Философия fgos. Подготовка к егэ по обществознанию По мнению автора если человек

Баллы
элементы : 1) ответ на первый вопрос : регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответст­венность за них; 2) ответ на второй вопрос : поступок, который является вы­ражением замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один любой вопрос
Максимальный балл 2

Ответ 1:

Сознательный поступок обладает качеством сознательности, он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действий.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них – так самосознание связано с ответственностью, по мнению автора.

Сознательный поступок обладает качеством сознательности. Поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия.

Оценка эксперта:

Задание 30 (С3)

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами мысль автора о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с дру­гими людьми, с миром через свою практическую деятельность, об­щение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены такие примеры : 1) тяжело переживающая смерть близкого друга А. решила помогать больным детям и стала волонтёром в онкологическом центре, что помогло обрести ей душевное равновесие; 2) в детском лагере школьница Ксения, участвуя в шуточных творческих конкурсах, поняла, что друзьям нравится, как она поёт и танцует, и решила по возвращении домой специально заняться вокалом и посещать танцевальную студию; 3) сотрудница рекламного агентства Татьяна убедила коллег в перспективности своей концепции рекламного ролика, и в дальнейшем заняла позицию креативного директора рекламных кампаний. Могут быть приведены другие примеры
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведён один пример
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Если человек не будет двигаться, взаимодействовать с людьми, с миром через практическую деятельность, то как ему осознать – какой он человек?

Без взаимодействия с людьми у него не образуется манера поведения, характер. Человек это биосоциальное существо. Он не может прожить без социум не уподобившись дикому животному. Также не стоит забывать о таком факте как социализация. Она проходит она проходит с рождения и до самой смерти в непосредственном контакте с обществом. Без нее она невозможна.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Например, человек осознающий свой талант рисовать и обладающий им, может подтвердить его лишь с наличием оценки со стороны общества (гражданин К открыл выставку картин и получил признание со стороны других людей, таким образом, сформировав самосознание с учетом подтверждения своих способностей).

Человек становится личностью в процессе социализации, так как его набор социально – значимых качеств может проявиться при общении с другими людьми (гражданин Д смог развить свои читательские способности и навыки общения с людьми, такие качества как общительность, доброжелательность в обществе книголюбов).

Человек способен осуществлять свою практическую деятельность только с учетом требований общества, так например, гражданин С приобрел машину для производства карандашей работающую с большим количеством выхлопных газов и потребляющую огромное количество энергии, которую вряд ли одобрит общество из-за проблем, с которыми придется столкнуться при применении. Таким образом, смысла осуществлять такого рода деятельность гражданин С не будет.

Для большого производства и получения большой выгоды люди осуществляют свою деятельность в коллективе, в котором складываются производственные отношения.

Таким образом человек в полной мере реализует свои способности и познает себя.

Оценка эксперта:

Задание 31 (С4)

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения содержащейся в тексте идеи о том, что, «познавая себя, человек никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде».



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены такие объяснения : 1) познавая себя, человек развивается, открывает новые идеи, смыслы, ценности; 2) познавая себя, человек обращает внимание на свои недостатки и в какой-то степени их исправляет; 3) познавая себя, человек анализирует причины собственных жизненных неудач, проблем, корректирует своё поведение. Могут быть приведены другие объяснения
Приведены три объяснения
Приведены два объяснения
Приведено одно объяснение
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Познавая себя, человек узнает свои отрицательные качества и пытается от них избавиться.

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает критические стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. То - есть находя что то, что человеку не нравится в себе, он обычно пытается это исправить, изменить. Таким образом он не может в полной степени остаться таким как был первоначально.

Так же с возрастом человек анализируя совершенные им поступки и последствия этих поступков, решает будет он так дальше поступать или нет, ориентируясь уже на благоприятный или неблагоприятный итог, а не на моральный облик, зачастую.

Одновременно с этим человек, находя в себе что то хорошее, что нравится окружающим людям, пытается в себе это взрастить, поощряет себя т-е опять же меняясь, он уже не в полной мере тот, что был прежде.

Оценка эксперта:

Задание 32 (С5)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банк»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка, и одно предложение, раскрывающее влияние банков на деятельность фирм.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: банк – финансовый институт, осуществляющий деятельность по приёму депозитов, кредитованию, организации расчётов, купле-продаже ценных бумаг; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о функциях центрального банка, опирающейся на знание курса, например: Центральный банк осуществляет регулирование кредитно-денежной сферы; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса влияние банков на деятельность фирм, например: Банки осуществляют взаиморасчёты фирм, выступают их кредиторами. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса влияние банков на деятельность фирм.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ 1:

Оценка эксперта:

Ответ 2:

Банк это кредитная организация осуществляющая основные денежно-кредитные операции.

Центральный банк выполняет функции: кредитную, фискальную, организационную.

Влияние банков на деятельность фирм: банки благотворно влияют на деятельность фирм стимулируя их образование и развитие, обеспечивая финансовой помощью и поддержкой, возможностью взять кредит для развития и совершенствования деятельности фирм.

Оценка эксперта:

Задание 33 (С6)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

(Н. Смелзер )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходства:

Определённое влияние обучения на поведение;

Наличие рефлексов;

Наличие побуждений как внутренних биологических потребностей;

Для удовлетворения потребностей человек и животные должны выполнять ряд сложных действий;

2) уникальность людей:

Их поведение лишь частично обусловлено инстинктами.

3) Объяснение смысла понятия, например:

Деятельность - активность человека, которая характеризуется сознательным характером, орудийностью, целеполаганием, направленная на преобразование окружающего мира с целью удовлетворения своих и общественных потребностей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек это свобода... Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь... Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить отрицательно, а не положительно... Человек - это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста»

Ответьте на вопросы:

1. Если человек предшествует сущности, то сначала человек является

А) профессионалом Б) философом В) индивидом Г) личностью

3. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, а не положительно, по мнению автора, являются... Укажите не менее двух вариантов ответа

А) действие Б) надежда В) ожидание Г) свобода Д) мечта

4. К какой из антропологических концепция модно отнести данный текст:

А) социологизаторской Б) биологизаторской

В) грека-античной концепции разумности Г) естественно-научной Д) ценностной

5. Антропология марксизма является социологизаторской и трактует сущность человека как совокупность общественных отношений. Что, судя поэтому фрагменту, отличает экзистенциализм от марксизма, а что в них сходно?


Контрольная работа по курсу «Философия» Вариант 5

Тестовое задание

1 Основной вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении А) бытия и познания Б) жизни и смерти В) человека и мира 6 "Назад к природе!" призывал: А) Руссо Б) Вольтер В) Дидро Г) Ламетри Д) Гельвеций
2 Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного физического бытия... А) субъективизм Б) идеализм В) материализм Г) махизм 7 Этическое учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений - ... А) Гедонизм Б) эвдемонизм В) аскетизм Г) альтруизм Д) Гуманизм Е) прагматизм
3 Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира 8 Если поведение человека называют стоическим, значит он демонстрирует А) господство над своими страстями Б) противостояние ударам судьбы В) борьбу с опасностями и лишениями Г) отказ от активной общественной деятельности
4 Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономиерностей природы и общества, называется... А) нигилизмом Б) утилитаризмом В) агностицизмом Г) сенсуализмом 9 Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной и духовной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы был... А Маркс Б Бердяев В Ясперс
5 Высказывание "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить, значит дать ответ на основной вопрос философии" принадлежит... А) А.Камю Б) С.Кьеркегору В) Ф.Кафке Г) Ж.-П. Сартру Д) Г.Марселю Е)М.Хайдеггеру 10 Понятие культура в философском смысле

Аналитическое задание

Прочтите фрагмент из знаменитой работы Г.В.Плеханова (1856–1918)

«О роли личности в истории» и ответьте на вопросы:

1) как объясняет концепция диалектического материализма взаимодействие личности и общества?

2) что, согласно концепции Г.В.Плеханова, определяет появление выдающихся деятелей на исторической арене?

4) Не является ли концепция Плеханова фаталистической?

5) как, используя методологию Г.В.Плеханова, следует построить описание и объяснение появления исторических персонажей и их поступков?

«... Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию события и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами...

Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приоб­рел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблю­дение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграж­дать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и по­лезную как раз в это время... Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и все­гда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений»

ицЩС). 1 ошпши». ~ .....

Ответы к заданиям с выбором ответа


№ задания

Ответ


задания

Ответ


Ответы к заданиям с кратким ответом


№ задания

Ответ

2314;3214;3241; 2341


№ задания


Примечание к оцениванию заданий части 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Примечание к оцениванию заданий части 2

Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, если сообразуются с реалиями современных ему общественных отношений.

Нравственные нормы имеют общие черты. Они поддерживаются силой общественного мнения, то есть непосредственным поощрением и одобрением со стороны ближайшего окружения или, наоборот, резким осуждением тех, кто отступает от этих норм в своем поведении. В этом проявляется отличие морали от политики и права, где главным основанием для выбора того или иного пути является сила (или слабость) государства; от научного сознания, которое опирается на логические доказательства. Аргументация морали опирается на зна­чение нравственных требований и необходимость следовать им<...>

Юноши и девушки, взрослые люди испытывают, как правило, напряжение, растерянность, тревогу, чувствуя, что они могут перейти некую незримую черту. Так дает о себе знать внутренний голос нравственного сознания - то, что принято называть совестью. Человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания. Он может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.

Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания <... >

Смысл нравственной регуляции отношений людей в обществе состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и поддерживать известный уровень гармоничности во взаимодействии и взаимопонимании между людьми.

Мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям. В то же время, мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам.

(ЮМ. Аверьянов)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) особенности моральных норм;

2) совесть - внутренний контролер;

3) роль моральной регуляции.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

1) условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»;

2) отличие, например: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства.

Условие и отличие могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Баллы

Названо условие и отличие.

Названо только условие, ИЛИ приведено только отличие.

Ответ неверный.

Максимальный балл


Могут быть указаны следующие этапы:

1) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность,

тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту);

3) обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.)

Этапы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Баллы

Указаны три этапа.

Указаны два этапа.

Указан один этап, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

В правильном ответе могут быть приведены и проиллюстрированы следующие авторские характеристики:

1) «мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т. п.);

2) «мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).

Могут быть приведены и проиллюстрированы другие авторские характеристики, приведены другие примеры.

Баллы

Приведены и проиллюстрированы примерами две характеристики.

Приведены одна-две характеристики, одна из которых проиллюстрирована примером, ИЛИ приведена и проиллюстрирована одна характеристика, вторая понятна по контексту приведенного примера.

Приведены только две характеристики, ИЛИ только два примера.

Приведена только одна характеристика, ИЛИ только один пример, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

С5 А. получил сведения о том, что его коллега К. использует свое служебное положение в корыстных целях. Увидев, что после его предупреждения поведение коллеги не изменилось, А. разгласил эти сведения, и коллега вынужден был уволиться. Часть сотрудников одобрила поступок А., часть - осудила. Объясните поступок А. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение, допустим: А. поступил в соответствии со своими
нравственными убеждениями и принципами, но не все коллеги смогли
правильно оценить его поступок.

(Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) приведен фрагмент текста, например: «Высшей инстанцией в
принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а
решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь,
предмет ом общественного одобрения или общественного порицания»

Баллы

Дано объяснение, приведен фрагмент текста.

Дано только объяснение, ИЛИ приведен фрагмент текста.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С6. Существует мнение, что моральные нормы лишают человека свободы выбора. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением;

2) два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что:

Моральные нормы ограничивают действия человека, бывают
ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь
только требованиям морали;

Человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами.

в случае несогласия может быть указано, что:

Свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и
злом;

Нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора;

Иногда внутренние побуждения человека противоречат принятым в обществе моральным принципам, и тогда человек свободен в принятии решения: следовать социальным нормам или собственным представлениям.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения), _________________

Выражена позиция учащегося, приведены два аргумента. ___________ 2

Выражена позиция учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ позиция учащегося не выражена, но понятна из контекста, 1

приведены два аргумента. _________________________________________

Выражена позиция учащегося, аргументы не приведены,
ИЛИ позиция учащегося не выражена, но понятна из О
контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный. _______________

Максимальный балл

Экзамен по обществознанию - наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору, как в Чувашии, так и по всей России. По своему характеру он ориентирован в большей степени на оценку овладения требованиями образовательного стандарта базового уровня, и в этой связи востребован большим количеством выпускников, желающих пройти по нему аттестацию за курс общеобразовательной школы.

Обществоведческие знания и предметные умения выпускников, сдававших экзамен в 2009 году, в целом находятся на том же уровне, который демонстрировали выпускники 2008 года. По отдельным элементам содержания и проверяемым умениям заметен рост. Более выражено отразилось в результатах ЕГЭ усиление прикладной (практической) составляющей обществоведческой подготовки. Возрос уровень выполнения заданий на обращение к социальным реалиям. В этом, в частности, видится изменение акцентов в практике преподавания предмета - от ориентации, в основном, на передачу и воспроизведение готовых знаний к преподаванию, основанному на освоении различных способов получения социальной информации, ее интерпретации и применения.

Но с другой стороны, по-прежнему просматриваются трудности в выполнении заданий, связанных с использованием понятий высокого уровня теоретического обобщения, а также ориентированных на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов.

Устойчивый характер носят затруднения, связанные с недостаточной степенью владения аналитическими и оценочными умениями при выполнении заданий высокого уровня сложности с текстовой информацией. Особое внимание следует уделить заданиям на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических). Первые два из этих заданий - С1 и С2 - требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, - о его неготовности без посторонней помощи осваивать учебный курс и в дальнейшем работать с научной литературой. Между тем показатель невыполнения экзаменуемыми заданий С1 и С2 из года в год достаточно высок - около 20% участников экзамена не могут найти в тексте требуемую информацию. Намного хуже выполняются задания С3 и С4, предполагающие умение применить полученные обществоведческие знания для характеристики текста и его отдельных положений; использовать информацию, полученную из текста, для решения познавательных и проблемных задач, а также умение аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста. Показатель их выполнения в 2009 году - соответственно 37% и 27%. Это значит, что 63% выпускников не могут выполнить задание С3 и 73% - задание С4.

Для грамотного выполнения этих заданий необходимо четко знать критерии, по которым оценивается каждое. Данные критерии представлены в сборниках тренировочных заданий ЕГЭ. Я привожу памятку-алгоритм по работе с текстом на ЕГЭ:

1. Внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте;

2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий;

3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и определите его основную идею;

4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего;

5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью;

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос;

7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе;

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки;

9. Избегайте неполных ответов;

10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и интерпретациями авторского текста там, где этого не требует задание;

11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

Пример

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.

Человек может существовать лишь при условии существования других организмов, именно зеленых растений. Однако его существование на нашей планете резко отличается от существования других организованных существ. Разум, его отличающий, придает живому веществу удивительные черты, глубоко изменяя его действие на окружающую среду.

Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет вес вещество, окружающее его - косное и живое, - не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой геологической силой.

Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека. Человек... меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится все более мощной и более организованной.
Основываясь на этой великой победе, человек уничтожил «девственную природу». Он внес в нее массу неизвестных новых химических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных и растений.

Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению.

Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан, закономерно связан и уйти из которой он не может.
(В.И. Вернадский)

С1. По мнению автора, существование человека на Земле резко отличается от существования других живых существ. Остается ли он при этом «сыном природы»? Как автор аргументирует свой вывод?

Ответ:

1) утвердительный ответ;

2) аргумент (человек может жить и действовать только в определённой земной оболочке, при условии существования живых организмов).

С2. В каких четырёх аспектах, по словам В.И. Вернадского, человек может и должен мыслить? На основании текста и знания курса укажите, при решении каких проблем особенно необходимо планетарное мышление.

Ответ:

1) аспекты:
- отдельной личности;
- семьи или рода;
- государств или их союзников;
- планеты в целом;

2) сказано, что планетарное мышление особенно важно при решении глобальных проблем.

С3. Автор пишет о непрерывной связи человека с земной оболочкой, биосферой. С опорой на текст, знания курса, факты общественной жизни и личной социальный опыт приведите любые три подтверждения этой связи.

Ответ:
В правильном ответе могут быть приведены следующие подтверждения:

1) биосфера создаёт определённые климатические условия, обеспечивает воду и дыхание, необходимые человеку;

2) условия биосферы влияют на хозяйственную деятельность человека (хозяйственная специализация регионов);

3) природные условия влияют на формы социальной организации людей.

С4. В тексте, написанном в первой четверти XX века, автор фактически провозглашает гимн человеку, а его победы в отношениях с природой называет великим. Сформулируйте три возможных основания этого утверждения.

Ответ:
В ответе могут быть сформулированы следующие основания:

Первые десятилетия прошлого века ознаменовались крупными достижениями в науке, появлением многих технических новинок;
- в нашей стране существовала идея о безграничных возможностях человека в преобразовании природы, и автор её разделяет;
- отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на среду обитания были ещё не так очевидны.

Большинство учащихся, пересказывая на хорошую оценку содержание параграфов, оказываются беспомощными в ситуации, когда нужно применить полученные знания. Их обществоведческие знания носят формальный характер, усвоены на вербальном уровне и не стали ни инструментом социализации (школьники не смогут их применить в реальной жизни для решения возникших социальных проблем), ни условием, обеспечивающим возможность дальнейшего повышения своего образовательного уровня. Сказанное подтверждают результаты выполнения заданий С5-С7, которые требуют сложных интеллектуальных умений, включающих умение понимать и применять теоретические положения в заданном контексте, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; конкретизировать теоретические положения курса с помощью примеров, применять социально-гуманитарные знания для решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Процент выполнения заданий С5, С6 и С7 на экзамене 2009 года -29%, 30%, 23% соответственно.

С5. Назовите любые три направления разработки законов, создающих правовые основы рыночной экономики.

Ответ:
В ответе могут быть названы направления:

1) разработка законов, регламентирующих деятельность банков;

2) создание правового механизма регулирования отношений собственности;

3) разработка правовых основ функционирования частных предприятий и предпринимательской деятельности;

4) разработка антимонопольного законодательства.

С6. Проиллюстрируйте любые три отдельных признака семьи партнерского (демократического) типа с помощью конкретных примеров. В каждом случае назовите признак, который вы иллюстрируете.

Ответ:
В ответе могут быть приведены следующие примеры, иллюстрирующие признаки семьи партнерского (демократического) типа:

1) в семье К. муж и жена работают (нет функционально четкого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей);

2) члены семьи Л. каждый вечер рассказывают друг другу о том, что случилось за день, родители советуют сыну, как поступить в ситуации, возникшей в школе (принято совместно обсуждать проблемы);

3) в семье Н. решение о том, как провести зимние каникулы, принимается с учетом мнения всех членов семьи (решения по важным вопросам принимаются при участии всех членов семьи).

С7. Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Ответ:
В ответе должны быть названы три изменения, например;

1) в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

2) могли быть введены избирательные цензы;

3) могли быть расширены права исполнительной власти;

4) если речь идет о конституции федеративного государства, то основанием для выводов аналитиков могло быть урезание прав субъектов федерации, тенденция к унитаризму.

Используя различные подходы к формированию умений работать с текстом, можно добиться положительных результатов. Желаю всем выпускникам успешно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.

Использованная литература:
1. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования».