Дмитрий пригов. Биография. Участие в организациях

Фотография: andyfreeberg.com

На выставке «Дмитрий Пригов: от ренессанса до концептуализма» в Третьяковской галерее, пожалуй, впервые можно оценить объем наследия Пригова. Его мир состоял из повторяющихся сюжетов, переходящих из десятилетия в десятилетие, и предельно узнаваемых героев: «бедная уборщица», огромный глаз, ауры и бестиарий, а также стихограммы и работы с газетами. При этом Пригов оставил колоссальное число произведений, многие из которых он даже не подписывал, что создало некоторые проблемы в работе над выставкой.

Арт-критик

«Пригова следует воспринимать не как писателя, который еще немного рисовал (ну как Пушкин этим баловался), а как художника, который делал художественные произведения в том числе и в слове, в перформансе. В противном случае его литературная практика покажется довольно традиционной. Сейчас происходит некая «борьба за душу» Пригова, издается канонический для России свод его сочинений (первый том пятитомного собрания сочинений, «Монады», был выпущен в 2013 году. - Прим. ред. ), про который известно, что он не будет полным. Мне весьма интересно, какая часть его наследия там будет пропущена или отодвинута на поля и каким в итоге предстанет его образ. Пригов - один из крупнейших русских писателей и художников, и у таких фигур (Маяковский - самый яркий пример) всегда бывает интересная посмертная судьба, иногда с поразительными поворотами. Посмотрим».


Галерист

«Когда-то мы делали проект «Конверсия», одним из аспектов которого было использование художниками техники. У Пригова была такая теория, что русские используют технику всегда не по назначению. Вот, например, когда Петр Первый впервые привез из Голландии эти замечательные токарные станки и раздал их боярам - мол, пользуйтесь, повышайте свою квалификацию, - то они и выбросить их не могли, и как этим пользоваться, не знали. Поэтому они у них либо стояли в самом центре избы как некая демонстрация близости к царю, либо их использовали в качестве груза, когда квасили капусту. Так вот, Пригов создал проект «Компьютер в русской семье», это была серия фотографий, где он показывал, как русский человек пользуется компьютером. Ну, например, девушка смотрит в экран, как в зеркало; компьютер украшают всякими рюшечками; мужчина использует его как подставку, чтобы удобнее было завязывать шнурки. В общем, компьютер в русской семье - это было почти что домашнее животное или табуретка».


куратор ретроспективы Пригова в Третьяковской галерее

«Все спрашивают - а почему у нас инсталляция с динозавром? У Пригова история с динозавром - это всего лишь один эскиз. Но для меня было важно показать именно динозавра. Есть такая серия «Для Джорджика» - это серия наклеек, которую он создал для своего внука и написал к ней стихи: внук очень любил динозавров и ничего другого не любил. Не хотел читать Пушкина, Лермонтова - и Пригов адаптировал Пушкина под динозавров. Вместо «мой дядя самых честных правил» писал «мой динозавр самых честных правил». Но динозавр для Пригова - это еще и фигура абсолюта, «Парк юрского периода», все что угодно. Здесь мы видим существо, которое свободно существует в пространстве, которое для него не предназначено. Он не укладывается в нашей голове, но свободно может пройти сквозь стену. Это что-то, что больше нас. Художники XX века всегда уходили от этой темы, их, как правило, мало интересовала классическая красота религиозного искусства, а Пригов эти темы вдруг начинал сквозь себя активно прокручивать. Этот динозавр во многом передает ощущение столкновения с тем, что больше тебя и выходит за границы твоего понимания.

Пригов издевался над музеем как храмом искусства со своими жесткими устоявшимися законами - в частности, в серии «Для бедной уборщицы». Надо сказать, всегда у людей, мало знакомых с творчеством Пригова, возникает, как правило, один вопрос: «Это про религию или про что?» Как про «Черный квадрат» всегда спрашивают, это искусство или нет. Пригов постоянно вызывает религиозные ассоциации. Надо понять, что такое глаз, который смотрит отовсюду с его работ. Это, с одной стороны, божественное око, а с другой стороны, он означает власть. Также этот глаз может означать зрителя - это то, на что ты смотришь и что смотрит на тебя. Чтобы понять эту ситуацию, надо осознать, что ты не уборщица, а еще один участник художественного процесса».

Перформансы


Пригов занимался перформансом на протяжении всей своей жизни, и многие из них не были задокументированы. В 2002 году сын художника Андрей и его жена Наталья Мали пригласили Пригова работать совместно. Так была создана группа «ПМП» (Пригов–Мали–Пригов), или Prigov Family Group, - еще один важный эпизод экспансии поэта в пространство современного искусства.

Галерист

«У Пригова был такой перформанс. Он взял цитаты из Евангелия и напечатал их сам в виде объявлений: там, где обычно снизу гармошкой печатают телефоны, он указал, откуда они взяты - Евангелие от Матфея, такая-то страница. Чтобы человек, прочитав это, мог найти по этой памятке в Евангелии понравившийся кусочек. Он ходил и расклеивал их на остановках, среди объявлений о потерянных собаках, поисках работы и аренде квартир. Его тут же забрали деятельные органы. Через некоторое время выяснилось, что он известный художник, по его поводу могут быть проблемы с иностранными дипломатами и т.п. Они решили его отпустить, но перед этим сказали: «Мы вас отпускаем, но у нас к вам огромная просьба: на будущее объясните, как нам отличить художника от сумасшедшего или диссидента?» Пригов сказал очень важную вещь: «У вас нет никакого способа, потому как художник - это и сумасшедший, и диссидент. Единственное, что вам нужно, - знать имена художников». И по большому счету это относится не только к органам, но и к любому не включенному в художественный контекст человеку, который первый раз встречается с искусством.

В рамках медиа-оперы «Россия» Дмитрий Пригов учит кота выговаривать название нашей страны

Художник

«Наше творческое знакомство началось с того, что я хотела снять видеотриптих «Потаенная слеза» (туда входили фильмы «Дитя и смерть», «Набоков» и «Последний поцелуй»). Из-за частых разъездов Пригова фильмы снимали частями у нас дома, на протяжении двух лет. Пригов быстро адаптировался к образу, обожал камеру и любил дурачиться. Он дополнял мои идеи своими, и мы всему учились друг у друга. Это всегда было очень интенсивно. Затем мы решили отснять фотопроект «Семья навсегда». Над ним мы тоже работали несколько лет, и постепенно у нас образовался архив из совместных работ. В 2004 году нам предложили сделать персональную выставку в московском ГЦСИ с некоторыми нашими перформансами, показанными на мониторах, фотосерией «Семья навсегда» и жи­вым перформансом «Я третий». В последние годы Пригов много работал с черным цветом, с образом смерти, с теологической символикой. Он обожал дадаизм и восхищался Малевичем. Вообще, его интересовали все гении. Даже тоталитарные лидеры и серийные убийцы».

Поэзия


В пору застоя, когда публиковать стихи было невозможно, выходом для поэта были домашние выступления. Пригов часто выступал со своими стихами в мастерской Бориса Орлова и участвовал в еженедельных собраниях поэтов, писателей и критиков, которые проходили во второй половине 1970-х в квартире Михаила Айзенберга.

Поэт

«В один из дней 1977 года мой приятель-художник предложил: «Пошли завтра в одну мастерскую. Там будет читать поэт Пригов».

Такого нет поэта, - уверенно ответил я.

Отчего ж это нет?

Во-первых, я всех поэтов уже знаю, а во-вторых, не бывает такой фамилии.

Так давай сходим и проверим.

Пошли. Много народу, в том числе знакомого. Появился и тот, кто называл себя поэтом Приговым. Сел за столик, разложил маленькие машинописные книжечки. Гул затих. Поэт начал: «Здравствуйте, товарищи! («Товарищи» - это нормально, это соцарт, все понятно.) Сначала немного о себе. Я родился в Москве. Мне тридцать семь лет, возраст для поэта роковой…»

Ровно в этот самый момент (ей-богу, не вру!) со стены сорвалась огромная картина в массивной раме и с невероятным грохотом брякнулась прямо за спиной выступавшего. Общее оживление, кое-кто зааплодировал. Картину от греха подальше сослали в другую комнату.

Так мы познакомились, потом подружились. И дружили мы ровно тридцать лет».


Художник

«В 1967-м Пригов окончил Строгановку и расстался с академическим искусством. До 1972-го он работал чиновником в архитектурном управлении Москвы, а затем пришел ко мне в мастерскую. Это время я называю «период улицы Рогова». Для нас обоих это ­были годы интенсивного пластического поиска. Уже тогда для Пригова-поэта была важна изо­бразительная сфера. В середине 1970-х он начал создавать свои «стихограммы», где словообразование переходило в новую пластическую форму. А с 1980 года постепенно стала появляться популярность. Началось все с публикации его стихов в американском альманахе «Каталог». С этого момента он становится предметом внимания со стороны властей. До начала перестройки его преследовали - мы жили по соседству, и Пригов прятал у меня свой архив. Расцвет его поэтического таланта, на мой взгляд, приходится на период с 1973 года, когда он начал работу над циклом «Исторические и героические песни», и до перестройки. Начиная со второй половины 1980-х его поэзия существовала в форме акций и перформансов - эти тексты нужно оценивать уже совсем по другой шкале».

Поэт

«Мы познакомились весной 1975 года: я пришел в их общую с Борисом Орловым мастерскую на Димино чтение. Ли­тературные чтения там проводились регулярно, регулярным стало и мое появление. Мы постепен­но подружились. Некоторые его отзывы о стихах поражали невероятной тонкостью и каким-то глубинным пониманием существа дела. Через пару лет Д.А. стал приходить на наши четверги и, как правило, приносил новую машинописную книжечку. После зачтения оставлял ее на память, и у меня в какой-то момент оказалось изрядное собрание таких книжечек. Но однажды я дал их почитать своим знакомым, а там как раз случился обыск. Так и пропали книжечки.

Выпить с ним не удавалось и в начале знакомства. Дима пил только пиво - и то в ограниченных количествах. Наши необузданные нравы того времени окорачивало даже само его присутствие - и то полубрезгливое недоумение, с которым он относился к пьющим людям. (Так этнограф искоса наблюдает обычаи дикарей.) Но думаю, что это еще и следствие его ранних болезней - отсутствие того излишка здоровья, которое можно легко и неразумно потратить.

Но при общем замедлении и закисании жизни - какое это было удивительное и тревожное зрелище! Словно горящий куст под мелким дождичком».


Писатель

«Началось с того, что году в 1977-м, наверное, в мастерской у Эрика Булатова я прочитал его стихи. Это было днем, мастерская была залита таким ровным солнечным светом, и вот стихи… они сильно задели. Они сразу заставили почувствовать, что это сильный поэт, которому есть что сказать - и сказать принципиально новое. Я их перечитывал, и, как всякие стихи на бумаге, они как бы нерукотворны - то есть ничего не могут сказать о человеке, который написал их; и в разговоре с Булатовым я не мог из его описаний понять, кто такой Пригов. Тем более он относился к нему несколько настороженно. Через пару лет я попал на чтения в подпольном салоне и увидел Пригова: он читал целый вечер свои тексты, и это было очень сильное, яркое впечатление. Я увидел удивительно современного поэта - поэта, язык и мышление которого опережают течение советского времени, который своим явлением как бы разрывает окружающую действительность. Он был в джинсах и белой рубашке. На эту рубашку падал весь вечер свет лампы - и была удивительная перекличка с теми белыми страницами, на которые тогда падал свет мастерской. Это были ожившие стихи в образе Пригова. Он был олицетворением этих текстов, он буквально за них отвечал - и ментально, и телесно. Часто бывает, что автор абсолютно не совпадает с собственными текстами - ты видишь его и не понимаешь, каким местом он все это написал. Тут было полнейшее совпадение творца и текстов. Этот вечер один из ярчайших в моей жизни. Такое редко случается».

Музыка

Нечто среднее между авант-рок-группой и перформанс-проектом, группа «Среднерусская возвышенность» во второй половине 80-х стала предметом локального культа в кругах, связанных с неофициальным искусством. «Среднерусская возвышенность» давала концерты нечасто, но на них постоянно можно было услышать фирменный приговский «крик кикиморы».

Художник

«В одном из главных концертов «Среднерусской возвышенности» в Доме медиков участвовал Никита Алексеев. Никита играл на саксофоне, а потом уехал и, как Дер­жавин Пушкину лиру, передал саксофон Дмитрию Александровичу Пригову, который тут же отломал от сакса мундштук. Только его он себе и оставил. Но, надо сказать, он в него все время неистово дудел, кричал кикиморой. Так что инструмент попал в надежные руки и губы. Крик кикиморы стал альтернативой конферансу Сережи Ануфриева, постепенно превратившись в отдельную и незаменимую часть шоу. Кикиморой роль Дмитрия Александровича не заканчивалась - у него были еще две любимые вещи: милицейская фуражка и парик, которые он постоянно ­натягивал на себя во время концертов. Иногда по отдельности, иногда вместе. А еще Дмитрий Александрович написал и послал, как мне кажется, самое большое количество записочек «из за­ла» Александру Розенбауму, который дважды выступал перед нами. Записки следующего содер­жания: «Саша, имейте совесть», «Саша, скоро двенадцать», «Саша, имейте в виду, нам тоже после концерта надо ехать домой».

Музыкант

«Познакомились мы в квартире у Андрея Монастырского, там раньше происходили собрания концептуалистов по четвергам: Пригов, Рубинштейн, Кабаков, Сорокин, Некрасов, «Мухоморы». Пригов все время читал свои стихи, упорно - потому что у него был план: написать сколько-то тысяч стихов к какой-то дате или десять тысяч стихов в год, в общем, у него были повышенные социалистические обязательства. А в 1983 году мы чего-то быстро обсудили - и решили вместе выступать. Ну а где мы могли тогда выступать? Только в одном месте: в посольстве Республики Мальты. Там был посол, который окончил здесь Университет дружбы народов, и так как у него жена была из этого же института, он по распределению остался послом. Он носил длинные волосы, устраивал у себя выставки нонконформистов, чтения, все это сопровождалось мальтийскими винами. Скоро все закончилось, пришли гэбэшники, и, несмотря на то что он перед этим покаялся, даже хаер постриг, все равно это его не спасло: его выслали».

Писатель

«Он отличался тем, что замечательно разбирался в классических операх: знал их наизусть, буквально любил, дрожал и восхищался - но ужасно стеснялся того, что он это любит. Поэтому он скрывал это фактически до последних дней своей жизни, это была его секретная страсть - любить классику. Будучи человеком, который, наверное, вторым после Пушкина приблизил поэзию к жизни - благодаря концептуальному акту его поэзия про милиционеров и так далее стала близка и понятна всем, - он, тем не менее, в душе оставался классически воспитанным и хорошо образованным в плане традиционной культуры».

Проза


Дебютный роман Пригова «Живите в Москве» был опубликован в 2000 году. В последующие годы выходят еще три романа: «Только моя Япония», «Ренат и дракон» и «Катя китайская».

Литературовед

«Пригов начал писать романы по нескольким причинам. Во-первых, многие поэты с возрастом испытывают потребность выразить себя в крупной прозаической форме. Во-вторых, Пригова всегда интересовал феномен моды в культуре. Роман стал модным жанром на рубеже 2000-х. До этого шли постоянные разговоры о том, что литература умерла, а в конце девяностых один за другим вышли романы Шишкина и Улицкой, «Generation П» Пелевина и «Голубое сало» Сорокина. Роман стал престижен, как в советское время. Кроме того, для Пригова романы были своеобразным продолжением стихов: это связано с его программой экспансии в разные жанры. Роман хорошо вписался в эту парадигму. Последняя причина - это более глубокая вещь, которую Пригов аналитически понимал и чувствовал интуитивно. Это незавершенная программа русского модерна в культуре: Пригов развивал модернистскую проблематику в постмодернизме. К сожалению, романы Пригова не оценены в должной мере. Особенно «Ренат и дракон» и «Катя китайская». «Только моя Япония» и «Живите в Москве» проще для читателя. Это более хулиганские романы, и потому публика приняла их теплее».


Фотография: Prigov Family Group

Издатель

«Его уникальность определялась тем, что он во многом был человек персонажный. То есть он сознательно выстраивал свою литбиографию как биографию определенного литературного персонажа. У него был Милицанер, а он был такой персонаж Дмитрий Александрович Пригов. Это очень древняя мифология - что между литературой и жизнью никакой разницы нет, и скорее жизнь подражает литературе, чем наоборот. Пригов был типичным носителем этой мифологии, а мифология эта идет еще от Серебряного века - от вот этих всех историй с Блоком, Андреем Белым в «Башне» Вячеслава Иванова. Такая идея, которую они по-разному называли - теургией, преображением жизни при помощи литературы. Пригов во многом вот этой традиции принадлежит - сознательного перепутывания жизни и литературы. Голос, который раздается в его стихах, - это не голос самого Пригова, а голос персонажа: скажем, говорит милиционер - или говорит, например, какой-нибудь … городской».
Марк Липовецкий филолог

«По архиву Пригова очевидно, что в 1990-х его текстовая продуктивность возрастает по крайней мере в десяток раз. И именно в это время он выходит за пределы, становясь «деятелем культуры», как он себя иронически называл. Он занимается перформансами, оперой, снимается в кино, ведет политическую колонку, много выставляется, ездит по все­му миру… С конца 1990-х его очень увлекает идея «новой антропологии». Как изменится культура, когда будет снята проблема конечно­сти человеческого существования - как он по­лагал (и, кажется, был прав), клонирование, со­здание виртуального двойника человеческого ­мозга практически снимут эту проблему. Короче говоря, он очень мощно и разнообразно размышляет о том, как изменяется культура, какие новые субъективности и символические языки она порождает. При этом он далеко выходит за пределы советского опыта и советских языков, становясь вровень с крупнейшими представителями современного неоавангарда».

Философ

«Мне очень за­помнилось выступление Пригова в Лас-Вегасе в 1999 году. Он выступал со своими кричалками - вопил «Евгения Онегина», как кикимора, совершенно истошным голосом, от которого уши хотелось заткнуть. Знаете, есть такая классифи­кация - поэт пути, который находится в постоянном развитии, постоянно меняется, как Лермонтов, и поэт, пребывающий все время в своем космосе, как Тютчев. Мне кажется, что Дмитрий Александрович, несмотря на то что он был очень динамичен в своих отзывах на текущие ситуации, является поэтом именно второго типа. Он пел присущим ему голосом - темы менялись, жанры менялись, а сам он не менялся. У него был жизненный проект, который он выполнил. К этому могло прибавиться еще много чего, но «приговское» все равно бы оставалось неизменным. Меня всегда удивляло, что в публичных чтениях он читал очень ограниченное количество стихотворений. Буквально десять или пятнадцать - стихи про милиционеров, «Куликовскую битву» и так далее. И это притом что он каждый день писал по пять стихотворений и, кажется, поставленную себе задачу - написать 30 000 стихотворений - таки выполнил. Я этого никогда не понимал. Но, возможно, в этом состоял его концептуальный прием: повторять самого себя, тем самым ­затверживая мемы и как можно более глубоко вгоняя их в сознание слушателей».

Смерть


Фотография: из архива «Афиши»

В последний год жизни Пригов планировал совместную акцию с группой «Война»: активисты должны были усадить его в шкаф и затащить на руках на 22 этаж Дома студента на Вернадского. Проект символического вознесения Пригова к небесам так и не был реализован: 16 июля 2007 года он скончался от последствий инфаркта.

Поэт

«Последняя наша встреча случилась накануне того дня, когда он попал в больницу. Попал уже в последний раз. Я помню, что мы посидели с ним в каком-то кафе, выпили пива. Помню, как он рассказывал, что в Москве появилась группа молодых симпатичных людей, делающих совсем новое искусство. И что эти молодые люди затеяли акцию с его участием. То есть собрались поместить его, Дмитрия Алексаныча, в шкаф и поднять его вместе со шкафом на самую верхотуру главного здания МГУ. Не на лифте, нет. По лестнице. И что эта акция намечена прямо буквально на днях. Он обещал позвать ­меня в качестве зрителя.

На следующий день я узнал, что Д.А. в больнице и что шансов совсем мало. То есть их нет. Я спросил у докторицы, которая случайно оказалась моей знакомой: «Что, плохо?» «Плохо», - сказала она. «Ну насколько плохо?» - спросил я. «Настолько», - совсем коротко и совсем понятно ­ответила она. «А сколько еще?» - столь же коротко спросил я. «Дня полтора-два», - ответила она. «Ха, вы его не знаете!» - подумал, но не сказал я.

Когда-то он мне объяснил главную причину его многописания и неумения остановиться передохнуть. «Дело в том, - сказал он, - что я не могу избавиться от ощущения, будто я еду на велосипеде по краю пропасти. Если я перестану крутить педали, то я свалюсь в пропасть».

Он не умер ни через полтора, ни через два дня. Он жил еще целых восемь дней. И я знаю - почему. Он из последних оставшихся сил нажимал на педали».

  • Где Третьяковская галерея на Крымском Валу
  • Когда до вс 9 ноября
  • Купить билеты 300 р., льготный 150 р.

Русский поэт, художник-график. Один из лидеров русского «неофициального искусства».

Родился 5 ноября 1940 года в Москве, в семье инженера и пианистки.
После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959–1966 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановское) по отделению скульптуры.
С 1966 по 1974 годы работал в архитектурном управлении Москвы.
С 1975 года – член Союза художников СССР.
С 1989 года – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи начал писать с 1956 году. В 1970–1980-е годы его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах США (альманах «Каталог»), Франции (журнал «А–Я») и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере, почти кликушеской. В 1986 году направлялся на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобождён благодаря протестам деятелей культуры внутри страны (Бэлла Ахмадулина) и за рубежом. На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989 года. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др.
С 1990 года – член Союза писателей СССР; с 1992 года – член Пен-Клуба.
С конца 1980-х годов периодически приглашается с литературными и музыкальными номерами в различных телевизионные программы. С 1990 года изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы Живите в Москве. Рукопись на правах романа, 2000, Только моя Япония, 2001; книга интервью Говорит Д.А. Пригов (2001).

Помимо сугубо литературной деятельности, Пригов написал большое число графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975 года. Примерно с этого же времени участник изобразительных и литературных андеграундных акций, а с 1980 года его скульптурные работы выставляются за рубежом. Первая персональная выставка – в 1988 году в Struve Gallery (Чикаго). Участвовал также в различных музыкальных (группа «Среднерусская возвышенность», совместные работы с композитором Сергеем Летовым и др.) и театральных проектах. С 1999 года (общероссийский фестиваль-конкурс «Культурный герой») активно привлекается к участию в руководстве и в жюри различных фестивальных проектов.

Умер Д.А. Пригов в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

В семье пианистки и инженера 5 ноября 1940 года родился известный советский и российский поэт Дмитрий Пригов. Окончив школу, он поступил в на отделение скульптуры, а по окончании его работал в московском управлении архитектурой. С 1975 года Дмитрий Пригов состоял в Союзе художников СССР, а в 1985-м стал участником клуба авангардистов. Стихи публиковал в основном за рубежом в эмигрантских журналах США, Франции и Германии, а также в неподцензурных (самиздатовских) изданиях в России. Большой известности не было, но многие знали, что есть такой Пригов Дмитрий Александрович.

Стихи

Тексты его стихов состояли преимущественно из буффонады, манера изложения была экзальтированной, немного сродни кликушеству, что вызывало здоровое недоумение у основной массы читателей. В результате 1986 год был отмечен принудительным лечением в психиатрической клинике, откуда его быстро достали протесты, возглавленные как внутри страны, так и за рубежом. Естественно, во время перестройки Дмитрий Пригов стал чрезвычайно востребованным поэтом, и с 1989 года его работы публиковались в неимоверных количествах практически во всех медиа, где позволял формат, а изменился он почти всюду.

В 1990 году Пригов вступил в Союз писателей СССР, в 1992-м - в члены ПЕН-Клуба. С конца 80-х годов был непременным участником телевизионных программ, издавал сборники стихов и прозы, даже большая книга его интервью вышла в 2001-м. Дмитрий Пригов был отмечен различными премиями и грантами. В основном меценаты были немецкими - фонд Альфреда Тепфера, Академия искусств Германии и другие. Но и Россия вдруг заметила, какие хорошие стихи пишет Пригов Дмитрий Александрович.

Картины

Литературная деятельность не сразу стала основополагающей в творчестве Дмитрия Пригова. Он являлся автором огромного количества всяческих перфомансов, инсталляций, коллажей и графических работ. Это был активнейший участник андеграундных акций в области литературы и изобразительного искусства.

Его скульптуры с 1980 года участвовали в выставках за рубежом, а в 1988-м состоялась и персональная выставка в Чикаго. Театральные и музыкальные проекты тоже нередко сопровождались участием Пригова. С 1999 года Пригов Дмитрий Александрович руководил всевозможными фестивалями, заседал в жюри разнообразных конкурсов.

Концептуалист

Всеволод Некрасов, Илья Кабаков, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, Франциско Инфантэ и Дмитрий Пригов распахали и идеологически засеяли ниву русского концептуализма - направления в искусстве, где приоритет принадлежит не качеству, а смысловому выражению и новой концепции (концепту).

Поэтический имидж - главный момент, на котором концентрируется вся индивидуальная система творца нетленного искусства. Пригов разработал целую стратегию конструирования имиджа, где каждый жест продуман и снабжён концепцией.

Имиджмейкер

Много лет ушло на исключительное по полезности примеривание разнообразных имиджей: лидер и так далее. Один из интересных элементов - употребление отчества в обязательном порядке, можно как «Алексаныч», можно без фамилии, но с традиционным произношением. Интонация примерно такая: «И кто за тебя это делать будет? Дмитрий Алексаныч, что ли?» - с намёком на «наше всё», то есть Александра Сергеича Пушкина.

Повышенное внимание к имиджу само по себе не является характерной чертой концептуализма, но тем не менее прошли времена, когда для того чтобы быть поэтом, достаточно было писать хорошие стихи. Со временем изощрённость в создании собственного образа стала довлеть над творчеством как таковым. А начиналось это явление красиво - Лермонтов, Ахматова... Концептуалисты довели эту второстепенную традицию практически до абсурда.

Жизнь как эксперимент

Рефлексивные усилия Пригова подвели под стихотворные конструкции эту странную псевдо-философическую платформу, как по Маяковскому - на мелких местах. «Милицанер» осмысливает сакральную роль государства в человеческом существовании, в «Тараканомахии» видна попытка раскрыть древнее низменное начало, которое привносит в жизнь наличие домашних насекомых.

Любой писатель-новатор экспериментирует с материалом, стилями, приёмами, жанрами, языком. Тенденция в творчестве Пригова - соединение любой художественной практики с масскультом, обыденной жизнью, часто - с кичем. Эффект, конечно, читателя потрясает.

Зависть к «любимцам публики»?

Здесь же можно упомянуть и о трансформации произведений множества других авторов - от классики до безымянных графоманов, в которой преследуется не столько эстетическая, сколько идеологическая цель. «Самиздатская» версия «Евгения Онегина» стала тому примером, а Пригов из Пушкина попытался сделать Лермонтова, заменив прилагательные.

Самый употребительный перфоманс среди приверженцев музы Пригова - чтение классических произведений вслух, с подвываниями, нараспев, в стиле мусульманских и буддистских песнопений, которые и названы именем поэта («приговские мантры»). Стихотворных работ Дмитрий Пригов, биография которого чрезвычайно богата на события, написал огромное количество - более тридцати пяти тысяч. Он скончался в июле 2007 года в больнице после инфаркта в возрасте шестидесяти семи лет. Похоронен на где его часто посещают соотечественники и зарубежные гости, впечатлённые его произведениями и образом жизни.


Вехи

1940
родился 5 ноября 1940 года в Москве. Oтец - инженер, мать - пианистка. Родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Фамилия Пригов немецкая – русифицированное имя Priehoff
В детстве болел полиомиелитом

1956
начал сочинять стихи

1959–1967
учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. Специализация – скульптор

1964
Свадьба с Надеждой Георгиевной Буровой

1965
Поселяется в Беляево

1966 Рождение сына Андрея

1967–1974
работал при архитектурном управлении Москвы. Занимался оформлением детских площадок

1970 - 1979
вместе с женой, Надеждой Буровой, преподававшей английский язык на
экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, создал Английский театр, для
которого писал пьесы и ставил спектакли. Этот опыт режиссерской работы повлиял
на все дальнейшее творчество Пригова, открывая возможности по-новому работать
с пространством сцены, стиха, графического листа

1975
был принят в члены Союза художников СССР
познакомился с Виктором Кривулиным
С 1975 года печатался за границей в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

Примерно в середине семидесятых Орлов и Пригов сделали свою мастерскую общественной площадкой, где регулярно происходили литературные чтения или показ новых работ.
Об одном таком вечере вспоминает Михаил Айзенберг: Год, видимо, 1976. Фотографировал, как мне кажется, Орлов. Хотя на одном снимке присутствует и он, но я помню только этих семерых участников встречи.
На этом вечере тоже читали стихи по кругу, но характер встречи был другой, более камерный. Похоже, был в ней (встрече) и какой-то дополнительный стратегический смысл. Вероятно, Д.А. прикидывал: не получится ли «группа»? «Группа» не получилась.




1978
знакомство с Львом Рубинштейном

1981
Nouvelles tendances dans l"art non officiel russe 1970–1980 (Group Exhibition). Centre Culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1984
Les Russes au present (Group Exhibition). Le centre culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1986
после перформанса «Обращения к гражданам» направлен на принудительное лечение в Психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры.

1987
Документа VIII (Documenta VIII) (коллективнaя выставка). Кассель, Германия
Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987 (коллективнaя выставка). Любительское общество Эрмитаж, выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва
Объект-1 (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Малой Грузинской, 28, Москва
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов (коллективнaя выставка). Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Неофициальное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
Современное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва

1988
Boris Orlov, Dmitry Prigov. Struve Gallery, Chicago, USA
Ich lebe – Ich sehe (Kollektivausstellung). Kunstmuseum, Bern, Switzerland
Glassnost. Die neue Freiheit der sowjetischen Maler (Ausstellung Zeitgenossischer Russischer Kunst). Kunsthalle, Emden; Galerie Valentien, Stuttgart, Germany
Nowe ruskie (Новые русские, коллективнaя выставка). Palac Nauki i kultury, Warszawa, Polska
Геометрия в современном искусстве (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
2-ая выставка клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района, Москва
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, West Berlin, Germany
Лабиринт (коллективнaя выставка). Московский Дворец молодежи, Москва

1989
С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).
St. Louis Gallery of Contemporary Art, St. Louis, USA
Lesung von D. Prigov im Buchladen (Media-Park). Köln, Germany
Jenseits des Streites – Neue Kunst aus Moskau (Kollektivausstellung). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Дорогое искусство (выставка Клуба Авангардистов). Московский Дворец молодежи, Москва
Abend im Atelier von I. Kabakov (I. Bakstein, D. Prigov, B. Groys, N. Nikitina, V. Sorokin, A. Kosolapov, V. Kabakova, Schriftsteller Sascha Sokolov). Kurze Lesung von D. Prigov am 23.6.
Spazierganz durch Aachen (D. Prigov, N. Nikitina, M. Podominskaja)
Neue Kunst aus Moskau – Labyrinth. Катовице, Польша; Schloß Wotersen bei Hamburg, Germany; Schloss Bennigsen, Hannover, Germany
Novostroika (Group Exhibition). Institute of Contemporary Art, London, UK
Москва – Третий Рим (коллективнaя выставка, Mosca:Terza Roma). Sala Uno, Rome, Italy
СССР сегодня (коллективнaя выставка). Aix-la-Chapelle, France

1990
член Союза писателей СССР
Русский. Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва
Шизокитай: Галлюцинация у власти (выставка Клуба Авангардистов). Строительный павильон ВДНХ на Фрунзенской наб., Москва
В сторону объекта (коллективнaя выставка). Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва; Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands
Von der Revolution zur Perestrojka (Kollektivausstellung). Kunstmuseum Luzern, Switzerland
CCCР сегодня (коллективнaя выставка). Musee d"Art Moderne, Saint-Etienne, France
Советское концептуальное искусство (коллективнaя выставка). Tacoma Art Museum, Tacoma, USA
От Революции до Перестройки (коллективнaя выставка). Liljevalchs konsthall, Stockholm, Sweden

1990–1991
Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Tacoma Art Museum, Tacoma; Institute of Contemporary Art, Boston; Des Moines Art Center, Des Moines, USA
In de USSR en Erbuiten (Group Exhibition). Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands

1991
100 возможностей, Inter Art, Berlin, Germany (100 Möglichkeiten. Installationen für eine Putzfrau und einen Klempner. Inter Art Agentur für Kunst, Berlin, Germany)
Berichte über das heilige sowjetische Russland. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Советское искусство (коллективнaя выставка). BiNationale (Israelische – Sowjetische Kunst um 1990). Kunsthalle Düsseldorf, Germany; The Israel Museum, Jerusalem, Israel; Центральный Дом художника, Москва
MANI Museum – 40 Moskauer Künstler. Karmeliterkloster, Frankfurt am Main, Germany
Metropolis (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany
Библия и современное искусства (коллективнaя выставка). Доминиканский монастырь, Франкфурт (Dominikaner kloster, Frankfurt am Main, Germany)
Kunst Europa (Kollektivausstellung). Kunstverein Hannover, Germany
Современные русские художники (коллективнaя выставка). Auditorio di Galicia, Santiago de Compostela, Spain.

1991–1993
Rosa e giallo / Gelle e rose (Group Exhibition). Galeria Pieroni, Roma, Italy; Le Creux de l’Enfer, Thiers, France; La Criée, Halle d’Art Contemporain, Rennes, France; Artcenter, Tir, Italy

1992
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Музей В. И. Ленина, Москва
Ex USSR (Бывший СССР, коллективнaя выставка). Groninger Museum, Groninger, Netherlands (Голландия)

1993
С 1993 по 1998 гг. выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты.
Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера, Гамбург, Германия (Hamburg, Germany)
Der Schlaf der Walküren gebiert schlafende Ungeheuer (Сон валькирий пробуждает спящие ужасы.) Kunstwerke, Berlin, Germany
Тройное усердие (совместно с Андреем Филипповым и Юрием Альбертом). Выставочный зал На Солянке, Москва
Weber Galerie, Münster (Галерея Вебера, Мюнстер), Germany
Deutschsein?: eine Ausstellung gegen Fremdenhass und Gewalt (Kollektivausstellung). Kunsthalle, Düsseldorf, Germany
Von Malewitsch bis Kabakov: Die russische Avantgarde im 20. Jahrhundert. Museum
Ludwig in Josef-Haubrich Kunsthalle, Cologne (Кёльн), Germany
Судьба текста 1 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Русское искусство 20 столетия (коллективнaя выставка). Josef-Haubrich-Kunsthalle, Cologne (Йозеф-Хаубрих-Кунстхалле, Кельн), Germany

1994
Компьютер в русской семье. Галерея Гельмана, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Drei. Kunstverein Ludwigsburg, Germany
Сталинское. Галерея М. Гельмана, Москва
Ленинградский буддизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Dinner in der Galerie Inge Bekker, Köln (R. Zwirner, S. Anufriev, E. Barabanov, D. Prigov, V. Komar, I. und G. Chuikov, N. Nikitin, E. Degot, J. Albert)
5 Bienalle der Papierkunst (Kollektivausstellung). Leopold-Heusch-Museum, Düren (Дюрен), Germany
Fluchtpunkt Moskau (Kollektivausstellung). Ludwig Forum, Aachen, Germany
ISEA - 5th International Symposium on Electronic Art. Helsinki, Finlande
II Cetinjski Bijenale. Cetinje, Montenegro (Crna Gora)
Остановка в Москве (коллективнaя выставка). Ludwig Forum, Essen, Germany
Воображаемый отель (коллективнaя выставка). Leipzig, Germany

1995
Судьба текста 2 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Воля и представление как покой и воля. Галерея М. Гельмана, Москва
Performance Prigov-Tarsov. Eingangsworte von B. Groys, München, Germany
Fredsskulptur 1995 (Group Exhibition). Skanderborg, Sweden
Экспозиция московского музея современного искусства (коллективнaя выставка). Людвигсхаффен (Ludwigshafen, Germany); Музей Альтенбурга (Altenburg, Germany)
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957–1995 (Kollektivausstellung). Wilhelm-Hack-Museum, Ludwigshafen am Rhein; documenta-Halle, Kassel; Staatliches Lindenau-Museum, Altenburg, Germany; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва (Manege Central Exhibition Hall, Moscow)
Gwangju Biennale 1995 (Group Exhibition). Gwangju, South Korea (Кванджу, Южная Корея)

1995–1996
Dmitrij Prigow: 1975–1995. Städtisches Museum, Mülheim an der Ruhr, Germany; Ludwig Múseum, Budapest, Ungarn; Musée d’Art Moderne, Saint-Etienne, France

1996
Monstropologie (Монстропология). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Russisches Tibet (Русский Тибет), Wewerka Pavillon, Munster, Germany
Способы разрешения бесконечно малых величин (совместно с Владимиром Куприяновым). XL-галерея, Москва
Линия жизни. Галерея М. Гельмана, Москва
Галерея XL (коллективнaя выставка). Москва

1997
Таинственные свидетели мистерий (Mysteriöse Zeugen des Mysteriums). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Выставка в галерее Фриджерио Милеси (Galleria Frigerio Melesi), Лекко, Италия (Lecco, Italy)
Выставка в Университетском музее Амстердам (коллективнaя выставка). Амстердам (Amsterdam, Netherlands)
Русский центр (коллективнaя выставка). Будапешт (Budapest, Hungary)
Выставка в галерее Hohentahl (коллективнaя выставка). Берлин (Berlin, Germany)
Performance Prigov-Pschenitchnikova. Galerie Diana Hohenthal, Berlin, Germany
Pivovarov, Prigov, Makarevich, Jelagina. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany

1998
Courageous Teddy Bear. Centro Arte Contemporanea Spazio Umano, Milan, Italy
Series. Velta Gallery, Moscow (Серии. Галерея Велта, Москва)
Erscheinung aus dem Nichts. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Мерцающая темнота, IFA- Galerie, Берлин, Германия
7 Biennale der Papierkunst. Leopold-Heusch-Museum, Düren, Germany
Карманные выставки (коллективнaя выставка). Галерея Митьков, Санкт-Петербург
Монстры (коллективнaя выставка). Галерея Гельмана, Москва
Истончающиеся идеологемы (коллективнaя выставка). Art Fair, Манеж, Москва

1998–2001
Preprintium (Kollektivausstellung). Staatsbibiliothek, Berlin; Neues Museum Weserburg, Bremen; Museum für Literatur am Oberrhein, Karlsruhe, Germany; Oesterreichische Nationalbibliothek, Vienna; Minoritenkloster, Graz, Austria

1999
Посещает Японию по приглашению Токийского университета; здесь устраивает перформансы, выступает с местными поэтами, художниками и музыкантами; результатом путешествия стала тоже книга «Только моя Япония»
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва; 2000 ICA (The Institute of Cultural Affairs, Sapporo, Japan
Pulsierendes Schwarz. ifa-galerie, Berlin, Germany
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва
Первые Приговские чтения в Крымском клубе (июнь)
Die Menschen mit einem dritten Auge. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany (Люди с третьим глазом, Галерея Крингс-Эрнста, Кельн, Германия)
Ars Aevi: Internacionalni project. Museum of Contemporary Art Sarajevo, Sarajevo, Bosnia
Галерея Hohenthal (коллективнaя выставка). Русский центр, Берлин, Германия
Экспозиция по поводу открытия музея в Сараеве (коллективнaя выставка). Sarajevo, Bosnia (Сараево, Босния)

2000
ICA, Саппоро, Япония
Генеральное немецкое число. Выставочный зал На Каширке, Москва
Генеральное число. Koln Messe, Cologne (Кельн), Germany
Перформанс и Генеральное число биеннале в Валенсии. Валенсия, Италия (Valencia, Italy)
Предуведомление. Культурный центр Дом, Москва
Performance Prigov-Pschenitchnikova-Vinogradov. Essen, Germany
Перформанс Мой Wagner. Опыт реконструкции феномена Рихарда Вагнера ʹГибель боговʹ. Культурный центр Дом, Москва.
Инсталляционные проекты, Дом, Москва
Фото-материалы, Дом, Москва

2001
Вагина Малевича (Malevich’s Vagina). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Определение Блоковского числа в пределах генерального числа Русской литературы как части Генерального мирового числа. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург
Фантомы инсталляций (коллективнaя выставка). Gallery White Space, Лондон, Великобритания
Медиапривет (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2002
С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.
Phantom Installations. University Art Gallery, University of Pittsburgh, Pittsburgh, USA
Russian Patient (Group Exhibition). Freud Museum, London, UK
Генеральное число Frankfurt Messe (коллективнaя выставка). Франкфурт (Frankfurt am Main, Germany)
Портрет Фрейда и Генеральное число теории Фрейда (коллективнaя выставка). Музей Фрейда (Freud Museum), Лондон, Великобритания

2003
Dmitrí A. Prigov. Ausstellungsraum Klingental, Basel, Switzerland
In the Presence of a Stranger. Galerie ArtPoint, Vienna, Austria
(В присутствии постороннего, Muzeum Quertire (Kultur Kontakt), Wien, Austria)
Berlin-Moskau / Moskau-Berlin 1950–2000 (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany

2004
Видение Каспару Давиду Фридриху русского Тибета. (Caspar David Friedrich’s Vision of Russian Tibet). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Monster und… Galerie Sandmann, Berlin, Germany
Берлин-Москва / Москва-Берлин 1950–2000 (коллективнaя выставка). Государственный исторический музей, Москва
Poeta pingens / Писатель рисующий (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Мой Кабаков (коллективнaя выставка). Stella Art Foundation, Москва
face/off. Mediale Körperphantasien (Kollektivausstellung). Kunstverein Pforzheim e.V., Pforzheim, Germany

2005
Цитаты из разных контекстов. Галерея Улица О. Г. И., Москва
Phantom Installations. White Space Gallery, London, UK
Сообщники (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва

2006
On the Boundary of the Black. Museo Laboratorio d’Arte Contemporaneo, Rome, Italia
Ручное рисование (совместно с Дмитрием Цветковым). Крокин-галерея, Москва
Фантомы инсталляций (Phantom Installations). Галерея Грифон, Ижевск, Россия
Книга. Центральный Дом художника, Москва
Jörg Immendorff (Kollektivausstellung). Ludwig Forum für internationale Kunst, Aachen, Germany

2007
Верю! (коллективнaя выставка). Центр современного искусства Винзавод, Москва
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Paris, France
Мыслящий реализм (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Горе от ума (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Приключения «Черного квадрата» (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Планировалась совместная акция с группой Война, о которой Алексей Плуцер-Сарно написал:
"(...) в июне 2007 года группа Война предложила Дмитрию Александровичу Пригову совместную акцию, в рамках которой группа должна была затащить мэтра, сидящего в запертом несгораемом железном шкафу по лестнице на 22 этаж общежития МГУ. (Железный сейфовый шкаф раздобыть не удалось, перед акцией было решено воспользоваться советским дубовым шкафом). Война взяла на себя «вознесение» поэта, запертого в советском шкафу по лестнице университетского общежития «Дом студента» на Вернадского. Многопудовый железный шкаф мы должны были затаскивать вручную на 22 этаж целый день. Пригов должен был читать стихи прямо из шкафа. Но не просто читать, а вторить собственному поэтическому саундтреку, разносимому динамиками по лестничным пролетам. Шум этого саундтрека представлял собой как бы неизменный сакральный потусторонний голос. Которому вторил голос живого поэта, запертого в железной «клетке». Пригов поднимался бы все выше и выше, сквозь этажи воспетого им всеобщяжного быта. Но акция, назначенная Приговым на 7 июля 2007 года, была 5 июля запрещена деканом Мироновым, а на следующий день Пригов перенес инфаркт и вскоре скончался. Публичный запрет последнего произведения Дмитрия Александровича Пригова – это вечный позор МГУ и лично декана философского факультета. Анонс Дмитрия Александровича к этой акции на его сайте стал его последним произведением." (http://plucer.livejournal.com/208289.html)

В ночь на понедельник 17. 7. в Москве, в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы, Дмитрий Александрович Пригов скончался

В четверг 19 июля 2007 года Дмитрий Пригов после отпевания в храме Святителя Николая в Толмачах похоронен на Донском кладбище Москвы. Поминки проходят в клубе "Билингва"

2008
Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! (Citizens! Please Mind Yourselves!) Московский музей современного искусства, Москва
Arbeiter der Kunst. Galerie Sandmann, Berlin, Germany

2009
I Приговские чтения (РГГУ, МОСКВА)

2010
Основан международный Фонд Дмитрия Пригова как «Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова»

2011
открытие Учебно-научной Лаборатории им. Д. А. Пригова при Учебно-научном центре новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ
Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов (куратор Дмитрий Озерков). Выставка в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства, Университет Ка"Фоскари (Ca’ Foscari), Venezia

2012
Эрмитаж открывает Зал Пригова; к открытию зала состоится 6–8 ноября международная конференция «IV Приговские чтения» и фестиваль «Дни Пригова в Государственном Эрмитаже».

2014
16 мая - 9 ноября выставка
ДМИТРИЙ ПРИГОВ. ОТ РЕНЕССАНСА ДО КОНЦЕПТУАЛИЗМА И ДАЛЕЕ, Государственная Третьяковская галерея и
Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова

С 28 мая по 15 июня в галерее "Беляево" проходила выставка "Дмитрий Пригов – Герцог Беляевский. Гений места"

2016
С 17 июня по 30 октября в Star Summer Palace (Прага, Чехия) проходила выставка "Гавел - Пригов и чешская экспериментальная поэзия". Организаторами выставки стали Музей чешской литературы, Библиотека Вацлава Гавела и Фонд Дмитрия Пригова.



С 13 сентября 2016 года по 27 марта 2017 года в Центре Помпиду (Париж, Франция) открыт зал, в котором представлены ранние графические работы, стихограммы, объекты, работы на газетах, видео и инсталляция Дмитрия Александровича Пригова.

Родился 5 ноября 1940 в Москве, в семье инженера и пианистки. После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959–1966 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановское) по отделению скульптуры. С 1966 по 1974 работал в архитектурном управлении Москвы. С 1975 – член Союза художников СССР. С 1989 – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи начал писать с 1956. В 1970–1980-е его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах США (альманах «Каталог»), Франции (журнал «А–Я») и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере, почти кликушеской. В 1986 направлялся на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры внутри страны (Б.Ахмадулина) и за рубежом. На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др. С 1990 – член Союза писателей СССР; с 1992 – член Пен-Клуба. С конца 1980-х периодически приглашается с литературными и музыкальными номерами в различных телевизионные программы. С 1990 изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы , 2000, Только моя Япония , 2001; книга интервью Говорит Д.А.Пригов (2001).

Лауреат Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера, которая вручается в Германии в Гамбурге (1993), стипендиат Академии искусств Германии (ДААД, Немецкой службы академических обменов).

Помимо сугубо литературной деятельности, Пригов написал большое число графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975. Примерно с этого же времени участник изобразительных и литературных андеграундных акций, а с 1980 его скульптурные работы выставляются за рубежом. Первая персональная выставка – в 1988 в Struve Gallery (Чикаго). Участвовал также в различных музыкальных (группа «Среднерусская возвышенность», совместные работы с композитором Сергеем Летовым и др.) и театральных проектах. С 1999 (общероссийский фестиваль-конкурс «Культурный герой») активно привлекается к участию в руководстве и в жюри различных фестивальных проектов.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Является, наряду с Ильей Кабаковым, Всеволодом Некрасовым, Львом Рубинштейном, Франциско Инфантэ и Владимиром Сорокиным одним из основателей и идеологов русского концептуального искусства, или московского романтического концептуализма (как в его литературном, так и в изобразительном ответвлениях). Концептуализм – направление в искусстве, придающее приоритетное значение не качеству исполнения произведения, а смысловой оснащенности и новизне его концепции, или концепта.

ИМИДЖИ

В этом плане Пригов акцентирует внимание на моменте формирования и поддержания литератором своего «поэтического имиджа», который возводится в ранг основополагающего элемента индивидуальной творческой системы. Он часто говорит о стратегиях, жестах, конструировании имиджа и т.п.

В течение ряда лет он примерял к себе самые разнообразные имиджи, как традиционные, так и «новаторские» – поэта-глашатая, поэта-резонера, поэта-кликуши, поэта-мистагога (пророка, мистического лидера), и т.д.

Одним из постоянных индивидуальных элементов имиджа Пригова является его литературное имя – Дмитрий Александрович (в какие-то периоды – Дмитрий Алексаныч) Пригов, в котором обязательно употребление отчества «по определению».

Стоит оговориться, что само по себе внимание к имиджу и жесту не может однозначно служить характеристикой концептуализма. По словам М.Л.Гаспарова, «только в доромантическую эпоху, чтобы быть поэтом, достаточно было писать хорошие стихи. Начиная с романтизма – а особенно в нашем веке – „быть поэтом" стало особой заботой, и старания писателей создавать свой собственный образ достигли ювелирной изощренности. В 19 в. искуснее всего это делал Лермонтов, а в 20 в. еще искуснее – Анна Ахматова». Однако Пригов делает эту традицию абсолютно самоценной, доводит ее до логического завершения, а в каких-то случаях – до абсурда.

ОСМЫСЛЕНИЕ СЕБЯ И ЭПОХИ

Интеллектуальная деятельность Пригова включает в себя гипертрофированный элемент рефлексии, он осмысливает не только любые свои художественные и даже бытовые жесты, но и их контекст, ситуационный и исторический. Он стремился привнести ощущение ясности, понимания того, что происходит. Он утверждал: «мы присутствуем при очень сложном комплексе конца трех проектов. Первый проект – это секулярное искусство возрожденческое; второй проект, заканчивающийся, – это высокое и властное искусство просвещения, и третий проект, заканчивающийся, – это персоналистское искусство авангарда, родившееся в 20 в. Дело в том, что эти три проекта, совпавшие и сошедшиеся как в острие в конце нашего века, породили именно это странное ощущение кризиса и в то же время абсолютной свободы, т.е. – нет в практике художника такого противостояния какому-либо из проектов, как скажем, в начале авангардного искусства – сбросить Пушкина с конца современности. Нынче такие проблемы вряд ли возможны».

Следствием постоянных рефлексивных усилий Пригова является почти обязательная философская подкладка, «подстилаемая» им под свои произведения. Так, известный в 1970-е стихотворный цикл о «Милицанере» подразумевает, по заявлениям автора, осмысление роди государства в жизни человека, государства, олицетворяемого сотрудниками органов правопорядка. В цикле стихов Тараканомахия якобы раскрывается «древнее хтоническое, низменное начало», привносимое в нашу жизнь домашними насекомыми.

БЕСКОНЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Пригов постоянно экспериментировал со стилями, жанрами, отдельными художественными и просто техническими приемами. Важной особенностью его творчества – склонность к соединению новаторских художественных практик с обыденной жизнью, с масскультом, даже китчем, что иногда производило ошеломляющий эффект.

Помимо написания собственных оригинальных произведений, Пригов нередко трансформировал тексты других авторов – от умерших классиков до малоизвестных современных графоманов. Переделка текста могла идти на самом разном уровне и зачастую носила не только эстетический, но и идеологический характер. В начале 1990-х Пригов сделал самиздатское издание пушкинского романа Евгения Онегин, заменив в нем все прилагательные на эпитеты «безумный» и «неземной»; он утверждал, будто произвел «лермонтизацию Пушкина». В клубной среде популярностью пользоваллись приговские «мантры» – чтение нараспев, с подвыванием, произведений русской и мировой классики, в стиле буддистских или мусульманских песнопений.

Постоянные переходы из одного вида искусства в другой, из жанра в жанр осмысливались самим Приговым как жизненная уловка: «мания преследования, мания менять имиджи, род деятельности, открывать все новые кусочки территории, куда можно убежать, где каждый следующий участок, на котором ты замечен и который может быть идентифицирован с тобой, моментально покидается. Поэтому когда мне говорят: ты художник, я отвечаю: нет-нет, я поэт, а когда мне говорят: ты поэт, я говорю: ну да, я поэт, но вообще-то я художник...»

Экспериментаторство Пригова, постоянные поиски нового позволили ему добавить в литературный обиход множество по большей части курьезных «новшеств». Так, в 1970-е, одновременно или несколько раньше ужгородского поэта Феликса Кривина, он вводит в поэтическую лексику термин «дистрофик», т.е. стихотворение из двух строф – как ни странно, в истории литературоведения специального понятия для этой поэтической формы до сих пор не существовало. Среди «нововведений» Пригова есть как минимум одно важное добавление к арсеналу художественных средств стихотворца. Филологом Андреем Зориным выделена в поэтическом инструментарии Пригова т.н. приговская строка – сверхсхемная, часто укорочена и с искаженным ритмом строка, добавляемая в конце стихотворения после достижения текстом строфической, синтаксической, ритмической завершенности, – как бы «довесок» к основному тексту. Случаи применения такой строки встречались и ранее, но именно Пригов сделал ее устойчивым художественным приемом. При прочтении автором она обычно выделялась интонационно – произнося ее как бы на спаде, упавшим или как бы неожиданно усталым голосом, либо со вкрадчивым понижением тона.

МЕГАЛОМАНИЯ

Согласно приговской художественной системе, отдельным произведением является не стихотворение, а скорее стихотворный цикл, целая книга; этим отчасти объясняется одна из главных особенностей творчества Пригова – ориентация на «валовый поэтический продукт». В плане количественных характеристик он невероятно плодовит, в начале 1990-х им была поставлена фантастическая задача – написать к 2000-му 24 000 стихотворений: «24 тысячи – это по стихотворению на каждый месяц предыдущих двух тысяч лет и соответственно на каждый месяц наступающих. Вот такой проект на четыре тысячи лет: есть идеальный поэт, есть идеальное будущее, есть идеальный читатель, есть идеальный издатель» (Пригов Д.А. Я идеальный поэт своего времени ). Стихотворения писались им ежедневно, значительная часть их была издана автором микроскопическим тиражом в несколько экземпляров на пишущей машинке, которую он неизменно предпочитал компьютеру.

«Моя задача – как можно быстрее забыть написанное стихотворение, потому что при таком количестве написанного, если оно все будет сидеть в башке, не получится следующего», – признавался автор. В качестве обоснования своей дикой производительности автор приводил и «долго царствовавший русский культурный менталитет. Это постоянное ощущение катастрофы, стояния на краю пропасти, отчего возникает желание эту пропасть срочно чем-то заполнить, закидать, не важно, чем – домашним скарбом, чугунными болванками (с производства), – нужно беспрерывно и монотонно что-то кидать в эту пропасть. И вот оказывается, что реактивной силой этого кидания ты только и удерживаешься от падения вниз. Поэтому здесь главное не качество сделанного, не точность удара, а беспрерывное движение».

Пригов писал в основном циклами, коих создал несметное количество: Азбуки , Стратификации , Про мертвецов , Красавица и герой , Дети как жертвы сексуальных домогательств , Страна встреч с медведем и не только с ним , Дитя и смерть , Дистрофики и т.д.

Стремление к планомерному перенесению в текст вещей и явлений мира при фактически чудовищном числе созданных произведений привело автора к тому, что ему было сложно найти тему, которая не была бы им ранее затронута. У него всегда находились один-два сонета-иллюстрации или стихотворения для круглого стола абсолютно любой тематики. По мнению В.Курицына, «Пpигов осуществил гениальную интуицию соцpеализма – сделал искусство полностью плановым. Но так как соцpеализм мыслит себя в качестве веpшины миpового искусства, так и постсоветский жест легко замыкается на вечности – на мифе Великого Тpуда, на ответственности за каждый месяц истоpии всего человечества…».

Универсальность творческой личности Пригова вынуждала критиков и культурологов приискивать для него аналогии, «пары» среди пантеона русской и мировой литературы. В статье Год без Бродского тот же В.Курицын раскрывал параллели и противопоставления Пригова и И.Бродского – наиболее, на его взгляд, масштабных, и в чем-то взаимно полярных, поэтических фигур современной эпохи.

ОТРИЦАНИЕ ПРИГОВА

Неукротимая, даже несколько безумная созидательная энергия приговского творчества подталкивала критиков обыгрывать это его качество как центральное и определяющее (на круглом столе «Грызуны в литературе» 8 ноября 2000 Пригов был представлен, по ассоциации с известным свойством кроликов, как «самый плодовитый русский литератор»). Вообще, приговское творчество давало богатую пищу не только для художественных и искусствоведческих интерпретаций, но и для разнообразной и во многом противоречивой, ввиду своей многоплановости и многозначности, критики со стороны других авторов. Вероятно, это был и наиболее критикуемым русским литератором.

В журналистских публикациях о Пригове сплошь и рядом встречаются упрощенные, редуцирующие интерпретации его поэтики: «ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, черный юмор». Такое видение приговского творчества, формально безукоризненное низведение его многоуровневой структуры до простых схем характерно зачастую не только для дале ких от современного искусства публицистов, но и для коллег по литературному цеху, известных и авторитетных интеллектуалов.

Так поэт Виктор Кривулин писал: «В конце 80-х мода на концептуализм захватывает и русскую провинцию. Пригов и Рубинштейн опознаются как ключевые культурные герои эпохи распада Большого Советского Мифа. Пригов пришел в поэзию из изобразительного искусства, перенеся в свои тексты приемы коллажирования и чисто инсталляционные принципы работы с готовыми вещами («ready made»). В качестве таких «готовых вещей» он использует хрестоматийные тексты, клишированные идеологические формулы, ритуальные словесные жесты. Его поэзия абсолютно лишена лирического субъекта, это набор высказываний, восходящих якобы к усредненному советскому человечку, микроскопическому наследнику гоголевского Акакия Акакия Башмачкина. Пригов говорит обо всем, не умолкая ни на секунду, с пародийной серьезностью откликаясь на любые актуальные ситуации и обнаруживая при этом тотальную бессодержательность самого процесса поэтического говорения. (Полвека русской поэзии. Предисловие к Антологии новейшей русской поэзии – Милан, 2000).

«Умный Пригов может доходчиво растоловать смысл своих принципиально бессмысленных сочинений, ставя рекорд надувательства», – пишет критик Станислав Рассадин.

С большим сочувствием высказывается литературовед О.Лекманов: «…Д.А.Пригов, как и Владимир Сорокин – стал добровольной жертвой собственных экспериментов, – эстетических, и этических – обозначив край, далее коего идти нельзя, за который можно только заглянуть».

Между тем, неискушенный читатель может найти в приговских текстах и отражение жизни, и искренне чувство (или, возможно, удачную его имитацию).

Издания: Слезы геральдической души, 1990; Пятьдсят капелек крови , 1993; Явление стиха после его смерти , 1995; Запредельные любовники , 1995; Сборник предуведомлений к разнообразным вещам , «Ad Marginem», 1995; Дмитрий Александрович Пригов. Собрание стихов , в двух томах, Wiener Slawistischer Almanach, Вена, 1997; Написанное с 1975 по 1989 , 1997; Советские тексты , 1997; Евгений Онегин , 1998; Живите в Москве. Рукопись на правах романа , 2000; Только моя Япония , 2001; Исчисления и установления. Стратификационные и конвертационные тексты , 2001.