Нам царское село. Пушкин и царское село. Гурьев константин васильевич

В городе Пушкине открылся Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

Царское Село - это, в самом деле, наше Отечество. Пушкин здесь прав тысячу раз. Если еще точнее – это воплощенные мечты о том, каким должно быть наше Отечество. Царское Село – это своеобразное собрание лучшего. Природная красота места, архитектура, военная слава, технические открытия, талантливые жители – все это счастливым образом совпало в этом небольшом уездном центре Императорской России, и свет этого лучшего до сих пор озаряет любимый нами пригород Санкт-Петербурга.

В начале XIX века в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, однако это не единственное учебное заведение, выпускники которого прославили Россию. В 1865 году в Царском Селе стала действовать Мариинская женская гимназия, а чуть позже по просьбе жителей города, а также близлежащих Павловска и Гатчины, решено было открыть и мужскую – Императорскую Николаевскую гимназию. Свое имя новое учебное заведение получило в память Императора Николая Павловича и Цесаревича Николая Александровича, рано скончавшегося сына Государя Александра II. Открытие Николаевской гимназии состоялось 8 сентября 1870 года, торжество проходило в присутствии Александра II, августейших лиц и высоких сановников.

Гимназическое здание также выбиралось по Высочайшему разрешению. Это было здание недостроенной богадельни – на углу улиц Малой и Набережной, в тихом уголке Царского Села. Архитекторы – Ипполит Монигетти и Александр Видов – создатели многих примечательных царскосельских построек. В октябре 1872 года состоялось освящение домовой гимназической церкви – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже здание меняло свой облик по гимназическим нуждам, были в его бытовании и драматические времена, когда здание попросту разрушалось. Но эти нестроения начались уже в XX веке. А пока… Пока, не ведая катаклизмов XX столетия, царскоселы, да и жители близлежащих окрестностей радовались рождению новой гимназии. Это была эпоха, когда в России все слои общества глубинно стали понимать всю ценность хорошего образования. В стране бурно развивался капитализм.

Империи требовались инженеры, ученые, исследователи, впрочем, литераторы, историки, педагоги тоже нужны были России. Ей нужны были и грамотные, порядочные чиновники. Именно такие благородные, талантливые и многогранные личности воспитывались в стенах Николаевской гимназии.

В гимназии большое значение придавали дополнительному образованию. С ноября 1888 года здесь были введены уроки музыки, благодаря которым удалось организовать оркестр, состоящий из 40 оркестрантов. Оркестр с неизменным успехом неоднократно выступал на гимназических концертах, в декабре 1889 года играл в присутствии Великого князя Владимира Александровича. В репертуар входили сложнейшие классические произведения.

Наряду с уроками церковного пения с 1888 года начали преподавать и светское хоровое пение. А сколько радости доставляло гимназистам участие в настоящих оперных спектаклях «Антигона» и «Царь Эдип», поставленных по мотивам трагедий Софокла. И играли эти спектакли на языке оригинала!

В гимназии проходили также семейные литературно-музыкальные вечера. В программу таких вечеров включали музыку русских и зарубежных композиторов в исполнении оркестра, хора, отдельных исполнителей.

…Директорами Николаевской гимназии были лучшие педагоги России. За весь дореволюционный, почти полувековой, период истории гимназии в ней сменилось всего пять директоров: И.И. Пискарев, Л.А. Георгиевский, И.Ф. Анненский, Я.Г. Мор, К.А. Иванов.

Самым знаменитым директором был И.Ф. Анненский – поэт, переводчик, знаток древних языков, автор многочисленных педагогических трудов.

В нынешнем году исполнилось 160 лет со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского, а скончался он внезапно – 13 декабря (по новому стилю) 1909 года, на Царскосельском вокзале. Отпевали любимого директора в гимназической церкви Рождества Пресвятой Богородицы…

Петербургские педагоги почитали за честь преподавание в Николаевской гимназии, несмотря на то, что они читали лекции в университетах, имели научные степени и награды. Вот их благородные имена. Учителя русского языка А.А. Смирнов, математики С.Е. Алексеев, чистописания и рисования А.В. Захаров – они служили в гимназии более четверти века. Ф.П. Крутиков, историк, статский советник. М.И. Ростовцев, преподаватель древних языков, академик, писатель, русский и американский историк, археолог. П.П. Митрофанов, преподаватель древних языков, один из крупнейших исследователей истории Австрии, приват-доцент Петроградского университета. Б.В. Варнеке, преподаватель классических языков, доктор филологических наук, член-корреспондент Германского Археологического института. Г.В. Форстен, преподаватель истории, доктор всеобщей истории, один из основателей кафедры истории новейшего времени Императорского Санкт-Петербургского университета. С.А. Манштейн, преподаватель классических языков, издатель учебных пособий с оригинальной методикой, действительный тайный советник.

С середины 1890-х годов Императорская Николаевская гимназия стала одним из наиболее престижных учебных заведений. Начиная с 1900 года, в гимназии стали получать дипломы экстерном сдавшие экзамен. Увеличилось количество выпускников-медалистов: в 1906 г. и в 1907 г. – по 20 медалей, в 1916-м – 14. Чтобы получить золотую медаль, следовало иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике, а также средний балл 4,5 по всем остальным дисциплинам. Имена медалистов помещались на мраморных досках в актовом зале гимназии.

Учащиеся Николаевской гимназии впоследствии составили цвет российской науки и культуры. В разное время там учились Ф.И. Щербатской, востоковед-индолог, академик, почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции; П.Г. Светлов, профессор, член-корреспондент АМН СССР, один из основателей отечественной эмбриологии; Н.Н. Калитин, профессор, доктор физико-математических наук, геофизик, основатель советской актинометрии, один из научных руководителей И.В. Курчатова; И.В. Селиверстов, член русской и международной электротехнической комиссий, помощник М.А. Бонч-Бруевича в создании научных радиолабораторий; А.Б. Васенко, один из создателей высотного аэростата, крупнейший специалист в области аэростатики и аэрологии; В.Ю. Визе, член-корреспондент АН СССР, океанолог, полярный исследователь, участник экспедиции Г.Я. Седова на Северный полюс; Г.А. Ивашенцов, автор теоретических трудов по медицине, главный врач больницы им. С.П. Боткина; А.И. Лапчинский, теоретик военной авиации, начальник штаба воздушных войск, комбриг; А.А. Бекман, «первый мичман свободной России», секретарь, переводчик морской комиссии при заключении Брестского мира; С.С. Вальднер, конструктор, создатель скоростного монорельсового аэропоезда; А.А. Виленкин, юрист, политический деятель, полный Георгиевский кавалер; Г.П. Чеботарев, профессор Принстонского университета (США), почетный доктор одного из бельгийских университетов, почетный член Американского общества гражданских инженеров (ASCE), лауреат премии им. Карла Терцаги, автор теоретических трудов по механике грунтов, Л.Е. Аренс, ученый-биолог, поэт, Георгиевский кавалер…

Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию окончил один из сыновей известного русского поэта Константина Константиновича Случевского – Николай, впоследствии инженер-энергетик, в 1920 году расстрелянный большевиками. Учащимися гимназии были знаменитые в советское время деятели культуры и литературы – актер М.И. Царев, режиссер Н.П. Акимов, поэт В.А. Рождественский, искусствовед Н.Н. Пунин…

Царское Село – это всегда отдушина для тех, кто любит поэзию и понимает ее значение в нашй жизни. Пройдитесь по улицам и паркам Царского Села, и вы услышите, как звенят лиры поэтов, вдохновленных царскосельской историей и царскосельским воздухом.

Сегодня мало кто из жителей города Пушкина не знает, что в Мариинской гимназии Царского Села училась Анна Андреевна Ахматова, а в Николаевской – Николай Степанович Гумилев, один из самых загадочных и трагических русских поэтов. Но это – сегодня. А долгие десятилетия имя Николая Гумилева было в забвении из-за его политических убеждений. Путешественник, исследователь, воин – Гумилев и в наши дни еще во многом не понят и не изучен. Уже в постсоветское время на здании Николаевской гимназии появилась доска, свидетельствующая о том, что здесь учился поэт. Стали говорить и о других гимназистах, чья судьба сложилась трагически – войны (многие учащиеся гимназии были участниками Первой мировой войны и имели высокие военные награды), репрессии, расстрелы, изгнание… Однако, слава Богу, многое возвращается на круги своя. В начале XXI века мы вновь нуждаемся в той нравственной, духовной опоре, которую создавали в России в далекие времена – в том числе и в Николаевской Царскосельской гимназии, судьба которой не менее драматична, чем судьба многих ее учеников. В 1918 году гимназия была закрыта, а в здании начала действовать Детскосельская единая первая трудовая школа. Советская школа исповедовала иные принципы, нежели Императорская гимназия, но это тема отдельного разговора… На протяжении прошлого века в красивом здании на Набережной улице располагались разные, в основном – учебные, заведения.

Долгое время гимназическое здание бытовало без должного ремонта и реставрации. И к концу прошлого века совсем потеряло свой красивый облик… Однако благодаря усилиям неравнодушных людей архитектурному памятнику возвращен достойный вид.

Сейчас здесь действует детский Центр технического творчества и информационных технологий (ЦТТиИТ) Пушкинского района города Санкт-Петербурга, который возглавляет педагог, историк Дмитрий Сергеевич Ковалев. Юные жители города Пушкина (и не только, многие дети приезжают в Центр из других районов) с удовольствием приходят сюда, чтобы заниматься в многочисленных творческих объединениях.

Иностранные языки, журналистика, информационные технологии – все это с любовью преподают своим питомцам талантливые педагоги.

Но рано или поздно – и преподаватели, и ученики, и родители учеников, и даже случайные посетители – начинают задумываться о том, в КАКИХ СТЕНАХ им посчастливилось трудиться и творить. Это удивительное чувство можно назвать энергией истории…Так и возникла идея создания музея гимназии.

И вот 8 сентября нынешнего года, в день 145-летия Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, музей был открыт… Почти пять часов продолжалось это прекрасное действо, где главным событием были, конечно, выступления потомков гимназистов. Именно благодаря этим людям музей стал наполняться интереснейшими артефактами – фотографиями, книгами, архивными записями – рассказывающими о ярких судьбах выпускников гимназии. В свое время петербуржец Кирилл Иосифович Финкельштейн (ныне живущий в США), чей дед Кирилл Павлович Афанасьев в 1910 году окончил Николаевскую гимназию, заинтересовался историй своей семьи. Начались поиски, изучение собственного архива…К.И. Финкельштейн написал две книги, посвященные Николаевской гимназии. И сейчас не оставляет своих трудов. Увы, он не смог присутствовать на открытии музея, однако прислал видеообращение к участникам встречи.

А как отрадно было видеть и слышать тех потомков, которые, к счастью, приехали 8 сентября в Царское Село. Это и внук выпускника гимназии И.И. Вернера – профессор РГПУ Алексей Леонидович Вернер, и внучка выпускника и преподавателя гимназии, кандидат биологических наук Алиса Евгеньевна Грабовская-Бородина. Большой друг музея – искусствовед Анна Генриховна Каминская, внучка Н.Н. Пунина и Л.Е. Аренса.

Именно Анна Генриховна и учитель из Новосибирска Михаил Александрович Выграненко (создатель литературного монографического сайта, посвященного И.Ф. Анненскому) стали теми почетными гостями вечера, которые перерезали красную ленточку, символизирующую открытие музея гимназии.

В музеях чаще царит тишина, но за этой тишиной всегда - гул истории. И конечно – постоянное изучение современности, общение с самыми разными людьми. Много сил отдали педагоги ЦТТиИТ для того, чтобы судьбы учеников стали оживать в стенах старинной гимназии.

P.S. Милена Всеволодовна Рождественская, филолог, профессор СПбГУ, дочь поэта Всеволода Александровича Рождественского, очень сожалела о том, что не смогла из-за служебной занятости быть на открытии музея гимназии, где учился отец. «Впрочем, надеюсь, что у нас будет еще много встреч, - сказала мне в телефонном разговоре Милена Всеволодовна. – Ведь музей только открылся. И у него будет много посетителей. Сейчас, когда наша система образования переживает не лучшие времена, в музее Царскосельской Николаевской гимназии и взрослые, и дети получат прекрасные примеры того, сколь важны образование и культура в жизни любого человека…».

Специально для Столетия

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Сегодня Россия отмечает двухсотлетие со дня основания знаменитого Царскосельского лицея

19 октября (по старому стилю) 1811 года был открыт Царскосельский лицей, получивший известность как школа, воспитавшая великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он провел там всего 6 лет, однако именно в его стенах встретил своих лучших друзей, сопровождавших его в течение жизни, - Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. Лицейская пора стала одной из светлых глав в жизни и творчестве поэта. Лицеисты первого выпуска, куда бы «ни бросила судьбина», куда бы «счастие не повело», всегда мыслями и сердцем обращались к своему «отечеству» - Царскосельскому лицею, где сформировались личности, мировоззрение каждого из них.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября». А.Пушкин)

Указ о создании лицея был подписан Александром I еще 24 (12) августа 1810 года. Тогда, в самом начале XIX столетия, общество надеялось на перемены, на возрождение духа свободы, верило в торжество справедливости. За этими мечтами многие люди видели скорое появление новой России, свободной от рабства и невежества. Тогда и появился проект Михаила Сперанского, который за полтора года, минуя бюрократические проволочки, был реализован и явил стране учебное заведение нового образца. «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - говорилось в первом пункте лицейского устава. Сперанский видел в лицее не только место для подготовки образованных чиновников, но и надеялся, что в его стенах будут воспитаны люди, готовые к преобразованию Отечества.

В день торжественного открытия лицея адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, обращаясь к воспитанникам, говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. Пушкин в стихотворении, посвященном 19 октября, будет вспоминать:

Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Свою блистательную речь Куницын закончил словами, поразившими всех лицеистов: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». И вновь свою признательность Пушкин выразит Куницыну в следующем стихе:

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.

Пушкинский курс был первым, тогда в Царскосельский лицей были приняты 30 человек. Вообще, по уставу, в лицей принимались дети дворян 10-12 лет. Обучение длилось 6 лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года лицеисты изучали предметы старших классов гимназии. Следующие три года посвящались предметам трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. При этом к концу обучения каждый воспитанник должен был в совершенстве овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а особенно на русском языке. Немало внимания в лицее уделялось физическому воспитанию детей. В программе обучения были гимнастические упражнения, подвижные игры, танцы, верховая езда, фехтование, плавание. Кроме того, ежедневно по несколько часов в день лицеисты гуляли в парке в любую погоду. Это было связано не столько с закаливанием, сколько с воспитанием мужественного и независимого характера. «Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие», - гласило в лицейском уставе.

Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением, поэтому распорядок дня был строго регламентирован. В 6 утра воспитанники вставали, за час надо было успеть одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. С 7 до 9 был «класс 0» - так назывались учебные занятия. Далее лицеисты пили чай с белой булкой и отправлялись на прогулку, затем снова занимались в течение двух часов. В 12 часов воспитанники гуляли, во втором часу обедали и вновь занимались три часа. В шестом часу по расписанию пили чай и отправлялись в Царскосельский сад, делали гимнастические упражнения. С шести до половины девятого повторяли уроки, также в это время проводились занятия для отстающих. Затем - ужин, час отдыха и в 10 часов - сон.

Занятия в Царскосельском лицее начинались 1 августа, учебный год завершался 1 июля, но даже в июле воспитанники должны были оставаться в Царском селе. Таким образом, все 2060 «лицейских дней» воспитанники были оторваны от дома, родных и составляли единую лицейскую семью.

Были в Лицее и свои традиции. Например, самая известная - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение 6 лет созывал воспитанников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок. Для первого, пушкинского выпуска второй директор лицея Е.А. Энгельгардт распорядился изготовить памятные чугунные кольца в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук, которые стали для лицеистов талисманом.

6 сентября 1843 года лицей по указу Николая I был переведен в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома, с тех пор он стал именоваться Императорским Александровским лицеем.

Спустя 200 лет институты стали переименовываться в университеты и академии, вместо школ появляется все больше лицеев и гимназий, однако отчего-то в России не появляются Пушкины, Ломоносовы, Дельвиги. Значит, не в названии дело...

Феномен Царскосельского лицея в том, что педагоги не старались «натаскать» воспитанников, не ставили целью засунуть в их головы как можно больше знаний, научить правильно ставить крестики в бланках ЕГЭ. Тогда, 200 лет назад, преподаватели старались воспитать честного и благородного человека, который уважает и любит свое Отечество, ценит справедливость, обладает чувством собственного достоинства. Такая система образования и воспитания способствовала развитию цельных личностей, готовых посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».

Прощаясь с выпускниками, Энгельгардт напутствовал: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...».

Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая рассказала в беседе с обозревателем сайт о развитии образования в России за последние 200 лет, значении Царскосельского лицея для истории страны:

Царскосельский лицей стал питомником высокообразованных и одновременно преданных Отечеству людей. Образование было великолепным, классическим: с латынью, греческим, с тремя европейскими языками. На французском аристократия говорила с детства, еще английский, немецкий... Поэтому Пушкин и его однокашники свободно читали Шиллера по-немецки, Байрона - по-английски, Стендаля и Рабле - по-французски. Это, конечно, делало их открытыми ко всей мировой культуре. На примере Пушкина можно сказать, что это не делало их нигилистами по отношению к собственной истории. Как раз Пушкин и был тем ответом на дилемму России и Европы. Европа была частью русской культуры, которая сохраняла свою самобытность и была, безусловно, жемчужиной во всей общехристианской и мировой культуре.

Если сравнивать с сегодняшним днем, то давайте будет откровенны: во всем мире образование стало всеобщим, обязательным, демократичным. Все, что делается всеобщим, снижается по уровню. Поэтому это - общая тенденция, здесь не только мы являем пример такого снижения. Совершенно очевидно, что программа составляется с расчетом на среднего человека, в т. ч. и на того, кто рос, где нет книг, где родители не читают, а сейчас смотрят телевизор. Если бы программы были сложнее, невозможно было бы научиться детям, которые с детства не читают на языках, поэтому на это надо смотреть философски. Но необходимость воспитательных и образовательных учреждений высокого класса не просто сохраняется, но и диктуется.

Посмотрите, какая у нас элита, т. е. социально активный слой. Она говорит на жаргоне, не знает собственной истории, не может написать диктант без 30 орфографических ошибок на одной странице. В связи с новыми стандартами образования, которые вызывают ужас у всего академического сообщества, нет никакой возможности воспитать преемственных носителей нашей отечественной и всеевропейской культуры. Следующее поколение будет не способно читать ни Толстого, ни Достоевского, поскольку они не способны воспринять широту ассоциаций, сравнений, упоминаний имен и т. д. Поэтому нам нужны такие образовательные учреждения (хотя бы с 8 класса), где талантливые дети, ищущие знаний, с удовольствием их воспринимающие, могли бы в современной обстановке расширить свой кругозор, эрудицию.

Именно падение общегуманитарной эрудиции является общим местом, даже в высших учебных заведениях России. Я знаю, что давно существует идея воссоздания образовательного холдинга (используем современное слово) под названием «Царскосельский лицей», который предполагал бы наличие гимназий, даже вузов, которым бы присваивался какой-то статус элитных учреждений в хорошем смысле слова. Элитных не в том смысле, что туда попадали бы дети богатых родителей, а элитных в смысле талантов.

Не только Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, но и блистательный русский канцлер Горчаков был выпускником Царскосельского лицея. Панорамный взгляд на мировую историю, международные отношения, закономерности мировой политики, преемственность каких-то интересов больших держав в их развитии - совершенно необходимые условия для подлинного дипломата, который знает, где можно пойти на компромисс, а где нельзя, что требует сильной воли, а что - хитрости, тонкости на переговорах. Для этого нужно широкое образование.

В наших учебных заведениях, на мой взгляд, слабым местом является недостаточный контроль за освоением программы. У нас можно просидеть под партой, отвлекая преподавателя вопросами, и не выступить на семинаре, коллоквиуме. Например, в Гарварде все ответы должны быть в письменном виде - это дисциплинирует. И нигде нет такого позора, как объявления в Интернете (а раньше и в метро можно было встретить): «Пишу дипломы, курсовые». В Америке за списывание на экзамене человек исключается с волчьим билетом и уже никуда не может поступить, потому что это ведет к уголовному преступлению.

Образовательное учреждение всегда было и воспитательным, поскольку вместе со знаниями давалась и мировоззренческая рама, нравственные принципы: честь, долг, не лгать, быть благородным. Вот что было всегда, и это надо восстанавливать. Большие знания, данные человеку с волчьим менталитетом, делают его хищником, он может нанести больший вред, чем невежественный дурачок. Сочетание профессионализма, нравственных качеств, открытости к мировой культуре очень важно для воспитания элиты в хорошем смысле слова.

Наши образовательные учреждения называются элитными, когда на деньги богатых родителей там есть бассейн, поездки за границу. Иногда это превращается в инструмент ранней социальной селекции. Система воспитания в прошлые века, я бы сказала, несмотря на разделенность классов и сословий, была более демократичной, потому что детей аристократов учили переносить лишения.

Поэтому юбилей Царскосельского лицея стоит праздновать. Одно имя Пушкина чего стоит! Певец и свободы, и державы великой - вот чего нам не хватает. У нас либо свободы хотят и топчут государство, либо наоборот. Свобода и держава - именно то, что нужно России.

Если Пушкин - наше всё, то самому поэту пусть не всё, но очень многое дала его альма-матер - Царскосельский лицей. И не только ему - для всей России лицей стал маяком просвещения, колыбелью целого поколения образованных и свободомыслящих людей.

Как в Европе

Несмотря на все усилия власти и общества со времён Петра I , в начале XIX века дела с просвещением в России обстояли не слишком хорошо. Читать и писать умело всего 20% населения, и даже среди дворян имелись те, кто с трудом выводил на бумаге собственное имя. Во всей громадной империи насчитывалось 550 школ - меньше, чем в Германии, - и один университет, Московский, к которому в начале века добавилось ещё четыре. Это явилось заслугой императора Александра I и его советника, знаменитого реформатора Михаила Сперанского . Их стараниями было создано Министерство народного просвещения (в 1802 году) и принято положение, по которому в каждом городе и селе создавались школы, а в губернских центрах - гимназии.

Аристократы, по традиции, нанимали своим детям учителей-иностранцев или отправляли их учиться за рубеж. Однако в условиях, когда почти вся Европа под знамёнами Евросоюза, то есть наполеоновской империи, выступила против России, это стало считаться непатриотичным. Возникла нужда в собственном элитном училище для знати, дающем образование не хуже европейского. Пример решили взять с того же Наполеона , создавшего во Франции сеть лицеев - высших школ, где обучали не только гуманитарным, но и естественным наукам, причём за казённый счёт.

Правда, французский император велел принимать в свои лицеи людей «всякого звания», а русский - исключительно дворян. Зато первый лицей он разрешил устроить в собственном дворце; точнее, в дворцовом комплексе Царское Село, где жила его прославленная бабка Екатерина II и где в Александровском дворце прошло его детство. Под лицей отдали четырёхэтажный флигель другого дворца - Екатерининского, в котором прежде жили дочери Павла I . Положение обязывало: лицеисты должны были расти под бдительным надзором власти.

Класс

Слово «лицей» произошло от рощи Аполлона Ликейского (Волчьего) в Афинах, где когда-то основал свою школу Аристотель . Обучение в афинском лицее стоило немалых денег, а вот в Царскосельском было бесплатным, правда, принимались в него лишь те дети от 10 до 12 лет, что показали «примерные успехи и прилежание». Им предстояло учиться шесть лет, получая фактически университетское образование. Первые три года лицеисты проходили программу старших классов гимназии: древние и современные языки, математику, историю, географию, Закон Божий. Далее шла программа университета: та же математика с основами физики, словесность и «нравственно-политические науки». Не были забыты и обязательные для дворян танцы, фехтование, верховая езда. Как и ученики Аристотеля - перипатетики, что значит «гуляющие», лицеисты должны были общаться с природой, прогуливаясь в обширных парках Царского Села. Воплощая античную максиму «в здоровом теле - здоровый дух», их учили гимнастике и плаванию, музыке и рисованию. Стоит сказать, что лицей стал первым в России учебным заведением, свободным от телесных наказаний.

Проект лицея составил тот же Михаил Сперанский. Он хотел вырастить в нём образованных чиновников, способных воплотить в жизнь его реформаторские проекты. Он же рекомендовал на пост директора Василия Малиновского - дипломата, переводчика, поклонника идей Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта . Тот пригласил педагогов, в первую очередь молодых: правоведа Александра Куницына , математика Якова Карцова , латиниста Николая Кошанского . Впрочем, были среди приглашённых и седые ветераны, к примеру, преподаватель французского Давид де Будри - родной брат революционера Марата , сменивший фамилию, чтобы не иметь с ним ничего общего. Он строже всех вёл себя с учениками и единственный мог заставить их заниматься. Другие слишком либеральничали и держались с ними, скорее, по-товарищески, особенно учитель русской словесности Александр Галич (в его честь позже взял псевдоним известный бард-диссидент). Пушкин , больше всех любивший его, в стихах обращался к нему «мой добрый Галич».

Однако главным любимцем лицеистов являлся 27-летний Александр Куницын, которому выпала честь произносить приветственную речь на открытии лицея 19 октября 1811 года. В знаменитом стихотворении, посвящённом этому событию, поэт писал:

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.

Как можно заметить, всё перечисленное - масонские термины, и это неслучайно: по упорным слухам, Куницын (как и Малиновский ) принадлежал к «вольным каменщикам». В своей речи он прозрачно намекнул, что власть имущие, включая самого царя, должны соблюдать собственные законы и служить народу. Времена стояли либеральные, и эти слова не смутили Александра I и его близких, которые присутствовали на церемонии. Впрочем, недовольные нашлись и тогда: обер-прокурор Синода князь Александр Голицын назвал новорождённый лицей рассадником «французской заразы» - вольнодумства. Позже, став министром народного просвещения, Голицын первым делом разгромил «рассадник», уволив многих преподавателей, в том числе и Куницына. Ещё раньше лицей лишился Малиновского, ненадолго пережившего любимую жену. После него директором стал видный педагог Егор Энгельгардт . Он и проводил первых выпускников, вручив им на память чугунные кольца - знак верной дружбы (после этого они долго называли себя «чугунниками»).

Среди первых 30 лицеистов были очень разные люди, которых объединяло одно: их родители вовремя подали прошения об устройстве их детей на учёбу. К огорчению Сперанского, богачи-аристократы не проявили особого интереса к новому учебному заведению; это уменьшало не только его престиж, но и финансовые возможности. В итоге большинство лицеистов оказалось сыновьями небогатых дворян, в том числе Александр Пушкин, сын псковского помещика средней руки. Почти половину их составляли немцы, поляки, французы: будущий сановник Модест Корф , будущий же секундант Пушкина на роковой дуэли Константин Данзас или Сильверий де Броглио , потомок французских герцогов, «последний в учении, но первый по шалостям». Всего одного человека, племянника министра финансов Константина Гурьева , исключили (будто бы за воровство у товарищей), прочие окончили лицей и в большинстве сделали неплохую карьеру. Хотя как сказать: самые известные сегодня - после Пушкина - лицеисты Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер полжизни провели на каторге. Пропал «во глубине сибирских руд» и Алексей Илличевский , которого в лицее считали поэтом посильнее Пушкина.

Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?

Спрашивал Александр Сергеевич. Он не знал ещё, что это будет острослов и модник Александр Горчаков , многолетний министр иностранных дел России (он умер в 1883 году). Большинству лицеистов едва перевалило за пятьдесят, а миловидный лентяй Николай Ржевский умер в 17 лет - от «нервной горячки». Не только Пушкин - многие из них вспоминали лицей как лучшую страницу жизни и пытались воплотить в своей деятельности то, чему их там научили.

Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене

Вскоре после начала учёбы лицею вместе со всей Россией пришлось пережить Отечественную войну 1812 года. Конечно, военных действий в Царском Селе не велось, хотя общее смятение коснулось и его - занятия то и дело срывались, а обещанное финансирование задерживали. Лицеисты жили довольно скромно: в их комнатках размером 2 на 4 метра помещались узкая железная кровать, комод, стул и умывальник. Для стола места уже не хватало, поэтому уроки делали стоя, за конторкой. «Дядька» будил учеников в шесть утра, а в семь начинались занятия. В девять - лёгкий завтрак и прогулка, потом снова занятия. В полдень - новая прогулка и обед из трёх блюд, список которых вывешивался в столовой. Меню одного из дней: суп из перловой крупы с телятиной, жаркое из цыплёнка и яйца всмятку. После обеда занятия продолжались ещё три часа, затем второй раз гуляли, занимались гимнастикой, а в ненастную погоду рисовали или музицировали под надзором педагогов. Учились не больше семи часов ежедневно, за чем следило руководство. Заболевших отправляли в больницу, к доктору Францу Пешелю . Туда стремились многие, в том числе и потому, что врач «для укрепления» наливал юным пациентам полстакана красного вина в день. В остальном алкоголь в лицее строго запрещался: известная попытка Пушкина и его друзей распить самостоятельно сваренный ими «гогель-могель» едва не кончилась исключением.

Учёба не ограничивалась занятиями: педагоги поощряли чтение любой, пусть и идейно сомнительной литературы. Модест Корф вспоминал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов». Кроме небольшой поначалу лицейской библиотеки ученики брали книги у педагогов, выписывали их из Петербурга и даже из-за границы. Знакомство с литературой было и личным: в лицей приезжали Гаврила Державин , Василий Жуковский , Константин Батюшков и другие модные писатели, в том числе дядя Пушкина Василий. Все знают про памятный визит Гаврилы Державина на экзамены в 1815 году. Приехав, глуховатый поэт громко спросил у лакея, где здесь нужник, а потом расхвалил читавшему ему стихи Пушкина, объявив его своим «победителем-учеником».

Стихотворство в лицее поощрялось: профессор словесности Кошанский на уроках предлагал всем написать стихи на заданную тему. Собираясь в своих комнатках-кельях, лицеисты рассказывали всякие истории, читали свои и чужие стихи, спорили и шутили. Возник обычай записывать рассказанное, сочинялись рукописные журналы, а с 1814 года произведения учеников стали появляться в печати, правда, под псевдонимами. Первое стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу» было опубликовано в «Вестнике Европы» за этот год с подписью-анаграммой «Н.К.Ш.П». На лицейские стихи его вдохновляло не только прочитанное, но и увиденное - отношения с товарищами и педагогами, не всегда ровные. Пущин в своих записках отмечал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Он иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в затруднительное положение, не умел потом из него выйти… Исковерканный домашним воспитанием… он был, конечно, тяжёлым человеком и для других, и для себя».

И всё же поэт сохранил о лицее самые светлые воспоминания - ещё и потому, что здесь испытал первую любовь. Это была фрейлина Екатерина Бакунина , часто навещавшая брата-лицеиста. Пушкин посвящал ей стихи, хотя ухаживал и за другими: юной графиней Натальей Кочубей , вдовой-француженкой Марией Смит , крепостной актрисой Натальей… Нередко влюблённый юноша самовольно покидал лицей, что запрещалось правилами, и получал за это взыскания. Впрочем, на результате это не сказалось - в июне 1817 года все лицеисты получили свидетельства об окончании учёбы и отправились в самостоятельное плавание по жизни. А их альма-матер продолжила работу - её окончило ещё немало выдающихся людей, включая писателя Михаила Салтыкова-Щедрина . Однако времена изменились, особенно после восстания декабристов, в котором приняло участие несколько выпускников лицея. Новый царь Николай I , посетив «рассадник вольнодумства», остался недоволен. Для начала он приказал закрыть пансион при лицее, а в 1831 году всё обучение там перевели на военный лад.

После этого слава учебного заведения померкла, а в 1843 году лицей переехал в Петербург, получив имя Александровского. В опустевшем царскосельском здании поселились отставные сановники. После революции Александровский лицей закрыли, зато дворцовый комплекс в Царском Селе (переименованном в Детское Село, а потом в Пушкин) превратили в музей. Возродившись после разрушений времён войны, бывший лицей стал составной частью Государственного музея Пушкина. Здесь восстановлены интерьеры пушкинской поры, и сотни тысяч посещающих музей туристов могут лично оценить правдивость строк поэта:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Вадим Эрлихман

Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года. Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому, считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения - 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

Процесс обучения лицеистов

В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Ежедневное расписание лицеистов выглядело так:

6.00 - подъем, сборы, молитва;
7.00 - 9.00 - уроки;
9.00 - 10.00 - чай, прогулка;
10.00 - 12.00 - уроки;
12.00 - 13.00 - прогулка;
13.00 - обед;
14.00 - 15.00 - чистописание или рисование;
15.00 - 17.00 - уроки;
17.00 - чай;
до 18.00 - прогулка;
18.00 - 20.30 - повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам - танцы или фехтование);
каждую субботу - баня;
20.30 - ужин;
до 22.00 - рекреация;
22.00 - молитва и сон.

В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.

В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании. Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

Исторические анекдоты о лицейской юности Пушкина (случаи из реальной жизни)

В Лицее выпускался рукописный журнал «Лицейский мудрец», куда Пушкин писал стихи. Однажды он написал: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд, но его успели спасти. Вскоре в «Лицейском мудреце» нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт тут же ответил:
- Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись.
Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал какую-то книгу. Сам граф С.лежал напротив, на диване, а на полу, около письменного стола, играли двое его детей.
- Саша, скажи что-нибудь экспромтом, - обратился граф к Пушкину.
Пушкин, ничуть не задумавшись, скороговоркой ответил:
- Детина полоумный лежит на диване.
Граф обиделся.
- Вы забываетесь, Александр Сергеевич, - строго проговорил он.
- Но вы, граф, кажется, не поняли меня... Я сказал:
- Дети на полу, умный лежит на диване.
Однажды у Пушкина собрались его близкие, друзья и знакомые. Выпито было изрядно. Разговор коснулся любовных похождений Пушкина, и Дельвиг, между прочим, сообщил вслух якобы правду, что Александр Сергеевич был в слишком интимных отношениях с одной молодой графиней, тогда как поэт относился к ней только с уважением. «Мой девиз - резать правду!», - громко закончил Дельвиг. Пушкин становится в позу и произносит следующее: «Бедная, несчастная правда! Скоро совершенно ее не будет существовать: ее окончательно зарежет Дельвиг».

Занимательные факты

Слово «лицей» происходит от древнегреческого «ликей» - так называлась одна из окраин Афин, где находился храм Аполлона с прекрасным садом, в котором Аристотель занимался с учениками в знаменитой «гимнасии». В XVIII веке учебные заведения с названием «лицей» появились во Франции, а затем распространились по всей Европе. Царскосельский Лицей - это первый лицей в России.
В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Антон Антонович Дельвиг (барон, русский поэт, издатель) был ближайшим лицейским другом Александра Сергеевича Пушкина.Александр Михайлович Горчаков (русский дипломат, государственный канцлер, одноклассник Пушкина) более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому Лицею.
***
Пушкин попал в Лицей «по блату». Набор был невелик (30 человек), но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским, основателем Лицея.
В Лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали Французом.

Около ограды Знаменской церкви существовал дерновый постамент, на котором была мраморная доска с надписью по-латыни: «Genio loci» (гению - покровителю здешних мест). Есть версия, что на постаменте изначально находился бюст Александра I, который затем бесследно исчез (может быть, во время сильного пожара в 1820 году). Как бы то ни было, постамент и доску с надписью лицейское предание прочно связало с именем Пушкина. Впоследствии доска последовала за Лицеем в Петербург, где была установлена в лицейском саду.
Одна из самых известных традиций в Лицее - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея. Несмотря на свое недолгое пребывание в должности директора, он во многом определил мировоззрение лицеистов. Согласно одной легенде, разгневанный за что-то император отказал директору Лицея в праве на строительство дачи в обеих царских резиденциях - Павловске и Царском Селе. Тогда Малиновский, не решаясь ослушаться и в то же время желая досадить императору, выстроил дачу на равном расстоянии от обоих царских дворцов, и серая лента шоссе из Пушкина в Павловск, раздваиваясь, обходила дом с обеих сторон. Эта дача была известна под именем Малиновки. Во время Великой Отечественной войны Малиновка была разрушена.Лицей в своё время также закончили следующие выдающиеся выпускники: министр юстиции России (1862-1867) Дмитрий Николаевич Замятнин, известный архивист и начальник архива департамента таможенных сборов Николай Иванович Кайданов, а также известный русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

История здания Царскосельского Лицея


Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789-1792 годах по проекту архитектора И. Неелова.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары - комнаты воспитанников.
Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.
Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.
В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.


1899 г. - в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан
* * *


Автор сценария: Александр Слонимский
Режиссёр: Абрам Народицкий
Ассистент режиссёра: Адольф Бергункер
Операторы: А. Сигаев, А. Дудко
Художники: И. Махлис, С. Мейнкин, П. Якимов
Звук: А. Гаврюшов
Композитор — Юрий Кочуров

Валентин Литовский (погиб летом 1941 года под Минском) — Пушкин
А. Мазин — Комовский
Анатолий Мурузин — Пущин
И. Парамонов — Кюхельбекер
Олег Липкин — Дельвиг
Чеслав Сушкевич — Горчаков
К. Смирнов — Яковлев
Владимир Гардин — Мейер, гувернёр лицея
Валентина Ивашёва — Наташа
Нина Шатерникова — княжна Эллен
А. Мгебров — Державин
Сергей Карнович-Валуа — Аракчеев
Георгий Кранерт — Александр I

Любите ли вы музеи? Я люблю те, в которых сохранён дух, атмосфера – времени ли, хозяев ли. Сегодня, 19 октября, в годовщину Царскосельского Лицея, самое время совершить прогулку по его коридорам и классам.

Само создание этого необычайного учебного заведения, его порядки, а главное, конечно же, его ученики, до сих пор вызывают удивление и восхищение.

Учебное заведение с названием, заимствованным из Древней Греции, было открыто 19 октября 1811 года во флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе.

За 6 лет юные дворяне должны были получить не только гимназическое, но и университетское образование. Вообще поразительно, какие надежды на них возлагались!

Сам император оказывал особое покровительство, а первым директором был назначен не педагог, а известный русский дипломат и просветитель В.Ф. Малиновский.

Это было единственное учебное заведение того времени, в котором Устав запрещал телесные наказания. Главный принцип – уважение к воспитанникам, воспитание истинных сынов Отечества.

Список учеников, набранных на самый первый курс Лицея, тоже удивителен. Назову только некоторых – Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, Матюшкин, Горчаков, Корсаков, Вольховский. Вошли в историю не только их имена, но и умение сохранить лицейскую дружбу до конца своих дней – пример, другого которого, пожалуй, история не знает. (Далее буду много цитировать «Записки о Пушкине» И.И. Пущина, кому, как не первому лицеисту, вести с нами разговор?!)

Ещё летом родители юных дворян писали прошения самому государю, а затем допущенные до экзаменов проходили нешуточные испытания. Зачисленные счастливцы ждали затем до октября. Ещё на экзаменах Пущин познакомился со своим будущим другом: «Вошел какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. -- Я слышу: Ал. Пушкин! -- выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. [ …] Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет) с скороспелками, которые по каким-либо обстоятельствам и раньше и легче находят случай чему-нибудь выучиться».

И вот наступил он, торжественный день открытия Лицея.

«Торжество началось молитвой. В придворной церкви служили обедню и молебен с водосвятием. Мы на хорах присутствовали при служении. После молебна духовенство со святой водою пошло в Лицей, где окропило нас и все заведение.

В лицейской зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас -- директор, инспектор и гувернеры; по левую -- профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола, было все уставлено рядами кресел для публики. Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга. Когда все общество собралось, министр пригласил государя».

Грамота эта потрясающих размеров и великолепия до сих пор лежит на этом столе, только под стеклянным колпаком.

Потрясло всех выступление молодого преподавателя А.П. Куницына.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...*

В этом же зале будут лицеисты сдавать экзамены, в присутствии высокой комиссии и своих родных.

Благодаря запискам Пущина и воспоминаниям других лицеистов, вошёл в историю случай, когда в присутствии знаменитого, но уже очень пожилого тогда поэта Г.Р. Державина совсем юный А.Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Пущин напишет об этом: «Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, его не было: он убежал!..» Этот же случай упоминает Ю.Тынянов в романе «Пушкин», этот же случай и на картине И.Е. Репина.

И сам Пушкин много лет спустя напишет:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Подробно описывает И.Пущин помещения Лицея, распорядок дня.

«В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее; во втором -- столовая, больница с аптекой и конференц-зала с канцелярией; в третьем -- рекреационная зала, классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей со дворцом чрез хоры придворной церкви. В верхнем -- дортуары. Для них, на протяжении вдоль всего строения, во внутренних поперечных стенах прорублены были арки. Таким образом образовался коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками отделены были комнаты: всего пятьдесят нумеров. В каждой комнате -- железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Во всех этажах и на лестницах было освещение ламповое; в двух средних этажах паркетные полы. В зале зеркала во всю стену, мебель штофная.

Таково было новоселье наше!

При всех этих удобствах нам нетрудно было привыкнуть к новой жизни. Вслед за открытием начались правильные занятия. Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале -- мячик и беготня.

Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7 до 9 часов -- класс.

В 9 -- чай; прогулка -- до 10.

От 10 до 12 -- класс.

От 12 до часу -- прогулка.

В час -- обед.

От 2 до 3 -- или чистописанье, или рисованье.

От 3 до 5 -- класс.

В 5 часов -- чай; до 6 -- прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.

По середам и субботам -- танцеванье или фехтованье.

Каждую субботу баня.

В половине 9 часа -- звонок к ужину.

После ужина до 10 часов -- рекреация.

В 10 -- вечерняя молитва, сон.

В коридоре на ночь ставили ночники во всех арках. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору.»

В комнате Пушкина сейчас всегда стоят живые цветы.

Библиотека располагалась в переходе из флигеля в Екатерининский дворец, насчитывала 5 тысяч экземпляров, по тем временам количество просто огромное. Старались выписывать все новинки. Литературное творчество самих лицеистов процветало и всячески поощрялось. Выходило несколько рукописных журналов.

«При самом начале -- он наш поэт. Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами" Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

А вот в числе лучших учеников практически не бывал. Никто не скажет, где было его место в классе, т.к. лицеисты перемещались по рядам в зависимости от текущей успеваемости, и юный Александр частенько кочевал с первого ряда на последний.

Трогательно пишет Пущин о Пушкине: «Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».

Всю жизнь отмечал А.С. Пушкин лицейскую годовщину, есть у него несколько стихотворений с почти одинаковым названием «19 октября», вот только иногда отмечать приходилось в одиночестве, а потом и лицеистов становилось всё меньше и меньше, некоторые стихотворения проникнуты уже не светлой печалью, а настоящей тоской по ушедшим.

Но это навсегда:

Друзья мои, прекрасен наш союз:

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен!

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы; нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.