения из мертвых.

Авраам продолжал временно проживать в земле Ханаанской . Он все еще оставался бездетным, хотя прошло уже 24 года как он пришел в указанную ему землю. Он и его жена Сарра уже пережили всякую надежду иметь ребенка. Сарра была бесплодна. К этому времени Аврааму было уже 99 лет, а его жене около 90. Но разве есть что-нибудь невозможное для Бога? Бог снова обратился к Аврааму и вновь повторил ему С вои обетования с предельной ясностью:

"Завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… и поставлю завет Мой между Мною и тобою… завет вечный в том, что Я буду Богом твоим… и дам тебе… всю землю Ханаанскую , во владение вечное" (Бытие 17:4-8).

Именно в это время Бог ввел обряд обрезания, который с тех пор существует у евреев. И еще Бог сказал, что Сарра будет иметь ребенка! При этом известии, как Авраам, так и Сарра , были переполнены удивления, но тем не менее они верили Богу:

Авраам "не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное" (Римлянам 4:20,21).

"Верою и сама Сарра (будучи неплодна ) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший" (Евреям 11:11).

Таким образом, родился Исаак, второй из великих патриархов. Авраам подходил к своему последнему и величайшему испытанию. Исаак был для него самым дорогим существом, потому что, как ему казалось, все обетования Бога концентрируются вокруг этого ребенка. Да и Бог сказал ему: "В Исааке наречется тебе себя" (Бытие 21:12).

Можем ли мы представить себе чувства Авраама, когда Бог сказал ему, чтобы он привел своего сына в назначенное место, и там принес его в жертву? Его отцовский инстинкт подвергся мучительному переживанию. Более того, что же станет с обетованиями Божьими? Мы знаем, как поступил Авраам и его мысли при этом; об этом нам рассказывает Библия. Он пошел исполнить то, что ему сказал Бог, и при этом был уверен, что вернется обратно с живым сыном:

"Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя"; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование" (Евреям11:17-19).

Бог испытал Авраама до самых крайних пределов. В некотором смысле Бог как бы спрашивал Авраама, чьим сыном является Исаак, кому он в действительности принадлежит? Ответ был только один, - он принадлежит Богу. Конечно, Бог не желал смерти Исаака (он и не умер в действительности), но Он хотел увидеть, как проявит себя зрелая вера Авраама через его желание вернуть Исаака обратно Богу. И именно тогда Авраам получил окончательные обетования:

"Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли" (Бытие 22:16-18).

Обетованное Семя

Среди бесчисленного и благословенного семени Авраама должно быть одно особое, то есть какая-то одна особенная личность. Эта становится ясным через слова: "овладеет семя твое городами врагов своих" (стих 17). Авраам, веривший первому обетованию, данному в саду Едемском , увидел соответствия между тем, что было сказано ему и тем, что лежало в основе первого обетования. Его семя одержит победу над врагом. Избавитель придет через него и в то же время, как учил его постоянно Бог, работа будет Божия.

Нас не оставляют в сомнениях насчет самых сокровенных размышлений Авраама и проницательности его видения, ибо Иисус говорит нам:

"Авраам… рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался" (Иоанн 8:56).

Через свой мучительный опыт, когда он взял своего единственного сына и привел в назначенное место, на котором в последующие века вырос город Иерусалим и на котором был возведен храм, Авраам познал, что избавление придет, потому что "Бог усмотрит Себе агнца" (Бытие 22:8). Наконец, он имел полную картину: наследие придет через спасение через веру, и спасение придет через искупительную жертву, которую выберет С ам Господь Бог. Жертвоприношение и жертвы должны были являть собой существенную часть в поклонении Богу, которые Он предопределил совершать Израилю. Мы отложим комментарий на эту тему и о значении этого до более подходящего момента в нашем повествовании.

Будет еще другой "единородный сын", который придет в Иерусалим и будет принесен в жертву, ибо Бог не пощадит С воего единственного Сына, но отдаст Его ради спасения нас всех.

Обетования, данные Аврааму, были повторены Исааку (Бытие 26:2-8) и его сыну Иакову (Бытие 28:3,4,15). Они есть то, посредством чего все истинные верующие могут извлечь для себя благо через веру и крещение в Господа Иисуса Христа. Будет еще и другие обетования, как раскрывает Писание, но все эти дальнейшие обетования Божии имеют своим основанием обетования, данные Аврааму, через которые все народы получат благословение во Христе.

Его значимость подкрепляется многократными упо­минаниями. Шесть раз Бог говорил об этом завете при жизни Авраама, а затем возобновил его с Исааком и Иаковом. Павел разъясняет его смысл в Посланиях к Римлянам, Галатам и Ев­реям. Помимо этого, есть множество указаний на этот завет в других многочисленных отрывках Писания.

Завет с Богом это, несомненно, особая тема в жизни Авраама, о которой говорится в главах 12-25 Книги Бытия. Последние стихи одиннадцатой главы Книги Бытия рассказывают о том, что Авра­ам со своей семьей оставил родной город, Ур Халдейский, чтобы идти в Ханаан. Автор предваряет свою историю сообщением о том, что Сарра, жена Авраама, была бесплодной.

Уже в это время Авраам следовал призыву Бога (Деян. 7:2).

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
(Деян.7:2)

По неизвестным нам причинам эта семья остановилась в Харране, который расположен на территории современной Сирии, и оставалась там до смерти отца Авраама. В Харране Бог по­вторил Свой призыв (12:1-3), и на этот раз призыв содержал первую часть завета.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
(Быт.12:1-3)

Бог обещал Аврааму благословить его, возвеличить его имя, произвести от него великий народ, благословить благословляющих его и проклясть проклинающих его.

Бог доба­вил, что в Аврааме благословятся все народы земли.

Эти обе­щания были обусловлены тем, что Авраам должен был оставить семью и родину, чтобы отправиться в землю, которую укажет Бог. В дальнейшем Бог продолжил общение с Авраа­мом, раскрывая Свои обещания и ожидаемые результаты.

Долгий путь

Путешествие из Харрана в Ханаан было долгим и опасным, но Авраам не питал никаких сомнений. Он отправился в путь, как только Бог закончил говорить с ним. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь». Мы не знаем всех подробностей этого путешествия. Возможно, таким образом Бог говорит нам, что Он и Авраам не считали дорогу чем-то значимым и достойным упоминания. Важным было то, что Авраам оставил Харран и пришел в Ханаан.

Аврааму пришлось оставить семью и друзей; это было необходимо, чтобы он, по желанию Бога, обрел необходимую веру. Семья этого человека по-прежнему поклонялась идолам и не отказывалась от них еще много лет. Когда внук Авраама Иаков вернулся в Харран, чтобы взять жену из рода Авраама, его жена Рахиль украла идолов своего отца (Быт. 31:19).

19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
(Быт.31:19)

Когда Авраам прибыл в Ханаан, Бог явился ему и вновь подтвердил завет. На этот раз Бог прибавил обещание о том, что земля, в которую пришел Авраам, будет отдана его по­томкам (12:7).

Павел утверждает, что Авраам, покидая роди­ну, не знал, куда он направлялся.

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
(Евр.11:8)

Остаток своей жизни он провел в Ханаане и там же был похоронен. Более того, он жил в Ханаане как странник, в шатрах, перемещаясь в поисках пастбищ для своего стада или скрываясь от хананеев, не желавших соседствовать с ним.

Павел толкует кочевой образ жизни Авраама как символ его ожиданий лучшего отечества, то есть, небес, которые были его настоящим домом.


13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр.11:12-16)

Можно предположить, что вначале у Авраама не было полного понимания Божьего завета. Однако со временем он достиг великих высот как в вере, так и в знании.

Это аналогично тому пути, который христианин начинает как младенец во Христе и, как можно надеяться, заканчивает во всей полноте Христовой.

13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
(Еф.4:13)

Авраам оступился однажды, когда при­шел с Саррой в Египет.

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
(Быт.12:10-20)

В Ханаане начался голод, и Авраам повел свою семью в Египет (предвестие того, что сделают его потомки по времена Иакова). По дороге в Египет Авраам начал опасаться, что егип­тяне могут убить его, чтобы завладеть Саррой, которая была очень красивой женщиной. Он убедил Сарру представиться его сестрой. И действительно, фараон узнал о Сарре и захотел взять ее в жены. Когда он привел ее во дворец, Бог послал напасти на царский дом, и фараон быстро понял, что было их причиной. Царь разгневался, что нетрудно понять, но вернул Сарру и дал Аврааму богатые дары, с тем, чтобы тот оставил страну. К тому времени Авраам был состоятельным человеком; теперь он стал по-настоящему богатым (13:2).

Несомненно, Авраам впоследствии размышлял об этом случае. Возможно, однажды он шлепнул себя по лбу и сказал: «Конечно! Ведь Бог сказал, что Он благословит благословляю­щих меня и проклянет проклинающих меня. Я должен был догадаться, что Он не позволит убить меня и забрать у меня жену».

Глубокая вера образуется благодаря сочетанию жизненного опыта и молитвенного отношения к нему.

Укрепленная вера Авраама проявляется в действии по его возвращении из Египта. Он и его племянник Лот разбогатели, и их стада стали настолько большими, что они уже не могли со­седствовать в той части южного Ханаана, который теперь назы­вают пустыней Негев. Авраам великодушно дал своему пле­мяннику возможность выбора пастбищных земель. Лот, забо­тясь о собственных интересах, выбрал хорошо орошаемые до­лины реки Иордан, недалеко от великих и нечестивых городов Содома и Гоморры.

Однажды четыре царя с востока пошли войной против Содома и Гоморры, попутно захватив Лота и его семью. Авра­ам посчитал нападение на Лота нападением на самого себя, со­брал войско из друзей и верных слуг и отправился выручать Лота. Большую трудность представляла даже погоня за уходя­щими царями, - Аврааму пришлось пройти около трехсот ки­лометров, прежде чем он настиг их у Дамаска. Авраам напал на них ночью, нанес им полное поражение, освободил пленников и вернул все захваченное имущество.

Эта победа наверняка была особенно приятной для Авра­ама. Она вновь показала намерение Бога благословлять и хра­нить его. Если бы Авраам не доверял Богу, то его погоня за четырьмя царями, окруженными опытными воинами, была бы самоубийством.

Возможно, эта победа была приятной и по другим причинам. Эти цари были из той самой земли, которую оставил Авраам, чтобы прийти в Ханаан. Исследователи считают, что Кедорлаомер, царь Елама, был тем самым монархом, под властью которого Авраам жил в Уре Халдейском. Род Авраама был хорошо известен, поэтому, вероятно, царь знал, или ему сообщили, кого он захватил в лице Лота. Это был вызов, на который Авраам дал достойный ответ.

Приливы и отливы веры

Иногда самым большим испытанием для веры становится не критическая ситуация, а повседневная рутина.

Можно предположить, что именно это произошло с Авраамом. Бог, конечно, благословил его богатством, но что же произошло с обещанием сделать из семени Авраама великий народ? Прошло уже много времени в Ханаане, но Сарра была по-прежнему бесплодной. Их биологические часы неумолимо отсчитывали время. Аврааму было около 85 лет, а Сарра была всего на десять лет моложе.

После сражения с царями Бог явился Аврааму в видении и сказал:

«Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (15:1).

Ответ Авраама, который может показаться резким, вероятно, указывает на то, что занимало все его мысли.

«Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска».

Если у Авраама не будет детей, то его наследником станет главный управляющий.

Бог заверил Авраама, что его наследником будет не Ели­езер, но ребенок, рожденный от семени Авраама. Бог говорил с Авраамом, убеждая его в том, что Он не забыл обещание, и что оно будет исполнено. Несомненно, это помогло на некоторое время снять беспокойство Авраама и Сарры.

Но часы продолжали отсчитывать время, а ребенка по-прежнему не было. Поэтому Сарра решила помочь Богу выполнить Его обещание (16:1-2). Она дала Аврааму в жены свою служанку Агарь со словами: «Может быть, я буду иметь детей от нее». Этот поступок вызывает у нас неприятие, но такая практика была довольно распространенной на востоке. Законы некоторых народов требовали того, чтобы бесплодная жена обеспечивала себе замену.

Несмотря на благие намерения, которые может иметь человек, не следует переходить за рамки того, что говорит Бог. Ничего хорошего у Сарры не получилось. Она хотела избавиться от позора бездетности, но вместо этого принесла в свой дом презрение.

Агарь стала презирать свою хозяйку, потому что смогла дать Аврааму то, чего не могла сделать Сарра.

Проблемы в семье

Напряженность между Саррой и Агарью достигла такого уровня, что это отразилось на отношениях между Саррой и Ав­раамом (16:5). Сарра настолько жестко обходилась с Агарью, что та убежала. В видении ангел велел Агари вернуться к госпоже и обещал, что потомки ее ребенка станут великим народом.

Агарь родила сына, которого Авраам назвал Измаилом. Авраам любил Измаила и с радостью сделал бы его своим наследником. Однако Бог не изменил Своего решения.

Прошло тринадцать лет, во время которых, как можно предположить, Авраам утратил былую стойкость веры. Бог явил­ся ему, чтобы вновь подтвердить завет (глава 17). На этот раз Бог дал Аврааму знамение завета.

Следует помнить, что в свое время знамение своего завета с Богом получил Ной.

Символом завета с Авраамом стало обрезание. Именно в этот раз Бог из­менил имя патриарха с «Аврама», что означало «вознесенный отец», на «Авраама» со значением «отец народов» или «отец множества». Имя его жены было изменено с «Сары» на «Сар­ру». Первое имя означало «моя княгиня»; второе - «княгиня». Смысл этого в том, что Сарре предстояло стать княгиней для народов, а не только для Авраама.

Когда Бог сказал, что Сарра станет матерью народов, Авраам рассмеялся и мысленно посчитал эту идею нелепой (17:17). Он просил Бога, чтобы его наследником мог стать Измаил. Однако Бог отверг Измаила как обещанное семя, через которого должны , и напомнил о Своем изначальном обещании.

Нам понятно, какому испытанию подверглась вера Авраама. Ему было 99 лет; Павел говорит, что его тело было «омертвелым», и Авраам это знал.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
(Евр.11:12)

Сарра также уже вышла из возраста дето­рождения.

Отступление в повествовании

В определенный момент в повествование об Аврааме вклинивается отступление, рассказывающее о разрушении Содома и Гоморры и несчастьях Лота (главы 18 и 19). В этом отступлении говорится об образовании двух народов, которые будут тесно связаны с Израилем на протяжении столетий.

Авраам просил Бога не истреблять Содом и Гоморру. Вероятно, он опасался, что в пламени огня погибнут некоторые члены семьи Лота. Но среди множества жителей этих городов не нашлось даже десяти праведников, ради которых Бог согласился пощадить Содом и Гоморру.

Бог послал ангелов, чтобы предупредить Лота, но его зятья отказались выйти из города, восприняв все это как шутку.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
(Быт.19:14)

Даже его жена оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Какой ужасный конец для человека, которому для жизни в этих городах были даны прекрасные стартовые возможности!

Но на этом история Лота не закончилась. Со своими незамужними дочерьми он начал жить в пещере на Мертвом море. Несомненно, они пребывали в удрученном состоянии, и этим девушкам, привыкшим к городской жизни, вряд ли нравилось жить в пещере.

Надо отдать им должное - они проявили максимум изобретательности. Они дважды напоили своего отца, так что он не отдавал себе отчета в своих поступках, и забеременели от него.

Сын старшей дочери стал родоначальником Моава (моавитян), а сын младшей - аммонитян. При чтении Библии стоит обращать внимание на взаимоотношения этих народов с Израилем.

Дитя обетования

Совершенно неожиданно в Книге Бытия появляется следующее утверждение:

«И призрел Господь на Сарру, как ска­зал; и сделал Господь Сарре, как говорил» (21:1)

Сарра зачала и родила Аврааму ребенка «в старости его». Они назвали сына Исааком.

Хотя Библия сообщает об этом довольно сдержанно, нет сомнений в том, что ребенка приняли со всей радостью и любовью, которые на протяжении многих лет ждали своего часа. Однако рождение Исаака пробудило давнее соперничество между Саррой и Агарью, и на этот раз в нем был замешан Измаил.

Дети довольно быстро улавливают настроение своих родителей, и Измаил, которому к этому времени уже исполнилось семнадцать лет, стал дразнить Исаака в тот день, когда Авраам праздновал его отлучение от груди. Исааку было около трех лет; в те времена детей отлучали от груди позднее, чем теперь. Сарра заметила насмешки и разозлилась.

Она вновь потребовала выгнать Агарь и Измаила из дома. Измаил стал достаточно взрослым, чтобы вместе с матерью выжить в пустынной местности, поэтому Бог сказал Аврааму не беспоко­иться и отпустить их.

Павел объясняет духовный смысл истории об этих двух женщинах и их сыновьях в Послании к Галатам 4:21-31.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
(Гал.4:21-31)

Конечно, долгожданное исполнение обещания Бога о рождении Исаака полностью возродило и укрепило веру Авра­ама. Однако самое большое испытание было еще впереди.

«Принеси его во всесожжение»

«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (22:2).

Бог сказал это так, чтобы Авраам четко знал, о ком идет речь. У него был еще один сын, Измаил, который уже не жил с ним в одном доме. При этом Авраам имел возможность убедиться в том, что его любовь к Исааку была хорошо известна: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь».

Как Авраам ответит на это?

На следующий день, ранним утром, Авраам отправился в путь на север, взяв с собой Исаака и двух слуг. То, что он рано вышел из дома, говорит не о его желании принести сына в жертву. Напротив, он хотел исполнить трудную задачу, чтобы она поскорее осталась в прошлом.

На третий день пути в отдалении они увидели гору. Считается, что впоследствии на этой горе стоял храм.

Авраам велел слугам остаться с ослом, пока «я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». В этих словах подразумевается следующее. Авраам верил в то, что он приведет Исаака назад после поклонения; он не рассчитывал на то, что Бог остановит принесение Исаака в жертву.

Павел объясняет (Евр. 11:19), что Авраам верил в способность Бога воскресить Исаака из мертвых.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
(Евр.11:19)

Авраам считал, что ему придется пойти до конца и заколоть своего сына. Несмотря на то, что Авраам был готов принести Исаака в жертву, он по-прежнему верил в то, что именно Исаак будет его наследником обетования.

Вера дает человеку возможность поступать правильно, даже если при этом он не до конца понимает Бо­жий замысел.

По пути на гору Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?».

Исаак был вдумчивым ребенком; в тот момент ему, вероятно, было около десяти лет. Склонность к размышлениям (см. 24:63) подсказала ему, что происходило нечто странное, и, возможно, он даже догадался, что сейчас произойдет.

Отец ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».

Восприимчивый ребенок тонко чувствует поведение родителей. Вероятно, непривычная серьезность, отсутствие разговоров, задумчивые взгляды со стороны отца и скрытность относительно цели этого путешествия помогли Исааку заподозрить неладное.

Придя на гору, Авраам незамедлительно принялся за дело. Он возвел жертвенник и положил на него дрова; затем он связал Исаака и возложил его на жертвенник.

Что в такой ситуации можно сказать своему сыну? Что Исаак говорил своему отцу? Плакал ли он? Можно задать еще много подобных вопросов. К счастью, автор упустил эти подробности. Мы знаем лишь то, что для Авраама это было невероятное проявление веры.

Когда Авраам занес нож, чтобы отнять жизнь Исаака, ангел Господень воззвал к нему:

«Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что бо­ишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твое­го, для Меня»

В этот момент Авраам увидел барана, рога которого запутались в зарослях кустарника. Он освободил Исаака и принес барана в жертву вместо сына.

Почему Богу потребовалось такое испытание Авраама? Хотя ангел сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога», мы не думаем, что это испытание было только для Бога.

Подобно всем Его деяниям, оно было на пользу каждого вовлеченного в него человека.

Исаак был возвышен в своей юности. Оказавшись на жертвеннике не за свои грехи, он стал символом Иису­са Христа.

Авраам утвердился в своей вере. Зачастую мы не знаем, как мы встретим испытания. Авраам получил возможность заслужить титул «отец верных», и он использовал эту возможность.

16 Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
(Рим.4:16)

Возможно, самое замечательное благословение этой истории было предназначено для людей, которые жили и живут позднее, включая нас. Отец, приносящий своего сына в жертву, дал людям возможность подготовиться к тому, что истинный Отец человечества отдаст Своего возлюбленного Сына в жертву за человека.

Если бы иудеи поняли этот символичный урок во всей его полноте, то смерть Иисуса на кресте не была бы для них камнем преткновения.

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
(1Кор.1:23)

Смерть Сарры и Авраама

Наполненная событиями жизнь Сарры и Авраама подходила к концу. Они стали людьми веры, которую требовал Бог. Они дали миру семя, в котором благословятся все народы. Они так никогда и не вернулись в Месопотамию, даже на короткое время, что, возможно, символизирует христиан, которые оставляют мир ради Царства Божьего и не оглядываются назад.

Через несколько лет после почти состоявшегося жерт­воприношения Исаака возлюбленная жена Авраама умерла в возрасте 127 лет (23:1). Авраам купил поле для погребения недалеко от Хеврона у хеттеянина по имени Ефрон. Очевидно, это поле располагалось в долине, и на одном его конце, к которому примыкала возвышенность, находилась пещера. Эта пещера при Махпеле стала гробницей Сарры и, впоследствии, нескольких патриархов.

После смерти Сарры Авраам поручил слуге найти жену для Исаака из числа его родственников. К этому времени он четко представлял себе, что у Бога был особый замысел в отношении Исаака. Он знал, что родословная еврейского народа и Мессии должна сохраняться в чистоте. Кроме того, ему сообщили, что его брат Нахор и его жена Милка были благословле­ны сыновьями и дочерьми (22:20-24). Итак, Авраам отправил в Харран своего слугу, чтобы сосватать жену для Исаака.

Этот слуга был хеттеянином, но, очевидно, он уверовал в единого Бога, потому что он молился Господу об успехе своего предприятия, и Бог даровал ему удачу. У колодца при въезде в Харран он встретил молодую женщину по имени Ревекка. Красивая и умная девушка оказалась внучкой Нахора. После довольно продолжительных переговоров между слугой Авраама, с одной стороны, и Вафуилом, отцом Ревекки, и ее братом Лаваном, с другой стороны, право окончательного решения предоставили Ревекке. Ее спросили: «Пойдешь ли с этим человеком?», и она ответила: «Пойду».

В тот вечер, когда караван верблюдов привез Ревекку и ее кормилицу, данную ей в услужение отцом, в пристанище семьи Авраама в Ханаане, Исаак гулял в поле, размышляя и оплакивая смерть матери. Он увидел караван, а Ревекка увидела его. Она спустилась с верблюда и накрылась покрывалом. Исаак отвел ее в шатер, который прежде занимала его мать, и это было особой честью. Ревекка стала женой Исаака; его лю­бовь к ней стала утешением для него после смерти матери.

Хотя в Библии сказано, что Авраам был «стар и в летах преклонных» (24:1), очевидно, что омоложение, данное Богом его телу и сделавшее возможным рождение Исаака, произвело длительный эффект.

Он взял другую жену по имени Хеттура, которая родила ему еще шестерых сыновей. Эти дети, родившиеся на закате жизни Авраама, несомненно, приносили ему много радости, но все основные события его жизни уже закончились.

Имена этих сыновей названы в родословных, например, в 1 Книге Паралипоменон, но, помимо этого, о них ничего неизвестно.

«И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему» (25:8).

Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил погребли его в пещере при Махпеле, рядом с его любимой Саррой.

Подведение итогов

Завет Бога с Авраамом обещал ему и его потомкам великие благословения. Многие обещания исполнились при жизни Авраама, например, богатство, покровительство Бога и наследник. Другие обещания претворились в жизнь позднее, когда его потомки стали великим народом, обрели собственную землю и приняли закон из руки и от сердца Бога.

Этот завет по-прежнему действует. Некоторые его положения исполнились только в христианскую эпоху. Обещание о том, что в Аврааме будут благословлены «все племена земные», исполнилось только тогда, когда Иисус, придя в этот мир, умер за грехи всех людей и призвал верующих из всех народов в Свое царство.

Теперь, когда этот завет исполнился полностью, его обетования касаются только духовных и вечных ценностей, а не материальных и преходящих благ.

Царство не ограничено географическими рамками; оно — духовное; оно — для всех.

Покровительство, которое нам дает Бог, защищает нас не от хананеев, но от нашего реального врага, — дьявола. Наши благословения это вечное богатство, а не земные сокровища, и наш дом это небеса, а не Ханаан.

Даже символ завета изменился, и обрезание плоти превратилось в обрезание сердца.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:28,29)

Все истинные верующие это дети Авраама, потому что он есть отец верных. Истинный завет с Авраамом, задуманный Богом от начала и явленный в Новом Завете, стал заветом для каждого человека, который принимает его по вере.

Завет Бога с Аврамом

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Завет Бога с Авраамом В земле Ханаанской Бог явился Аврааму в видении ночью и сказал ему: «За твою веру Я дам тебе великую награду». Авраам на это сказал: «Господи! Чем Ты наградишь меня, когда детей у меня нет и чужому достанется имение мое?» Господь ответил: «Нет, не чужой

Из книги Иудаизм автора Барановский Виктор Александрович

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Завет с Адамом, завет с Ноем и вечный завет Завет с Адамом тесно связан с Божьим обетованием в Быт. 3:15, которое называется протоевангелием (первой проповедью Евангелия). Согласно этому Евангелию в его высшем значении, Христос - Семя победит лукавого (Рим. 16:20). Завет с Ноем

Из книги Рукописи из кельи автора Феофан Затворник

3. Завет с Авраамом, Синайский завет и завет с Давидом Завет благодати с Авраамом (Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14) имеет фундаментальное значение для всего хода истории спасения (Гал. 3:6–9, 15–18). Через семя Авраама, под которым понимаются не только его бесчисленные потомки, но и

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. Завет Бога с еврейским народом Завет сей окончательно утвержден на Синае, но приготовление к нему начато с первого приближения Божия к Израилю в Египте. Положительная религия сходит с неба, но селение ее на земле всегда есть сердце. В нем она насаждается, им усвояется и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Завет Бога с Ноем 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: "И обонял

Из книги Бытие и Исход из Торы автора Мельников Илья

Подтверждение завета Бога с Аврамом 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение "Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского..." Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского вместе

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: "В этот день заключил Господь завет с Аврамом…" Еврейское название завета "берит", происходящее от глагола, означающего "резать,

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Глава 17 Бог возобновляет завет Свой с Аврамом 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 1. "Аврам был девяноста девяти лет..." "Для чего Бог медлил столько времени? - задается вопросом святой

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Божий завет с Аврамом 1 После этого Господь обратился к Авраму в видении:- Не бойся, Аврам.Я - твой щит;награда твоя будет весьма велика.2 Но Аврам сказал:- О Владыка a, Господь, что Ты можешь мне дать, если я остаюсь бездетным, и мое имущество унаследует b Элиезер из

Из книги автора

ИСХОД И ЗАВЕТ БОГА С ЕГО НАРОДОМ Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Свое правление Моисей осуществлял

Из книги автора

Всемирный потоп и завет Бога с Ноем Зло быстро распространилось в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца

Из книги автора

Завет Бога с Аврамом и Обетование сына После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот

Из книги автора

21. Завет Бога с Ноем. 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:“И обонял

Из книги автора

7. Подтверждение завета Бога с Аврамом. 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.“Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского…”Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского

Из книги автора

Глава 17. 1. Бог возобновляет завет Свой с Аврамом. 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;1. “Аврам был девяноста девяти лет…”“Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом

Священная история выделяет тему взаимоотношений человека и Бога, описывая реальные события и в то же время обнажая религиозный смысл исторического факта. Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого . Он не только наказывает Адама и Еву, но и, обращаясь к ним, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом и спасет от его власти род людской.

Заметим, что Бог не говорит: “Я сотру главу змия”, - но говорит: семя жены сотрет главу змия. Это означает, что в битве с мировым злом и в новом обретении человечеством рая будет участвовать не только Бог, но и человек своим личным усилием .

Другими словами, соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества. Дабы зримо явить людям эту истину, Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака. Об этом городе известно не только из Библии, но и из других исторических источников.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть примерно четыре тысячи лет назад, во времена глубокой древности. Бог, избирая Авраама, желает восстановить религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений, вновь обнаруживая Свое присутствие в человеческой истории. Он обращается к Аврааму с призывом и обещанием:

“Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое” (Быт. 12. 1–2).

И Авраам совершает на первый взгляд весьма нелогичный поступок: он оставляет насиженное место, свой дом и вместе со всем семейством, скотом и иным достоянием отправляется в трудное путешествие через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь.

Ханаан - это приблизительно нынешняя Палестина. Авраам следует туда, не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. И в ответ на эту веру, на это сыновнее послушание Господь дает Аврааму великое обетование. Он заключает с Авраамом завет - первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу.

Господь же испытывает веру Авраама, и весьма сурово. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие: наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. Ребенок возрастает, подавая своей семье радость и надежду, что через него действительно осуществятся Божественные обетования. Но когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему в жертву сына. Можно себе представить, сколько надежд Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и самый завет - союз Бога с человеком - основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о завете с Авраамом, искушает его, говоря: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…” (Быт. 22. 2).

Как же отвечает Авраам на этот призыв Бога? Он берет своего отрока, седлает осла и поднимается на высокую гору. Там складывает жертвенник, приготовляет дрова для всесожжения, разводит огонь и, связав Исаака, возводит его на жертвенник. И когда Авраам заносит над головой сына своего нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку.

Итак, Авраам явил всецелую верность Богу - вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог благословляет Авраама потомством, на котором почило особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.

Кто же он, Авраам, - праведник, мудрец, ученый, философ? Нет, он был простой кочевник, ничем не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Даже с точки зрения этической Авраам мало чем отличался от своих соплеменников и современников, ибо жил по законам выпавшего ему времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. До того, как он был отмечен Богом, это был человек не лучше и не хуже других, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.

Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от союза с Ним, то Авраам заключил союз с Богом. Адам решил строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на магическую силу природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам - это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью. И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей.

Бог, устанавливая завет-союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека. Свободою как Божественным даром продолжает владеть каждый смертный. Однако участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему .

История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной проблемой, - проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу.

Адаму выпало стать первым ослушником Божественной воли; Авраам свободно и сознательно подчинил себя воле Божией, пронеся верность Богу через самые суровые испытания. “Подвигом веры” называл святитель Василий Великий готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие, даже если оно на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Именно этот подвиг совершил Авраам.

“Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет… Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить” (Евр. 11. 8, 17, 19).

История Авраама весьма поучительна: она помогает понять каждому, что и его отношения с Богом, его личный завет-союз с Творцом также могут проходить полосу испытаний и трудностей, разочарования и недоумений. В самом деле, многим ли из нас удавалось прожить жизнь, ни разу не возроптав в сердце своем: “Господи, как же Ты попускаешь совершаться подобной несправедливости по отношению ко мне (или к моим ближним)?” И нередко в недоумении и бессилии восклицаем: “Где же Бог?”

Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней - единственное наше спасение. И, быть может, история Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву возлюбленного своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание Отцу Небесному и упование на Его неизреченную милость.

Август 27, 2017

В Библии говорится о нескольких заветах, когда Бог был инициатором завета и заключал их с людьми. Сегодня мы рассмотрим Завет Бога с Авраамом.

Для начала рассмотрим смысл и значение слова завет.

Завет - наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям.

Завет в богословско-религиозном словоупотреблении - торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством).

Итак, завет – это торжественный договор Бога с человеком, где обе стороны должны быть верны в исполнении устава договора. В нашем случае Йеhова и Авраам должны были на протяжении актуальности срока договора быть верным уставам договора.

Что же было причиной, которая побудила Бога заключить договор с Авраамом?

Для чего нужен был Завет Бога с Авраамом

В 15 главе Бытие повествуется о том, что между Авраамом и Богом произошел диалог. Авраам жалуется на то, что он остается бездетным. Бог же говорит Аврааму что земля, в которой он поселился, будет являться собственностью Авраама навечно. Авраам же говорит, что как это может быть, если у него нет детей, кому он мог бы передать в наследство землю, разве только своему слуге, который останется наследником после смерти Авраама.

Однако Бог обещает Аврааму, что наследником его будет тот, кто выйдет из чресл его. Другими словами, наследником будет тот, кто будет настоящим сыном Авраама. И Бог обещает, что от этого сына у Авраама будет столько потомства, сколько на небе звезд.

Итак, предметом договора в Божьем плане является потомство или точнее многочисленный народ, который произойдет от Авраама и его сына.

Для чего Богу нужен народ, произошедший от Авраама

У Всевышнего Свои планы. Он говорит через Исайю:

8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.

9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —

11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Бог дает Аврааму обещание размножить его потомство и сделать великим народом. Цель существования этого народа сказана Богом через пророка Исайю:

21 Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.

Богу нужен был народ, который бы возвещал славу Божью всем остальным народам Мира. По этой причине, Бог избрал верного раба Авраама, который исполнял уставы и законы Бога и ходил свято пре Ним.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

Бог обещает исполнить со своей стороны Свое обещание при условии, что Авраам будет ходить непорочно.

Есть порочный образ жизни, когда человек нарушает Закон Творца и не верит в воздаяние за это. Есть непорочный образ жизни, когда человек соблюдает Закон Божий и верит в награду за его соблюдение. Поэтому, чтобы получить землю в наследие и родить великое потомство, Аврааму нужно было исполнить повеления Бога.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

(Быт.17:9-11)

Завет Бога с Авраамом во времена царств Израиля

Как уже выше говорилось, народ Израиля, внука Авраама, Бог образовал для Себя. Бог крайне заинтересован в существовании этого народа, о чем говорит Его инициатива – заключил договор с Авраамом. Не Авраам был инициатором договора, но Сам Йеhова.

Существует точка зрения, что народ Иакова жил для себя. Однако это не так. Какой смысл возвещать славу Йеhовы самим себе? В обязанность народа входило возвещать славу Йеhовы всем народам (гоим). Для чего? Чтобы те обратились от злых путей своих и познали праведный путь Йеhовы, основанный на святых заповедях Его.

В праздник Кущей (Суккот), в течении семи дней в жертву приносилось 70 быков. Принято считать, что количество быков приносилось в соответствии с семидесятью народами гоим. Среди этих народов были богобоязненные люди, живущие по совести, а некоторые и по заповедям, о которых они слышали. За таковых Израиль приносил жертвы и освещал их перед Адонаем Мира.

Когда Соломон построил Храм Йеhове, в своей молитве он просил Его благословить язычников принесших жертвы в Храм и принять их от них.

41 Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, —

42 ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего,

43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.

(3Цар.8:41-43)

Услышал ли Бог эту часть молитвы? Бесспорно, потому как цель создания народа Иакова и Храма – это возвещать славу Йеhовы гоим.

3 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

Таким образом, мы видим, что сыны Иакова являются посредниками между Йеhовой и народами земли, чтобы спасти их от Великого Суда.

С появлением Христианства, это учение кардинально изменилось. Христиане учат видеть в еврейском народе великое зло для человечества, а в самом Христианстве великое благо для мира. Но как показывает мировая история, все великие беды в мир принесло именно Христианство, а не еврейство или какая-то другая религия. Две мировые войны, унесшие миллиарды жизней, развязало Христианство, не считая более 100 миллионов европейцев замученных и казненных в годы инквизиции.

Кроме того, называя себя духовным Израилем , Христианство больше всех уничтожило еврейского народа, в отличие от других религий, и, причем якобы как месть за то, что евреи убили их Бога. Даже само обвинение, выглядит абсурдным – убили их Бога. Если Бога убили, то это уже не Бог. Бога не то, что невозможно убить, Его невозможно даже увидеть. Богу чуждо понятие смерти, так как Он бессмертен. А если люди смогли убить Бога, то это был не Бог – это лжебог, бог которого люди сделали богом для себя.

Актуален ли Завет Бога с Авраамом в наши дни

Бог заключил завет с Ноем и знамением его является радуга. Актуален ли этот завет сегодня? Однозначно, да. На основании этого можно с уверенностью сказать, что завет с Авраамом актуален и сегодня и в будущем, покуда существует этот мир.

16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.

17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.

18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей.

19 Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!

20 В то время даже на конских уборах будет [начертано]: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем.

21 И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.

(Зах.14:16-21)

Земля, обещанная Аврааму, неизменно остается за избранным народом Иакова. Именно туда будут приходить все народы, поклоняясь единому Богу Йеhове:

8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.

9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.

Гоим участники завета Авраама через Машиаха

Изначально гоим присоединялись к сынам Иакова посредством Левитского освящения. Краеугольным священнодействием являлось обрезание. Посвящение в сынов Иакова, язычника, совершалось тогда, когда тот отрекался от своих богов и принимал в свое сердце 10 речений Торы. После этого совершалось посвящение через обрезание и другие ритуалы освящения.

С приходом совершенного священства – священства Машиаха, данное посвящение стало не актуальным, по той причине, что данное священство обрезает плотское сердце человека, даруя ему по его вере бессмертие, некогда утраченное Адамом.

Однако для того, чтобы наследовать вечную жизнь, недостаточно получить рождение свыше. Ежедневное хождение во свете даст возможность на участие в вечной жизни.

Аврааму было сказано: … будь непорочен..

Непорочность и порочность определяется только посредством Закона. Несоблюдающие Закон — это порочные люди.

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие .

(Матф.7:21-23)

Итак, чтобы быть участником договора Авраама и быть в числе сынов Иакова следует не только верить в Йешуа hа-Машиаха, но и ходить во свете посредством соблюдения заповедей Творца, ведя непорочный образ жизни.

Сегодня около 7000 тысяч языков и наречий возвещают славу Йеhовы, получив усыновление, став сынами и дочерями отца нашего Авраама. И потому, земля дарованная Аврааму – это родная земля этих людей, потому, как и они являются наследниками Авраама.

11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками,

12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Итак, если гоим вошли в общество сынов Иакова посредством веры в Мессию, они являются детьми Авраама. Милость Творца по отношению к гоим велика:

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

(1Пет.2:9-11)

Эта милость, действующая и в наши дни, свидетельствует об актуальности завета Бога с Авраамом, потому как Бог не может изменить Своего обещания и потому, умножает детей Аврааму, усыновляя их через Мессию Йешуа.