Значит одаренность. Что такое одаренность. Чем отличается одаренность от таланта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Что такое одарённость?

2. Культурное развитие ребёнка

3. Оценка одарённости и проблема культурного развития

4. Анализ одарённости и культурного развития

Заключение

Список литературы

1. Что такое одарённость?

Для того чтобы ответить на основной вопрос, связи одарённости и культурного развития ребёнка, необходимо знать, что такое одарённость и что включает в себя культурное развитие.

Одарённость или общая одарённость -- уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости.

Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной -- то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей -- то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, французский писатель и философ Монтень (1533-1592), заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант. Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят "ждать милостей от природы". Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, "нет плохих учеников, есть плохие учителя...". Возможно это и так, но природа часто показывает, что у нее свои законы и правила распределения даров, и видимо, свои представления о справедливости и равновесии.

В последнее время многое стало меняться, и термин "одаренность" вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.

Немного истории.

Для выяснения сути понятия "одаренность" кратко остановимся на истории его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения".

Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон(1822-1911), вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности. Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице и т.д.

Отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности - Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественном научном русле. Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине "tabula rasa" (лат. "чистая доска"). Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

Общая одарённость и специальная.

Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности.

Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, что выдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; М.В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником;

А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долго продолжать.

Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности. Эта идея приобрела популярность в основном среди тех, кто прежде активно выступал против самого понятия "одаренность", но вынужден был признать его существование под давлением реально наблюдаемых явлений. Ведь если мы признаем эту точку зрения, то мы вынуждены признать и вытекающий отсюда логический вывод: нет людей (детей) не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь человеку (ребенку) реализоваться. Но как же на самом деле?

Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.

Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе - большая редкость.

Кого считают одарённым?

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми ;

Дети, хорошо обучающиеся в школе(академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Отметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории.

Современные концепции одарённости.

Итак множественные исследования показали, что одаренность - это не то, что выявляется по тестам интеллекта; также не позволяют сделать это замечательные методики для определения уровня творческих способностей; раннее проявление способностей к какой-либо деятельности также еще не является гарантией выдающихся достижений в будущем; что успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

Творческости;

Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж.Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)

Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. одарённость ученый ребёнок социальный

2. Культурное развитие ребёнка

Теперь перед нами встаёт вопрос, как проходит процесс культурного развития одарённого ребёнка в социальном обществе.

Влияют ли на его развитие те нормы, которые приняты в этом обществе. Над этим вопросом стали задумываться уже давно некоторые учёные. Английский психолог Д.М.Болдуин (1861-1934) был одним из немногих ученых рубежа XIX-XX веков, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но и эмоциональное, и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него. В своем произведении "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения (исследование по социальной психологии)" (1913) Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, то есть изучение того, что представляет собой личность с социальной точки зрения, и изучение общества с точки зрения личности. Говоря о том, что в духовном развитии переплетаются приобретенные и врожденные качества, Болдуин отмечал, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды.

В своих работах Болдуин доказывал, что современное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуина, влияет и на формирование самооценки, так как "хороший" человек - это, как правило, хороший с точки зрения людей его круга. В самооценке, как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, закрепленная в обычаях, условностях, социальных учреждениях. При этом существует два круга норм - более узкий, относящийся непосредственно к тому семейному кругу, в котором живет ребенок, и более широкий - того социума, народа, страны, к которой он принадлежит. Так как все дети данного круга и данной нации попадают примерно в одинаковые условия и учатся одному и тому же, то у среднего уровня не существует противоречий между личными и общественными нормами. Такие противоречия возникают только у выдающихся людей, которые считают возможным поставить себя выше общества и жить по собственным законам. Так опять возникает мысль о сверхчеловеке. Однако - в отличие от Ницше - Болдуин подчеркивал, что это не обязательно асоциальная личность, это может быть человек, просто обогнавший свое время.

С позиций общественных норм и ценностей Болдуин рассматривает и такие понятия, как одаренность и гениальность. Для него в исследовании одаренности самое главное не установить разницу в IQ, а проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Таким образом, гений и общество должны быть согласны относительно пригодности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям. Из этого понятно, почему Болдуин настаивал на необходимости для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассматривал ее как инструмент подготовки человека к жизни, к сложным социальным отношениям.

3. Оценка одарённости и проблема культурного развития

Сегодня во всём мире чаще всего применяется система оценки одарённости при помощи тестирования (определение IQ). Но таким образом не всегда возможно точно определить степень одарённости в полном объёме.

Измерение и оценка одаренности стали за последнее время делом большой практической важности. Высказанная в Америке и во Франции в конце XIX в. мысль о возможности выражения в цифрах степени одаренности ребенка в течение последних десятилетий сумела найти свои конкретные формы, и теперь мы не только имеем ряд разработанных систем тестов, но и с успехом применяем их в школе, клинике и производстве.

Идея, лежащая в основе современных тестов на исследование одаренности, вкратце заключается в следующем: если дать испытуемому ряд задач, из которых каждая имеет в виду деятельность, связанную с определенной психологической функцией, если затем расположить эти задачи в порядке возрастающей трудности, то естественно, что человек, более одаренный в отношении данной функции, окажется в состоянии решить большее количество таких задач или проделать их с большим успехом. Это дает возможность выражать степень одаренности в некоторых относительных цифрах. На таком принципиальном положении основаны все тесты одаренности, отдельные системы их отличаются уже в деталях, в приемах осуществления этой основной идеи.

Так, известная система «психологического профиля» профессора Россолимо исходит из того, что изучает высоту развития отдельных функций (внимания, памяти, воли, сметливости и т. п.), выражая эту высоту в условных единицах - числом проделанных задач; результатом такого обследования является «психологический профиль», указывающий на высоту каждой отдельной функции. Другая известная система тестов - система Бине - пытается дать суммарную оценку степени развития ребенка данного возраста. Подметив, что далеко не каждая задача доступна для детей различных возрастов, Бине подобрал ряд эмпирических серий тестов, каждая из которых легко решалась нормальным ребенком данного возраста. Такие серии задач были выработаны для трех-, четырех-, пятилеток и т. д. Если ребенок данного возраста оказывался отсталым, то он обычно не решал всех задач соответствующего возраста. Так эмпирически вычислялась степень его развития или отсталости.

Однако хорошая и верная по существу мысль об измерении одаренности путем тестов оказывается довольно сложной задачей, если мы пытаемся подойти к ней ближе.

В самом деле, какие именно свойства должны испытываться в различных тестах на одаренность? Что именно является одаренностью и что обычно принято понимать под этим термином?

Присматриваясь ближе к различным системам тестов на одаренность, мы убеждаемся, что в них испытываются часто совершенно различные, взятые из совершенно разных областей функции. Можно сказать, что почти все современные тесты на одаренность исследуют или состояние врожденных психофизиологических функций, или же совершенно другое -развитие навыков и степень осведомленности человека. Первый цикл процессов, как предполагается, не подвержен развитию или подвержен ему в малой степени; поэтому-то часто бывает важно испытать естественную память человека, его зрение, его слух, скорость его движений и т. п. Однако осведомлённость человека, конечно, подвержена сильнейшим изменениям и сама является результатом более или менее богатого опыта, более или менее удачного и длительного контакта со средой. Если мы проанализируем данные, получаемые, например, в результате исследования тестами Бине, то должны будем признать, что нами получен, собственно говоря, весьма разнообразный материал и что за суммарной цифрой, выражающей якобы суммарный возраст ребенка, кроется недифференцированная комбинация оценочных природных свойств и полученных в школе знаний. В самом деле, свидетельствует ли об одаренности ученика называние денежных знаков, называние месяцев по порядку, подыскание рифмы к слову и т. п.? На основании этих данных мы можем судить не столько собственно об одаренности, сколько о школьной осведомленности ребенка, о большем или меньшем запасе знаний и слов и т. п. Конечно, все это может входить в широко понятое значение одаренности, но, конечно, далеко не исчерпывает этого понятия. Ведь мы знаем виды и случаи одаренности, которая не сопровождается большим числом знаний. Рядом с исследованием богатства осведомленности ребенка следует изучить и ряд других его особенностей, не имеющих прямой связи с его познаниями, но играющих большую роль в его культурном развитии. Мы думаем также, что для изучения одаренности далеко не достаточно оценить естественные, прирожденные свойства личности.

Можем ли мы без анализа забраковать интеллектуальную работу человека с очень плохой от природы памятью? Можем ли мы признать его малоодаренным, если рядом с плохой от природы памятью он даст нам низкие баллы в отношении других натуральных процессов: скорости реакции, точности движений, внимания и т. п.? Нам кажется, мы были бы не правы, сделав такое заключение. Мы не должны забывать, что у людей, безусловно, одаренных, бывают часто плохие от природы данные, что природный недостаток не остается на всю жизнь зияющим отверстием, что он может заполняться, компенсироваться какими-нибудь приобретенными в течение жизни искусственными приемами и что на базе плохой натуральной памяти при известной «культурной одаренности», как мы показали выше, может вырасти великолепное использование этой небольшой памяти, в то время как в другом случае хорошие природные данные могут лежать без движения.

Констатируя определенное состояние прирожденных свойств человека, мы определяем лишь его «исходное положение», которое при различно пошедшем культурном развитии может дать неодинаковые результаты.

В чем же заключается такое культурное развитие и как подойти к его установлению и оценке путем определенных психологических тестов? Из всего прошлого изложения наш ответ на этот вопрос вытекает сам собой. Мы думаем, что степень культурного развития выражается не только в приобретенных знаниях, но и в умении человека пользоваться предметами внешнего мира, и прежде всего пользоваться рационально своими собственными психологическими процессами. Культура, среда переделывают человека, не только давая ему определенные знания.

Они трансформируют самую структуру его психологических процессов, вырабатывая в нем определенные приемы пользования своими собственными возможностями. Культурная одаренность заключается прежде всего в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных. Умение владеть своим натуральным богатством, выработка и применение наилучших приемов их использования - вот в чем сущность культурной одаренности.

Не нужно думать, что культурная одаренность - единое, постоянное и статическое понятие. Нет, она может иметь совершенно различные проявления, и одаренность в одной области вовсе не обязательно предполагает наличие ее в другой. Музыкант, развивший необычайную культурную деятельность в одной области, может совершенно не обладать данными, которые мы предполагаем у ученого; человек с большой практической одаренностью обладает опять-таки совсем иным комплексом особенностей. Вместо абстрактного и малоговорящего термина, «общая одаренность» выдвигается сейчас понятие целого ряда специальных «одаренностей». Но об этом подробно мы уже говорили в предыдущей главе.

И однако во всех них есть один общий момент, и он сводится именно к максимальному умению использовать свои природные данные, к выработке все новых и новых, внешних и внутренних, простых и сложных по структуре приемов, переводящих натуральный процесс в опосредствованный, искусственный, культурный. В богатстве и активности этих приемов и заложено то общее, что дает понятие «культурной одаренности». Конечно, это понятие предполагает динамический, приобретаемый в живом контакте с социальной средой феномен; эти психологические образования являются продуктом социального воздействия на человека, представителем и плодом внешней культурной среды в жизни организма. Они есть у каждого человека, только в зависимости от истории каждого и от различной пластичности его исходных конституциональных данных они богато развиты у одного и находятся в зачаточном, бедном состоянии у другого. Задача психолога заключается в том, чтобы изучить их с достаточной точностью и определить коэффициент этого «культурного развития» у каждого из изучаемых индивидов. Степень натуральных предрасположений - возрастное состояние нервно-психической деятельности - вся база натуральной невродинамики - и уже затем стадия, структура культурных процессов, степень осведомленности, богатство знаний - вот как представляется программа исследования одаренности личности.

4. Анализ одарённости и культурного развития

Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его.

Этот анализ, проведенный последовательно и до конца, всегда приводит к одному и тому же результату, именно он показывает, что нет такого сложного и высокого приема культурного мышления, который бы не состоял в конечном счете из некоторых элементарных процессов поведения. Путь и значение такого анализа легче всего могут быть пояснены при помощи какого-нибудь конкретного примера.

В экспериментальных исследованиях ставят ребенка в такую ситуацию, в которой перед ним возникает задача запомнить известное количество цифр, слов или другой какой-либо материал. Если эта задача не превышает естественных сил ребенка, ребенок справляется с ней естественным или примитивным способом. Он запоминает, образуя ассоциативные или условно-рефлекторные связи между стимулами и реакциями. Ситуация в экспериментах, однако, почти никогда не оказывается такой. Задача, встающая перед ребенком, обычно превышает его естественные силы. Она оказывается не разрешимой таким примитивным и естественным способом. Тут же перед ребенком лежит обычно какой-нибудь совершенно нейтральный по отношению ко всей игре материал: бумага, булавки, дробь, веревка и т. д. Ситуация оказывается в данном случае очень похожей на ту, которую Келер создавал для своих обезьян. Задача возникает в процессе естественной деятельности ребенка, но разрешение ее требует обходного пути или применения орудия. Если ребенок изобретает этот выход, он прибегает к помощи знаков, завязывая узелки на веревке, отсчитывая дробинки, прокалывая или надрывая бумагу и т. д. Подобное запоминание, основывающееся на использовании знаков, мы рассматриваем как типический пример всякого культурного приема поведения. Ребенок решает внутреннюю задачу с помощью внешних средств; в этом мы видим самое типическое своеобразие культурного поведения.

Это же отличает ситуацию, создаваемую в экспериментах, от ситуации Келера, которую сам этот автор, а за ним и другие исследователи пытались перенести на детей. Там задача и ее разрешение находились всецело в плане внешней деятельности. У нас -- в плане внутренней. Там нейтральный объект приобретал функциональное значение орудия, здесь -- функциональное значение знака.

Именно по этому пути развития памяти, опирающейся на знаки, и шло человечество. Такая, мнемотехническая по существу, операция является специфически человеческой чертой поведения. Она невозможна у животного.

При натуральном запоминании устанавливается простая ассоциативная или условно-рефлекторная связь между двумя точками А и В. При мнемотехническом запоминании, пользующемся каким-либо знаком, вместо одной ассоциативной связи, АВ, устанавливаются две другие, АХ и ВХ, приводящие к тому же результату, но другим путем. Каждая из этих связей АХ и ВХ является таким же условно-рефлекторным процессом замыкания связи в коре головного мозга, как и связь АВ. Мнемотехническое запоминание, таким образом, может быть разложено без остатка на те же условные рефлексы, что и запоминание естественное.

Заключение

Можно с уверенностью рассчитывать, что развивающиеся экспериментально-психологические исследования в недалеком будущем смогут дать нам как готовые системы тестов культурного развития, так и те стандарты, которые можно признать характерными для культурного развития детей отдельных возрастов, биологических и социальных группировок. Изучение наряду с врожденными свойствами человека еще и тех форм нервно-психической деятельности, которые обязаны своим существованием культурному влиянию социальной среды, даст нам возможность ближе понять ребенка наших детских садов и школ, точнее оценить характер его развития и научиться рациональным культурным влиянием продвигать это развитие все больше и больше вперед.

Список используемой литературы

1.А.И. Савенков Психология детской одаренности - Эволюция философско-психологических учений о гении - Учения о гении в философии конца XVIII начала ХIХ вв.

2.Ярошевский М.История психологии от античности до середины ХХ в. 3.Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)

4.Л.С. Выготский, Александр Лурия:Оценка одаренности и проблема культурного развития

5.Теплов М. Б. Избранные труды.

6.Запорожец А. В. Избранные психологические труды.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Концепции одарённости, её качественные и количественные аспекты. Интеллект как фактор социальной одарённости. Черты лидерской одарённости. Социометрическая методика исследования. Элементы социальной компетенции. Основы социального взаимодействия.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2011

    Понятие, сущность, виды и способы выявления одарённости как уровня развития способностей, а также роль личностных факторов в ее становлении. Анализ возрастных особенностей и развития личности одарённых детей. Взаимосвязь одаренности и адаптации человека.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2010

    Изучение явления одарённости в истории психологии и педагогики. Основные признаки, виды и формы проявления одарённости. Содержание отдельных концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной и отечественной практике.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Определение структуры педагогических способностей и выявление путей их развития у учителей. Анализ методологической культуры учителя как фактора становления педагогических способностей. Определение и изучение уровня развития педагогических способностей.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Природа человеческих способностей, их классификация и структура. Зависимость развития способностей от обучения, условия их формирования и развития. Качественные и количественные характеристики способностей человека. Коэффициент умственной одаренности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Понятие человеческого развития и его основные цели. Характеристика главных составляющих концепции развития личности: наделение возможностями, сотрудничество, справедливость, устойчивость, безопасность. Взаимосвязь психики человека и специфики общества.

    реферат , добавлен 10.03.2012

    Теоретический анализ сущности и значения развития творческих способностей человека. Особенности творчества, как психического процесса. Анализ личностных характеристик, которые присущи творческим людям. Изучение концепции редукции творчества к интеллекту.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2010

    Особенности когнитивной и генетической психологических теорий. Общая характеристика интеллекта и психомоторного тонуса человека. Исследование уровня интеллектуального развития и определения психомоторного тонуса ребёнка с помощью рисуночных тестов.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2015

    Наука о закономерностях развития личности. Специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Оценка особенностей воображения по рисунку. Способы развития воображения. Переживания или мысли человека.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2009

    Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского. Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов. Особенности развития творческих способностей и многогранность одаренности.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми. Когда любящие мамы и папы узнают, что их непоседы имеют способности к чему-то, гордости и счастью нет предела. Предлагаем узнать, что же такое одаренность и почему иногда понимают одаренность как отклонение в психическом развитии.

Что такое одаренность?

Некоторые исследователи говорят, что одаренность – это некое сочетание задатков. От него может зависеть возможность достичь успеха, выполняя определенную деятельность. Под данным термином принято понимать не механический комплекс способностей, а новое рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов качество. Одаренность - это в психологии сочетание способностей, обеспечивающие личности возможность успешно выполнить определенную деятельность.

Признаки одаренности

Как маме и папе понять, что в семье растет способный ребенок? Что такое одаренность в психологии и чем выделяются дети с особенными возможностями? Такие непоседы отличаются тем, что:

  1. Стремятся добиваться успехов в обучении и получать новые знания.
  2. Могут самостоятельно действовать при помощи полученных прежде знаний и навыков.
  3. Способны с критической точки зрения оценить происходящее вокруг и при этом проникать в сущность вещей.
  4. Погружаются в философские проблемы, касающиеся сущности мироздания.
  5. Их не удовлетворяют поверхностные объяснения, даже когда они сверстникам кажутся достаточными.
  6. Желают самосовершенствоваться и делают все как можно лучше. Отсюда следует постановка высоких целей и переживания, когда нет возможности их достичь.
  7. Способны полностью сконцентрировать внимание, и погрузится в проблемы.

Чем отличается одаренность от таланта?

В семье растет талантливый или же одаренный ребенок? Чем, собственно, отличается талант от одаренности или же одаренность – это талант? Прежде всего, важно сказать, что талант – это особый дар от Бога. То есть с определенными задатками к чему-либо человек рождается. Такие задатки и принято называть талантом. Что же касается одаренности, то здесь есть необходимость в развитии задатков. Другими словами, развивая свой талант, совершенствуя его и работая над ним, можно достичь успехов в жизни и называться способным человеком.


Виды одаренности

Принято различать такие виды одаренности и их характеристики:

  1. Интеллектуальная одаренность – способности ребенка могут проявиться в разных областях. Это могут быть особенные знания в математике, литературе, языках.
  2. Творческая – непоседа с такими задатками рисует, вышивает, танцует или же поет лучше своих сверстников.
  3. Академическая – дети с такими задатками имеют выраженную способность к обучению. В будущем это поможет стать отличным специалистом.
  4. Социальная – способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с окружающими.
  5. Музыкальная – ребенок проявляет способности в музыке. Таким детям легко дается нотная грамота, они красиво поют и имеют абсолютный слух.
  6. Спортивная – у детей со спортивными задатками лучше сверстников получается в спортивных соревнованиях. Они лучшие на уроках физкультуры.
  7. Математическая – здесь у ребенка способности проявляются в решении самых непростых математических задач и примеров.
  8. Лингвистическая – дети легко могут донести какую-либо информацию при помощи языка. Непоседы с такими задатками могут в будущем стать журналистами и писателями.
  9. Литературная – на уроках литературы одаренные дети с лучшей стороны показывают свои умения. Они запросто могут сориентироваться в литературных направлениях.

Интеллектуальная одаренность

Специалисты говорят про то, что интеллектуальная одаренность – это определенное состояние частных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой деятельности. Данная деятельность связана с созданием новых идей, а также применением не совсем стандартных подходов к разработке проблем. Психологи это понятие называют многозначным. Это обусловлено разными критериями, на основе которых человека можно назвать одаренным. Разделяют такие типы интеллектуальной одаренности:

  1. Люди с высоким интеллектом.
  2. Личности с высокой академической успеваемостью. Сюда входят показатели учебных достижений.
  3. Люди с высоким уровнем развития дивергентных задатков.
  4. Личности с отличной успеваемостью в выполнении определенной деятельности.
  5. Лица с особыми интеллектуальными успехами.
  6. Личности с высокими интеллектуальными возможностями.

Творческая одаренность

Нередко заботливые мамы и папы интересуются, имеет ли их ребенок способности в творчестве. Творческая одаренность – это задатки человека, проявляющиеся в различных сферах творчества – музыке, рисовании, пении, вышивке, хореографии. Одним из первых, кто смог разработать методики для обнаружения творческих задатков детей Е. Торранс. Они называются тестам креативности. В дальнейшем было обнаружено, что с целью реализации личности в творчестве есть необходимость в сочетании уровней развития логического и .

Академическая одаренность

Все родители искренне радуются, если их чадо имеет одаренность и способности к чему-либо. Один из их видов – академическая одаренность. Дети с такими задатками превосходно учатся. Способных детишек разделяют на группы:

  1. Дети со значительными способностями обучения.
  2. Дети, у которых способности к усвоению знаний могут проявляться в одной или же нескольких областях деятельности. Это могут быть точные или гуманитарные науки.

Музыкальная одаренность

Специалисты едины во мнении, что музыкальная одаренность – это непростое качественное образование, включающее специальные музыкальные способности, личностные и творческие составляющие. Под данным термином понимают отдельный случай общих задатков и общий случай применительно к разным музыкальным специализациям. Одна из особенностей этой одаренности в наличии музыкальности, выражающейся в восприимчивости индивида к музыке и повышенной впечатлительности от нее.

Социальная одаренность

Нередко под термином социальная лидерская одаренность понимают исключительную способность устанавливать конструктивные зрелые отношения с окружающими. Принято выделять элементы социальной одаренности:

  • суждения с нравственной точки зрения;
  • управленческие способности.

Социальная одаренность нередко выступает как предпосылка высокого успеха в некоторых сферах. Она подразумевает присутствие способности понимать, сопереживать, без проблем общаться с окружающими. Обладающие такими способностями личности в перспективе могут стать очень высокопрофессиональными учителями, психологами, психотерапевтами и социальными работниками.


Спортивная одаренность

Само понятие одаренности в себя включает разделение на определенные виды, среди которых спортивная одаренность. Под ней понимают комплекс природных качеств, позволяющих достигать вершин в спорте на протяжении многолетних тренировок. Это врожденные особенности человека, обуславливающие некоторый уровень его достижений. При этом задатки могут формироваться неравномерно. Можно наблюдать периоды ускоренного и замедленного развития задатков, однако есть и дети с замедленными темпами формирования способностей.

Математическая одаренность

Математическая одаренность в психологии понимается как частный случай академической одаренности. Структура математических задатков в себя включает такие составляющие:

  1. Получение конкретной математической информации. Способность воспринимать математический материал, охват формальной структуры задачи.
  2. Обработка математической информации, способности , быстро и широко обобщать.
  3. Необходимость хранить математическую информацию.
  4. Общий синтетический компонент. Математический ум, небольшая утомляемость во время решения математических задач.

Лингвистическая одаренность

Не всем известно, что называют лингвистической одаренностью. Языковая одаренность – это не способность к изучению языков, как многие могут подумать. Дети с такой одаренностью имеют способность выразительно и при этом интересно, доступно доносить до людей информацию, благодаря языковым средствам. В перспективе такие дети могут стать поэтами, журналистами, писателями, копирайтерами. Когда есть способность убеждать, то еще и лекторами или публичными людьми.

Литературная одаренность

Многих интересует, какие бывают типы одаренности. В числе самых часто встречаемых – литературная одаренность. Этот вид характеризуется выраженными способностями к созданию текстов художественной направленности. Так, ребенок с ранних лет может увлекаться сочинением стихов, с удовольствием придумывать интересные загадочные рассказы, в которых сам бы с радостью поучаствовал. Психологи рекомендуют родителям активно содействовать в развитии таких способностей, поощрять увлечения ребенка и поддерживать все его литературные начинания.

Дорогие читатели! Мне бы хотелось затронуть важную и нужную всем родителям тему — выявления и развития способностей у детей. Кроме этого, в приводимых отрывках вы узнаете, как не навредить ребёнку учёбой и занятиями, как развить, а не загубить таланты и способности.

Я хочу продолжить публикацию отрывков из замечательной книги Виктории Юркевич «Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность».

Глава 2. Так что же такое одарённость?

Начать следует с совершенно загадочного понятия, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях. Надо сказать, что удовлетворяющего всех понятия способностей еще никто не дал, и все имеющиеся чаще всего вертятся вокруг одного: способности — это то, что нужно для выполнения какой-то деятельности. То есть то, не знаю, что, но только то, что нужно…

Мы в качестве рабочего предлагаем следующее понятие способностей: это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности. В этом, по сути дела, и различия в способностях. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение.

Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать — ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные особенности, т. е. задатки.

Задатки- это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остается «погребенной» в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его способности. Чтобы была совсем понятна эта непростая связь — «задатки-способности» (хотя нельзя сказать, что она понятна хотя бы одному ученому в мире), приведу напрашивающуюся аналогию: задатки — семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:
«Вот, вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод…» (Меф. 13).

Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. В некоторых регионах у нас до 80% неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние…

Что же вкладывается в понятие «одаренность»? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В последнее время, правда, появилась тенденция для обозначения художественной одаренности использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т. п.), а одаренность- это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей.

В одаренность будет входить, таким образом, не только художественная одаренность, но и собственно умственная (интеллектуальная), и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей. Не вдаваясь в содержание различных видов одаренности, я хочу привлечь внимание к проблеме общих способностей и, соответственно, общей одаренности .

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями . Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические. Более того, наличие факта общей основы всех способностей, общих способностей, позволяет утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, скажем, тех же футболистов, будет заведомо выше, чем футболистов не одаренных. Это, кстати, многократно подтвердилось и в специальных исследованиях, и просто в жизни (не случайно, что Пеле оказался и весьма удачливым бизнесменом).
Принимая факт существования общих способностей, мы уже как должное воспринимаем тот факт что вербальное развитие учащихся специальных математических школ (например, в Новосибирске) оказалось значительно выше, чем у учащихся языковых школ (речь идет, скажем, не только о запасе слов, но даже и об уровне сочинений, о само проработке той или иной литературоведческой или культурной идеи).

Надо сказать, что хотя идея существования общих способностей долгое время была предметом чуть ли не «кровопролитных» споров между учеными, да и сейчас еще, стала безусловной, тем не менее учителя, да и многие родители воспринимают ее, что называется, «сходу». Ведь учитель на своем каждодневном опыте каждый раз убеждается, что дети, как правило, бывают либо вообще «умные», «толковые», «сообразительные», «способные» (здесь в смысле именно высокого уровня способностей), либо не очень то умные, не очень-то толковые и сообразительные. И хоть полного соответствия всех способностей почти не существует, все же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней сколько в силу полного к ней пренебрежения.
Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности редко встречаются поодиночке. Не случайны выдающиеся рисунки Пушкина. Не случайно, что, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени, что признавал и вовсе не восторженный царь. Не случаен музыкальный и дипломатический талант Грибоедова или, из другого времени, блестящие способности историка у Ландау. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете — не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.

В дальнейшем предметом нашего разговора будут дети с высоким развитием общих, т. е. прежде всего умственных, способностей. Надо сказать, что говоря об одаренных детях — «вундеркиндах», чаще всего имеют в виду именно детей высоко развитых в целом: они и читать начали в то время, когда другие только начинают говорить, и иностранный язык знают к тому времени, когда другие лишь начинают читать на родном, и чуть ли не с первого класса пытаются овладеть высшей математикой (и так далее, и тому подобное). Кстати, такие «чудо-дети» действительно существуют, и мне приходится по роду своих интересов постоянно встречаться с ними.

Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Не оспаривая эти факты, хочу отметить, что хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Речь идет, как я уже сказала, об общей одаренности.

В связи с этим стоит коротко упомянуть о так называемых сензитивных периодах развития способностей . Было выяснено, что для развития различных специальных способностей существуют определенные, периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей — до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде — вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери — серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.

Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитавный период для развития общих способностей, общей одаренности?

Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что, начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.

Мне в этом году пришлось отбирать детей для специального обучения в школе для одаренных. Дети в 6-7 лет уже, безусловно, делились на одаренных и обыкновенных. Иногда не нужно было специальных тестов, чтобы определить очевидную одаренность ребенка. Это значит, что, по крайней мере, сензитивный период для общих способностей давно начался. А сейчас мы набираем одаренных детей в прогимназию — и в пять лет различия проявляются достаточно ярко.
После всего сказанного первоочередными становятся самые наболевшие вопросы: что же за задатки определяют существование общей одаренности, как развиваются из задатков способности? И, наконец, самое важное для учителей и родителей — почему одни дети становятся одаренными, а другие — их большинство — все же нет?

Продолжение материала читайте тут: глава 3 , глава 4 «, глава 5

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2.Цели и задачи.

Цель –создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;

Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

3.Принципы работы с одарёнными детьми.

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).

Принцип опережающего обучения.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

4.Участниками реализации данного положения являются:

Администрация школы (директор, заместители)

Руководители школьных МО;

Учителя-предметники;

Кл. руководители;

Руководители кружков и секций;

Медицинские работники;

Библиотекарь;

Родители или законные представители учащихся.

5.Формы проведения мониторинга реализации положения.

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

педсовет

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану

Одаренность человека – это маленький росточек, едва

проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого

внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?:

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми в МОУ Алтунинская ООШ осуществляется согласно программе «Одаренные дети». Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы на основе наблюдения, изучения речи, памяти, логического мышления.

Ежегодно проводится анкетирование учащихся 1 класса « Определение готовности детей первого класса к обучению в школе», которое помогает выявить уровень (высокий-средний-низкий) мышления, речи,памяти, внимания у каждого учащегося.

При работе с одаренными детьми учитываются следующие принципы:

    у всех детей, независимо от уровня одаренности и уровня интеллектуальных возможностей педагоги развивают их креативные качества;

    с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, ведется специальная работа;

    работа по развитию одаренности детей ведется не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, но и над развитием всех личностных качеств в целом;

    постоянно соотносятся учебные и индивидуальные способности.

Учителя- предметники на уроках, индивидуально-групповых и факультативных занятиях развивают творческие и познавательные способности учащихся, развивают мышления таких детей, побуждают к самостоятельной работе, используя такие формы работы как:

    групповые занятия,

    проведение внеклассных мероприятий по предметам,

    проведение олимпиадам, конкурсов,

    защита рефератов, презентаций,

    работа индивидуально с каждым учащимся по его интересам.

На дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению.

    Учителя-предметники проводят мониторинг качества знаний по предметам данных детей с целью своевременной помощи по устранению тех или иных пробелов в знаниях в той или йной области предмета.

Работа с одаренными детьми на уроках (Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения)

Внеурочная работа с одаренными детьми (В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. Содержание и методы обучения у нас рассчитаны на направленность (профиль) интеллектуального развития детей, что позволяет скорректировать деятельность педагога дополнительного образования в зависимости от запросов ребенка, а также его конкретных возможностей. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса)

Создание портфолио учащегося (Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио) представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, прохождение элективных или факультативных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Направленность создания портфолио, на наш взгляд, это уже формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, в самореализации и самоопределении, в учебной и воспитательной деятельности. А основной смысл создания портфолио ученика в том, чтобы показать все, на что каждый конкретный ученик способен)

Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в Школе космонавтики осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:

Ролевые тренинги

Предметные викторины

Творческие и интеллектуальные конкурсы

Мозговые штурмы

Интеллектуальные марафоны и т.д.

Создаются также группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы в этом направлении определяется успехами учащихся на различных интеллектуальных конкурсах и марафонах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в различных слётах и акциях, а также в спортивных соревнованиях разного уровня.

Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, повышается "качество знаний", развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности учащихся.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашей школе показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.

информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения. Одаренные дети

    как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

    настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

    благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

    умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Анализ учебно-воспитательной деятельности в начальной школе

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

    Проведение предметных олимпиад и участие в интеллектуальных марафонах – важный компонент работы с одарёнными детьми.

В группах проводится диагностическая работа по выявлению одаренных детей. Воспитатели считают нужным уже в дошкольном возрасте выявлять и развивать способности ребенка к определенным видам деятельности. Воспитатели при планировании воспитательно-образовательной работы учитывают индивидуальные особенности одаренных детей, делая задания более сложными, с опорой на зону ближайшего развития. Также в дошкольном учреждении воспитателями проводится индивидуальная работа со способными и одаренными детьми, а также личные консультации, беседы с их родителями. Рекомендации для педагогов дошкольного учреждения: Проведение психологической диагностики. Известно, что педагоги традиционно большой интерес проявляют к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях дошкольников и поможет педагогам перестроить свой взгляд на воспитанников

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.

Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Гармония». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, мы пришли к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания по Рензулли).
В системе внеурочной деятельности нашей школы используются такие формы работы: попеременное обучение, предполагающее группировку детей разных возрастов на время занятий, что дает одаренным детям возможность для общения как со сверстниками, так и с детьми другого возраста, находить равных себе в академическом отношении;
Индивидуальные занятия, занятия в малых группах по плану кружков и спецкурсов.
Система творческих конкурсов, олимпиад.
Детские научно-практические конференции.
Передо мною возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы - недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
беседы;
дискуссии;
игры;
состязания;
походы и экскурсии;
конкурсы;
турниры;
собеседования;
олимпиады;
наблюдения;
творческий труд;
поисковые эксперименты;
индивидуальные занятия;
художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой).
Работу по развитию детской одаренности продолжаю на занятиях спецкурсов «Живая этика», «Индивидуальные занятия с одаренными детьми по русскому языку и математике».(Приложение) В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам и внеклассным занятиям. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Создали “Рукописный альбом”, в котором записывали понравившиеся стихи известных поэтов и рисовали рисунки к ним.
Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Для привития интереса к математике провожу занятия спецкурса. Решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
Воспитательную работу строю на основе разработанной мною программы «Творческая мастерская». В ходе её реализации мои ученики имеют возможность проявить таланты и реализовать свои способности. Они являются активными участниками всех школьных мероприятий, районных конкурсов, олимпиад различного уровня.

Впервые одаренностью стал заниматься Гилфорд. После 2-й Мировой войны работал в Пентагоне, разрабатывал по заказу программы для выявления одаренных детей (умственная одаренность). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы. Цель: выявить детей, которые могли стать двигателями прогресса и дать им развитие. В СССР в 1975г. организуется Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей.

В советской психологии - Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн - намечалось понимание того, что одаренность есть нечто большее, чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент. Но данный подход не был ни проработан концептуально, ни обеспечен методически.

Так Б. М. Теплов предлагает следующее определение: «…Одаренность понимается как то качественно-своеобразное сочетание способностей, о которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнений той или иной деятельности». При этом автор считает: «…нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности».

Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом образования США. Суть его в том , что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающие следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству).

Типология одаренности

Понимание типологии одаренности - это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.

Одаренность общая и специальная

Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность - интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,-если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т. д.

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная одаренность в природе - большая редкость.

Этот вопрос нужно рассматривать и в возрастном аспекте. Одаренность на разных возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься.

Существует деление одаренности на четыре группы:

{ Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

{ Дети с высоким уровнем творческих способностей;

{ Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

{ Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая и интеллектуальная одаренность.

Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).

Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л. С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.