Дионисий хитров. Кто был этот человек и за что его помнит Якутия

Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной года учился он недолго у дворовых людей, затем – у мужа сестры, изучая Часослов , Псалтири и отчасти – Октоих , но не совсем успешно. В сентябре года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.

Якутский благовестник

По прибытии, Димитрий 16 марта года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием , следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника – тем же владыкой 6 апреля того же года к . Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.

С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня года по 1 июля года, в году – общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе , в году – законоучителем в Якутском казачьем училище, в году – членом Якутского духовного правления, с по год – благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря года – членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря года в звание миссионера . В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .

О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До года им предпринято было шесть подвижнических похода – два в Колымск , два на Аллохан , один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам , которые, никогда не видавши христианского богослужения , могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны . В году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск , Вилюйск , Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.

Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея , с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.

31 декабря года был определен исполняющим должность ректора Якутской духовной семинарии и преподавателем богословских наук. 30 июля года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви , в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости ее с вышеуказанными.

11 января года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В году – назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта года – благочинным Градо-Якутских церквей.

В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который

опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.

7 июля года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским , викарием Камчатской епархии . Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия , в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.

Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского . Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве , утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.

Епископ Уфимский

12 декабря года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он

В центре Москвы, в Покровском женском монастыре, известном всей России покоящимися в нем мощами блаженной Матроны Московской, висит табличка: «Преосвященный Дионисий (Хитров) - первый епископ Якутской епархии». Именно здесь, под Покровским собором почиют честные останки архипастыря. Мемориальную доску торжественно открыли 20 октября 2014 года: в тот день архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил заупокойную литию, вместе с ним об упокоении души просветителя земли Саха молилась делегация из Якутии.

Кто был этот человек и за что его помнит Якутия?

Горькое детство

Будущий епископ Якутский и Вилюйский родился 22 октября 1818 года в селе Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной семье. Отец его, Василий Иванович, был пономарем - так называется низший церковный служитель, читающий и поющий на службе, бьющий в колокол, помогающий на богослужении. Нужда была такая, что мать, Мария Игнатьевна, плакала, ожидая рождения младшего ребенка. Слезы вообще будут часто сопровождать его жизнь.

В крещении от руки хитровского священника Тимофея Венцева младенец получил имя Димитрий. Тот же священник начал учить шестилетнего Димитрия грамоте, а уже в десять лет мальчик поступил в духовное училище. Два года спустя учеников отправили по домам из-за эпидемии холеры. Дмитрий возвращается домой и обнаруживает, что родной дом сгорел. Несчастьям нет конца: еще через два года Мария Игнатьевна, провожая сына в училище, предупредит его о своей скорой смерти. Но судьба была еще более жестока: в 1832 скончались и отец, и старший брат Дмитрия, у которого он жил во время учебы.

Как спасался от отчаяния совсем юный Дмитрий Хитров? Не учебой ли? Училище он заканчивает «с похвалой», а затем поступает в Рязанскую семинарию…

Якутский миссионер

1840 год. Указом Священного Синода десять лучших воспитанников Рязанской семинарии направляются на несение миссионерского служения в Иркутскую епархию. Среди них - Дмитрий Хитров. Чуть позже молодой человек вступает в брак и вскоре вместе с супругой отбывает в Сибирь.

Уже весной 1841 года епископ Камчатский Иннокентий рукоположил Димитрия во диакона, а затем и во священника Градоякутской Преображенской церкви - ныне кафедрального собора. Первые послушания молодого священника были связаны с просветительской работой: преподаватель в духовном училище, катехизатор (занимался подготовкой к крещению и наставлением в основах веры) в Троицком соборе, законоучитель в казачьем училище, с 1858 года - ректор семинарии… В 1844 году, отец Димитрий становится духовником сельского духовенства - это значит, что святитель Иннокентий увидел в своем подчиненном человека духовного и молитвенного.

Но самое главное - отец Димитрий проповедует. Будучи священником походных церквей, сначала Никольской, а затем - Благовещенской, он ежегодно объезжает до десяти тысяч верст (из-за отклонений от маршрута - даже больше), неся слово Божье не знавшим тогда Христа людям. К 1849 году священник посетил почти все приходы Верхоянского и Колымского округов, Оймяконский край, Аллах-Юнь, Нелькан, Учур и Тимптон; пастырь посещал кочевья тунгусов, скитавшихся в верховьях Олёкмы, охотских тунгусов… В 1852 году он предпринял путешествие через Оленёк, Вилюйск, Олёкминск - здесь крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых. Дорога заняла около четырех с половиной тысяч верст.

В своей автобиографии отец Димитрий пишет: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего некоторые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цынги, до конца расстроили свое здоровье». Добавим к этому тот факт, что отец Димитрий старался строго поститься - а в Якутии не было ни хлеба, ни во многих местах даже рыбы!

Официально в звание миссионера священник Димитрий Хитров был возведен указом Священного Синода только 31 декабря 1851 года. Можно сказать, что указ опоздал на десять лет.

«Божественное слово на родном языке»

Якутского языка отец Димитрий в первые годы не знал. Это было серьезной проблемой: в одной из первых поездок по Якутии священник столкнулся с невозможностью исповедать умирающего. Да и крещение без изъяснения основ веры рисковало стать только красивым ритуалом, не преображающим душу.

Архиепископ Иннокентий благословил священника изучать не только языки местного населения, но и нравы, и быт - и тот преуспел так, что в 1853 году первым возглавил Комитет по переводу духовных книг на якутский язык. В обязанности отца Димитрия входил не только перевод, но и редактура (что требовало понимания реалий якутской жизни). Тогда он составил «Краткую грамматику якутского языка», а главное - первую якутскую азбуку на основе кириллицы.

Производительность переводческого комитета была колоссальной. За два года в Москве на якутском языке были отпечатаны все книги Нового Завета, кроме Откровения Иоанна Богослова, Бытие и Псалтирь, многие богослужебные книги, катехизическое поучение архиепископа Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное»...

А 19 июля 1859 г. в Троицком соборе состоялось важное событие в истории Якутии: архиепископ Иннокентий впервые совершил богослужение на якутском языке. Очевидцы вспоминали: «первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

Епископ Дионисий

Поразительно, сколько испытаний выпало на долю этого безмерно одаренного и ревностного человека. Бедность и раннее сиротство в детстве сменились новой скорбью: супруга отца Димитрия страдала тяжелым психическим недугом. Святитель Иннокентий желал видеть своего сотрудника архиереем, для чего тому необходимо было принять монашеский постриг. «Лучшего для Якутской епархии не найти!» - пишет святой архипастырь.

В той ситуации расторжение брака было допустимым. Но отец Димитрий отказался оставлять жену. Лишь после ее кончины в 1867 он принимает монашество с именем Дионисий и назначается викарием Камчатской епархии - епископом Якутским.

В 1870 году учреждается самостоятельная Якутская епархия. Владыка Дионисий получает титул «Якутский и Вилюйский».

Архипастырское служение ничуть не умерило миссионерского рвения владыки. «Монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу», - пишет он. И направляется за две тысячи верст от Якутска, в Колымский округ, который архиереи не посещали с начала XVIII в. по причине отдаленности.

Остались письменные воспоминания владыки Дионисия о тех поездках. Не скрывая бытовых трудностей и опасностей дальнего путешествия, он тепло пишет о своей пастве: «Какие везде воздавали моему окаянству поклонения, о том стыдно и передавать: даже некрещеные падали ниц и потом уже принимали благословение и лобызали руку… Извольте-ка обнаженною десницею благословить их сот пять человек при пятидесятиградусном морозе. А какая простота в их обычаях и образе жизни! Многому бы следовало нам поучиться у них».

Уважение к культуре коренных народов он проявлял и на деле - именно благодаря трудам епископа Дионисия был записан по-якутски и сохранился для потомков эпос Олонхо.

Народ отвечал взаимностью. На архиерейских службах Троицкий собор был переполнен!

Здоровье архипастыря было подорвано - владыка страдал ревматизмом, и в 1879 году был вынужден отправиться в Забайкалье на лечебный отпуск. Впрочем, об оставлении места служения речь не шла: «Будь я простой протоиерей, я бы давно оставил Якутск, но, связанный обетами монашества, покоряюсь безропотно Промыслу Божию», - пишет архиерей.

Лишь в 1883 году епископ Дионисий (Хитров) был переведен на Уфимскую кафедру, где продолжил просветительские труды.

Осенью 1896 года отправился для лечения в Москву, где и скончался.

21 сентября 2016 г. в связи с 120-летием блаженной кончины епископа Дионисия (Хитрова) (1818-1896) Якутская епархия проводит межрегиональную научно-практическую конференцию "Православие в истории Якутии. Преосвященный Дионисий - первый Якутский архиерей". Для участия в конференции приглашаются ученые, деятели науки и культуры, преподаватели учебных заведений, студенты вузов, семинарий и духовных академий. Присылайте ваши материалы до 1 сентября в оргкомитет: 677018, г. Якутск, ул. Кирова, 8, Епархиальное управление Якутской и Ленской епархии. Тел. 8 914 275-30-52, e-mail: [email protected].

Литература:

1. Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова. Дионисий (Хитров) // Православная энциклопедия. - http://www.pravenc.ru/text/178415.html

2. Дмитриева И. А., Юрганова И. И. Божьи люди. - Якутск, 2015.

Некролог

Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.

Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).

("Московские Ведомости", 1896 № 249).

Библиография

"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.

"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.

"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).

О нем:

"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.

"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.

"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.

"Русское Слово", 1896, № 244.

"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.

"Московские Ведомости", 1901, № 360.

) - епископ Русской православной церкви , епископ Уфимский и Мензелинский . Миссионер, один из переводчиков священного писания и богослужебных текстов на якутский язык . Лично разработал Грамматику якутского языка и первый Букварь, осуществлял корректуру всех изданий и их подготовку к печати

Биография

Родился 22 октября 1818 года в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии Василия Ивановича Хитроваи Марии Игнатьевны Хитровой. В раннем возрасте он осиротел и остался без каких-либо средств к существованию .

С 6 лет обучался грамоте в доме священника Тимофея Венцева, затем у дворовых людей. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище, где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 году осиротел, умер и старший брат-пономарь Вознесенской церкви села Хитрово Василий Васильевич Хитров, у которого жил Дмитрий Хитров во время учебы.

В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию .

Вступил в брак и 22 января 1841 года вместе с супругой-Александрой Ивановной отправился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона , а 6 апреля того же года - во священника Преображенской церкви города Якутска , после чего пятнадцать лет (1841-1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев. В1841после рождения первенца- Михаила, Алексадра повредилась рассудком, это заболевание не оставляло ее до смерти 8 ноября 1863 г.

Возведённый в сан протоиерея, с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.

Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».

3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий (точная дата не установлена).

В состав Камчасткой епархии входили на тот момент материковые области Империи Дальнего Востока и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически был самостоятельным архиереем, который решали все вопросы, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан .

С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры , состоял самостоятельным епископом.

многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя миру Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие десятки тысяч людей, строил храмы, школы, устраивал церковную жизнь .

Самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики , а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета , Книги Бытия , Псалтири , Служебника , Требника , Каноника , Часослова и целого ряда произведений религиозной литературы .

За свои многолетние труды в 1881 году был избран в почётные члены