Чему учат сказки писателя шарля перро. Урок внеклассного чтения.Чему нас учат сказки Ш. Перро? Чему учат сказки шарля перро

Сказка Шарля Перро "Золушка"

Главные герои сказки "Золушка" и их характеристика

  1. Золушка, молодая девушка 18 лет, очень добрая, очень красивая, работящая. великодушная, очаровательная, обладает всеми мыслимыми положительными качествами.
  2. Принц, молодой и красивый, настойчивый, верный. Легко влюбился в Золушку.
  3. Мачеха, злая и не добрая. Любила только своих дочерей, а с Золушкой обращалась очень плохо.
  4. Сестры, дочери мачехи, характером пошли в свою мать.
  5. Отец, тихий и послушный человек, подкаблучник
  6. Фея, волшебница, которая творит добро.
План пересказа сказки "Золушка"
  1. Смерть матери
  2. Злая мачеха
  3. Злые сестры
  4. Принц дает бал
  5. Мак и просо
  6. Появление феи
  7. Волшебство
  8. Золушка на балу
  9. Фасоль и горох
  10. Золушка теряет туфельку
  11. Принц ищет принцессу
  12. Свадьбы Золушки и сестер.
Краткое содержание сказки "Золушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отец Золушки после смерти супруги женится на злой мачехе.
  2. Принц дает бал, и мачеха с дочерьми отправляется на бал.
  3. Фея дает Золушке карету и коней, красивое платье, но предупреждает про полночь
  4. Золушка всем очень нравится, но на второй день забывает про время и теряет туфельку.
  5. Принц ищет прекрасную незнакомку и туфелька подходит Золушке.
  6. Золушка выходит замуж за принца.
Главная мысль сказки "Золушка"
Красота, умение прощать и доброжелательность являются самыми прекрасными человеческими качествами.

Чему учит сказка "Золушка"
Эта сказка учит нас ценить в человеке его положительные качества. Не обращать внимание на внешний вид, а судить о человеке по его поступкам. Учит не держать зла на завистников и уметь прощать то, что можно простить. Учит тому, что добро всегда будет вознаграждено.

Отзыв на сказку "Золушка"
Сказка "Золушка" мне очень нравится, ведь в ней совершенно счастливый конец. Конечно поведение мачехи и ее дочерей заслуживает порицания, но Золушка их простила и это просто прекрасно. Золушка была очень красивой и при этом очень доброй, а потому она заслужила свое счастье с принцем.

Признаки волшебной сказки в сказке "Золушка"

  1. Волшебные превращения: карета, кони, кучер, лакеи, платье
  2. Волшебный помощник, сказочное существо - фея и волшебная палочка.
Пословица к сказке "Золушка"
Красота до вечера, а доброта навек.
Что ни делается, все к лучшему.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Золушка"
До 16 лет Золушка счастливо жила со своими родителями, но потом мама девочки умерла.
Через два года отец Золушки женился на другой и мачеха стала заставлять Золушку делать всю работу по дому, поэтому девочка вечно ходила грязная и в золе.
Сестры Золушки были такие же злые, как мачеха и придирались к Золушке из-за ее красоты.
Однажды принц объявил, что дает бал на несколько дней и мачеха с сестрами собиралась пойти на бал. Мачеха рассчитывала выдать одну из дочерей за принца, а другую за министра.
Она дала Золушке задание отделить маковые зерна от проса и вместе с дочерьми уехала.
Золушка расплакалась, но тут появилась прекрасная фея и мигом отделила мак от проса.
Потом она велела Золушке принести тыкву и сделала из нее карету. Шесть мышей из мышеловки стали лошадьми, а крыса - кучером. Шесть ящериц фея превратила в лакеев, а платье Золушки в прекрасный наряд из золотой и серебряной парчи. Так же фея дала Золушки прекрасные туфельки и предупредила, что в полночь ее волшебство потеряет силу.
Золушка поехала на бал и все были поражены красотой неизвестной принцессы. Сам принц постоянно танцевал с Золушкой и угощал ее фруктами.
А Золушка поделилась апельсинами со своими сестрами и вежливо с ними говорила.
Без пяти двенадцать Золушка уехала из дворца.
Когда мачеха и сестры возвратились они много рассказывали о принцессе и сердились, что вся работа по дому была выполнена.
На следующий день мачеха и сестры опять уехали на бал, а следом отправилась Золушка, ведь фея снова помогла ей - отделила мешок гороха от мешка фасоли.
На этот раз Золушка забыла про время, и, когда часы стали бить полночь, торопливо убежала, потеряв по дороге туфельку.
Мачеха и сестры считали, что принц влюблен в неизвестную принцессу.
И действительно принц велел всем девушкам в стране примерить туфельку.
Примерили ее и сестры Золушки, но никому туфелька не подошла.
Тогда принц собрался уходить, но отец вспомнил про Золушку и принц дал ей примерить туфельку. Туфелька пришлась в пору, а Золушка достала вторую.
Принц узнал свою принцессу, а фея снова превратила платье Золушки в нарядное.
Золушка вышла замуж за принца, а сестер выдала за вельмож.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Золушка"

И вот, повинуясь взмаху волшебной палочки, расступаются густые заросли веков и выходит на потрескавшиеся ступени погруженного в волшебный сон сказочного замка ОНА — Матушка Гусыня. Кокетливо поправив клювом белые перышки на левом крыле, она устраивается поудобнее и начинает одну из своих удивительных, никогда не стареющих сказок... «СКАЗКИ НУЖНЫ ВСЕГДА!» — так заявили в один голос все наши конкурсанты от мала до велика. Самые юные читатели просто горячо и искренне утверждали это, ребята постарше пытались убедить взрослых в необходимости сказок, придумывая свои волшебные миры, а старшеклассники написали на эту тему настоящие научные трактаты. Интересных размышлений и сочинений пришло великое множество, поэтому и победителей будет несколько. Особенно нас порадовали ученики 516-й и 386-й школ Санкт-Петербурга — самые «урожайные» на сказки школы, в которых учатся непревзойденные мыслители и фантазеры! Некоторые работы победителей мы публикуем в журнале, а остальные можно будет прочитать на сайте «Костра». Спасибо всем участникам конкурса! А победители получают сказочные подарки — замечательные книги знаменитого издательства «АЗБУКА».

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА:

МЛАДШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (1-4 классы):

ПЕРВОЕ МЕСТО.
Ученики младших классов Приморской специальной школы-интерната Выборгского района Ленинградской области

ВТОРОЕ МЕСТО.
Вова БОГДАНОВ, 3 класс, школа № 516

ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Олег БГАНЦЕВ,
3 класс, школа № 516

СРЕДНЯЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (5-8 классы):

ПЕРВОЕ МЕСТО.
Артем КИСЛОВ, 8 класс, школа № 516

ВТОРОЕ МЕСТО.
Андрей ФИРСОВ, 6 класс, школа № 386

ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Мария МАТВИЕНКО, 6 класс, школа № 386

СТАРШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА (9-11 классы):

ПЕРВОЕ МЕСТО.
Катя ВОРОБЬЕВА, 10 класс, школа № 386

ВТОРОЕ МЕСТО.
Армина ДАВТЯН, 10 класс, школа № 386

ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Николай КОРОЛЕВ,
10 класс, школа № 386

Нужны ли нам сегодня сказки Шарля Перро?

В наш стремительный и быстрый век мы все чаще забываем о книгах, а все больше увлекаемся телевизором и компьютером. Но в любой компьютерной игре царят жестокость и зло. Или в тебя стреляют, или ты. И не всегда в игре побеждает добро. Наступает момент, когда телевизор и компьютер надоедают. И вот тогда берешь в руки книжку Ш. Перро. Любую сказку: «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах». Добрые, наивные, старые сказки. Они учат людей быть добрее, милосерднее, человечнее. И человек, прочитав сказку Ш. Перро, не пойдет на улицу хулиганить.

Так нужны ли нам сегодня сказки Ш. Перро? Мне кажется, что именно сегодня они нам очень нужны. Нужны, как никогда!

Вова Богданов, 3 «б» класс, школа № 516

Вам письмо!

Я жду своих, а их все нет. Сижу, смотрю в окно. А там кружат по площади, снуют туда-сюда машины. И вдруг звонок. Иду к двери, спрашиваю: «Кто там?» А в ответ: «Вам письмо, месье». Как будто это французское слово относится ко мне. Но я знаю лишь одного француза — Шарля Перро, сказочника, который когда-то давно жил во Франции. При чем же здесь я? А из-за двери вдруг раздается громкое «мяу!». Смотрю в глазок и вижу: стоит перед дверью кот с большими усищами, а на задних лапах громадные сапоги. Передними лапами он держит конверт, весь в белых лилиях на голубом фоне. Я замер от удивления. А кот опять тянет к звонку свою бархатную лапку и нажимает на кнопку звонка. Я очнулся и увидел, что в комнате стоит мама. «Ты что, заснул?» — спросила она меня. А я ничего понять не могу и говорю: «Где же кот в больших сапогах?» И тут вдруг я понимаю, что, за исключением мамы, мне все приснилось. «Если ты прочитаешь на ночь «Золушку», кого ты в гости будешь ждать: волшебницу, принца или саму Золушку? А после «Красной шапочки» — волка?» — спрашивает мама. Я вижу, что она не сердится, помогаю разбирать сумки, а сам все еще поглядываю на дверь. Уж слишком настоящим и умным был этот кот в сапогах. Как жаль, что я не успел взять у него письмо!

Андрей Фирсов, 6 «а» класс, школа № 386

Письмо из сказки

Здравствуйте! Меня зовут Мальчик-с-пальчик. Я живу в сказке. Моего отца зовут Шарль Перро, у меня много друзей: Красная Шапочка, Золушка, Кот в сапогах. Все они очень добрые и умные.

Красная Шапочка — моя самая лучшая подруга. Она так любит свою бабушку, что не боится ходить через страшный, темный лес, чтобы навестить ее. Правда, я все время ругаю ее за излишнюю доверчивость и неосмотрительность, но она такая искренняя и жизнерадостная, что злиться на нее просто невозможно. Да ведь в жизни так и бывает, что зло всегда отступает перед добром. Золушка... Я с ней дружу с самого детства. Она такая умница, такая трудолюбивая, терпеливая и искренняя. Ведь она никогда не перечила своей злой мачехе и ее дочерям, хотя ей бывало тяжело и очень грустно. И, конечно, за все это она вознаграждена! Ее крестная, фея, подарила ей очень красивый наряд, и удивительно, что Золушка была ей так благодарна, хотя знала, что все это только до полуночи. Как же ей хотелось хоть немножко быть счастливой, и как здорово, что она умеет радоваться мимолетному счастью. Разве может быть, чтобы эта девочка не была счастливой! Конечно, она нашла своего принца, потому что очень этого хотела и очень в это верила.

А вот у Кота в сапогах стоит поучиться находчивости и смекалке. Как лихо он обвел вокруг пальца короля и самого людоеда!

Да, решиться на визит в страшный замок — это храбрый поступок. А главное, что все это он делал ради своего друга. Все эти герои — фантазия моего отца. Ему так хотелось, чтобы люди научились смотреть на мир глазами детей. Мне кажется, что каждый из вас хочет быть лучше, несмотря на то, в каком веке он живет — в далеком восемнадцатом или в прогрессивном двадцать первом. Ведь я прав?

Артем Кислов, 7 «А» класс, школа № 516

Я люблю вас всех!

Сказки нужны всем, и детям и взрослым. Сказки поучают разным мудростям и учат жить. Книги помогают людям отвлечься от городской суеты и от электронных приборов. Без сказок наша жизнь была бы скучной. Каждый, прочитав половину сказки, думает о продолжении и развязке! Взрослые читают детские книги и ощущают себя детьми. У взрослых есть и приятные воспоминания о детстве и не очень, но у всех нас есть прошлое, настоящее и будущее. Каждый из нас уже любил, любит и, конечно, будет любить. Мы живем ради чувств! Без чувств мы бы не смогли прожить, так же мы и горевали, горюем, будем горевать, но самые приятные чувства на Земле — это светлые, высокие и добрые. Каждый должен понимать, что мы не просто пришли на эту планету, а у нас есть определенная миссия, задание.

Любите, плачьте, дышите, скучайте, будьте счастливы, любимы, несите добро, ласку. Главное — почувствовать это нам всем в этой жизни, слышать шум деревьев, листьев, увидеть всю красоту жизни, природы, золото каждого одуванчика, ведь это создано все для нас! Любите это! Умейте почувствовать это, не будьте так бессердечны, признайтесь всем в своих добрых чувствах. Я люблю вас всех! Люблю!!! И желаю, чтобы вы все испытывали такие же замечательные чувства! Я желаю вам любви, здоровья, бодрости духа и самое-самое: никогда не будьте одиноки! Если вы будете относиться к другим так, как сами хотели бы, чтобы относились к вам, вы никогда не будете одиноки!!!

Мария Матвиенко, 6 «а» класс, школа № 386

>>Литература 2 класс >> Литература: Волшебные сказки Шарля Перро

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО

(урок-викторина)

Цели : познакомить детей с произведениями Шарля Перро; обратить внимание на близость морали в сказках Перро русским народным сказкам; научить строить собственные суждения; развивать речь детей, память, внимание.

Подготовка к уроку: дети за неделю до урока получают задание следующего содержания: прочитать сказки «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Подарки феи», «Золушка», «Синяя борода», «Ослиная шкура», «Рике-хохолок», «Спящая красавица», «Кот в сапогах».

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Вступительное слово учителя.

– Какие книги Ш. Перро вы прочитали к этому уроку? (Обращает внимание на выставку книг по теме.)
– Вам понравились его сказки?
– Чему они учат?
– Сегодня мы с вами еще раз откроем страницы любимых сказок Ш. Перро и окажемся в удивительном мире его героев. Но сначала послушаем сообщение о самом сказочнике.


III. Сообщение учеников о биографии Ш. Перро, истории создания сказок.

Это задание дается индивидуально как домашнее.

IV. Викторина.

Тур I. «Сказка сказывается»

Учитель зачитывает отрывки из сказок. Дети называют сказку.

Тур II. «Кроссворд»

Дети получают схему кроссворда (одну на двоих. Работают в парах. Первые пять пар, решившие кроссворд правильно, получают очки).

По горизонтали: 4. Предмет, которым уколола себе руку Спящая красавица. 6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда. 7. Овощ, из которого была сделана карета Золушки.

По вертикали : 1. Что собирала Красная Шапочка, идя по дороге к бабушке? 2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчика? 3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»? 5. Из чего была сделана туфелька Золушки? 8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-хохолок», когда гуляла по лесу?

Ответы:
По горизонтали:4. Веретено. 6. Кровать. 7. Тыква.

По вертикали: 1. Цветы. 2. Дровосек. 3. Мельница. 5. Хрусталь. 8. Кухня.

Физкультминутка

Подведение итогов по первому и второму турам (называются победители).

Тур III. «Подумай – ответь».

1) В какой сказке герою помогают находчивость и смекалка?
2) Во всякой ли сказке награда приходит за трудолюбие и доброту?
3) Какая сказка кажется вам:
– самой интересной;
– самой страшной;
– самой веселой;
– самой печальной;
– самой поучительной?

Тур IV. «Приглядитесь внимательно».

На доске – иллюстрации художников к различным сказкам Ш. Перро. Детям нужно определить, к какой сказке иллюстрация, вспомнить и пересказать эпизод, к которому она подходит.

V. Подведение итогов урока.

– Чему учат сказки Шарля Перро?
– Чем они похожи на русские сказки?

VI. Награждение победителей викторины.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

МОУ «Новоусманская СОШ №4»

Окружной конкурс методических разработок.

Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме: «Чему учат нас сказки Ш. Перро?»

Учитель начальных классов Павлова М.В.

Новая Усмань 2015 год.

Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Чему учат нас сказки Ш. Перро?»

Тема урока: Чему учат нас сказки Шарля Перро?

Цель урока:

    Познакомить учащихся с биографией и творчеством Шарля Перро.

    Расширить представление о волшебной сказке.

    Восстановить вместе с детьми ход сказки.

    Повышать творческий интерес детей.

    Воспитывать нравственные черты характера.

Ход урока.

Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир сказок Шарля Перро. У нас на уроке присутствуют гости. И в течение урока гости ещё будут приходить к нам. Итак, путешествие начинается…

Франция времён короля Людовика 14. Посмотрите, какая история произошла однажды с двумя мальчиками такими же, как вы.

Просмотр отрывка из документального фильма «Шарль Перро». (Приложение 1)

Как вы думаете, вернуться мальчики в школу?

Как звали мальчиков, и что ожидало их в жизни, мы узнаем сегодня на уроке.

    Актуализация знаний

Ребята, мне показалось, что кто то стучит в дверь. Кто бы это мог быть? (входит мальчик в костюме Шарля Перро)

Шарль Перро рассказывает свою биографию в сопровождении презентации.(Приложение 2)

«Давным – давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) родился я - Шарль Перро. Я родился 12 января 1628 года. в семье адвоката. Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы. Столица этой страны – Париж. Я не был дворянином, но отец, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование.

О том, что надо учиться, я слышал с детства от отца, который был адвокатом парижского парламента. Он говорил: «Для службы необходимо учение. Ибо учение – величайшее благо человека». Да и мать моя была очень образованной женщиной. Она сама учила детей читать и писать. С 8 лет я обучался в университетском колледже Бова. Отец ежедневно проверял мои уроки. Только дома с отцом я мог спорить и отстаивать свою точку зрения. В школе надо было только зубрить и повторять за учителем. Моя школьная биография – биография типичного отличника. За время обучения ни я, ни мои братья, ни разу не были биты розгами - случай по тем временам исключительный.

И, те не менее, колледж я бросил и обучался самостоятельно.

В течение трёх лет я брал частные уроки права и получил диплом юриста. В 23 года начал карьеру адвоката.

Но вот наступил 1696 год, мне уже 65, и в журнале "Галантный Меркурий" без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год в Париже вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг- невероятный успех.
Как настоящий сказочник, я сделал свои сказки ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году - прочтите "Золушку": сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица - по описанию точь-в-точь Версаль!
На русском языке мои сказки впервые вышли в Москве в 1768 году. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице

УЧИТЕЛЬ. Мог ли думать прославленный в свое время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и ученые трактаты, а тоненькая книжка сказок. Все забудется, а она останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, - любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.

Так как же звали мальчика, сбежавшего однажды с урока?

    Открытие детьми нового знания.

Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Отгадайте, какой?

«Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Что б мне в золочёной карете

Поехать скорее на бал» (Золушка)

Вы слышите музыку? Наверное это Золушка спешит к нам…(входит Золушка и поёт песню, «Хоть поверьте, хоть проверьте…» (Приложение 3)

Но вчера приснилось мне,

Буд-то принц за мной примчался,

На серебряном коне.

И встречали нас танцоры,

Барабанщик и трубач,

Сорок восемь дирижеров,

И один седой скрипач.

Хоть поверьте, хоть проверьте,

Это был чудесный бал,

И художник на манжете,

Мой портрет нарисовал.

И сказал мудрец известный,

Что меня милее нет.

Композитор пел мне песни,

И стихи читал поэт.

Хоть поверьте, хоть проверьте,

Так плясала я кадриль,

Что тринадцать кавалеров,

Отдышаться не могли.

И оркестр был в ударе,

И смеялся весь народ,

Потому что на рояле,

Сам король играл гавот.

Хоть поверьте, хоть проверьте,

Я вертелась как волчок,

И поэтому, наверно,

Потеряла башмачок.

А когда мой сон растаял,

Как ночные облака,

На окне моем стояли,

Два хрустальных башмачка.

Здравствуй, Золушка, мы приглашаем тебя на урок.

    Повторение изученного о жанре сказки.

На уроках чтения мы прочитали много сказок и пришли к выводу, что все сказки можно поделить на 3 группы. Какие?

Сказки.

бытовые волшебные о животных

К какой группе отнесём сказку «Золушка»?

Все сказки Ш.Перро волшебные. Итак, путешествие в волшебный мир сказки начинается.

Чтение учителем начала сказки.

Какие герои встретились нам в начале сказки? (отец Золушки, Золушка, мачеха и её дочери).

Добрые или злые эти герои? Докажите словами из текста. (Работа с текстом)

    Словарно – лексическая работа.

Что означает слово «мачеха»? (работа со словарём)

Почему добрую красивую девушку называли странным именем «Золушка»? Что означает слово «зола»? (работа со словарём) Какое слово в русском языке содержит ещё частичку «зол»? Золото.

ЭВРИКА! Мы сделали открытие! Золушку называли золушкой за её ЗОЛОТОЕ сердце!

Какая пословица подходит Золушке?

    Грязное к чистому не пристаёт.

    Все любят добро, да не всех любит оно.

    Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

    Первичное закрепление.

Какое событие произошло однажды в королевстве? Кто был приглашен на бал? Почему мачеха и её дочери тоже были приглашены? Обрадовалась ли золушка такому известию? Почему? Почему Золушка не могла поехать на бал?

И всё же побывала золушка на балу? Кто помог ёй в этом? Какие чудеса совершала фея? (подтвердите словами из текста)

Какой наказ дала фея Золушке?

И вот золушка на балу! Что обозначает слово «бал» (работа со словарём) А как вы представляете себе бал?

Давайте устроим бал в нашем классе. (На доске вывешиваются нарисованные заранее Золушки в бальных платьях)

Какое впечатление произвела Золушка на окружающих? (чтение отрывка из текста)

Почему Золушка забыла про наказ крёстной?

Просмотр отрывка из мультфильма «Золушка» (Приложение 4)

Что произошло с Золушкой после 12 часов?

Как принц искал золушку? На какую хитрость пошли сёстры Золушки?

Как закончилась сказка?

    Обсуждение проблемы.

Чему учит нас сказка «Золушка»? Какой вывод можно сделать?

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

В сказках Перро всегда побеждает добро. Да разве только в сказках? Ведь если вы внимательно читали сказку, то волшебного в ней только фея. А всё остальное взаправду.

Сказки Перро учат нас самому главному волшебству – жизни на земле.

Ребята у вас на столах лежат кроссворды по сказке «Золушка». Давайте разгадаем их.

    Самостоятельная работа.

Разгадывание кроссворда.

    Итог занятия.

Золушка пришла к нам не с пустыми руками. Она пришла к нам с волшебным сундучком, что же в нём?

ЗОЛУШКА: Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме.

Где старушки- стены

Сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

Видели воочию.

Где огонь свечи

Создает уют

И на книжной полке

Чудеса живут.

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро.

В моём сундучке сказки Шарля Перро. Я хочу, что бы вы читали их на уроках внеклассного чтения.

Наш урок подошёл к концу. И в заключении давайте ещё раз совершим путешествие по волшебным страницам сказки «Золушка»

Просмотр музыкального клипа по сказке «Золушка» (Приложение 5)

    Рефлексия.

На доске расположены кружки трёх цветов (по количеству учащихся).

Кому понравился сегодняшний урок - возьмите красный кружок.

Кому понравился не очень – зелёный.

Кому совсем не понравился – чёрный.

Класс: 2

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографией и творчеством Шарля Перро.
  • Расширить представление о волшебной сказке.
  • Восстановить вместе с детьми ход сказки.
  • Повышать творческий интерес детей.
  • Воспитывать нравственные черты характера.
  • Сохранить особый сказочный настрой.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение учебной деятельности

– Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир сказок Шарля Перро. У нас на уроке присутствуют гости. И в течение урока гости ещё будут приходить к нам. Итак, путешествие начинается…
Франция времён короля Людовика XIV. Посмотрите, какая история произошла однажды с двумя мальчиками такими же, как вы.

Просмотр отрывка из документального фильма «Шарль Перро».

– Как вы думаете, вернуться мальчики в школу?
– Как звали мальчиков, и что ожидало их в жизни, мы узнаем сегодня на уроке.

II. Актуализация знаний

– Ребята, мне показалось, что кто то стучит в дверь. Кто бы это мог быть?

Входит мальчик в костюме Шарля Перро. Шарль Перро рассказывает свою биографию в сопровождении презентации.

– Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) родился я – Шарль Перро. Я родился 12 января 1628 года. в семье адвоката. Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы. Столица этой страны – Париж. Я не был дворянином, но отец, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование.
О том, что надо учиться, я слышал с детства от отца, который был адвокатом парижского парламента. Он говорил: «Для службы необходимо учение. Ибо учение – величайшее благо человека». Да и мать моя была очень образованной женщиной. Она сама учила детей читать и писать. С 8 лет я обучался в университетском колледже Бова. Отец ежедневно проверял мои уроки. Только дома с отцом я мог спорить и отстаивать свою точку зрения. В школе надо было только зубрить и повторять за учителем. Моя школьная биография – биография типичного отличника. За время обучения ни я, ни мои братья, ни разу не были биты розгами – случай по тем временам исключительный.
И, те не менее, колледж я бросил и обучался самостоятельно.
В течение трёх лет я брал частные уроки права и получил диплом юриста. В 23 года начал карьеру адвоката.
Но вот наступил 1696 год, мне уже 65, и в журнале "Галантный Меркурий" без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год в Париже вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг – невероятный успех.
Как настоящий сказочник, я сделал свои сказки ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году – прочтите "Золушку": сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица по описанию – точь-в-точь Версаль!
На русском языке мои сказки впервые вышли в Москве в 1768 году. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

Учитель. Мог ли думать прославленный в свое время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и ученые трактаты, а тоненькая книжка сказок. Все забудется, а она останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.
Так как же звали мальчика, сбежавшего однажды с урока?

III. Открытие детьми нового знания

– Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Отгадайте, какой?

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Что б мне в золочёной карете
Поехать скорее на бал. (Золушка)

– Вы слышите музыку? Наверное это Золушка спешит к нам… (входит Золушка и поёт песню, «Хоть поверьте, хоть проверьте…»)


Но вчера приснилось мне,
Будто принц за мной примчался,
На серебряном коне.
И встречали нас танцоры,
Барабанщик и трубач,
Сорок восемь дирижеров,
И один седой скрипач.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Это был чудесный бал,
И художник на манжете,
Мой портрет нарисовал.
И сказал мудрец известный,
Что меня милее нет.
Композитор пел мне песни,
И стихи читал поэт.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Так плясала я кадриль,
Что тринадцать кавалеров,
Отдышаться не могли.
И оркестр был в ударе,
И смеялся весь народ,
Потому что на рояле,
Сам король играл гавот.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Я вертелась как волчок,
И поэтому, наверно,
Потеряла башмачок.
А когда мой сон растаял,
Как ночные облака,
На окне моем стояли,
Два хрустальных башмачка.

– Здравствуй, Золушка, мы приглашаем тебя на урок.

IV.Повторение изученного о жанре сказки

– На уроках чтения мы прочитали много сказок и пришли к выводу, что все сказки можно поделить на 3 группы. Какие?

Сказки.

бытовые волшебные о животных

– К какой группе отнесём сказку «Золушка»?
– Все сказки Ш.Перро – волшебные. Итак, путешествие в волшебный мир сказки начинается.

Чтение учителем начала сказки.

– Какие герои встретились нам в начале сказки? (Отец Золушки, Золушка, мачеха и её дочери).
– Добрые или злые эти герои? Докажите словами из текста.

V. Словарно-лексическая работа

– Что означает слово «мачеха»? (Работа со словарём)
– Почему добрую красивую девушку называли странным именем «Золушка»? Что означает слово «зола»? (Работа со словарём) Какое слово в русском языке содержит ещё частичку «зол»? Золото.

ЭВРИКА! Мы сделали открытие! Золушку называли золушкой за её ЗОЛОТОЕ сердце! Какая пословица подходит Золушке?

  • Грязное к чистому не пристаёт.
  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

VI. Первичное закрепление

– Какое событие произошло однажды в королевстве?
– Кто был приглашен на бал?
– Почему мачеха и её дочери тоже были приглашены?
– Обрадовалась ли золушка такому известию?
– Почему? Почему Золушка не могла поехать на бал?
– И всё же побывала золушка на балу?
– Кто помог ёй в этом?
– Какие чудеса совершала фея? Подтвердите словами из текста.
– Какой наказ дала фея Золушке?
– И вот золушка на балу! А как вы представляете себе бал? (Работа со словарём)
– Давайте устроим бал в нашем классе. (На доске вывешиваются нарисованные заранее Золушки в бальных платьях)
– Какое впечатление произвела Золушка на окружающих? (Чтение отрывка из текста)
– Почему Золушка забыла про наказ крёстной?

Просмотр отрывка из мультфильма «Золушка».

– Что произошло с Золушкой после 12 часов?
– Как принц искал золушку? На какую хитрость пошли сёстры Золушки?
– Как закончилась сказка?

VII. Обсуждение проблемы

– Чему учит нас сказка «Золушка»? Какой вывод можно сделать?

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

– В сказках Перро всегда побеждает добро. Да разве только в сказках? Ведь если вы внимательно читали сказку, то волшебного в неё только фея. А всё остальное взаправду.
Сказки Перро учат нас самому главному волшебству – жизни на земле. Ребята у вас на столах лежат кроссворды по сказке «Золушка». Давайте разгадаем их.

VIII.Самостоятельная работа

Разгадывание кроссворда.

IX. Итог занятия

– Золушка пришла к нам не с пустыми руками. Она пришла к нам с волшебным сундучком, что же в нём?

Золушка:

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме.
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь свечи
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут.
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро.

– В моём сундучке сказки Шарля Перро. Я хочу, что бы вы читали их на уроках внеклассного чтения.

– Наш урок подошёл к концу. И в заключении давайте ещё раз совершим путешествие по волшебным страницам сказки «Золушка».

Просмотр музыкального клипа по сказке «Золушка».

X. Рефлексия

На доске расположены кружки трёх цветов (по количеству учащихся).

– Кому понравился сегодняшний урок – возьмите красный кружок.
– Кому понравился не очень – зелёный.
– Кому совсем не понравился – чёрный.