Леди в англии 19 века. Женское образование в Англии XIX века. Где учились бедные

Английские академические традиции в самом стандартном представлении - это закрытые школы и известные университеты, шарфы и галстуки колледжей, студенческие правила и ритуалы... И ни одной женщины. Британский академический мир долго оставался сугубо мужским пространством, и женщинам пришлось приложить немало усилий, чтобы оказаться там наравне с мужчинами.

Английскую женщину XIX века легко представить в экипаже, откуда она заглядывается на освещённые газовыми лампами витрины магазинов, либо же, напротив, за работой - когда она, не щадя рук, натирает крыльцо мелом.

Однако викторианские женщины не только блистали в свете или занимались тяжёлым трудом. Мы расскажем о том, как они учились и учили. Наш рассказ основан на информации из книг Екатерины Коути «Женщины викторианской Англии» и «Недобрая старая Англия», книги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», а также на примерах из классических романов эпохи.

Где учились бедные

Качество образования, которое могла получить девочка, очень зависело от социального класса, к которому принадлежала её семья.

Дети из бедных семей имели возможность посещать благотворительные школы. Такие заведения содержали дамы-благотворительницы и попечители-промышленники, которые были живо заинтересованы в притоке новых рабочих рук на свои фабрики. Неудивительно, что девочек много обучали рукоделию, шитью и кулинарии, не особенно углубляясь в науки.

Образование получали в пансионах, которые могли различаться по статусу, однако даже в заведениях для богатых царили спартанские порядки. Не говоря уже о тех заведениях, куда отсылали девочек из простых семей и сирот. Правила были строгие, и за провинности девочек подвергали наказаниям, в том числе телесным. Популярнее всего были удары линейкой по рукам.

Одно из самых ярких описаний подобного места можно найти на страницах романа «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Джейн, девочка с живым воображением, которая много читала дома, в приюте впервые сталкивается с необходимостью зубрить, а также много заниматься рукоделием.

«Так как я не привыкла учить наизусть, то сначала уроки казались мне бесконечно длинными и трудными; частая смена предметов также сбивала меня с толку, и я была рада, когда наконец, около трех часов, мисс Смит дала мне полоску кисеи в два ряда длиной, иголку, наперсток и сказала, чтобы я села в уголке классной комнаты и подрубила кисею. В этот час большинство девочек занималось рукоделием, лишь один класс стоял вокруг мисс Скетчерд; девочки читали, в комнате царила тишина. Я с интересом прислушивалась к чтению, замечая про себя, как отвечает та или другая девочка и что говорит ей мисс Скетчерд - бранит или хвалит её».

Кстати, сама писательница, как и её старшие сёстры, училась в Кован-Бриджской школе для дочерей духовенства. Считается, что это заведение с его холодом и плохими условиями послужило прототипом приюта Ловуд из «Джейн Эйр». Сёстры Шарлотты заболели в пансионе чахоткой и умерли, как и любимая подруга Джейн. Позже Шарлотта Бронте училась в Роу-Хэдской школе, и там же осталась в качестве преподавательницы.

Другая английская романистка, Джейн Остен, поучившись у родственницы, заболела тифом. В очередной раз забрав её из пансиона, её родители предпочли дать дочери семейное образование - учителями Джейн стали отец, братья и обширная домашняя библиотека.

Также основы образования девочки могли получить в работных домах - при условии, что их родители трудятся там же. Работный дом, где приходилось трудиться много часов подряд, был одним из главных кошмаров бедных англичан. Обычно там оказывались, когда все остальные возможности прокормить семью были исчерпаны. Нельзя сказать, что качество образования, которое дети могли получить в работных домах, было высоким.

Существовали ещё сельские школы, которые обычно не делали различия между девочками разных возрастов - и старшие, и маленькие могли сидеть вместе, получая немного разные задания. Была распространена практика, при которой старшие учили младших или менее подготовленных, почти избавляя от этой необходимости учительниц.

Согласно опросу 1841 года, 67 % мужчин и 51 % женщин называли себя грамотными (по крайней мере, могли написать своё имя). С 1880 года в Англии начальное образование стало обязательным и для мальчиков, и для девочек.

Как учились богатые

Пока условной Джейн Эйр требовалось учить языки, историю и арифметику, чтобы потом претендовать на рекомендательное письмо и место классной дамы или гувернантки, девушки из знатных и богатых семей готовились найти себе хорошую партию после окончания учёбы. Поэтому небогатые девочки иногда получали более глубокое образование, чем их более обеспеченные ровесницы, которых ждали брак с достойным джентльменом и наследство.

Само собой, в юных викторианках стремились воспитать качества, необходимые хорошей жене. А значит, обучение было направлено в первую очередь на то, чтобы привить им главные женские добродетели того времени - скромность, кротость, готовность помогать больным и обездоленным, и в то же время изысканность, утонченность вкуса. Девушек обучали живописи, музицированию, танцам, французскому языку.

Чтобы воспитать юную леди, девочку могли отдать в частную школу либо пригласить гувернантку для домашнего обучения. Иностранным языкам девочек часто обучали француженки и немки. Для домашних занятий отводили специальную комнату, в которой были парта, грифельная доска, книги и наглядные пособия.

Гувернантками становились образованные, но бедные девушки - по большей части от нужды, из необходимости помогать семье или накопить на приданое. Из-за этого образ гувернантки выпадал из привычной системы традиционных социальных ролей - незамужняя женщина, которая не является ни леди, ни прислугой, как с ней вообще себя держать?

«Прислуга считала, что если женщина вынуждена работать, то она приравнена в своем положении к ним, и не желала ухаживать за ней, старательно демонстрируя свое пренебрежение. Если же бедняжка устраивалась в семью, в которой не было аристократических корней, то хозяева, подозревая, что она смотрит на них свысока и презирает за отсутствие надлежащих манер, недолюбливали её и терпели только для того, чтобы их дочери научились держать себя в обществе» , пишет Татьяна Диттрич.

Неудивительно, что девочки, к которым была приставлена гувернантка, тоже часто не слишком жаловали её и редко относились с уважением:

- Не напоминайте мне, дорогая, о гувернантках, у меня от одного этого слова нервы не выдерживают. Я пережила такие мучения от их неумелости и взбалмошности. Слава Богу, теперь я отделалась от этого!

Мистер Дент склонился к пылающей благородным возмущением даме и что-то прошептал ей на ухо - по её реакции я поняла: он напомнил ей, что одна из представительниц этого проклятого племени находится среди них.

(Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр»)

Впрочем, иногда гувернантки, ощущая двойственность своего положения и стресс от необходимости соблюдать достоинство, не отставали, терроризируя своих учениц:

«В классной комнате была кладовка, где хранились книги для занятий. Мисс Блэкберн клала туда же на тарелке кусок хлеба для своего ланча. Каждый раз, когда я что-то никак не могла запомнить, или не слушалась, или возражала чему-нибудь, она запирала меня в этой кладовке, где я сидела в темноте и дрожала от страха. Особенно я боялась, что туда прибежит мышка есть хлеб мисс Блэкберн. В своем заточении я оставалась до тех пор, пока, подавив рыдания, могла произнести спокойно, что теперь я хорошая. Мисс Блэкберн заставляла меня заучивать наизусть страницы истории или длинные поэмы, и если я ошибалась хоть на слово, она заставляла учить меня в два раза больше!»

(Свидетельство, приведённое в книге «Повседневная жизнь викторианской Англии»)

Чему и как учили

Школы имели стандартизированную программу обучения, а вот содержание учебной программы, которую предлагала гувернантка, сильно зависело от конкретной учительницы.

Екатерина Коути приводит такой план урока из пособия для учительниц, написанного некоей мисс Джонсон в 1867 году:

1. Назови основные исторические достопримечательности Англии.

2. Какая из планет ближе всего к Солнцу, а какая дальше всего? Назови их диаметры и период обращения вокруг Солнца.

3. Назови главные исторические лица в период правления Октавиана Августа.

4. Расскажи о преимуществах и недостатках обучения в Спарте.

5. Назови генералов Наполеона Бонапарта.

6. Сколько существует типов архитектуры?

Тема для сочинения: гордыня.

Викторианские экзаменационные вопросы впечатляют широтой охватываемых тем, но не подразумевают глубокого погружения предмет. Девушкам прививали скорее общую эрудицию, чем серьёзные предметные знания и методологию той или иной науки.

На «частую смену предметов» жаловалась и Джейн Эйр. Для образования тех времён был характерен не междисциплинарный, а «прыгающий» подход, при котором от Гая Юлия Цезаря учительница могла вдруг перейти к астрономии. Считалось, что это развивает широту знаний (правда, в ущерб системности). Некоторые учительницы ликовали, когда таким образом им удавалось застать врасплох и «срезать» какую-нибудь дерзкую ученицу.

Главным же методом обучения была зубрёжка, которая предполагала, что девочки должны запоминать большие фрагменты текстов. Нетрудно догадаться, что лучшие оценки получали обладательницы хорошей памяти.

Женщины в университетах

Викторианский подход предполагал, что всё мужское является нормой, тогда как женское - отклонением. Женщина, по мнению людей того времени, включая именитых учёных, обладает менее развитым мозгом, чем мужчина. Кроме того, отвлекаясь на образование, женщина поступает эгоистично, отлынивая от своих непосредственных обязанностей. Неудивительно, что при таком подходе женский ум воспринимался как своего рода изъян, болезнь, которую можно исправить супружеством.

Тем не менее, в английском образовании были свои . Благодаря им женское образование реформировалось. Так появились Челтенхэмский женский колледж и Университетская школа Северного Лондона, основанная Мэри Басс, где девушек готовили к поступлению в университет. Однако, как указывают источники, кройке и шитью там тоже уделялось много времени. Например, одна из учениц рассказывала в своих мемуарах, что на экзамене её попросили обметать петлю для пуговицы (девушка получила хорошее домашнее образование, однако шитьё ей не давалось).

В 1840-х годах открылись два женских колледжа: Королевский колледж и Женский колледж, в котором обучалась искусству одна из дочерей Чарльза Диккенса. В 70-х годах девушки уже посещали занятия в колледжах Ньюнхэм и Гиртон в окрестностях Кембриджа, а также в двух колледжах Оксфорда (впрочем, викторианцы и тут блюли приличия - во время общих с молодыми людьми занятий с девушками должна была быть компаньонка). В эту же пору открылась Академия изящных искусств Слейда с совместным обучением и появилась Лондонская медицинская школа для женщин.

Первым высшим учебным заведением Англии, где могли учиться в том числе и женщины, стал Лондонский университет. В Оксфорде и Кембридже женщины учатся с 1884 и 1881 годов.

Английские женщины-учёные XIX века

Несмотря на то, что женских имён в истории науки викторианской эпохи намного меньше, чем мужских, некоторым исследовательницам и изобретательницам удалось войти в историю, а также изменить облик науки своего времени.

Каролина Гершель, которая приехала в Англию из Гановера, еще в конце XVIII века открыла три новых туманности и комету, а в 1835 году официально стала членом Королевского астрономического общества.

Традиционно женскими увлечениями в те времена считались энтомология и ботаника. Несмотря на то, что коллекционирование засушенных насекомых и цветов проходило про части хобби, а гербарии рассматривались в первую очередь как предмет эстетической ценности, изучение женщинами природы способствовало развитию зоологии и ботаники, а также естественнонаучной иллюстрации. Тут можно упомянуть имена Сары Боудич Ли и Оливии Тонг, которые создавали удивительные по красоте и натуралистически точные изображения растений и животных.

bogomolov_image wrote in November 18th, 2015

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

На первый взгляд, родина этого имиджа – Викторианская Англия, где собственно и возникло словосочетание «настоящая леди». Но это не совсем так. Ведь вплоть до конца XIX века слово «lady» еще не означало никакого конкретного визуального образа, а просто было синонимом аристократического британского происхождения.

Сделано в Америке

Лишь на закате Викторианской эпохи это слово приобретает новый смысл. Причем заслуга здесь принадлежит не консервативной Англии, а демократичной Америке, в которой, как известно, мало кто мог похвастаться дворянской родословной. Недостаток голубых кровей женщины из разбогатевших американских семейств компенсируют имиджем Lady , позаимствованным у Старого Света. Отныне под этим названием подразумевают уже не титул, а хорошее воспитание, сдержанный вкус и благородные манеры независимо от происхождения.

Был ли этот имидж модным? Скорее – обязательным. Ибо представлял собой наилучшее визуальное воплощение буржуазно-пуританской морали. Но авангардная мода первой половины XX века изо всех сил старалась свергнуть образ Леди с узурпированного им пьедестала. Салонно-кокаиновый декаданс 1910-х годов, джазовая раскрепощенность 20-х, голливудский гламур 30-х давали совершенно иные ориентиры для модных подражаний. Долгое время имидж Леди считался чем-то консервативным (если не старомодным), а во время Второй мировой войны – даже непатриотичным.

Ситуация меняется лишь в послевоенное время, а точнее – к концу 1950-х. Викторианские традиции опять диктуют нормы поведения. Растет благосостояние, а вместе с ним – стремление это благосостояние продемонстрировать. В Букингемском дворце воцаряется молодая королева Елизавета II. А в Париж из добровольной ссылки возвращается Шанель – и создает свой легендарный маленький костюм. И в этот момент имидж Леди становится массово модным.

Но лидером упомянутой моды была вовсе не Франция и даже не Англия, а, как обычно, Америка: именно здесь на рубеже 1950-х и 1960-х годов появляются самые культовые иконы образа Леди – Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди – и вызывают волну подражаний по всему миру. Даже образ английской королевы Елизаветы II, которая имела на имидж Lady «право по рождению», был визуально вторичным по сравнению с американскими прототипами.

Кстати, маленький костюм Шанель коммерчески модным делают тоже американцы (парижане его поначалу вообще не заметили). Если бы не американские заказы и инвестиции, Дом Chanel могло бы ожидать разорение. Благодаря Америке little suit by Chanel на долгие годы станет основной униформой для Ladies всех стран, национальностей и социальных кругов.

Приметы образа

Главные черты ассоциативного образа Леди – это аристократизм и рафинированная элегантность. В нем также присутствует праздность и даже шик, но непременно – чистый и сдержанный шик. В отличие от Светской Львицы имидж Леди не демонстрирует ни власти, ни надменной сексуальности. Вместо них – естественная женственность, отполированная благородством.

В ее внешнем облике в равной степени важны и изысканные манеры, и безупречный гардероб. Пожалуй, трудно найти другой имидж, в котором визуальные формы нарядов были бы установлены так же четко и конкретно, как в образе Леди. В ее костюмах и маленьких платьях – гармония лаконичных линий и деликатных оттенков: шампанского и лосося, ментола и карамели. А еще сочетание темно-синего и молочно-белого, столь любимое принцессой Грейс. В макияже – чистота и ухоженность без ярких сексуальных акцентов. И, конечно, аксессуары: перчатки, сумочка, шляпка, жемчуг.
Кстати, не случайно жемчуг становится своеобразным символом этого имиджа, что нельзя объяснить одной лишь коммерческой модой. Очевидно, его перламутровое сияние вызывает у нас ассоциации с благородством, шиком и чистотой, столь уместные в образе Lady .

Одним из самых совершенных воплощений этого имиджа, несомненно, была Жаклин Кеннеди в начале 1960-х. Секрет безупречности ее образа не только в хорошем гардеробе от Олега Кассини, Юбера Живанши и Коко Шанель. Жаклин обладала очень тонким чувством стиля, который повлиял и на вкусы ее современниц, и на творчество многих кутюрье. Пожалуй, она и сама могла бы стать великим стилистом, если бы вдруг однажды выбрала подобную карьеру, а не путь власти и денег. Кто знает, может именно этим нереализованным талантом объясняются баснословные траты Жаклин на одежду, которые приводили в ужас даже Аристотеля Онасиса.

Платья и манеры

Не меньшее влияние на моду оказывал (и продолжает оказывать по сей день) образ голливудской актрисы Одри Хепберн, названной журналом Vogue барометром моды 60-х. Впрочем, ее имидж – это результат творческого союза двух талантливых людей: самой Одри и ее стилиста Юбера Живанши. В течение целого десятилетия мисс Хепберн демонстрировала с экрана огромное количество маленьких платьев и костюмов, пальто и шляпок, созданных неистощимой фантазией Живанши. И толпы женщин по всему миру еще и еще раз шли на «Завтрак у Тиффани», «Шараду», «Как украсть миллион» не только ради занимательного сюжета, но и за новыми тенденциями моды.

Однако заслуга Одри в создании образа Lady не исчерпывалась демонстрацией элегантных нарядов. Она внесла в этот некогда чопорный и холодный имидж оттенок детского легкомыслия, дерзости и очаровательной угловатости. Она смахнула с образа Леди викторианский нафталин и сделала его по-настоящему современным. Между прочим, именно имидж «Audrey Look» – сочетание аристократической элегантности и хулиганских манер – впоследствии был позаимствован Джулией Робертс в фильме «Красотка» 1990-го года.

Но вернемся в 60-е. Популярность образа Леди в это время не знает границ. Его придерживаются не только представительницы высшего общества, но и домохозяйки, и учительницы. А большинство авиакомпаний даже делают его профессиональным имиджем своих стюардесс.

В Советском Союзе времен хрущевской оттепели образ Леди большого распространения не получил. Отчасти потому, что выглядел слишком уж буржуазно-капиталистическим, а в основном – из-за того, что компоненты его советским женщинам были малодоступны. Не только костюм в стиле Chanel и туфли-лодочки, но и манеры – их у портнихи не сошьешь. Впрочем, один яркий пример все же имеется – это имидж родившейся во Франции полячки Эдиты Пьехи, которая стала знаменитой звездой советской эстрады в начале 60-х. Ее хорошо сшитые костюмчики с рукавом «три четверти» от модельера Вячеслава Зайцева в сочетании с иностранным акцентом создали ей репутацию самой элегантной женщины СССР.

Господство имиджа Lady заканчивается в конце 60-х. Антибуржуазные настроения поколения хиппи свергают его с модного олимпа и превращают в символ консерватизма и реакционности. Конечно, этот образ полностью не исчезает (и, наверное, не исчезнет никогда). Но в 70-х годах его донашивают лишь дамы элегантного возраста и представительницы европейских королевских династий. Имидж Lady фактически становится одной из норм светского этикета, который, как известно, моде не подчиняется.

Lady D

Но зигзаги моды порой непредсказуемы. На рубеже 80-х и 90-х годов образ Леди торжественно возвращается, а заслуга в этом принадлежит принцессе Диане.

Конечно, нет ничего удивительного в том, что молодая принцесса Уэльская облачилась в имидж Lady : она лишь последовала требованиям протокола подобно многим другим представительницам британских аристократических семейств. Но только ей удалось сделать этот консервативный образ вновь актуальным. Это стало возможным благодаря нескольким причинам.

Во-первых – фантастическая популярность личности самой Дианы, соперничающая с популярностью кинозвезд и топ-моделей. Во-вторых, в 80-90-е в моду вновь возвращаются тенденции буржуазного шика. Но в имидже Дианы эти коммерческие мотивы соединились с оттенками ретро 60-х (костюмы а-ля Chanel, перчатки, шляпки, жемчуг), придав ее образу одновременно актуальность и ностальгическое очарование. А в-третьих, на Диане имидж Леди смотрелся по-настоящему стильно и индивидуально – с легкой угловатостью манер, детской робостью взгляда и прелестными ошибками в протоколе.

В то время не редко можно было услышать мнение, что имидж Lady D – это искусственный результат работы стилистов и имиджмейкеров, а сама принцесса не обладала, мол, хорошим вкусом. Что ж, пожалуй, в сравнении с Жаклин Кеннеди, Диана не могла похвастаться тонким чувством стиля. Но у нее был другой, не менее ценный дар – она была очень талантливой клиенткой имидж-дизайнеров. Это значит, она умела правильно выбрать стилиста, а главное – в точности следовать его рекомендациям, что и позволило ей завоевать титул одной из самых стильных женщин XX века.

Ladylike fashion

Возможно, именно благодаря Диане и в XXI веке имидж Lady все еще не забыт. Конечно, его уже не встретишь на каждом шагу. Словосочетания «настоящая Леди», «хорошо сшитый костюм» и «безупречные манеры» перешли в категорию ретро. Праздность и аристократизм уступили место деловитости и независимости современных Business Ladies . И все же образ Леди жив – на элегантных светских приемах и на страницах глянцевых журналов, посвященных рекламе товаров класса «люкс».

А в начале 2010-х годов этот традиционный имидж вдруг приобрел статус остро модной тенденции, получившей название «ladylike» («подобно леди», «как леди»). Одним из катализаторов для популярности этого тренда послужил образ английской девушки Кэтрин Миддлтон, которая в 2011 году превратилась в Гецогиню Кембриджскую, облачилась в ретро костюмчики и вычурные шляпки и получила от прессы устойчивое имя «Принцесса Кейт». Впрочем, до титула иконы стиля новой принцессе еще далековато – слишком уж по-ученически старательными выглядят пока ее попытки играть образ High Society Lady , за которыми все еще проглядывает простоватая смешливая «девчонка из соседнего двора».

Еще большее влияние на модную тенденцию ladylike оказал имидж актрисы Дженьюари Джонс, сыгравшей роль Бетти Дрейпер в знаменитом американском телесериале «Mad Men» («Безумцы») 2007-2015 годов. Великолепная работа стилистов и костюмеров сериала в сочетании с очень убедительным ролевым воплощением актрисы сделала этот образ модным эталоном и источником вдохновения для многих современных модельеров.

Элементы визуального образа

Прическа
Компактный объем, лаконичные формы, элегантные стрижки или собранные волосы. В укладках строгие линии сочетаются с мягкими текстурами. Цвет волос преимущественно светлый, натуральный.

Макияж
Деликатная фарфоровая гамма с розоватым подтоном, ощущение ухоженности и чистоты без броских акцентов. Изысканное моделирование глаз натуральными тенями, возможна тонкая подводка ресничной линии. Губы естественного контура, выразительный, но сдержанный цвет помады.

Гардероб
Мотивы 50-60-х годов, элегантная классика без чрезмерного консерватизма, лаконичные силуэтные линии и длина юбки, «играющая» с коленом. Утонченная пастельная гамма (карамель, ментол, крем, лосось, слоновая кость) может сочетаться с глубокими благородными тонами (шоколад, терракота, ночной синий). Традиционные аристократичные ткани (шерстяной креп, букле, джерси), строгость твида, смягченная сочетанием с шелком. Сдержанная роскошь украшений, маленькие сумочки, перчатки.

Классический стиль – сдержанный и утонченный одновременно. Не каждая барышня наденет на себя юбку ниже колена с блузой. Классика подойдет не всем. Английским стиль в одежде, который считают классикой, не исключение из правил.

Надевая на себя такую одежду, барышня демонстрирует готовность к постоянной работе над собой, стремление к совершенству. Выбрав его, запасаются терпением и в то же время успокаивают себя на случай, если узкие рамки не удастся соблюсти никогда. Если же все удастся, все условия будут соблюдены, простоватая девушка превратится в английскую леди.

Краткая историческая справка

Несмотря на то, что Англия – развитая страна, в некоторых смыслах слова она по сей день развивается, но это развитие тормозит следование традициям. 19 век в Англии – образцовый и сегодня. Модные тенденции, сложившиеся в эту эпоху, сохраняются поныне. Фундамент – сохранение традиций, несмотря ни на что.

Трудно поверить в то, что поначалу английская мода находилась под давлением и влиянием французской. Франция верховодила вплоть до модной революции, но потом утратили свой авторитет, и вернула все на круги своя. Из-за отделения английский стиль начал стремительное развитие, и к началу 19 века произошло первое становление. Именно тогда вывели и огласили основные черты стиля, которые неизменны и сегодня. Женщинам, которые решили изменить себя, показана работа над собой. Она будет касаться не только изменения гардероба, но и манер.

При желании можно собрать все правила стиля в одном месте: простота, элегантность, комфорт, строгость, удобство, добротные материалы, учет места и фигуры.

Хоть многие историки моды и говорят о переломе начале девятнадцатого века, зарождение стиля наблюдали и раньше. Первые толчки отмечали в 15-16 веках, когда складывалась английская аристократия. Как и многие другие сословия, у этого были свои особенности в быту и моральные устои. Так, например, барышни и мужчины тратили уйму времени на подбор туалетов, стремясь одеться безупречно и элегантно. Пышные и вычурные вещи оставляли в стороне. Лук получался строгим и простым. Так как основные положения дошли до сегодняшнего дня в неизменном виде, а стиль все-таки развивается, можно называть его незыблемой классикой.

Основные тенденции

Современные британцы предпочитают комфорт и функциональность во всем. Мода диктует свои установки, соблюдение которых хоть и отнимает уйму времени, но заканчивается созданием идеального образа. В гардеробе преобладает одежда с прямым кроем и приталенным силуэтом. Ни в коем случае не выбирают вещи, пошитые из полупрозрачных тканей. Также оставляют в стороне нечто бесформенное, похожее на балахон. Кстати, юбки мини запрещены. Стилисты называют этот стиль для женщин минималистичным, так как нет практически декоративных элементов, аксессуаров.

Известно, что женская одежда в английском стиле – это изделия, выполненные в сером, коричневом, зеленом, синем и традиционном бело-черном цвете. Не приемлют англичане яркости, а ценят приглушенность. Им не нравится ярко-выраженная фактурность.

Спокойные и уравновешенные англичане получают прекрасное воспитание и с детства обучены всевозможным манерам. Им подходит этот изысканный и практичный стиль, а ни какой-то другой. В Англии живут эксцентричные и эмоциональные особы, которые не приемлют его в традиционном виде. Строгий костюм гнетет их и зажимает в рамки. Для них придумали эпатажный гранж и casual, который для девушек подходит идеально.

Женская одежда

Королева Англии – эталон стиля для многих. Для женщин из разных стран походить на нее – это демонстрация верха совершенства. Истинными леди с выделением своей женственности и утонченности становятся не все. Чтобы старания увенчались успехом, соблюдают ряд правил.

  • Приталенный и прилегающий силуэт. Руководствуясь этим правилом, в бутиках приобретают пиджаки, обтягивающие фигуру, юбки с длиной до колена и платья с минимумом украшений;

  • Появление в гардеробе костюма с классическим кроем. Его придумала Коко Шанель сто лет назад. Тогда по подиуму щеголяли девушки в обтягивающих узких юбках и в строгом жакете. Сама по себе идея не нова, а позаимствована у мужчин, но именно женский костюм, несмотря на свою сдержанность, выглядит женственно и элегантно. Идея Шанель, как бы предложенная невзначай, прижилась;
  • Выбор практичной одежды;

  • Ограниченный выбор аксессуаров. У каждой англичанки есть перчатки из настоящей кожи, шарф, а также аксессуар, чье название на английском языке звучит так – «tote bag». Столь необычное название придумали для сумочки с характерной овальной или квадратной формой.

Для украшения себя на званом вечере, приеме во Дворце или на балу допускается ношение дорогой бижутерии, ювелирных изделий (бусы из жемчуга, брошь с россыпью бриллиантов и т.д.). Опять же, хоть и допускают их ношение, но вот стиль строго проговаривается: вычурность, броскость ни к чему, а сдержанность к месту. Если вещь действительно качественная, она не нуждается в дополнительном обрамлении.

На ножки надевают туфли-лодочки под цвет сумки или костюма. Макияж также делают с особой тщательностью, чтобы подчеркнуть свою ухоженность и аккуратность.

Современный стиль и его тренды

Хоть английский стиль сохраняет основные тенденции, складывающиеся годами, но в XXI веке он все-таки обзавелся рядом особенностей. Его берут за основу и считают отправной точкой тогда, когда развивают новые направления. Они рассказывают об авторитарности и больших возможностях моды туманного Альбиона.

Авангард

Вивьен Вествуд – основательница авангарда, которая покоробила незыблемые традиции. Она захотела уйти от серости посредством введения сочных красок и причудливых аксессуаров. Все, что сегодня выдают за авангард, демонстрирует дух бунтарства и протеста существующим правилам. Будучи королевой панка, Вивьен ввела в сложившийся стиль изысканные и необычные элементы декора, в частности заклепки, вышивку, булавы. Ткани на ее одежде украшают принты с абстрактным рисунком; цвета, из которых пошита она, разные, в том числе и не сочетаемые друг с другом.

Неудивительно, что многие стилисты называют плоды творчества Вивьен фантазией городской сумасшедшей женщины.

Ретро

Название этого направления на слуху у многих. Все знают, что этот стиль базируется на передаче образов 40-50-х гг. двадцатого столетия. В годы, тяжелые для всего мира, дамы надевали платья в мелкий цветок с романтичной расцветкой и юбки-тюльпаны. Это все в моде и сегодня, но с некоторыми поправками.

К костюму дамы надевают элегантный смокинг или удлиненный пиджак. Если они выбирают брюки, то только подчеркивающие стройность ножек. Платье для выхода в свет берут с открытой спинкой и с длинным шлейфом.

Остальные формирующие образ детали, будь-то макияж, прическа и маникюр, должны быть неброскими, но заметными. Вечернее платье с легкостью обыграют, прихватив с собой на званый вечер шляпку, сумку-клатч или тросточку в блестках и стразах.

Кантри

Модницы, которым не повезло жить в большом городе, облачаются в брючки галифе на подтяжках с блузой, на голову надевают шляпку из соломы, а на ноги обувь без ремешков и отправляются по своим делам.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА История 2010 Выпуск 2 (14) НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ УДК 930.85(410)”18/19” ВОСПИТАНИЕ И МАНЕРЫ АНГЛИЙСКИХ ЛЕДИ XVIII–XIX ВВ. Д. Б. Вершинина Предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литературы XIX столетия. Ключевые слова: Англия, леди, женское образование, национальный характер. Престижу Англии, согласно шутливому замечанию, больше, чем экспорт английского угля, содействовал образ джентльмена. Действительно, трудно назвать национальный образ, влияние которого распространилось бы так широко в мире, причем не только в так называемом «благородном» обществе, где он возник, но и за его пределами. При этом, однако, тип английского джентльмена, первые упоминания о котором относятся к XII в., на протяжении многих столетий своего существования претерпевал различные трансформации, среди которых одной из главных было постепенное расширение понятия и его демократизация. C образом джентльмена оказались неразрывно связаны представления об английском национальном характере, ставшем объектом изучения многих исследователей и в самой Великобритании, и за ее пределами. Среди тех, кто обращался к проблемам британской национальной идентичности, были как писатели (к примеру Дж. Б. Пристли и Г. К. Честертон [Честертон, 1984]), так и ученые – лингвисты, литературоведы, культурологи, историки [Карасик, Ярмахова, 2006; Павловская, 2005; Проскурнин, 2002; Fox, 2005; Hewitt, 2008; Hewitt, 2009; Houghton, 1985; Paxman, 1999]. Великобритания внедрила в культуру тип не только джентльмена, но и леди. Возникнув еще в раннее средневековье (о чем свидетельствуют уже легенды о короле Артуре и его жене леди Гвиневере), распространившись в эпоху куртуазной любви, когда появился культ Прекрасной Дамы, понятие и сам тип «леди» окончательно утвердились в английском обществе начиная с XVI– XVIII вв., достигнув апогея своего развития в XIX столетии. М. Оссовская писала о содержании термина «джентльмен»: «В Оксфордском словаре поначалу главным выступает знатное происхождение, генеалогическое древо, право ношения герба. В более поздних определениях подчеркиваются личные достоинства» [Оссовская, 1987, с. 133]; думается, что эти слова можно применить и к наименованию «леди», поскольку история показывает, как оба типа постепенно теряли свое первоначальное специфически классовое содержание и приобретали все более очевидное этическое, культурное значение. В статье предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литературы XIX столетия. Практически все путешественники, посетившие Англию в XVII–XIX вв., восхищались красотой англичанок. Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» писал: «Англичанок нельзя уподобить розам; нет, они почти все бледны – но сия бледность показывает сердечную чувствительность и делается новою приятностию на их лицах» [Карамзин, 1964, с. 430]. Сумароков подтверждал мысль Карамзина по поводу того, что «Англию можно назвать землею красоты» [Там же, с. 432]: «Лондон есть метрополия прелестей. Не пройдешь и ста саженей и начтешь двадцать красавиц» [Ерофеев, 1987, с. 199]. В последние годы XVIII в. немецкий пастор, живший в Лондоне, замечал: «Я действительно полагаю, что ни в какой другой стране невозможно встретить так много привлекательных женщин, как в Англии» . Однако в вопросе о манерах англичанок наблюдатели расходились во мнениях. По замечанию Карамзина, «женщины и в Лондоне очень хороши, одеваются просто и мило; все без пудры, без румян, в шляпках, выдуманных грациями. Они ходят, как летают...» [Карамзин, 1964, с. 438]. _______________ Д. Б. Вершинина, 2010 93 www.histvestnik.psu.ru Д. Б. Вершинина Другой русский путешественник, напротив, утверждал, что лондонки «одеваются без вкуса, манеры и походка не так грациозны, как у француженок» [Ерофеев, 1987, с. 199]. При этом упомянутые авторы, безусловно, апеллировали к манерам и вкусам англичанок из аристократических кругов. Леди и джентльмены всегда очень серьезно относились к воспитанию своих дочерей; особенное внимание к образованию джентльмена (в первую очередь) и леди начало проявляться уже в XVII в. Можно согласиться с В. Мацкевичем, утверждающим, что усиление демократических тенденций в английском обществе второй половины XVII столетия неизбежно должно было вызвать большее внимание к проблемам образования и воспитания: «Нарастание демократических тенденций в английском обществе привело к тому, что управление государством было изъято из рук родовой аристократии, и к управлению государством, хозяйством стали приходить демократические слои населения... Со времен Локка само по себе понятие элиты или джентльмена начало пониматься как результат культуры, воспитания и образования» [Мацкевич, 1993, с. 96–97]. Упоминание имени Локка в контексте воспитания леди совершенно не случайно. Основные мысли выдающегося английского философа и просветителя по поводу воспитания и педагогический опыт, накопленный в работе преподавателя и домашнего воспитателя, наиболее полно представлены в работе «Мысли о воспитании» (1693). Естественно, речь здесь идет о воспитании джентльмена, а не леди, однако сам философ замечает: «Высказывая изложенное, я имел в виду мальчика, потому что главная цель моего рассуждения заключается в выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентльмена начиная с детских лет. Эти методы не могут во всем подходить к воспитанию детей; однако нетрудно будет разобрать, в чем различие пола требует применения различных приемов воспитания» [Локк, 1989, с. 147]. В труде Локк предлагал целую программу обучения, главным принципом которой являлись постепенность и взаимосвязанность предметов. Педагогические труды Дж. Локка несли одну очень важную мысль: процесс становления и воспитания человека – это единство физического, психического и умственного его развития. Именно эта мысль философа представляется важной при обращении к женскому образованию в Англии XVIII–XIX вв.: в дома специально нанимались воспитатели и учителя, обучавшие девочек языкам и другим предметам. Акцент, однако, в отличие от воспитания мальчиков, делался прежде всего на занятиях музыкой, танцами, рисованием, рукоделием. Именно это должна была в первую очередь знать и уметь английская девушка, чтобы ее назвали образованной в XVIII–XIX вв. Яркие примеры отношения британцев к проблеме женского образования представляет английская женская литература, расцвет которой в XIX столетии, безусловно, демонстрирует процесс осмысления британскими интеллектуалками своих прав и привилегий, равно как и ограничений, наложенных на их судьбу принадлежностью к «слабому полу». В романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» между героями возникает спор по поводу определения «образованная леди». Чарльз Бингли утверждает, что все молодые леди «рисуют пейзажи, раскрашивают экраны и вяжут кошельки», в то время как, по мнению его сестры, «понастоящему образованным может считаться лишь тот, кто стоит на голову выше всех окружающих. Женщина, заслуживающая это название, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам. И кроме всего, она должна обладать каким-то особым своеобразием внешности, манер, походки, интонации и языка – иначе это название все-таки будет заслуженным только наполовину». Один из центральных героев романа мистер Дарси, заметивший, что «не мог бы похвастаться, что среди знакомых... женщин наберется больше пяти-шести образованных понастоящему», к списку всех качеств, предложенных мисс Бингли, добавил «нечто более существенное – развитый обширным чтением ум», а главная героиня, Элизабет Беннет, резюмировала спор утверждением, что «никогда не видела, чтобы в одном человеке сочетались все те способности, манеры и вкус, которые были... перечислены» [Остен, 1988а, с. 404–405]. Следует согласиться с автором романа и ее героиней в том, что созданный образ является идеалом, к которому стремились все девушки. Уже одно то, что положительными героинями этого романа, торжествующими в его финале, являются старшие сестры Беннет – чрезвычайно начитанные молодые леди, которых Остен делает по характеру и образу мышления похожими на их отца мистера Беннета, который, как видно из романа, был действительно образованным человеком, дает основания говорить о комплексности (по Локку) воспитания и образования молодых дам во времена Остен. Многие женщины высших слоев общества могли всю свою жизнь заниматься самообразованием. В домах с хорошей библиотекой они получали возможность узнать много нового для себя и 94 www.histvestnik.psu.ru Воспитание… часто не пренебрегали этим. В том же романе Джейн Остен показывает, как приехавшая в Незерфилд навестить свою больную сестру Джейн мисс Беннет предпочла играм чтение, чем удивила многих: «Мистер Херст посмотрел на нее с удивлением: – Вы играм предпочитаете чтение? – спросил он. – Странно!» [Там же, с. 402]. Самообразование, а также занятия с домашними учителями, на что делал упор Локк в своих работах, нередко были дополнением к образованию, получаемому в пансионах. Обычно в них обучали тому же комплексу предметов, что девочки могли получить и дома, но там, во-первых, будущие леди погружались в более строгую атмосферу, а во-вторых, в пансионах был сделан гораздо больший акцент на трудовое воспитание. Розамонда Винси из романа Джордж Элиот «Мидлмарч» получила образование в лучшем в графстве пансионе миссис Лемон, где, как пишет автор, «благородных девиц обучали всему, что необходимо знать светской барышне – вплоть до отдельно оплачиваемых уроков, как входить в карету и как выходить из нее» [Элиот, 1988, с. 102]. Розамонду, действительно, многие считали лучшей девушкой в Мидлмарче, однако образ этот, безусловно, иронический. Элиот показывает нам, как девушка из среды не очень крупной буржуазии стремится стать настоящей леди: она «была прилежна и... с особым усердием писала акварелью пейзажи и портреты приятельниц, упражнялась на фортепиано и с утра до ночи вела себя в точном согласии со своими представлениями о том, какой должна быть истинная леди... Она находила время читать самые лучшие романы, а также и не самые лучшие, и знать наизусть множество стихов. Любимым своим произведением она назвала бы “Лалла-Рук” [Там же, с. 165–166] (романтическая поэма английского поэта Томаса Мура, пользовавшаяся в 1830-е гг. большой популярностью. – Д. В.). Совсем другого рода книги читала героиня этого же романа Доротея Брук, «занятая судьбами рода человеческого, видевшимися ей в озарении христианской веры...» [Там же, с. 22]: она знала наизусть множество отрывков из «Мыслей о религии и о некоторых других вопросах» французского философа Паскаля Блеза, а также из трудов английского богослова Джереми Тейлора. Марианна Дэшвуд из романа Остен «Чувство и чувствительность» читала Уильяма Каупера и Джеймса Томсона, английских поэтов-сентименталистов, а также Вальтера Скотта. Один из главных героев, Эдвард Феррарз, сказал о ней так: «А книги! Томсон, Каупер, Скотт – она покупала бы их без устали, скупила бы все экземпляры, лишь бы они не попали в недостойные руки!» [Остен, 1988б, с. 113]. Примеры стремления девушек к самообразованию есть и в частных письмах, и в дневниках: к примеру, Сэмюэл Палмер в письме, адресованном мисс Джулии Ричмонд в сентябре 1866 г., рекомендует ей прочитать Торкватто Тассо, достаточно сложного для простого читателя итальянского поэта эпохи позднего Возрождения, но следом, подчеркивая образованность своего адресата, добавляет: «Хотя Вы уже наверняка читали его в оригинале» . Фанни Берни в своем дневнике упоминает, что читала Сервантеса, Шатобриана, Цицерона, Дизраели, Драйдена, Шекспира, Скотта, Свифта, Жермену де Сталь, Вольтера и многих других не менее известных авторов . Не менее длинный список литературных пристрастий можно составить и по дневнику Дороти Вордсворт, где среди прочитанных книг упоминаются «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Макбет», «Король Джон», «Тимон Афинского», «Напрасные усилия любви» Шекспира, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Дон Кихот» Сервантеса и т. д. . В Англии XVIII–XIX вв. существовал определенный идеал женского поведения, канон истинной леди, следовать которому девочки должны были с ранних лет: «содержать себя в чистоте, быть утонченными, изящными, элегантными, тихими и спокойными» . В 1616 г. Джервис Маркхем определил по-своему то, к чему должны стремиться англичанки, обозначив тем самым мужскую мечту об истинной женственности: «Наши английские жены должны обладать целомудренными мыслями, решительной храбростью, выдержкой, быть неутомимыми, бдительными, прилежными, остроумными, приятными, постоянными в дружбе, полными привлекательного домоседства, мудрыми в речах» . Дж. Пристли в книге «Англичане» говорит о том, что более соответствуют такому типу женщины тюдоровских и стюартовских времен, когда представительницы высших слоев, безусловно, не были пустышками, а, напротив, обладали собственными суждениями и зачастую получали классическое образование (достаточно вспомнить дочерей Томаса Мора, Марию Тюдор и Елизавету I, дочерей Оливера Кромвеля и Джона Мильтона). Несколько иначе обстояло дело в XVIII в., когда все чаще стал возникать образ 95 www.histvestnik.psu.ru Д. Б. Вершинина «пустышки»; к началу же XIX столетия «английские женщины приобрели то, что можно назвать истинно английским стилем поведения: иррациональное, инстинктивное ушло в сторону, и образованный англичанин стал полагаться спокойным, холодным, полностью рассудительным, как римляне лучших лет (и это перешло к женщинам)» [Там же, с. 48]. По мнению Г. Перкина, викторианство – один из кульминационных моментов «глубоких изменений в национальном характере», когда «англичане перестали быть одной из самых агрессивных, грубых, буйных, прямых, разгульных, жестоких и кровожадных наций в мире и превратились в одну из самых сдержанных, вежливых, опрятных, чувствительных, не в меру щепетильных и лицемерных наций» [Проскурнин, 2004, с. 9]. Именно такими спокойными и рассудительными изображены многие героини английских романов XIX в.: Джен Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте, сестры Элизабет и Джейн Беннет из романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение», Элинор Дэшвуд из романа «Чувство и чувствительность» той же Остен, Доротея Брук из романа Джордж Элиот «Мидлмарч», леди Дедлок из романа Чарльза Диккенса «Холодный дом», аристократка Эдит Грейнджэр из его же романа «Домби и сын». Несмотря на то что всех их постигают беды и горести, они держат эмоции внутри и ведут себя очень сдержанно. К примеру, по коллизии романа «Чувство и чувствительность» Элинор Дэшвуд была посвящена в тайну человека, которого любила, и, узнав, что Эдвард Феррарз уже четыре года помолвлен с мисс Люси Стил, «на несколько мгновений онемела от растерянности, так она была поражена. Но затем, принудив себя заговорить и тщательно выбирая слова, произнесла со спокойствием, которое в достаточной мере скрывало ее изумление и горечь...». В дальнейшем, глубоко страдая, Элинор четыре месяца хранила в себе эту тайну, объясняя свой поступок, представлявшийся ее сестре Марианне поистине героическим, следующим образом: «Я обещала Люси сохранить ее тайну...» [Остен, 1988б, с. 157]. Именно такое поведение – умение сдерживать свои эмоции – и считалось одним из признаков благородного поведения. Поэтому Джен Эйр, Элизабет Беннет и других героинь, в действительности не принадлежащих к высшему классу, можно назвать леди за их достойное поведение. Такая трансформация понятия «леди» из понятия классового и социального в культурное и этическое произошла в Англии как раз в середине XIX в. Викторианская эпоха поставила вопрос о том, можно ли назвать леди любую женщину из высшего класса. К примеру, леди Кэтрин де Бер, представительница крупной аристократии, ведет себя по отношению к Элизабет Беннет и ее семье, джентри, находящимся ниже на социальной лестнице, не совсем порядочно, обращаясь с ними свысока: «Войдя в комнату с более чем всегда, бесцеремонным видом, леди Кэтрин ничем, кроме легкого кивка, не ответила на приветствие Элизабет и, не говоря ни слова, уселась в кресло» [Остен, 1988а, с. 792]. Надо отметить, что в реальности многие аристократы поддерживали в себе такое отношение к средним классам и видели в них порой большую опасность, чем в рабочих. Сэр Генри Булвер писал графине Дерби: «...средний класс не обладает ни энергией, ни духовной высотой, чтобы управлять правительством...» . Подобное восприятие аристократии как исключительного социального слоя постепенно принимало форму снобизма, который становился важной чертой английской нации и английского образа жизни. В «Книге снобов» Теккерей дает множество примеров снобизма, процветающего везде: в Сити, в университетах, в литературе, в политике. Снобизм, по утверждению писателя, охватил и сферы личной жизни: семью, клубы. Свое открытие Теккерей справедливо называет великим, а свой труд «Трудом с прописной буквы» [Теккерей, 1975, с. 318], определяя сноба как человека, угодливого по отношению к вышестоящим и высокомерного к стоящим ниже. Немало снобов Теккерей видит и среди английских леди: «...по натуре ни одной женщине это чувство не свойственно, однако привычка всех окружающих раболепствовать и заискивать перед этой прекрасной и величественной дамой – обладательницей такого множества черных и всяких других брильянтов – и в самом деле заставило ее поверить, что она выше всех на свете и что люди не вправе с ней общаться, разве только с почтительного расстояния» [Там же, с. 330]. Сатирически изображая подобных леди, Теккерей показывает, что все они такие же снобы, как и мужчины: весьма респектабельная и почтенная дама миссис Скряггинс (фамилия далеко не случайна) «останется снобом, пока так непомерно высоко ценит себя, свое имя, свою внешность и наслаждается этим нестерпимым высокомерием; пока, бывая на людях, чванится, подобно Соломону во всей славе его...» [Там же, с. 341]. Этот портрет, несомненно, напоминает описание леди Кэтрин де Бер: «Она ничем к себе не располагала, и в ее манерах не чувствовалось желания хозяйки, чтобы ее гости забыли о своем бо- 96 www.histvestnik.psu.ru Воспитание… лее низком общественном положении. Она не наводила страха молчанием, но все, что она говорила, произносилось не допускающим возражений тоном, подчеркивавшим значительность ее особы...» [Остен, 1988а, с. 529]. У некоторых аристократок снобизм достигал необычайной силы. Леди Далхаузи в письме мужу утверждала: «Те, кто не рожден в соответствии с титулом, хороши на своих местах, но не в аристократических салонах и гостиных» . Примечательно, что наиболее заинтересованы в защите привилегий аристократии, которые существовали не формально, а на бытовом уровне (в политике, например, министром мог стать и не аристократ: яркий пример тому – Дизраели), были те, чье собственное аристократическое положение было достаточно шатким. Примером может служить высказывание леди Фокс, вышедшей замуж не за лорда: «Мое сердце глубоко опечалено тем, что исчезают привилегии класса» [Там же]. Конечно, отнюдь не все леди проявляли такое высокомерное отношение к средним классам, и многие из них стремились к тому идеалу, что существовал в течение многих веков. Однако для всех из них желательный образец женского поведения в Англии XVIII и XIX вв. был неразрывно связан с представлением о женщине как о хранительнице домашнего очага, что непосредственным образом отражалось на воспитании и манерах английской аристократки. Замужество оставалось нормативным институтом для женщин, независимо от того, к какому классу они принадлежали, а идея семьи организовывала жизнь большинства людей в английском обществе, поэтому вся система воспитания англичанок была нацелена на воспитание будущей жены и матери. В то же время на протяжении XVIII–XIX вв. стала проявляться заинтересованность английских женщин в событиях жизни социальной, выходящей за рамки только домашних проблем, начался процесс пробуждения женского сознания, что ярко демонстрирует стремление английских леди к самообразованию. Библиографический список Burney F. Selected Letters and Journals / ed. by J. Hemlow. Oxford, 1986. Davidoff L., Hall C. Family Fortunes. Men and Women of the English Middle Class, 1780–1850. L., 1987. Fox K. Watching the English: The Hidden Rules of English Behaviour. L., 2005. Hewitt K. The English Gentleman: Getting Behind the Stereotype // Hewitt K. Understanding British Literature. Пермь; Oxford, 2008. Hewitt K. Understanding Britain Today. Oxford, 2009. Houghton W. E. The Victorian Frame of Mind, 1830–1870. New Haven; L., 1985. Journals of Dorothy Wordsworth. Oxford; N.-Y.; Toronto; Melbourne, 1980. Paxman J. The English: A Portrait of a People. L., 1999. Priestly B. The English. L., 1974. Raynolds D. Aristocratic Women and Political Society in Victorian Britain. Oxford, 1998. The Oxford Book of Letters / ed. by F. Kermode and A. Kermode. Oxford; N.-Y., 1996. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион и англичане глазами русских, 1823–1853. М., 1987. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. М., 1964. Т. 1. Карасик В. И., Ярмахова Е. А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». М., 2006. Локк Дж. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. М., 1993. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. Остен Дж. Гордость и предубеждение // Остен Дж. Собрание сочинений. М., 1988а. Т. 1. Остен Дж. Чувство и чувствительность // Остен Дж. Собрание сочинений. М., 1988б. Т. 1. Павловская А. В. Англия и англичане. М., 2005. Проскурнин Б. М. О новых подходах к викторианству как социокультурному прецеденту // Вестн. Перм. ун-та. Вып. 4. Иностранные языки и литературы. Пермь, 2004. Проскурнин Б. М. Викторианский менталитет и английская культура XX века (постановка проблемы) // Национальный менталитет и языковая личность: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2002. Теккерей У. М. Книга снобов // Теккерей У. М. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1975. Т. 3. Честертон Г. К. Об англичанах за границей // Честертон Г. К. Писатель в газете: худож. публицистика. М., 1984. Элиот Дж. Мидлмарч. М., 1988. Дата поступления рукописи в редакцию: 27.10.2010 97 www.histvestnik.psu.ru

Каждая модница хочет выглядеть стильно и привлекательно. Для этого необходимо лишь обратиться к модным стилям в одежде. Сегодня речь пойдет об очень популярном и известном английском стиле.

Немного истории

Модные тенденции далекого XIX века до сих пор актуальны в Англии. Стиль далекого прошлого является настоящим воплощением добрых традиций, которым стараются следовать современные модники и модницы.

Изначально английская мода развивалась не без участия французской. Именно Франция диктовала свои правила стиля, и это продолжалось вплоть до модной революции. После этого английские веяния моды обрели самостоятельность и перестали зависеть от французских.

Вскоре после этих событий мода в Англии стала стремительно развиваться и меняться. В первой половине XIX века были выделены основные черты стиля, которые мы можем наблюдать и в настоящее время.

В то время дамы, которые хотели выглядеть безупречно, должны были поработать не только над своим гардеробом, но и манерами.

В далеком прошлом и сегодня английский стиль отличается своими основными характеристиками: он очень простой, элегантный, удобный и строгий. Все вещи из этого направления изготавливаются из добротных материалов и идеально сидят на фигуре.

Хотя историки и специалисты говорят о переломном моменте XIX века, на самом деле стиль стал зарождаться намного раньше. Его зачатки появились еще в XV-XVI веках. Это было время английской аристократии, которая оказала значительное влияние на моду того периода.

У аристократов были свои жизненные особенности и моральные устои. В те времена мужчины и женщины тратили огромное количество времени на подбор туалетов. Люди старались выглядеть максимально элегантно и модно.

Пышные и пестрые вещи откладывались в самый дальний уголок. Внешний вид модниц и модников всегда получался строгим, лаконичным и сдержанным.

Основные черты английского стиля дошли и до наших дней, но само модное направление не перестает развиваться с течением времени. Этот факт вполне позволяет назвать такое направление бессменной классикой.

Особенности

Главной особенностью этого строгого стиля можно назвать его ориентированность на дам всех возрастов. Каждая модница сможет подобрать изысканный лук, который будет смотреться стильно и гармонично.

Элегантные наряды можно подобрать как для повседневных выходов, так и для походов на работу или торжественных мероприятий.

Нельзя не отметить и несравненный комфорт одежды. Английский стиль отличается своим удобством, так как вещи изготавливаются из высококачественных материалов с учетом всех особенностей женской фигуры.

Английский стиль приветствует минимализм и сдержанность во всем. Это касается не только одежды, но и обуви, аксессуаров, прически и макияжа. Всего должно быть в меру.

Подвиды и направления

Английский стиль богат на различные модные направления. Молодая девушка или женщина постарше сможет подобрать для себя идеальный комплект в любом исполнении. Образ получится очень элегантным, если грамотно подобрать все его составляющие части. Познакомимся поближе с модными направлениями английского стиля.

Современный стиль

Неповторимый английский стиль сохраняет свои модные тенденции, которые складывались годами. Но в далеком XIX веке он все же приобрел некоторые особенные черты.

Он является бессменной основой, когда зарождается новое модное направление, которое всегда демонстрирует авторитет и широкие возможности туманной Англии.

Хипстерский

В сороковые годы в США появилась молодежная субкультура, к которой относились хипстеры. Сначала так называли поклонников джазовой музыки и тех людей, которые являлись ценителями искусства.

Сегодня к хипстерам относятся молодые люди (15-30 лет), которые постоянно ищут что-то новое в музыке и киноиндустрии и не представляют жизнь без современной культуры и искусства. Такие модники и модницы предпочитают следовать особому стилю в одежде.

Фундаментом этого модного направления является бессменный винтаж, переплетающийся с современностью. В гардеробе хипстеров всегда есть зауженные джинсы и яркие кеды. Не обходятся их молодежные образы и без обуви на платформе, разнообразных шарфиков, очков в крупной оправе, различных головных уборов, клетчатых рубашек, шорт и маек.

Зачастую за этими экстравагантными облачениями скрываются тонкие и очень ранимые личности, которые все пропускают через себя. К таким ярким образам они обращаются для того, чтобы выделиться из серости толпы.

Деревенский

Деревенский стиль еще называют кантри. Он является максимально удобным и практичным.

К этому модному направлению изначально обращались девушки, живущие в сельской местности. Затем интересные модные решения пришлись по вкусу и городским модницам.

Создать непринужденный деревенский образ можно с помощью брюк-галифе с подтяжками, свободной блузки и удобной обуви без дополнительных ремешков. В подобном ансамбле очень гармонично будет смотреться обычная соломенная шляпа.

Ретро

Современные модницы знают, что это модное направление опирается на стильные образы сороковых годов XX века. Это было тяжелое для всех стран время. Тогда модницы наряжались в милые платьица в маленький цветок и юбки-тюльпаны. Подобные вещи и сегодня не потеряли своей актуальности, но претерпели некоторые изменения.

Сегодня к костюмам модницы могут добавить элегантные смокинги или удлиненные пиджаки. Брюки надеваются лишь для того, чтобы подчеркнуть стройные и длинные ножки. Платье для вечернего выхода можно подобрать с сексапильной открытой спиной и длинным шлейфом.

Следует помнить, что все остальные элементы лука (макияж, прическа) не должны быть пестрыми и яркими. Например, роскошное вечернее платье можно дополнить дамской шляпкой и небольшим клатчем.

Авангард

В английскую классику внесла авангард знаменитая Вивьен Вествуд. Она хотела отодвинуть скучную серость на второй план, добавив в стильные образы яркие краски и оригинальные аксессуары.

Сегодня авангард является настоящим воплощением бунтарского духа. Это модное направление не знает рамок и границ. Вивьен добавила в уже сложившийся стиль нетривиальные декоративные элементы: булавки, клепки и вышивки.

Текстиль на ее одежде дополняют абстрактные принты с разнообразными рисунками. Интересные вещи шьют из материалов разных расцветок, которые могут объединяться друг с другом в одном наряде.

Одежда

Стиль английской королевы является настоящим эталоном этого модного направления. Дамы со всего света считают, что сходство с королевской особой делает их совершенными. Но перевоплотиться в истинную леди не так-то просто.

Для этого необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Рекомендуется наряжаться в вещи, обладающие приталенным или облегающим кроем. Это касается пиджаков, облегающих женское тело, юбок до колена и лаконичных платьев с минимальным количеством декоративных деталей.
  2. В гардеробе обязательно должен быть костюм классического кроя. Подобный наряд был разработан знаменитой Коко Шанель около ста лет назад. В то время на подиуме дамы демонстрировали зауженные брючки, облегающие юбки и солидные жакеты. Строгие костюмы были позаимствованы из мужского гардероба и прекрасно вписались в элегантные женские образы.
  3. Будьте осторожнее с аксессуарами. У каждой английской леди в модном арсенале имеются кожаные перчатки и очаровательные шарфики.