Краткая биография. Биография огюста конта О конт биография работы основные идеи


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
ОГЮСТ КОНТ
(1798-1857)

Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-1842), "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-1854).

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в Монпелье. Его отец, Огюст Луи, служил сборщиком податей. Мать Конта была ревностная католичка. Семья имела средний достаток.

В девять лет Огюста отдали в лицей Монпелье. Уже в школе проявилась такая черта его характера, как независимость. Для него не существовало авторитетов, но он отдавал должное умственному и нравственному превосходству. Огюст вел себя вызывающе с директором или наставниками, но к учителям относился с почтением. Слабый и болезненный на вид, Конт избегал детских игр, но товарищи его любили: он всегда готов был прийти на помощь.

Из учителей Конта следует выделить пастора Анкорта, преподававшего в лицее математику. Обладая обширными философскими познаниями и редкими нравственными качествами, он оказал большое влияние на воспитанника. Не случайно Конт посвятил ему одно из своих сочинений ("Субъективный синтез").

В пятнадцать лет Огюст окончил лицей. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже, которая была в то время одной из самых популярных во Франции. Конт изучал математику и вырабатывал навык научного мышления, кроме того он читал сочинения Адама Смита, Юма, Кондорсе, де-Местра, Биша, Галля и других авторов. Огюст избегал студенческих компаний, не вступал в дискуссии и не предавался томным мечтаниям. Погруженный в размышления, он выглядел не по возрасту серьезным. Но это не мешало ему участвовать в стычках с начальством. В конце концов это кончилось плачевно в 1816 году правительство закрыло Политехническую школу, как рассадник вольнодумства и волнений.

Конта отправили на родину под надзор полиции, так как он считался одним из заводил. В Монпелье Огюст провел всего несколько месяцев. Несмотря на протесты родителей, он возвратился в Париж. Отец в гневе отказал ему в материальной поддержке. Огюст мог рассчитывать только на свои силы и знания. Ему повезло: профессора Политехнической школы Поинсо и Блэнвиль, заметившие необыкновенные способности юноши, помогают ему найти место преподавателя математики. Огюст дает частные уроки, что приносит ему пусть скудный, но доход. В свободное время он штудирует литературу по физическим наукам, биологии, истории. Ему удается устроиться домашним секретарем к богатому банкиру, видному члену парламента Казимиру Перье. Увы, секретарство продлилось всего три недели - будущий Конт и Перье слишком расходились во взглядах, чтобы сотрудничать.

В 1818 году он знакомится с великим утопистом Сен-Симоном и поступает к нему в секретари. В то время еще не было школы Сен-Симона как таковой, она только разрабатывалась. Под руководством Сен-Симона Конт начинает серьезно работать над социальными вопросами. В 1819 году он публикует в журнале свою первую самостоятельную работу. Огюст сотрудничает с Сен-Симоном, но это не значит, что он не имеет своих взглядов. В 1822 году публикуется его сочинение, которое через два года переиздается под названием "Система позитивной политики". В это время формируются его философские и социальные взгляды. Конт делает свое "главное открытие" - социологический закон трех состояний. Сен-Симон высоко ценил таланты ученика, но хотел, чтобы он посвятил себя разработке его теории. На этой почве и произошел конфликт между двумя великими мыслителями.

В 1824 году Огюст, посчитав, что перерос учителя и созрел для самостоятельной деятельности, прекращает не только сотрудничество, но и всякие отношения с Сен-Симоном. "Сен-Симон, - писал Конт, - старался держать меня в черном теле и присвоить себе львиную долю той славы, которая могла выпасть на долю моих трудов". В этих словах - весь Конт, самолюбивый, не сомневавшийся в своем высоком предназначении.

Конт пытается устроиться в Политехническую школу, но ему запрещают преподавать в учебных заведениях. Остаются только частные уроки по математике.

Двадцатитрехлетним юношей он встретил на одном народном гулянии молодую девушку Каролину Массин. Дочь кочующих провинциальных актеров, она не получила серьезного образования, хотя обладала незаурядными умственными способностями. Девушка вела "легкий образ жизни". Конт, по-видимому, сблизился с ней и часто посещал ее. Отношения их поддерживались около двух месяцев.

Через год они снова встретились. Перед этим Каролина продала книжную лавку и располагала небольшой суммой. 29 февраля 1825 года Огюст и Каролина обвенчались. Огюст скоро понял, какую страшную ошибку совершил. "Если бы она была только порочной, - писал философ, - то, быть может, я прощал бы ей ее проступки, но она проявляла бессердечие, не обнаруживала ни малейшей нежности, и я неизбежно должен был почувствовать к ней в конце концов презрение". Супруги часто ссорились. Каролина несколько раз уходила из дома. В конце концов последовал развод. Но это случилось позже, а пока они снимали просторную квартиру. Огюст дал объявление об услугах репетитора. Однако на объявление откликнулся лишь один человек. Пришлось переехать в квартиру поскромнее.

Один из друзей посоветовал Огюсту устроить публичные лекции по философии, над разработкой которой Конт упорно трудился, несмотря на свое трудное материальное положение.

В марте 1826 года он объявил о чтении своего курса лекций, в будущем переработанного в "Курс позитивной философии". Курс был рассчитан на72 часа и сводился к "философскому обозрению всех наук". Конт надеялся не только поправить свое материальное положение, но и заявить о себе как о творце новой философской системы. Он не рассчитывал на большую аудиторию. Слушатели собирались у него дома, а билеты распространялись среди знакомых. Однако среди немногих слушателей были известные люди: Гумбольдт, Блэнвиль, Поинсо, Карно, Серклэ. Очевидно, молодой философ уже был известен. Однако ему пришлось прекратить чтение курса на третьей лекции. Сен-Симонисты не могли простить ему, что он ушел от них, и дело чуть не дошло до дуэли. К этому надо добавить постоянные склоки с женой. В результате нервная система Конта не выдержала, и это привело его к тяжелому душевному расстройству.

Вначале жена не понимала, что с ним происходит. Но вот он ушел из дома и не вернулся. Каролина получила от него письмо и бросилась на поиски мужа. Она нашла его в Монморанси в горячечном бреду. Огюст пытался броситься в озеро, но Каролине с большим трудом удалось удержать мужа, а затем с помощью Блэнвиля отправить его в больницу в состоянии буйного помешательства.

Пролежав несколько месяцев в больнице, Конт возвращается домой. Буйный период помешательства еще не кончился. Он бросался с ножом на жену, однажды убежал из дома и кинулся в Сену, но его состояние стало улучшаться. В конце лета 1827 года он уехал к своим родителям в Монпелье, а через год Конт уже работал.

В начале января 1829 года Конт в состоянии был уже возобновить свои лекции. Читал он их по-прежнему на дому перед столь же ограниченной и вместе с тем избранной аудиторией. Правда, Гумбольдта на этот раз не было; зато присутствовали Бруссэ и Эскироль. Основные тезисы своей философии Конт изложил затем в одном из общественных залов Парижа, а в 1830 году приступил к публикации своего капитального труда. Однако эта поистине гигантская работа не принесла денег. Конту по-прежнему предстояло зарабатывать уроками по математике.

Знакомства, завязанные им благодаря лекциям с некоторыми учеными и профессорами, теперь пригодились. В 1832 году он получил место репетитора в Политехнической школе по теоретической механике и высшему анализу, в 1837 году - там же место экзаменатора, кроме того, он подрабатывал в частных учебных заведениях. А сколько у него было неудач!

В 1831 году он выставил свою кандидатуру на вакантную кафедру высшего анализа и теоретической механики в Политехнической школе, но на его заявление не обратили внимания, а в следующем году он получил, как сказано выше, лишь место репетитора при этой кафедре. В 1832 году Конт обратился к Гизо, в то время министру народного просвещения, с предложением учредить кафедру всеобщей истории и философии физических и математических наук. В докладной записке, представленной им по этому поводу, он обстоятельно доказывал необходимость, своевременность и возможность учреждения такой кафедры; в лекторы же он, естественно, предлагал самого себя. Но ничего из этого не вышло.

В 1835 и 1840 годах Конт пытался занять кафедру в Политехнической школе, но ему вновь отказали. Тщетны были его попытки проникнуть в Академию политических и социальных наук. Все это время он занимал должность экзаменатора в Политехнической школе.

В 1844 году его лишили и этой должности. Материальный кризис наступил, когда он закончил и напечатал "Курс позитивной философии" и находился в расцвете сил. Мечта Конта создать и занять кафедру по истории и философии положительных наук не осуществилась. Много лет спустя, в 1846 году, он снова попытался получить эту должность, но его постигла такая же неудача. В 1848 году после революции с подобным же проектом выступил Липре, ученик Конта, но и он не имел успеха. Таким образом, Конту не удалось найти в официальных сферах места, соответствующего его стремлениям. И, быть может, это обстоятельство в немалой степени повлияло на его дальнейшую судьбу.

"Курс положительной философии" ничего не принес ему в материальном отношении. Но зато этот труд поставил Конта во главе философской мысли XIX века. Экзаменаторство и репетиторство в Политехнической школе, частные уроки, затем чтение публичных лекций и, наконец, работа над философской системой поглощали все его время. Единственным развлечением были прогулки, или, как называл их Огюст, философское фланирование.

Однажды госпоже Конт удалось уговорить своего отшельника отправиться в театр на итальянскую оперу. У Конта, по-видимому, была склонность к музыке. Он имел хороший голос и сам пел с большим воодушевлением "Марсельезу" и другие песни. Итальянская опера очень понравилась ему, и он купил даже сезонный абонемент.

Ощутимую поддержку оказывал Конту знаменитый философ Дж. С. Милль. Он сам признается в своей "Автобиографии", что более всех содействовал распространению контовых теорий в Англии и что он многое почерпнул у Конта".

Я был пламенным поклонником сочинений Конта, - говорит знаменитый англичанин, - прежде чем вошел с ним в какие-либо отношения, во всю мою жизнь я его никогда не видел, но в продолжение нескольких лет мы поддерживали постоянную переписку, пока она не сделалась слишком полемической и наша ревность в этом отношении не охладела. Я первый стал реже писать, а он первый вовсе прекратил переписку.

Переписка эта началась в 1841 году и продолжалась до 1845 года. В ней не только обсуждались различные философские и общественные вопросы Конт посвящал своего философского друга и в свою личную жизнь, описывая ему подробно борьбу с учеными и собственные материальные невзгоды Милль принимал близко к сердцу тяжелое положение философа и, когда ему стала угрожать опасность потерять место, предложил денежную помощь Конт принял предложение.

Посылая деньги, Милль, однако, советовал Конту подыскивать себе работу и предлагал ему сотрудничество в английских журналах. Но Конт был занят обдумыванием своего второго капитального произведения "Системы положительной политики", поэтому предложение отклонил. Между тем англичане отказались продлить еще на год свою субсидию. Это сильно раздражило философа. В письме к Миллю он говорит, что поддержка со стороны лиц, сочувствующих его философии, должна быть не временная, а постоянная. Милль защищал своих друзей. Но тон их переписки немного обострился, философы сильно разошлись по некоторым общественным вопросам. Точное научное понимание практичного англичанина восставало против сентиментальности, все четче проявлявшейся в произведениях и письмах утописта-француза. За охлаждением скоро последовал полный разрыв, и переписка прекратилась в 1846 году.

По предложению одного из преданных своих учеников, Литтре, философ объявил подписку на свои произведения среди приверженцев. В1851 году Конт лишился последнего своего места - репетиторства в Политехнической школе и стал жить на средства последователей и людей, сочувствовавших ему. С этого же года он сам занялся подпиской, рассорившись с Литтре. Таким образом, Конт достиг цели он избавился от необходимости зарабатывать себе средства существования каким-либо посторонним трудом и мог всецело отдаться своему призванию, посвятить себя служению новому созданному им учению.

Долго и упорно Конт боролся за свою материальную независимость. Только под конец жизни ему довелось насладиться сознанием того, что средства существования он получает от исполнения своей миссии. Конт всегда вел скромный образ жизни, а последние десять лет он еще больше ограничил свои потребности.

Огюст отказался от употребления кофе, табака. Он вынужден был отказаться от посещения оперы. При таком аскетизме и при полном бескорыстии ему хватало тех средств, которые доставляла ежегодно подписка. Конт разошелся с женой Каролиной Массин и влюбился в Клотильду де Во. Клотильда была довольно красива, обладала добрым, нежным сердцем и природным умом. Но судьба была жестока к философу любовь осталась неразделенной, а преждевременная смерть унесла в могилу предмет его страсти. В течение этого года он виделся с ней ежедневно и написал 96 писем. Клотильда де Во умерла от чахотки, Конт продолжал любить ее и прославил ее в предисловии к "Системе положительной политики".

Число приверженцев нового учения росло. Собрания позитивистов принимали все более религиозный характер. Конт мечтал о времени, когда будет произносить проповеди в одной из крупнейших церквей Парижа. В 1849 году он начал читать публичные бесплатные лекции во "Дворце кардиналов" по всеобщей истории человечества. Лекции длились по несколько часов и производили большое впечатление. Они не были напечатаны, но вышедший в 1852 году "Позитивный катехизис" дает некоторое понятие о них.

Речи проповедника новой социальной религии не могли нравиться политикам и неоднократно запрещались. Конт только в определенные часы принимал приверженцев нового учения. Последователи находили много утешительного и полезного в личных наставлениях учителя. В последние годы жизни мысли Конта приняли субъективный и мистический характер. Он стал считать себя основателем новой религии и ввел нечто вроде культа.

В мае 1857 года Конт заболел 5 сентября он почувствовал себя лучше и пожелал остаться один. Когда к нему вошли, он лежал неподвижно перед "алтарем Клотильды", а вечером того же дня тихо скончался. Вдова Конта Каролина Массин пыталась оспорить его завещание, доказывая, что он последние 12 лет был умалишенным, но суд нашел это заявление безосновательным.

В своих произведениях Конт рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они дали толчок дальнейшему развитию социологической науки и позитивистской философии. Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя он видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывался от поиска причин явлений, считая это занятие бесплодной метафизикой. "Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Важное место в своих произведениях Конт отводил классификации наук.

Он полагал, что принцип деления наук должен "вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют". Таким образом, он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, который в то время и до этого был распространен в естествознании. Считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь. Отвергал связь естествознания с теологией. Все науки у него обладают различной степенью общности и простоты и их можно расположить по степени убывания общности: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах (сюда входит и социология).

Конт считал, что развитие общества определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, на которой люди объясняют все явления исходя из религии посредством действия сверхъестественных сил; метафизическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин, позитивную, на которой все явления объясняются с точки зрения науки. Конт подробно раскрывал содержание этих трех стадий развития человеческого общества.

Первая стадия, по его мнению, характеризуется господством воображения, при котором круг знаний весьма ограничен. Люди объясняют существование явлений наличием богов и духов. Здесь господствуют авторитет и монархия. Метафизическая стадия характеризуется действием различных сил, являющихся проявлением сущности. На этой стадии положение авторитетов расшатывается, в человеке усиливается эгоизм и ослабляется связь с обществом. Возрастает роль рассудка при умалении роли чувств. На этой стадии появляется стремление поставить на место монархии власть народа.

Вторая стадия - переходная к третьей, самой высшей. Здесь общество перестраивается на основе положительного знания, которое дают математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества, а метафизические проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса - это прогресс знаний Конт провозгласил создание новой религии - так называемой "религии человечества", написал катехизис этой религии.

Идеи позитивизма были очень популярны среди естествоиспытателей XIX века. Последователями Конта были Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Представители немецкой классической философии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, пол ому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) — французский философ, один из создателей позитивистской философии и социологии. В 1817-1822 гг. он был секретарем Сен-Симона, редактировал некоторые его работы. Таким образом, Конт стал в какой-то мере продолжателем философских и социологических взглядов Сен-Симона в позитивистском направлении. Известность ему принес «Курс позитивной философии» (1830-1842). Основные положения контовской позитивистской социологии (теории, метода, оценки) выражаются в следующем.

Во-первых, социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.

Во-вторых, методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.

В-третьих, задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития. Социология как наука должна строиться по образцу естественных и технических наук. Ни философия, ни наука не могут ставить вопрос о причине явлений — это им не под силу. Их задача заключается в описании происходящего в природе, обществе, человеке, а не в выявлении сущности происходящего. Например, упало яблоко, но закон всемирного тяготения как сущность падения всех тел на Земле познать нельзя.

Конт развил идею Сен-Симона о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадий интеллектуальной эволюции человечества и индивида. Первая стадия — теологическая, на которой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия — метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия - позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе — социология, понятие о которой, как упоминалось, впервые использовал именно Конт.

Новую науку социологию Конт разделил на две части. Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, и т. п. Сюда он относит географическую среду, (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.

Схема 1. Пирамида наук О. Конта

Схема 2. Позитивистская социология О. Конта

Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.

В другом сочинении — «Система позитивной политики» (1851 — 1854) — Конт рассматривает социологию в качестве «социальной физики». В таком качестве она должна быть основой «научной политики», примирять принципы «порядка» и «прогресса» общества, а также революционные и реставраторские тенденции в его развитии. Для Конта общество представляет собой своеобразный организм, который состоит из частей, находящихся в равновесии между собой. Эволюция этого организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг к другу. Тогда социология становится «позитивной моралью», сводом правил проведения людей, и ему должны следовать политические лидеры.

Конт полагал, что применил эмпирический (как в естествознании) , делая свои выводы на социальных фактах (статистике, наблюдениях, экспериментах). Этот метод предполагал внешнего наблюдателя — собирающего факты ученого, исследователя, якобы не влияющего на объект. Но возникает логическое противоречие: нельзя быть наблюдателем того, что само является результатом сознательных действий множества людей и в чем ты сам принимаешь участие своим сознанием. Объект социологического исследования - — представляет множество социальных взаимодействий, созданных тысячелетиями эволюции. Невозможно представить себе наблюдателя-ученого, способного познать это сознательное взаимодействие. Предмет обществознания отличен от предмета естествознания (науки).

Конт считал, что исходит в социологическом анализе из социальных фактов (как в естествознании). Но что такое факты социальной жизни? Это единство природного и сознательного. Люди общаются, понимают друг друга потому, что их ум устроен одинаково. Именно это создает единство человеческого сообщества и создает историю как нечто поддающееся толкованию (пониманию). Хайек замечает, что попытка создать обществоведение не обращаясь к индивидуальному сознанию человеческого поведения подобна попытке вытащить свой ум за волосы на уровень «надчеловеческого» ума. Что может увидеть такой ум в человеческом обществе, если одни и те же действия могут означать совсем разнос по своему смыслу? Поцелуй советских вождей, поцелуи любовников — это разные типы поведения, которые можно разгадать только человеческим сознанием данного общества.

Хайек полагает, что социология Конта положила начало сциентистскому и историцистскому подходу к изучению общества. Сциентизм — это естественнонаучное изучение общества, подобное изучению природы. Он заключается в разложении природных объектов на составные части (анализ), а затем их соединении (синтез). Историцизм включает в себя эмпирическое исследование общества, на основе такого исследования выявляется некая закономерность. Например, такой закономерностью в марксистской социологии был закон об определяющей роли материального производства в развитии общества. Главной целью всякой социологической теории должно быть создание универсальной истории человеческого рода, понимаемой как схема неуклонного его развития в соответствии с познаваемыми законами.

Согласно сциентистско-историцисткому мышлению общество представляет собой подобие живого организма, в котором целое — организм — всецело зависит не от мнений отдельных клеток, а задается неким естественным законом. Отсюда происходит и определение исторических фаз как стадий развития живого организма. Что является причиной смены этих исторических фаз? У Конта это естественный закон, у Гегеля — Мировой Дух, у Маркса — материальное производство, и т. д. Историцизм, по мнению Хайска, Поппсра и других субъективистов — это одно из величайших заблуждений человеческого ума в XX веке. В марксистской социологии была создана теория пяти общественно-экономических формаций, которая отрицала устремления людей: хочешь — не хочешь, но пролетарско-социалистическая революция, а за ней и коммунизм наступят обязательно.

Таким образом, у О. Конта перед нами типично сциентистское отношение к социологии, согласно которому наука — главный фактор общественного прогресса, социология должна уподобиться естественным наукам, утверждается недоверие к свободе индивида, стремление преодолеть спонтанное развитие общества силой планомерной, научно организованной деятельности государства. Миль, находившийся под влиянием системы

О. Конта, написал о ней как о «самой совершенной системе духовного и светского деспотизма из всех, произведенных человеческим мозгом...».

Огюст Конт Биография Французский философ основатель позитивизма и позитивной социологии Огюст Конт,родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: "Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости".

В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного "Курса позитивной философии".

Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным.

На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсео естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:1. Реальное - противоположность химерическому.2. Полезное - противоположность бесполезному.3. Достоверное - противоположность сомнительному.4. Точное - противоположность смутному.5. Положительное - противоположность отрицательному.Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.

В творчестве Конта принято различать три периода.

Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, "опускулов". Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей "Системы позитивной политики" (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В "опускулах" он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии "анархии" человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы "позитивной политики"; и, наконец, знаменитый "закон трех стадий".

Второй период (1830-1842) - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный "Курс позитивной философии" (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная "Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества" (1851-1854), "Позитивистский катехизис" (1852) и "Субъективный синтез" (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно "субъективную" точку зрения и "субъективный" метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии "сердце". Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия "позитивная философия", "позитивный дух", "рациональная позитивность", то в это время он уже чаще говорит о "позитивизме" как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется: если в "Курсе" Конт подчеркивает "естественный" характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с "субъективной" точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.

По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.

Контовская классификация наук

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основныенауки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так какопирается на их достижения.В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные иконкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология исоциология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку обобществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя аступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, это означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победунауки над схоластикой и метафизикой.

Социология в представлении Огюста Конта

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном процессе.Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Социологические методы

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности эмпиризма (Философское направление оно утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений)- с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования. По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходныеданные социологии. Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При его помощи сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе. Социальная динамика Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества,по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность,Его сравнивают с гением - отцом диалектики. Он заложил фундамент социологии как науки.

) — последующую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука.

Ее родоначальник О. Конт (1789- 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал “социальной физикой”.

В рамках соц. динамики О. Конт обосновал 2 закона:

1) Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития человечества - теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв. для которых характерна смена общественных порядков, породили анархию, революцию, демократию. Третья - с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.

2) Закон "двойной эволюции". Все факторы общественного развития подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные (климат, раса) при безусловном приоритете первых.

Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась, прежде всего, в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов, как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) как и О. Конт, был французом. Но, в отличие то последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплочен-ности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или обществ. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людейстремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться — значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — форма социального взаимодействия. Их отношения аргументируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, которые они сами в них вкладывают. Социология по Веберу - наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры.

Среди его основных трудов:

- «Протестантская этика и дух капитализма»,

- «Хозяйственная этика мировых религий»,

- «Хозяйство и общество».

Согласно Веберу,только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. "Класс", "государство", "общество" — собирательные понятия. Мы говорим о "капиталисте", "предпринимателе", "рабочем" или "короле" как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего "вообще" не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать "идеальными типами".

Говоряо методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый, но далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучения мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Им как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, "и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например, забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей посту-пают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с тради-циями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Вебер полагал, что не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные.

Действие становится социальным лишь тогда, когда:

1) действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;

2) действие, поведение людей соотнесено с поведением других.

Актуальность темы исследования определяется тем значением личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность — часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности. Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.

1. О. Конт как основоположник социологии

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798-1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии А. Сен-Симона.

Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) в своих «Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяется с предшествующими . Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям.

Сам род человеческий представлялся Тюрго развивающимся (подобно индивидам - от детства к зрелости) и во многом зависящим от изменений в мире физических явлений. Все физические явления воспринимались людьми вначале как действия божественных сил, затем как действия неких сущностных сил и лишь на последнем, третьем этапе или стадии развития человеческого познания было подмечено механическое воздействие вещей друг на друга, поддающееся механическому выражению, эмпирическим обоснованиям или гипотетическим объяснениям. В этих трех состояниях человеческого понимания явлений внешнего мира уже намечены контуры предложенного Контом закона трех состояний, которые претерпевает человеческое познание и мышление (героическая, метафизическая и позитивная стадии прогресса человеческого познания мира). Другая область размышлений Тюрго была связана с обоснованием необходимости исследовать общие и частные причины общественных перемен, а также свободных действий великих людей в их отношении к природе самого человека и в их соотношении с механикой моральных сил.

Еще ближе для Конта был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743-1794) , которого можно считать основоположником взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на область применения счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части.

Историческое движение предстает у Кондорсе закономерным развитием человеческого духа в целом и научного знания в особенности.

К числу бесспорных завоеваний человеческого разума Кондорсе относил идею природного равенства людей в познании всех истин (такова была одна из идей Декарта), а также в стремлении людей к защите личных интересов, прав и свобод. В результате этого, отмечал Кондорсе, «никто уже не осмеливался разделять людей на две различные расы, у которых одна предназначена управлять, другая - подчиняться, одна призвана лгать, другая - быть обманутой…» . Поскольку в обществе все еще существует фактическое неравенство (неравенство богатства, социального положения и образования), главным приемом ослабления всех видов неравенства должно стать «искусство социального строительства», которое Кондорсе именовал также социальным искусством. Его задача - «обеспечивать всем пользование общими правами, к осуществлению которых люди призваны природой…» .

Рост и дифференциация знания об обществе, человеке, политике и политических переменах (особенно после первых европейских революционных потрясений конца XVII-XVIII в.), а также давняя конфронтация умозрительных и эмпирических приемов познания привели к началу XIX в. к упадку общественного престижа философии. Эта новая ситуация вызвала к жизни многочисленные попытки создать новую науку об обществе.

Бесспорные заслуги в разработке исходных положений такой науки принадлежат А. Сен-Симону . В 1813 г. в «Очерке науки о человеке» он определил задачу возведения науки о человеке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении . Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и образцы в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просветителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняющий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен-Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Основной труд Конта - шеститомный «Курс положительной философии» был опубликован между 1830 и 1842 г. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной философии, - подчеркивал он, - выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных» . Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях - теологической, метафизической и позитивной.

В своих политических ориентациях Конт - в отличие от А. Сен-Симона - придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей» . Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения» .

Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в построениях Ф. Бэкона, просветителей и А. Сен-Симона, получает у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс» как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми - банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви.

В «Системе позитивной политики» (1851 - 1854) Конт высказывает предположение о возможности примирить легитимный порядок с прогрессом и сделать это на научной основе. В нормальном обществе главными интеграторами являются семья и отечество, а также философия человечества. Огромную роль в деле социализации индивида выполняет позитивная мораль, которая по своим функциям важнее, чем право. В отличие от Сен-Симона политико-организационные замыслы Конта были в меньшей степени эгалитарными. Он проводил четкое различение между массой, специалистами в области осуществления власти и правителями. Сосуществование порядка и прогресса должно, по его замыслам, обеспечиваться так. Представители политической науки формулируют цели и задачи и придают им привлекательный для общественного мнения вид. Общественное мнение должно затем высказать соответствующее пожелание, публицисты - средства для их выполнения, а правители - их исполнить. Гражданину при этом остается роль социального функционера, всецело подчиненного власти. Таким образом, «позитивная политика» предполагает самое полное повиновение граждан. На этом основании можно сделать вывод, что порядок важнее, чем прогресс, а сама позитивная политическая философия, при всех своих притязаниях на вечность и соперничество в этой роли с католическим христианством, играет роль господствующей светской идеологии.

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению, - когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть его свобода. Так и в жизни человека или растений. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий .

Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случае они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг .

Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество патриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе желательно поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом.

Все законы, сконструированные положительной философией, есть «всеобщие факты» или «вполне подтвержденные наблюдением гипотезы». Вместе с тем, «оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной» («Система позитивной политики»). Различные неизменные законы образуют некую «естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности» .

Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека - индивидуальной и в особенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов, ее характеризующих: мысли, чувства и действия. Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и «собственно политическая деятельность, рассматриваемая во всей полноте ее научного развития». Человеческое достоинство зависит, как и человеческое счастье, главным образом от «достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступным. Такова здравая оценка, и, согласно ей, сила духа должна непрерывно проявляться в благоразумном смирении индивидов и классов перед неизбежными недостатками общественной гармонии, крайняя усложненность которой не защищает ее от злоупотреблений» .

В этой грандиозной деятельности и общая фундаментальная цель, и обязанность философии заключаются в координации всех сторон жизни человека, именно в координации, а не в виде непосредственного руководства. Функции философии тесно переплетаются с функциями «систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики». Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого также Великим Существом, которое есть прежде всего «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка». Согласно другой характеристике, «Человечество не только состоит из существ, поддающихся ассимиляции, но оно признает в каждом из них используемую часть, забывая о всяком индивидуальном отклонении» .

2 СоциологиЯ О.Конта как позитивная наука об обществе

Позитивизм Конта стал отражением заметных у странах Европы. В результате научной революции, начавшейся во второй половине XVII в., естествознание стало самое и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияние на развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, биологии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией их общего влияния на хозяйственную и общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал позитивизм Конта.

Конт утверждал, что положительное знание дается отвлеченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе, духе, материи, сознании и других «первопричинах», а только опытом и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения «первоначал бытия и сознания», поскольку их познание Кант, принципиально недостижимо и практического имеет. Наука должна изучать факты, закономерности отношения. «Жить при полном свете, - писал Конт о задачах позитивизма, - …знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать» .

Конт утверждал, что социальная функция науки - предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике) - созданной им науке об обществе.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссальный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и процессы, порожденные промышленным переворотом. Его беспокоят экономические и политические растущие противоречия бедности и богатства, столкновение между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сторонниками различных политических систем. Кризисное состояние современного ему общества Конт объяснял внутренним противоречием между военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением противоположных мировоззрений.

История человечества, - утверждал Конт, - процесс становления и развития разума самого человека, история его самосознания и знаний о мире .

В 1822 году Конт вывел свой «Закон интеллектуальной эволюции человечества», или «Закон Трех Стадий». Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и научная стадии. «Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение - постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным» .

1) Теологическая, или фиктивная стадия.

Все наши первоначальные проявления умозрения являются теологическими. На заре человечества еще младенческий ум человека уже стремился к абсолютному знанию и объяснению происходящих вокруг явлений. Он «жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные, основные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возникновения», и он естественно удовлетворяет эту потребность, в силу своих возможностей .

Фазисами или формами этой стадии Конт называет фетишизм (поклонение каким-либо символам; высшая его форма – поклонение небесным светилам), политеизм (поклонение нескольким богам; изучение теологического духа в этот период является во всех отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального) и монотеизм (разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения; начало неизбежного упадка первоначальной философии) .

Но, тем не менее, говорит Конт, эта первоначальная философия была не менее необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил, либо с целью примитивного построения известных общих доктрин, без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства, либо для само собой осуществляемого единственно мыслимого тогда духовного авторитета .

2) Метафизическая, или абстрактная стадия. Эта стадия играет роль перехода от первоначальной, теологической стадии, к высшему, позитивному состоянию человеческого ума. Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий.

Но метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entites) или олицетворенными абстракциями, истинно характерное для нее употребление которых позволяло часто называть ее именем онтологии .

Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной .

3) Положительная или реальная стадия. Длинная цепь необходимых фазисов приводит наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положительности, или позитивной стадии мышления. «Установив самопроизвольно, на основании стольких подготовительных опытов совершенную бесплодность смутных и произвольных объяснений, свойственных первоначальной философии как теологической, так и метафизической, наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более и более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям» . Основным принципом умозрительной логики становится основное правило, что всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла. На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом.

Главной характерной чертой положительной философии является рациональное предвидение. То есть «истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов» .

В положительном, позитивном состоянии, человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно сочетая рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов и явлений. Основная черта, характеризующая позитивную философию, состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех человеческих умственных усилий.

Конт говорит о том, что позитивизм имеет философскую природу и социальное назначение. Таким образом, позитивизм ищет точку опоры вне тех светских и духовных классов, которые ранее управляли человечеством. Конт считал, что позитивизм может встретить искреннее коллективное одобрение только среди классов, которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и сущностями, и естественно одушевленными деятельной общественностью, составляют наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом Конт называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать опорой и помощниками новых философов.

Принцип позитивизма Конта проявляется как на уровне философии, на уровне индивидуального мышления, так и на уровне социальном и социально-политическом.

Позитивизм не допускает метафизического догмата о верховной власти народа. Он систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно полезного и благотворного, устраняя огромные опасности, связанные с его применением. Позитивизм способен освободить нормальное предписание, которое содержит в себе метафизическая теория народовластия, от опасной примеси догматизма и увеличить тем самым ее социальное значение.

Основная социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества.

Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов. В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.

Позитивную науку об обществе О. Конт первоначально назвал «социальной физикой» имея в виду, что настоящая, подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их наглядный убедительный характер, объективность, проверяемость, общепризнанность.
Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения статической и динамической. Поэтому социологию он разделил на две части – социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель — обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики — законов прогресса. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — социальная физиология, изучающая его функционирование. Объектом изучения социальной статики является общество «в состоянии покоя», объектом социальной динамики — общество «в состоянии движения» .

Общество рассматривается О. Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. В качестве важнейших структурных элементов, институтов общества он выделял семью, государство, религию, которые анализируются с точки зрения их роли в установлении согласия и солидарности. По его мнению, именно семья, а не индивид, составляет простейшую единицу, из которых складывается общество. Важнейшей функцией семьи является воспитание молодого поколения в духе преодоления врожденного эгоизма и индивидуализма .

Государство, по О. Конту, – это главный гарант общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности. Следование общественному порядку, подчинение государству и его законам, считает О. Конт, – это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества должно базироваться прежде всего, на духовном, моральном единстве. Поэтому особенно велика, по его мнению, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка .

В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для О. Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Социальная динамика – это теория общественного развития. О. Конт подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Первичным, решающим фактором развития общества является духовное, умственное развитие. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются «состоянием человеческих умов».

Трем ступеням умственного развития – теологической, метафизической и позитивной соответствуют и три стадии исторического прогресса.

На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, в котором основная власть принадлежит священникам и военным. Метафизическая стадия, по мнению О. Конта, является переходной эпохой, для которой характерно разрушение религиозных убеждений — фундамента общественного порядка. На этой стадии человек пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. Характерными чертами позитивной стадии являются расцвет промышленности, развитие наук, рост их общественного значения. Именно на этой стадии формируется позитивная наука — социология.

В середине 40-х годов О. Конт решает «расширить» социологию за счет «субъективного метода» и превратить ее в «практическую науку» преобразования общества, которая должна стать новой «религией человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Противоречивость позиции О. Конта проявилась в том, что он, с одной стороны, провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, с другой — социология оказалась для него не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовать всю социальную жизнь, включая мораль, политику, религию и т. д.

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям.

Заключение

Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной эпохи, но и еще более практической заинтересованности реализации послереволюционного права. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла апология действующего позитивного права; разработку программ революционного преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и его систематизация.

Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.

В конкретных исторических условиях первой половины XVIII в. либеральные лозунги о защите личности от государственной власти означали более всего требование «нейтральности государства» в неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государство в этих условиях практически выступало как чисто карательная сила, для вторых - как верный страж богатства и связанных с ним привилегий. Не лучше взгляд на право как на «приказ власти» С этой точки зрения только личность не имеет прав и притязаний по отношению к государству, но и правомерность действий самого государства зависит от него самого. Не случайно теоретики юридического позитивизма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства. Особое место в идеологии этого времени принадлежит позитивизма Огюста Конта. Содержание работ основателя философского позитивизма по-разному воспринималось его учениками и современное богатство этого содержания обусловило длительность научного осмысления теоретического наследия Конта, постепенность восприятия его по существу главной идеи - социализации гражданского общества.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологически Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Мавалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).

Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца XIX в. и оказало влияние далее на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформатор-ством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX-XX в., но более всего на технократических концепциях (Д. Белл, Р. Арон) и теории менеджериальной революции (Дж. Бёрнхем). В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере у П. А. Кропоткина.

Список ЛИТЕРАТУРЫ

    Ампигилова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / Е.В. Ампигилова, И.А. Дякина. – М.: Юристъ, 2003. – 673 c.

    Анн Робер Жак Тюрго. Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого дух [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн. – М.: Высшая школа, 2000. – 275 c.

    Анн Робер Жак Тюрго. Истории прогресса человеческого духа [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн, –М.: Прогресс, 2001. – 190 c.

    Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе[Текст] / Э. Баденэр, Р. Бадентер. – М.: Ладомир. 2001. – 310 c.

    Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений / В.И. Власов, Г.Б. Власова [Текст]. –М.: Юристъ, 2003. – 850 c.

    Левандовский А. Сен-Симон[Текст] / А. Левандовский. – М. Молодая гвардия, 1973. – 280 c.

    Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской философии. [Текст] / Е.В. Осипова. – М.: Высшая школа, 1997. – 89 c.

    Рассолов М. М. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / М.М. Рассолов. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 680 c.

    Сен-Симону А. Очерк науки о человека [Текст] / А. Сен-Симону. – М.: Прогресс, 2003. – 324 c.